Проект "Вперед к будущей профессии"
проект (старшая группа)
Проблема: В настоящее время появляются все более новые, современные термины названий профессий. Беседуя с детьми в группе, мы пришли к выводу, что многие из них не знают где и кем работают их родители. И мы решили, что детям нужно дать больше информации о различных профессиях.
Цель: Познакомиться с профессиями своей семьи. Создать условия для формирования представлений о труде взрослых и его роли в обществе и в жизни каждого человека. А также расширять представление детей о многообразии профессий.
Задачи:
- Узнать у мамы и папы, кем они работают;
- Провести экскурсию на место работы мамы (папы);
- Подготовить презентацию «Профессия моих родителей»;
- Развивать положительные эмоции от коллективной трудовой деятельности;
- Развивать у детей нравственные качества, настойчивость, старательность, ответственность, через ознакомление с трудом взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_repenko_e.a._chereshneva_t.m.docx | 25.33 КБ |
proekt_vpered_k_budushchey_professii.pdf | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
«Вперед к будущей профессии»
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный
Участники: дети, родители, воспитатели.
Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Актуальность:
Формировать представление о профессиях своей семьи - это необходимый процесс, который актуален в современном мире. Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Концепции данного проекта:
- Ранняя профориентация.
- Игровая экспериментальная деятельность – как отражение мировой действительности.
Ранняя профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности и играх. (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан проект «Вперед к будущей профессии»
Проблема: В настоящее время появляются все более новые, современные термины названий профессий. Беседуя с детьми в группе, мы пришли к выводу, что многие из них не знают где и кем работают их родители. И мы решили, что детям нужно дать больше информации о различных профессиях.
Цель: Познакомиться с профессиями своей семьи. Создать условия для формирования представлений о труде взрослых и его роли в обществе и в жизни каждого человека. А также расширять представление детей о многообразии профессий.
Задачи:
- Узнать у мамы и папы, кем они работают;
- Провести экскурсию на место работы мамы (папы);
- Подготовить презентацию «Профессия моих родителей»;
- Развивать положительные эмоции от коллективной трудовой деятельности;
- Развивать у детей нравственные качества, настойчивость, старательность, ответственность, через ознакомление с трудом взрослых.
Ожидаемые результаты проекта:
- Расширяются знание детей о профессиях, понимание детьми значения слова «Профессия»;
- Формируются представления о разнообразии профессий, на основе обобщения трудовых процессов и результата труда;
- Знакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта;
- Формируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться;
- Дети учатся имитировать деятельность людей различных профессий, в ходе сюжетно-ролевых игр;
- Дети активно взаимодействуют со своими родителями.
Методологические основы реализации проекта
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, в рамках реализации проекта, осуществляется с учётом традиционных и современных образовательных технологий:
Технология проектной деятельности
Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. (Л. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).
Технология исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуальнотворческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям типы исследования:
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
Технология интегрированного обучения
Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова).
Информационно-коммуникационные технологии
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
- мультимедийные презентации;
- виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).
Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. В основу этой системы необходимо положить игровую
деятельность, как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.
Технология профориентационной работы:
- Введение нового понятия (слова) или логическая взаимосвязь;
- Техника безопасности;
- Схемы, карты, условные обозначения (работа детей с символическим материалом);
- Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей);
- Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений);
- Конструирование/экспериментальная деятельность (+стимулирование общения детей между собой);
- Игровая деятельность и детское творчество;
- Обсуждение, оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось); - Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря);
- Фотографирование деятельности и объектов;
- Размещение моделей и конструктивных материалов в предметнопространственной среде групп.
1 этап - Подготовительный этап:
- Подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях;
- Чтение художественной литературы;
- Привлечение родителей к сбору материала для реализации проекта.
2 этап - Основной этап:
Продуктивная деятельность:
- Беседа о профессиях (врача, кассира, водителя и т.д.);
- Взаимодействие с родителями (подготовить рассказ родителям о своих профессиях, для рассказывания в группе, посещение занятий);
- Рисование на темы: «Кем я стану, когда вырасту?», «Кем работают мои родители?».
Познавательное развитие:
- Беседы о труде людей, трудолюбии и лени, о профессиях родителей, о значимости труда в жизни каждого из нас;
- Беседы на тему «Кем я стану, когда вырасту», «Моя любимая профессия», «Все профессии важны»;
- Занятие по окружающему миру «Опасные профессии»;
- Просмотр презентаций на мультимедиа «Кто работает в детском саду», «Кем работает мама», «Будущие экологи». Просмотр видеофильмов: «Мой папа - портной», «Моя мама - кондитер»
Художественно – эстетическое развитие:
- Декоративно-прикладное творчество «Моя мама кондитер»
- Декоративно-прикладное творчество «Пожарная машина»
- Рисование «Профессия моих родителей»
- «Коллаж: Профессии бывают разные»
Художественная литература:
- Г.Брагиловская «Наши мамы, наши папы»
- С. Маршак «Почта»
- В.Маяковский «Кем быть»
- С.Михалков «Дядя Стёпа милиционер», «Моя улица»
- К. Чуковский «Доктор Айболит»
- Н. Мигунова «Любимые профессии малышей»
- Ю.Крутогоров «Профессии»
- Пословицы о труде, мастерстве и профессиях.
Дидактические игры:
- «Назови профессию»
Цель:
- Закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.
- «4-ый лишний».
Цель:
- Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
- Развитие мышления и внимания дошкольников.
- Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.
- «Кому, что нужно для работы»
Цель:
- Закреплять знание атрибутов, инструментов, требующихся для той или иной профессии.
- «Угадай профессию по описанию»
Цель:
- Уметь описывать любую профессию
- Уметь правильно объяснить, чем занимается человек на работе.
- «Настольная игра - профессии»
Цель:
- Активизировать и пополнить словарный запас детей;
- Развивать концентрацию внимания, память. Речь и мышление.
- «Собери картинку»
Цель:
- Научить составлять целое из 2х и более частей.
- Развивать логическое мышление и мелкую моторику.
Сюжетно – ролевые игры:
Цель:
- Формировать умение творчески развивать сюжет игр, обыгрывать роли по сюжету.
- «Поликлиника. Вылечи больного»
- «Супермаркет»
- «Салон красоты»
- «Спасатели»
Подвижные игры:
- «Хотим стать космонавтами»
- «Пожарные на учении»
3 этап - заключительный
Результаты реализации проекта «Вперёд к будущей профессии»:
- Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями их родителей;
- Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми;
- Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности;
- Дети вместе с родителями подготовили предложенные задания, применив творческий подход (видеоматериалы).
Продукт проектной деятельности:
За время проекта дети совместно с родителями подготовили мини-проекты и сняли видео о профессиях своих родителей. Совместно с детьми в группе мы просмотрели все видео и выбрали несколько видеофильмов для участия в конкурсе «Калейдоскоп профессий».
По результатам муниципального конкурса Халиков Эмин стал призером в номинации «Профессия моих родителей», со своим видеофильмом «Мой папа - портной», Ульяна Горохова и их совместный с мамой видеофильм «Моя мама - кондитер» получила звание участника конкурса.
https://disk.yandex.ru/i/GucUNzEKv6UyaQ
https://disk.yandex.ru/i/1O4bJhHDP5tOhw
Также, совместно с девочками из группы, мы реализовали мини-проект «Мы будущие экологи». В ходе этого проекта мы узнали важность данной профессии для здорового будущего нашей страны. Итогом стала защита проекта.
https://disk.yandex.ru/i/D_5OOOhBJXNIfw
Используемая литература:
- Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: Просвещение, 2005.-192с.
- Кондрашов В.П. введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие: Изд-во «Николаев», 2004.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.- М., 2007.
- Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // В.Логинова, Л.Мишарина// Дошкольное воспитание, 2010.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СТИМУЛ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
В данной разработке показано, как можно в занимательной форме развивать и воспитывать гражданскую позицию старших дошкольников. В рамках большого интегрированного занятия-путешествия с использованием ...
моя будущая профессия
моя будущая профессия...
Родительское собрание "«Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».
Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интер...
Моя Семья, Моя Будущая профессия
Занятия по развитию речи...
Презентация "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"
Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии в условиях сельской местности...
Фотопроект"Мой ребенок в будущей профессии" глазами родителей, в рамках проекта "Профессию выбираю с детства"
Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Семья- это то пространство, где формируется отношение ребнка к работе и к своему будущему выбору профессии. Уже в самом раннем детс...
Эссе на тему «Педагог – профессия на века?! – настоящее и будущее профессии»
Эссе для регионального конкурса "Образование без границ"Эссе на тему «Педагог – профессия на века?! – настоящее и будущее профессии» Нередко профессии теряют сво...