Система коррекционно-педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ
статья (старшая группа)
Данное пособие предназначенно для работы с дошкольниками с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_korrektsionno.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовки к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.
Для нашего дошкольного образовательного учреждения эта проблема стоит наиболее остро. Это связано с тем, что в последние годы наблюдается резкое увеличение количества детей с самыми сложными речевыми заключениями и неврологическими диагнозами. Поэтому с сентября 2016 года в нашем учреждении был открыт логопункт, с сентября 2017 года открылась группа комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Специфика патологии развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретения умений и навыков. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостаточностью психических функций: речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Поэтому процесс обучению математике требует слаженность работы речевых и интеллектуальных функций у детей.
В ДОО занятия по формированию элементарных математических представлений разрабатываются с учетом перспективно-тематического планирования.
В перспективном планировании образовательной области «Познавательное развитие» по ФЭМП обоснована целесообразность дифференцированного подхода к формированию математических представлений у детей с нарушениями речи в зависимости от индивидуально-типологических особенностей. Здесь предусматривается:
- развитие навыков организации и регуляции деятельности;
- развитие умения опосредовать математическую действительностьречью;
- активизацию познавательных (когнетивных) функций.
Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой в течение недели лексической теме. Учитывая психические особенности данной категории детей, это даѐт возможность многократного повторения изучаемого материала и обеспечивает более прочное его усвоение.
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Этому способствует занимательная игровая форма, при этом учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности развитие понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.
Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Проводя занятия в интересной, увлекательной форме, воспитатель, с одной стороны, способствует формированию необходимых представлений, с другой – воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес, в-третьих – дети с общим недоразвитием речи усваивают достаточно трудные грамматические понятия о согласовании существительного с числительным, падежные окончания. Активно вводятся в словарь наречия, сравнительные прилагательные, закрепляются знания об окружающем мире, развивается логическое мышление. На каждом занятии обязательно присутствует пальчиковая гимнастика, физкультурные паузы, элементы практической деятельности.
Важно также организовывать занятия с использованием проблемно-поисковых ситуаций, при такой форме проведения , дети всегда из пассивных наблюдателей превращаются в активных участников образовательной деятельности.
Методические рекомендации
Каждая неделя в течение учебного года посвящена определенной теме, в том числе и занятия по развитию элементарных математических представлений. При составлении конспекта занятия, необходимо учитывать использование упражнений в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активирующих отработанную лексику, закрепляющих знания по изучаемой теме.
- Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился бы в активного участника. Форма занятий должна быть динамичной и меняться в зависимости от поставленных задач. Недопустима форма школьно-урочного обучения.
- Наряду с традиционными методами обучения словесными, наглядными, методом моделирования и практических заданий нужно использовать проблемно-поисковый метод.
- Игра – наиболее результативное средство обучения. Поэтому на всех занятиях присутствует игра или элементы игры: сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной. Организованная образовательная деятельность построена в виде бесед, экскурсий, сказок. Широкое использование художественного слова, песен, музыки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, р...
«Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Выступление на педагогическом совете....
«Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Выступление на педагогическом совете...
Формирование познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ в процессе осуществления специально-организованной учебной деятельности
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения детей в детском саду традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по ф...
Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»
Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»...
«Система коррекционной педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ Тема проекта: коррекционно – психологическая программа «Театралия – чудесная страна»
Актуальность. Практическая направленностьСоциально – коммуникативное развитие и социальное воспитание детей дошкольного возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или...
Статья из опыта работы воспитателя. Формирование познавательного интереса старших дошкольников через их ознакомление с космическим пространством.
В статье описан опыт работы по ознакомлению старших дошкольников с космическим пространством. Формой организации познавательной деятельности в этом направлении явилось создание долгосрочного проекта. ...