Проект "Вперед к будущей профессии"
проект (старшая группа)

Репенко Елена Александровна

Проблема: В настоящее время появляются все более новые, современные термины названий профессий. Беседуя с детьми в группе, мы пришли к выводу,  что многие из них не знают где и кем работают их родители. И мы решили, что детям нужно дать больше информации о различных профессиях.

Цель: Познакомиться с профессиями своей семьи. Создать условия для формирования представлений о труде взрослых и его роли в обществе и в жизни каждого человека. А также расширять представление детей о многообразии профессий.

Задачи:

  1. Узнать у мамы и папы, кем они работают;
  2. Провести экскурсию на место работы мамы (папы);
  3. Подготовить презентацию  «Профессия моих родителей»;
  4. Развивать положительные эмоции от коллективной трудовой деятельности;
  5. Развивать у детей нравственные качества, настойчивость, старательность, ответственность, через ознакомление с трудом взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

«Вперед к будущей профессии»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный

Участники: дети, родители, воспитатели.

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Актуальность: 

Формировать представление о профессиях своей семьи - это необходимый процесс, который актуален в современном мире. Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Концепции данного проекта: 

  1. Ранняя профориентация. 
  2. Игровая экспериментальная деятельность – как отражение мировой действительности. 

Ранняя профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.  Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности и играх. (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). 

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан проект «Вперед к будущей профессии»

Проблема: В настоящее время появляются все более новые, современные термины названий профессий. Беседуя с детьми в группе, мы пришли к выводу,  что многие из них не знают где и кем работают их родители. И мы решили, что детям нужно дать больше информации о различных профессиях.

Цель: Познакомиться с профессиями своей семьи. Создать условия для формирования представлений о труде взрослых и его роли в обществе и в жизни каждого человека. А также расширять представление детей о многообразии профессий.

Задачи:

  1. Узнать у мамы и папы, кем они работают;
  2. Провести экскурсию на место работы мамы (папы);
  3. Подготовить презентацию  «Профессия моих родителей»;
  4. Развивать положительные эмоции от коллективной трудовой деятельности;
  5. Развивать у детей нравственные качества, настойчивость, старательность, ответственность, через ознакомление с трудом взрослых.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Расширяются знание детей о профессиях, понимание детьми значения слова «Профессия»;
  2. Формируются представления о разнообразии профессий, на основе обобщения трудовых процессов и результата труда;
  3. Знакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта;
  4. Формируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться;
  5. Дети учатся имитировать деятельность людей различных профессий, в ходе сюжетно-ролевых игр;
  6. Дети активно взаимодействуют со своими родителями.

Методологические основы реализации проекта 

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). 

       Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, в рамках реализации проекта, осуществляется с учётом традиционных и современных образовательных технологий: 

  

Технология проектной деятельности

 Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. (Л. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).

Технология исследовательской деятельности  

 Исследовательская деятельность –  это особый вид интеллектуальнотворческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов         поисковой         активности         и строящийся         на         базе исследовательского поведения. (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).  

 Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям типы исследования: 

  • опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений; 
  • коллекционирование           (классификационная           работа)         –    освоение   родовидовых отношений. 

  

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

  

Технология интегрированного обучения

Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова). 

Информационно-коммуникационные технологии

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.  В  дошкольном учреждении это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера. 

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить: 

  • мультимедийные презентации; 
  • виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников). 

Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. В основу этой системы необходимо положить игровую

деятельность, как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности. 

Технология профориентационной работы:

  • Введение нового понятия (слова) или логическая взаимосвязь; 
  • Техника безопасности; 
  • Схемы, карты, условные обозначения (работа детей с символическим материалом); 
  • Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей); 
  • Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений); 
  • Конструирование/экспериментальная деятельность (+стимулирование общения детей между собой); 
  • Игровая деятельность и детское творчество; 
  • Обсуждение, оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось); - Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря); 
  • Фотографирование деятельности и объектов; 
  • Размещение моделей и конструктивных материалов в предметнопространственной среде групп. 

1 этап - Подготовительный этап:

  1. Подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях;
  2. Чтение художественной литературы;
  3. Привлечение родителей к сбору материала для реализации проекта.

2 этап - Основной этап:

Продуктивная деятельность:

  1. Беседа о профессиях (врача, кассира, водителя и т.д.);
  2. Взаимодействие с родителями (подготовить рассказ родителям о своих профессиях, для рассказывания в группе, посещение занятий);
  3. Рисование на темы: «Кем я стану, когда вырасту?», «Кем работают мои родители?».

Познавательное развитие:

  1. Беседы о труде людей, трудолюбии и лени, о профессиях родителей, о значимости труда в жизни каждого из нас;
  2. Беседы на тему «Кем я стану, когда вырасту», «Моя любимая профессия», «Все профессии важны»;
  3. Занятие по окружающему миру «Опасные профессии»;
  4. Просмотр презентаций на мультимедиа «Кто работает в детском саду», «Кем работает мама»,  «Будущие экологи». Просмотр видеофильмов: «Мой папа - портной», «Моя мама -  кондитер»

Художественно – эстетическое развитие:

  1. Декоративно-прикладное творчество «Моя мама кондитер»
  2. Декоративно-прикладное творчество  «Пожарная машина»
  3. Рисование «Профессия моих родителей»
  4. «Коллаж: Профессии бывают разные»

Художественная литература:

  1. Г.Брагиловская «Наши мамы, наши папы»
  2. С. Маршак «Почта»
  3. В.Маяковский «Кем быть»
  4. С.Михалков «Дядя Стёпа милиционер», «Моя улица»
  5. К. Чуковский «Доктор Айболит»
  6. Н. Мигунова «Любимые профессии малышей»
  7. Ю.Крутогоров «Профессии»
  8. Пословицы о труде, мастерстве и профессиях.

Дидактические игры:

  1. «Назови профессию»

Цель:

 - Закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

  1. «4-ый лишний».

Цель:

- Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

- Развитие мышления и внимания дошкольников.

- Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.

  1. «Кому, что нужно для работы»

Цель:

- Закреплять знание атрибутов, инструментов, требующихся для той или иной профессии.

  1. «Угадай профессию по описанию»

Цель:

- Уметь описывать любую профессию

- Уметь правильно объяснить, чем занимается человек на работе.

  1. «Настольная игра -  профессии»

Цель:

- Активизировать и пополнить словарный запас детей;

- Развивать концентрацию внимания, память. Речь и мышление.

  1.  «Собери картинку»

Цель:

- Научить составлять целое из 2х и более частей.

- Развивать логическое мышление и мелкую моторику.

Сюжетно – ролевые игры:

Цель:

- Формировать умение творчески развивать сюжет игр, обыгрывать роли по сюжету.

  1. «Поликлиника. Вылечи больного»
  2. «Супермаркет»
  3. «Салон красоты»
  4.  «Спасатели»

Подвижные игры:

  1. «Хотим стать космонавтами»
  2. «Пожарные на учении»

3 этап - заключительный

Результаты реализации проекта «Вперёд к будущей профессии»:

  1.  Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями их родителей;
  2. Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми;
  3. Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности;
  4. Дети вместе с родителями подготовили предложенные задания, применив творческий подход (видеоматериалы).

Продукт проектной деятельности:

За время проекта дети совместно с родителями подготовили мини-проекты и сняли видео о профессиях своих родителей. Совместно с детьми в группе мы просмотрели все видео и выбрали несколько видеофильмов для участия в конкурсе «Калейдоскоп профессий».  

По результатам муниципального конкурса Халиков Эмин стал призером в номинации «Профессия моих родителей», со своим видеофильмом «Мой папа - портной», Ульяна Горохова и их совместный с мамой видеофильм «Моя мама - кондитер» получила звание участника конкурса.

https://disk.yandex.ru/i/GucUNzEKv6UyaQ

 

https://disk.yandex.ru/i/1O4bJhHDP5tOhw

Также, совместно с девочками из группы, мы реализовали мини-проект «Мы будущие экологи». В ходе этого проекта мы узнали важность данной профессии для здорового будущего нашей страны. Итогом стала защита проекта.

https://disk.yandex.ru/i/D_5OOOhBJXNIfw

Используемая литература:

  1. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: Просвещение, 2005.-192с.
  2. Кондрашов В.П. введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие: Изд-во «Николаев», 2004.
  3. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.- М., 2007.
  4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // В.Логинова, Л.Мишарина// Дошкольное воспитание, 2010.
  5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  6. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СТИМУЛ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

В данной разработке показано, как можно в занимательной форме развивать и воспитывать гражданскую позицию старших дошкольников. В рамках большого интегрированного занятия-путешествия с использованием ...

моя будущая профессия

моя будущая профессия...

Родительское собрание "«Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интер...

Моя Семья, Моя Будущая профессия

Занятия по развитию речи...

Презентация "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии в условиях сельской местности...

Фотопроект"Мой ребенок в будущей профессии" глазами родителей, в рамках проекта "Профессию выбираю с детства"

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Семья- это то пространство, где формируется отношение ребнка к работе и к своему будущему выбору профессии. Уже в самом раннем детс...

Эссе на тему «Педагог – профессия на века?! – настоящее и будущее профессии»

Эссе для регионального конкурса "Образование без границ"Эссе на тему «Педагог – профессия на века?! – настоящее и будущее профессии» Нередко профессии теряют сво...