Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей младшего дошкольного возраста вне организованной музыкальной детской деятельности
статья

Макрушина Надежда Валентиновна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей младшего дошкольного возраста вне организованной музыкальной детской деятельности

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, обладает огромной силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкус.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры, поэтому музыкальное воспитание нужно начинать с ранних лет. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом компенсируется во взрослой жизни. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании дети, с развитым музыкальным мышлением …» [20; стр.17].

Включение музыки во всю сферу жизнедеятельности ребенка положительно влияет на его образ жизни: делает его эмоционально благополучным, ускоряет физическое развитие, улучшает коммуникативные возможности, развивает художественные способности. Музыка оказывает влияние на развитие памяти, восприятия, эмоций, интеллекта и других важнейших составляющих психического развития ребенка. Музыка пробуждает любопытство, способствует исследовательскому поведению ребенка. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах, которые может испытывать человек. Музыка,  передающая и выражающая спектр человеческих чувств, расширяет эти представления. Так же в процессе музыкального воспитания дети приобщаются к культурному музыкальному наследию, познают эталоны красоты, присваивают ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Познавательное значение имеют разнообразные сведения о музыке, беседы о ней включают характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно,  словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Так же интеллектуальной работы требует умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии: ребенок производит сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. [1, стр. 10-11]

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника. Вот почему всесторонней подготовке педагога, его приобщению к миру музыкального искусства придается такое большое значение. [1, стр. 3]

Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное — уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать, сопереживать.

Таким образом, развитие музыкальных способностей является одной из главных задач музыкального воспитания детей.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью развития музыкальных способностей детей начиная с самого раннего детства. Для практики работы детского сада типичны варианты организации процесса музыкального развития ребенка только специальным педагогом-музыкантом с минимальным привлечением к этому процессу воспитателей. Музыкальное воспитание дошкольников ограничивается функциональными обязанностями музыкального руководителя, педагогический ресурс воспитателя практически не используется, музыкальное развитие детей находится вне поля его профессиональной деятельности, что негативно отражается на целостности процесса музыкально-эстетического воспитания: содержание музыкальных занятий сегодня направлено, в основном, на подготовку к праздникам; использование музыки на других занятиях, свободная музыкальная деятельность детей стали редкостью в практике дошкольных учреждений.[28, стр. 3] Но ведь именно воспитатель проводит с ребенком большую часть дня, именно он может знакомить детей с таинственным и интересным миром музыки. [27; стр. 7] Длительность музыкальных занятий очень мала, особенно в младшем дошкольном возрасте. Поэтому, приобщение дошкольников к музыке должно идти путем различных видов музыкальной деятельности: музыкально-игровая деятельность в быту, в самостоятельной деятельности и режимных моментах.

1. Общая характеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста

Развитие ребенка проходит в несколько этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями, влияющими на музыкальные способности, специфику которых необходимо учитывать в организации музыкального воспитания. Опираясь на знание этапов возрастного развития детей, на видение их внутреннего мира, на понимание их отношений, взглядов, переживаний, чувств можно добиться успехов в образовании дошкольников. Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значение.

«Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский).

«Ребенка можно плодотворно учить, только согласуя обучение с природой ребенка» (И.Г. Песталоцци).

«Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния детского организма. В характеристике дошкольников ведущими являются психологические и педагогические критерии.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет) начинается с кризиса 3-х лет. Ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, пытается установить с взрослыми новые отношения, психологически отделиться от них. Возрастает самостоятельность, активность. В том случае, если эти новые отношения складываются неудачно, у ребенка возникают кризисные явления – симптомы кризиса. Л.С. Выготский обозначает их как "семизвездие симптомов" этого возрастного критического периода: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.

В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от матери, возникает новая социальная ситуация развития. Ребенок выходит за пределы семьи и установившихся отношений со взрослыми. Ребенок открывает мир человеческих отношений и общественных ролей окружающих его людей. Он стремится включиться в этот мир, но активное участие во взрослой жизни ему пока недоступно. Когда ребенок начинает мыслить целостными образами (символами реальных предметов, явлений и действий), данное противоречие рождает игру - как ведущую деятельность дошкольника. Малыш моделирует жизнь взрослых и действует в ней. Главное, что ребенок получает в игре, - это возможность взять на себя роль. В этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

В этом возрасте содержание игры составляет предметная деятельность, действия с игрушками и предметами-заместителями, воспроизведение логики реальных действий, а не отношения между людьми. Младшие дошкольники в сюжетно-ролевой игре обычно воспроизводят действия взрослых, которых они видят в повседневной жизни, и обычно имитируют предметную деятельность - моют посуду, гладят белье, варят суп, укладывают кукол спать и т.д. Для них важен сам процесс выполнения действий, не результат, поэтому действия детей не согласованы. В три-четыре года ребенок ещё не умеет по-настоящему общаться с другими детьми, и поэтому играют в основном в одиночку. Продолжительность - 10-15 минут, затем им надо переключиться на что-то другое.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. К концу этого возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны различать предметы по величине.

Память ребенка 3-4 лет непроизвольна. Дети могут запомнить несколько слов и названий предметов. Интересные и вызывающие эмоциональный отклик события, образы легко запоминаются. Быстро запоминает стихотворения, сказки, диалоги из фильмов, если сопереживает их героям. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить большие отрывки из любимых произведений.

Мышление в этом возрасте - наглядно-действенное. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинается переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Речь. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. [15; стр. 211] Словарный запас в 3 года составляет примерно 1000-1100 слов. Ребенок начинает осваивать грамматический строй речи, и не просто овладевает речью, а творчески осваивает звуковую действительность. Это проявляется в способности к словотворчеству – созданию новых слов по законам грамматики родного языка. Однако, речь младшего дошкольника привязана к ситуации, но уже происходит переход от ситуативной речи к связной.

Дети трех лет находятся в переходном периоде - от раннего к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные предыдущему возрасту. Укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата.

Понимание возрастных особенностей развития позволяет педагогу уточнить последовательность задач и содержания музыкального воспитания детей на данном возрастном этапе. В связи с названными выше возрастными особенностями детей, при организации музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста следует учесть, что:

  • деятельность, связанная с развитием музыкальных способностей не должна длиться больше 10-15 минут, иначе дети устанут и потеряют интерес;
  • использовать большое количество яркой, красочной наглядности, игрушек, дидактических игр и др.;
  • музыкальные произведения для слушания должны быть короткими и очень выразительными, сопровождаться яркими иллюстрациями, их содержание должно быть близко и понятно малышам;
  • песенный репертуар для разучивания должен быть эмоционально насыщенным небольшим по объему, доступным для понимания и произношения детьми младшего дошкольного возраста;
  • набор музыкально-ритмических движений прост и ограничен сменой 2-3 в одной пляске, широко применяются атрибуты: платочки, султанчики, фонарики и др. 
  • особенно внимательно следует относиться к детям с симптомами кризиса трех лет: не заставлять выполнять какое-либо действие, а пытаться переключить ребенка, проявить больше гибкости, набраться терпения и спокойно ждать окончания приступов упрямства, гнева.

Основываясь на возрастных особенностях младшего дошкольного возраста, в каждом виде музыкальной деятельности для малышей следует ставить посильные задачи, которые способствуют развитию музыкальных способностей. Важным теоретическим аспектом музыкального воспитания является определение содержания понятия «музыкальные способности», а также их особенности на четвертом году жизни.


2. Структура и содержание понятия «музыкальные способности». Характеристика музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста

Музыкальные способности – индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности [9, стр. 19]

Индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки называются музыкальными способностями. [18; стр.128]

Советский психолог Борис Михайлович Теплов подчеркивал, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей — общих и специальных. (Рис. 1)

C:\Users\Надя\Desktop\slide_6.jpg

Рис. 1

Б.М. Теплов выделил три основных специальных музыкальных способности (Рис. 2), образующих ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

C:\Users\Надя\Desktop\slide_9.jpg

Рис. 2

  • Ладовое чувство – эмоциональный перцептивный компонент мелодического слуха.

Ладовое чувство — это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.

  • Музыкально-слуховые представления – репродуктивный компонент.

способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

  • Чувство ритма

способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки.

Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны.

Важно отметить, что хотя ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма и составляют ядро музыкальности, но понятие «музыкальные способности» не ограничивается только ими; в структуру музыкальности могут включаться тембровый, динамический слух, абсолютный слух, исполнительские, творческие способности и т.д.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно интонировать. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Отметим общие тенденции музыкального развития детей.

Признаками музыкальных способностей в раннем возрасте становятся:

  • проявление музыкальной впечатлительности малыша;
  • характер и степень выраженности реакции на музыку, проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;
  • потребность в музыкальных впечатлениях;
  • проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах).

Доминирующая роль музыки в жизни ребенка — основной признак ранней детской музыкальности.

Сроки начала музыкального развития и воспитания надо искать в предпосылках появления эмоциональной и слуховой отзывчивости на музыку. У малышей на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки.

В младенчестве звучание музыки вызывает у ребенка реакцию оживления или покоя. При неожиданных звуках фортепиано дети поворачиваются, радуются и начинают ползти по направлению к звучащему источнику.

В период раннего детства у ребенка возникает стремление к музыкальной деятельности, малыш испытывает интерес к движению под музыку, к пению. При восприятии музыки дети проявляют эмоциональную отзывчивость: радуются или спокойно слушают музыку. Также дети второго и третьего года жизни различают высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, наиболее контрастные тембры детских музыкальных инструментов. Некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную и короткую мелодию.

Появляются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации. И если на втором году жизни ребенок, подпевая взрослому, повторяет окончания музыкальных фраз, то к концу третьего он может с помощью взрослого воспроизвести мелодию небольшой попевки. В этот период дети часто по собственному желанию напевают, импровизируя какие-то понравившиеся им интонации. Они охотно двигаются под музыку: хлопают, притопывают, кружатся. У ребенка заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат, и движение под музыку помогает ему выразить свое настроение.

Следующий возрастной этап - дошкольный (от трех до семи лет). У детей четвертого года жизни повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. [1, стр. 12] Ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности. У детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах - игра на детских музыкальных инструментах,  музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения  и  к четырем  годам  могут спеть маленькую   песню   самостоятельно   или   с   помощью   взрослого. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность   более   самостоятельно двигаться   в   музыкальных играх, плясках.

Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей.

К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко-тихо, быстро-медленно и др.).

В младшем дошкольном возрасте музыкальность детей уже представлена комплексом элементарных компонентов всех музыкальных способностей: элементарной  эмоциональной отзывчивостью на музыку, музыкальным слухом, компонентами чувства ритма, связанными с восприятием и воспроизведением темпа и метра, способностью узнавать знакомую музыку.

Перцептивный компонент мелодического слуха, ладовое чувство, в его элементарных проявлениях интенсивно развивается до 5-го года жизни, причем на 4-м году в этом процессе наблюдается значительный скачок. Можно предположить, что в дальнейшем его развитие идет по линии собственно интонационного восприятия и осознания музыки. Репродуктивный компонент мелодического слуха, т.е. музыкально-слуховые представления, как способность к активному воспроизведению мелодии голосом у большинства детей в существующих условиях музыкального воспитания формируется на 4-7- году жизни и в более старшем возрасте.

Музыкально-слуховые представления развиваются в единстве и взаимодействий двух основных линий:

1) собственно интонационного восприятия и осознания музыки;

2) её индивидуальной интерпретации, опосредствованной жизненным и музыкальным опытом ребенка.

Все качественно новые музыкальные образования, которые возникают у детей в этот же период, появляются, прежде всего благодаря восприятию эмоционального содержания музыкальных произведений.

Ребенок младшего дошкольного возраста в процессе образования принимает участие во многочисленных формах ритмических действий. Он выполняет различные танцевальные движения, играет, прыгает, марширует, связывает игровые движения с чтением стихов, пением песен. Во этом проявляются его ритмические склонности. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины – четвертные и восьмые длительности.

Структура чувства ритма формируется в онтогенезе не сразу как целостная система, а покомпонентно. Первой проявляется способность к восприятию и воспроизведению темпа. Сначала дети овладевают эталоном быстрого темпа (до 2 лет), затем, на 3-м году жизни, большинство из них приобретают способность воспроизводить достаточно точно средний темп. Способности к восприятию и воспроизведению медленного темпа происходит в более позднем возрасте (в 6-7 лет).

Второй в структуре чувства ритма проявляется способность к восприятию и воспроизведению отношений акцентированных и неакцентированных звуков, лежащий в основе музыкального метра. Процесс усвоения тактового метра идет от двудольных к трехдольным метрам.

Последней появляется способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков и пауз, благодаря которой улавливается ритмический рисунок. Усвоение детьми эталонов ритмического рисунка начинается на 4-м году жизни с чередованием одинаковых, а затем и различных длительностей. Становление этой составляющей ритмического чувства протекает медленнее и труднее, чем двух других компонентов.

На четвертом году жизни у детей накапливаются музыкальные впечатления, развивается способность слушать и узнавать знакомую музыку. Дошкольники уже могут различать регистры, тембры 2-3 музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять громкую и тихую, спокойную и бодрую музыку. Но внимание еще неустойчиво, имеет непроизвольный характер, певческие голоса не сформированы, дыхание поверхностное, слабо развита координация между слухом и голосом. Малыши слабо ориентируются в пространстве во время плясок и игр. Поэтому их практическая музыкальная деятельность пока скромна.

Обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить, подчеркнув их характерные черты.

  1. Уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом важно выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке и уровнем развития музыкальных способностей.
  2. Уровень музыкального развития детей зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы.
  3. Дети получают опыт слушания.

Целенаправленный отбор педагогом музыкального материала, системность его подачи детям содействуют музыкальному развитию ребенка.

3. Условия развития музыкальных способностей в педагогическом процессе ДОУ

Педагогический процесс в современном ДОУ - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей целостного развития ребенка. Большое значение в данном процессе имеет музыкальное воспитание и развитие дошкольников. Музыкальное развитие и воспитание детей в ДОУ связано с закономерностями протекания воспитания и развития ребенка в логике целостного педагогического процесса.

Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия (организованная образовательная деятельность), музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье (рис.1).

Рис. 3

Музыкальное воспитание начинается с самого раннего детства и является составной частью системы эстетического воспитания. Исторически сложилось так, что процесс музыкального развития ребенка находится в некотором отстранении от общего педагогического процесса. [5; стр. 27] От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Решение задач музыкального воспитания детей требует от педагога специальной подготовки, поэтому, как правило, проводится специалистами - музыкальными руководителями в музыкальном зале. Как показывает практика, этих занятий недостаточно для обучения и развития всех детей и каждого в отдельности, ведь целенаправленный процесс музыкального воспитания прекращается в тот момент, когда дети покидают музыкальный зал после занятия.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса. В связи с этим очень важно, чтобы воспитатели, ежедневно работающие с малышами и хорошо знающие каждого ребенка, включали музыку в повседневную жизнь детей. Так же неоспорим факт, что ребенок развивается как цельный феномен – все психические процессы созревают параллельно друг другу. Именно воспитатель, как носитель культуры может знакомить детей с таинственной и интересной частью культуры, музыкой: по своей инициативе или просьбе детей петь песни, проводить игры в хороводе, показывать танцевальные движения, показывать простые приемы игры на детских музыкальных инструментах. Все время нахождения в детском саду детям должны быть доступны все виды музыкальной деятельности: слушание (восприятие) музыки, пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах.

Главная роль в музыкальном воспитании отводится воспитателю в самостоятельной деятельности детей, который требует создания определенной материальной среды. Детям важно иметь свой музыкальный уголок – с небольшим количеством музыкальных инструментов, музыкально – дидактических игр.

Планируя самостоятельную музыкальную деятельность, воспитатель анализирует в начале учебного года музыкальные интересы и склонности детей.

Наиболее высокое качество работы может быть обеспечено там, где воспитатели, постоянно повышая свою музыкально – педагогическую квалификацию, становятся активными и умелыми помощниками музыкального руководителя, используют музыкальный материал в повседневной работе с детьми, умеют самостоятельно проводить простейшие музыкальные занятия при необходимости – в отсутствии музыкального руководителя.

Таким образом, для воспитателя современного дошкольного образовательного учреждения необходимыми составляющими музыкально-эстетической компетентности являются познавательный и практический.

Содержание познавательного компонента составляет:

1) общее представление о музыке как виде искусства (жанры, средства выразительности, сведения о музыкальной литературе, жизни и творчестве композиторов);

2) знание возрастных особенностей музыкального развития ребенка, музыкальных способностей, методов и приемов музыкального воспитания;

3) знание методики музыкального развития дошкольников (методики проведения музыкально-дидактических игр, разучивания музыкально-ритмических движений, детских песен, приобщения к игре на детских музыкальных инструментах, проведения беседы о музыке).

Содержание практического компонента составляет:

1) владение нотной грамотой, что дает возможность самостоятельно разучить произведения детского репертуара;

2) умение интонационно чисто и выразительно петь репертуар для дошкольников;

3) умение свободно играть на детских музыкальных инструментах;

4) владение элементами музыкально-ритмических движений;

5) владение разнообразными формами организации музыкальной деятельности дошкольников (занятия, музыка в быту детского сада, свободная музыкальная деятельность).

Практико-преобразующей компетенцией воспитателя является сформированная готовность к сотрудничеству с музыкальным руководителем, характеризующаяся следующими умениями: строить диалог, проектировать, прогнозировать, использовать принципы и способы взаимодействия в различных видах музыкальной деятельности, оценивать, рефлексировать, умения целесообразно использовать знания для самообразования, саморазвития. [28, стр. 6]

Задачи, стоящие перед воспитателями:

1.        Использование музыки на прогулке, других занятиях, в самостоятельной деятельности, развлечениях.

2.        Формирование эмоционально-положительной установки к занятиям музыкой.

3.        Выявление и формирование музыкальных интересов детей, расширение музыкальных представлений.

4.        Закрепление умений и навыков, полученных на занятиях.

5.        Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. Создание музыкальной зоны для музицирования.

6.        Участие в занятиях-практикумах с целью совершенствования собственных музыкальных умений и навыков.

В том случае, если педагог ориентирован на музыкальное развитие своих воспитанников, важной составляющей его профессиональной деятельности становится музыкально-художественная культура и процесс ее обогащения. [6, стр. 50]

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что изучением данной проблемы занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Теплов Б. М., Метлов Н. А., Асафьев Б. В., Кабалевский Д. Б., Шацкий С. Т., Шацкая В. Н., Карл Орф и др.). На сегодняшний момент ее изучают следующие исследователи: Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А., Яновская М. Г., Анисимов В. П. и др.)

Музыкальные способности в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности. Музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, и, поскольку именно этот период является наиболее благоприятным, необходимо развивать музыкальные способности не только на музыкальных занятиях, но и в режимных моментах, в быту ДОУ.

Литература

1. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание»/; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания. М. Просвещение, 1990. - 255 с.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -246 с.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1987. - 207 с.

5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. —— М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.

6. Гогоберидзе А.Г и др. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.

7. Готсдинер JI.A. Музыкальная психология. М.: «Магистр», 1993. - 190 с.

8. Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1962. - 22 с.

9. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

10. Карл Орф Система музыкального воспитания. - М. –Л. 1970. 21 с.

11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.

12. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.

13. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000. -128 с.

14. Комиссарова Л.Н., Костина ЭП. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет.садов.-М.: Просвещение, 1986-144 с.

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.

16. Культурология: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 302 с.

17. Метлов Н.А. Музыка детям. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

18. Мясищев В.М. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение. – Л.: Музыка, 1980. – 80с.

19. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия – М.: Музыка – 1972. – 384 с.

20. Науменко Г.П. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пени. – М.: Издательство «Современная музыка», 2013, 138 с.

21. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.— 240 с.

22.        Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 2004 г, № 2.

23.         Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя. - Дошкольное воспитание, 2004 г, № 11.

24. Радынова О.П. Формирование личности ребенка средствами музыки //Управление ДОУ. - 2011. - № 7.

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 594 с.

26. Сазонова Н.П. Лекционные и семинарские занятия по дошкольной педагогике / учебное пособие для студентов педагогических факультетов – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 381 с.

27. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей// Проблемы индивидуальных различий. – М.: Просвещение, 1985.- 335 с.

28. Торяник Т.Ю. Формирование у будущих воспитателей готовности к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дисс. канд. пед. наук, М., – 2008, 23с.

29. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире//, 1973.

30. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В данной найчной публикации описаны цели, задачи и содержание музыкального воспитания с ограниченными возможностями здоровья( умственная отсталость) в младшем дошкольном возрасте....

Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста.

С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего голос матери с убаюкивающими  интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка о...

Консультация для воспитателей "Основные задачи музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Информация по данной теме дает возможность шире познакомиться с разнообразными формами воздействия музыки на всестороннее развитие личности ребенка....

Дистанционное музыкальное воспитание детей младшего дошкольного возраста - каталог

Дистанционное музыкальное воспитание детей младшего дошкольного возраста - каталог произведений по всем видам муз. деятельности , в помощь родителям и воспитателям детских садов...

Методическая разработка «Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё ум...