Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей у дошкольников
материал на тему

Петелина Наталья Сергеевна

Предлагается материал из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

      «Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей у дошкольников»

                                                                                        

Каждый родитель хочет для своего ребёнка успешной и счастливой жизни, но не каждый родитель знает, что основу будущих успехов надо закладывать в раннем детстве. Возраст младшего дошкольника имеет в умственном и личностном  развитии принципиальное значение. В 7 лет, когда ребёнок приходит в школу, наступает время ответственности, когда самое главное дело ребёнка - научиться учиться. Но как же тяжело приходится детям, у которых плохо развиты познавательные процессы: им трудно сосредоточиться, они не могут выполнить достаточно простые задания. Такие дети тяжелее адаптируются к школе, к учебному процессу. И я решила направить свою работу именно на развитие у детей  психических процессов.

 Для этого я поставила перед собой цель: изучить теоретические основы и опыт педагогов по организации работы с детьми по развитию познавательных интересов детей. А также выделила ряд задач:

-создать условия  для самовыражения максимальной реализации потенциальных возможностей

-развивать стремление к активной деятельности детей, не дать этому стремлению угаснуть.

- дать детям определенный объем знаний и научить их владеть этими знаниями, навыками умственной работы, развивать активность, самостоятельность мышления.

Не секрет, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Поэтому особое внимание я уделяю дидактической игре. Дидактическая игра является одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

В своей работе я опираюсь на опыт отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.

По мнению учёных и педагогов - практиков развитие познавательных способностей исходит от того, как дети видят, слышат, запоминают, умеют акцентировать  внимание на определённом объекте. А если у них этого нет, то дети будут видеть  окружающий мир  в одной плоскости, у них не будет развиваться любознательность, не будет желания узнать что- то новое.

Чтобы у детей не угасал интерес, для развития произвольности и устойчивости внимания, я ставила перед детьми проблему: как продеть шнурок, чтобы получилась ёлочка? В какой последовательности надо поставить квадратики, чтобы получилась башенка? Какой они должны быть величины? Разработала для малышей ряд дидактических настольно- печатных игр, в которые дети могли играть самостоятельно, используя знания, полученные в ходе совместной деятельности и на занятиях. Игры и пособия обновлю часто, чтобы у детей не угасал интерес к созданию новых образов и желанию объединяться, решая ту или иную проблему.

Также использовала и продолжаю применять для развития познавательных процессов у детей такие развивающие игры как: «Листик», «Фонарики», «Танграм», игры с палочками, «Черепашки» Воскобович,  а также кубики Никитина «Сложи узор»,  где  в процессе игровой деятельности  у детей формируется нестандартное мышление; развивается творческое воображение, сенсорные умения и способности   аналитического мышления.

Дидактические игры также имеют большое значение для сплочения коллектива: н-р, игра- соревнование «Какая команда внимательнее?»,  в которой  предметы разлаживаются   для обеих команд на разных столах. Дети рассматривают их 1 минуту, затем предметы накрывают скатертью. Побеждает команда, участники которой запомнят больше предметов.

Или игра-соревнование «Кто быстрее соберет целое из частей», где каждая команда собирает 1 картинку, разрезанную на несколько частей.

В данных играх развиваются не только познавательные способности: память, внимание, мышление, но и умение работать в коллективе, умение объединяться для достижения общей цели.

Работая с детьми,  я придерживаюсь следующих принципов:

1.     Принцип наглядности. Главная причина эффективности использования дидактических пособий – их наглядность, доступность, красочность. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними.  

2.     Принцип  поэтапности  и  последовательности. Работа ведется от простого к сложному.

3.     Принцип учета возрастных, психологических  особенностей ребенка.

4.     Принцип индивидуально-личностной ориентации. Мир каждого ребенка удивителен и неповторим.  В ребенке заложено множество способностей, которые мы, педагоги, можем помочь развить ему.

    Чем старше становятся  дети, тем сложнее я придумываю задания, ставлю перед ними проблемы, создаю  такие ситуации, чтобы дети для их решения обращались к имеющемуся у них опыту.

    Чтобы удерживать интерес детей, я разрабатываю  новые, более сложные игры. Дети с увлечением соревнуются  на «Твизлере» (развивающий куб), собирают  открытки из частей…

    Конечно, нельзя эту работу вести без поддержки родителей. Но сначала надо разъяснить им значимость таких игровых упражнений с детьми не только в детском саду, но и дома. Поэтому готовлю для родителей консультации, провожу практические занятия, оформляю фотомонтажи, отображающие детей в познавательной и игровой деятельности.  

Радует  то, что дети к переходу в школу научились общаться друг с другом, задавать вопросы, привлекать к их решению взрослых и сверстников, у них появилась уверенность в своих силах и интерес к познанию нового.  А это, в свою очередь- путь к успеху во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...

тема самообразования «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей»

И   ИГРА– один из тех видов детской деятельности,  которые используются  взрослыми в целях воспитания   дошкольников, обучения их различным действиям с предмет...

Музыкально-дидактические игры – как средство развития познавательных способностей детей. Методическая разработка.

Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной деятельности детей, они необходимы для формирования музыкальных способностей, помогают детям в доступной форм...

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Каждый ребенок – неистовый исследователь окружающего мира. Эта способность заложена в них с рождения, он любознателен  и стремится к познанию всего, что его окружает. Именно дошкольный возр...

Консультация для воспитателей ДОУ «Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у дошкольников»

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организован...