Музыкально-дидактические игры – как средство развития познавательных способностей детей. Методическая разработка.
методическая разработка (младшая группа)
Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной деятельности детей, они необходимы для формирования музыкальных способностей, помогают детям в доступной форме разобраться в соотношении звуков по высоте, длительности, развивают у детей чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают переносить знания, полученные на музыкальных занятиях в самостоятельную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-дидактические игры – как средство развития познавательных способностей детей
Методическая разработка
Составитель:
Музыкальный руководитель
ГБДОУ № 93
Красногвардейского р-на
Санкт-Петербурга
БУЛАНОВА С.Н.
Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной деятельности детей, они необходимы для формирования музыкальных способностей, помогают детям в доступной форме разобраться в соотношении звуков по высоте, длительности, развивают у детей чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают переносить знания, полученные на музыкальных занятиях в самостоятельную деятельность.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны для понимания ребенка, интересны и привлекательны, только в этом случае они станут возбудителем желания у детей петь, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах и танцевать. Игры должны быть красочно оформлены, должны соответствовать содержанию игры. Так же можно привлечь детей самостоятельно изготавливать музыкально-дидактические игры, подбирать соответствующие иллюстрации, вырезать ритмические карточки.
Развитие музыкальных способностей будет проходить более успешно, если знания, полученные на музыкальных занятиях, будут закрепляться в свободное время, переноситься в свободную музыкальную деятельность. Поэтому хочу предложить подборку игр, в которые можно играть с детьми в группе или в домашних условиях, имея некоторые пособия из бросового материала, домашнюю утварь и т.д. Для этого понадобятся такие инструменты, как ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки, металлофоны, ксилофоны. В домашних условиях роль музыкальных инструментов могут выполнять: любая кухонная утварь (небьющаяся), дети сами легко смогут придумать и выбрать, какие предметы в доме могут издавать звуки ( изготовить их достаточно просто)
Игрушки-шумелки - (коробочки или металлические баночки с крупой, семечками, горошинками)
Барабаны – использовать тазы, кастрюли, стучать по ним половниками, ложками
Представленные мною игры включают в себя все виды музыкальной деятельности, это и слушание, и пение, и распевание, и движения под музыку, танцы, игры, и игру на музыкальных инструментах
Особое внимание уделим играм, которые развивают двигательную активность и двигательную реакцию детей, так как музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение сочетать с музыкально-дидактическими играми в непринужденной игровой форме.
Дидактические игры на музыкальных занятиях можно начинать проводить с младшей группы, эти игры в основном связаны с применением образных пособий. А в старшем дошкольном возрасте основным материалом музыкально-дидактических игр являются настольно-печатные игры, инструменты, фланелеграф, и сделанные собственными руками детей совместно с педагогом или родителями
- «Птички в гнездышках сидят»
Игра для развития звуковысотного слуха
Игровой материал: Детский стульчик и стульчик для взрослого
Дети учатся различать 2 звука, разные по высоте.
Если есть металлофон, то можно проигрывать низкие и высокие нотки, или просто пропевать чик-чирик на низких звуках и высоких поочередно
Предложить ребенку пальчиками перемещаться с низкого стульчика на высокий, в соответствии со звучанием голоса или инструмента
- «Прогулка»
Игра для развития чувства ритма. Принимают участие все дети, можно дать в руки музыкальные молоточки или другие предметы (палочки)
«Мы идем на прогулку, сначала спускаемся по лесенке (медленно стучим). Вышли на улицу – светит солнышко, мы обрадовались и побежали (стучат быстро) Пошел дождик, сначала медленно, потом быстро, потом очень быстро, кто как может, а теперь дождик постепенно кончился ( постепенное ускорение и замедление) А теперь пора домой, (ритмичные удары)
- «К нам гости пришли»
Игра на различение образа и характера персонажа.
Игровой материал: Игрушки би-ба-бо или любые имеющиеся в доме игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка, кошечка)
Ширма настольная или платок, которым можно накрыть игрушку
Музыкальные инструменты – бубен, погремушка, колокольчик, барабан
Ход игры: К нам сегодня в гости пришли игрушки (показать всех, игрушки по очереди здороваются с детьми)
А теперь игрушки хотят с вами поиграть – если звенит колокольчик, то летает птичка, если звучат ложки, то это скачет лошадка, если барабан, то идет медведь и т.д. Предложить детям самим подобрать музыкальные инструменты для каждого персонажа.
- «Найди пару»
Игра на развитие сенсорных способностей, тембрового слуха
Игровой материал: по 2 баночки с наполнителем (горох, соль, семечки, рис и т.д. )
Ход игры: играть с подгруппой детей, у каждого по 1 баночке, нужно найти свою пару, внимательно слушая каждого, сопоставляя свой звук и звук у остальных детей
- «Громко, тихо запоем»
Игра на развитие динамического слуха
Игровой материал: Любая игрушка
Ход игры: Выбирается ведущий, который выходит из комнаты или прячется за ширмой. Дети с воспитателем прячут игрушку, ведущий ребенок ищет игрушку, руководствуясь громкостью звучания, издаваемых детьми (можно придумать любой гласный звук, или напевать ля-ля-ля, Звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает, по мере удаления. Если ребенок нашел игрушку, то он прячет ее в следующий раз.
- «Качели»
Игра на различение звуков по высоте.
Игровой материал: Металлофон или пианино
У каждого ребенка по два предмета (синяя и желтая ленточка, синий и желтый кружочек, синий и желтый кубик и т.д.)
Ход игры: взрослый предлагает детям покататься на качелях
Высокие ноты означают желтый цвет, низкие ноты – синий цвет
Поочередно играть то высокие, то низкие ноты (дети должны показывать желтый или синий предмет).
- «Угадай, на чем играю»
Игра на различение тембра
Игровой материал: любые шумовые или имеющиеся в наличии инструменты, платок или ширма
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель предлагает детям послушать концерт, но не простой, а шуточно-волшебный. Из за ширмы раздаются звуки того или другого инструмента, дети отгадывают на слух. За правильный ответ можно давать ребенку фишку, побеждает тот, у кого больше фишек.
- «Мыльные пузыри»
Упражнение на развитие дыхания, подготовка детей к пению цепочкой
Игровой материал – мыльные пузыри
Ход игры: Ведущий пускает мыльные пузыри, дети зрительно находят один шарик и провожают его глазами, пропевая любую гласную, равномерно распределяя дыхание, расходуя его постепенно, когда пузырь лопнет или дыхание закончится, выбирают другой пузырь и игра повторяется пока не лопнул последний пузырь
- «Веселый оркестр»
Игра на развитие фантазии, творческих способностей, слаженности в исполнении, развитие чувства ритма, динамического и тембрового слуха.
Игровой материал: Любые инструменты или бросовый материал, кухонная утварь
Ход игры: Взрослый предлагает детям поделиться на группы и придумать название своего ансамбля
Взрослый изображает дирижера, который управляет оркестром, по очереди подходит к подгруппам детей и волшебной палочкой «заставляет» играть инструменты. Заранее договориться, какие инструменты играют когда дирижер энергично машет волшебной палочкой, когда плавно, когда четко и ритмично, и т.д. Доставить детям радость от игры на инструментах. Дирижер предлагает поменяться инструментами и продолжить концерт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1065421-1579170333.jpg)
Консультация - практикум на тему "Логические игры, как средство развития познавательных способностей детей"
Педагогам и родителям предлагаются логические игры для детей 5-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/01/picture-1097902-1546350700.jpg)
Квест-игра как средство развития познавательных способностей детей. «В поисках букв»
Технологическая карта квест-игры, которая была показана на фестивале открытых мероприятий педагогов ДОУ "Призвание воспитатель-2018"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-981532-1512319189.jpg)
Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/13/picture-1116505-1550048895.jpg)
«Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Материал по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/01/picture-1168081-1667327247.jpg)
Консультация для педагогов «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Материал для воспитателей ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/08/picture-1385169-1644310405.jpg)
Логико- математические игры, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы: логико-математических игр....