Система коррекционно-педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ
статья (старшая группа)

Апарина Татьяна Викторовна

Данное пособие предназначенно для работы с дошкольниками с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_korrektsionno.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовки к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.

 Для нашего дошкольного образовательного учреждения эта проблема стоит наиболее остро. Это связано с тем, что в последние годы наблюдается резкое увеличение количества детей  с  самыми  сложными  речевыми  заключениями  и неврологическими диагнозами. Поэтому с сентября 2016 года в нашем учреждении был открыт логопункт, с сентября 2017 года открылась группа комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи III уровня.

  Специфика патологии развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретения умений и навыков. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостаточностью психических функций: речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Поэтому процесс обучению математике требует слаженность работы речевых и интеллектуальных функций у детей.

В ДОО занятия  по  формированию  элементарных  математических представлений  разрабатываются  с  учетом  перспективно-тематического планирования.

   В перспективном планировании образовательной  области «Познавательное развитие»  по  ФЭМП обоснована целесообразность  дифференцированного  подхода  к  формированию математических представлений у детей с нарушениями речи в зависимости от индивидуально-типологических особенностей. Здесь предусматривается:

- развитие навыков организации и регуляции деятельности;

- развитие умения опосредовать математическую действительностьречью;

- активизацию познавательных (когнетивных) функций.

 Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой в течение недели лексической  теме.  Учитывая психические особенности данной категории детей, это даѐт возможность многократного повторения изучаемого материала и обеспечивает более прочное его усвоение.

   Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Этому способствует  занимательная игровая  форма, при этом учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности развитие понимания речи,  речевого подражания, расширение пассивного активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.

 Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Проводя занятия в интересной, увлекательной форме, воспитатель, с одной стороны, способствует формированию необходимых представлений, с другой – воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес, в-третьих – дети с общим недоразвитием речи усваивают достаточно трудные грамматические понятия о согласовании существительного с числительным, падежные окончания. Активно вводятся в словарь наречия, сравнительные прилагательные, закрепляются знания об окружающем мире, развивается логическое мышление. На каждом занятии обязательно присутствует пальчиковая гимнастика, физкультурные паузы, элементы практической деятельности.

Важно также организовывать занятия  с использованием проблемно-поисковых ситуаций, при такой форме проведения ,  дети всегда  из пассивных наблюдателей превращаются  в активных участников образовательной деятельности.

Методические рекомендации

Каждая неделя в течение учебного года посвящена определенной теме, в том числе и занятия по развитию элементарных математических представлений. При составлении конспекта  занятия, необходимо учитывать использование упражнений  в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активирующих  отработанную лексику, закрепляющих знания по изучаемой теме.

  1. Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился бы в активного участника. Форма занятий должна быть динамичной и меняться в зависимости от поставленных задач. Недопустима форма школьно-урочного обучения.
  2. Наряду с традиционными методами обучения словесными, наглядными, методом моделирования и практических заданий нужно использовать проблемно-поисковый метод.
  3. Игра – наиболее результативное средство обучения. Поэтому на всех занятиях присутствует игра или элементы игры: сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной. Организованная образовательная деятельность построена в виде бесед, экскурсий, сказок. Широкое использование художественного слова, песен, музыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, р...

Формирование познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ в процессе осуществления специально-организованной учебной деятельности

В настоящее время  в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения детей в детском саду традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по ф...

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»...

«Система коррекционной педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ Тема проекта: коррекционно – психологическая программа «Театралия – чудесная страна»

Актуальность. Практическая направленностьСоциально – коммуникативное развитие и социальное воспитание детей дошкольного возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или...

Статья из опыта работы воспитателя. Формирование познавательного интереса старших дошкольников через их ознакомление с космическим пространством.

В статье описан опыт работы по ознакомлению старших дошкольников с космическим пространством. Формой организации познавательной деятельности в этом направлении явилось создание долгосрочного проекта. ...