Использование технологии «Говорящие стены» в работе с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Сиденко Юлия Александровна

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно модернизировать образовательную среду. С этой целью в нашем детском саду была внедрена технология «Говорящая стена».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии «Говорящие стены» в работе с детьми раннего возраста

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно модернизировать образовательную среду. С этой целью в нашем детском саду была внедрена технология «Говорящая стена».

Любое новшество представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приёмов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы применяем интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию детей раннего возраста, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова и снова. Каждый день дети должны чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно и узнавать много нового. Основная проблема - нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения, точнее необходимой площади). Эту проблему мы решили путём частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.

Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в воспитательно - обучающую среду.

Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду ДОУ в своеобразный живой экран.

Говорящая стена (интерактивная)- это:

  • центр познавательного развития,
  • социально - коммуникативный центр,
  • центр художественно - эстетического развития.

Интерактивная стена решает важные воспитательно - образовательные задачи:

  • создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
  • позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации;
  • развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
  • обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.

Интерактивная стена даёт возможность взрослому и ребёнку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

Работать с интеллектуальной «говорящей» стеной выбор педагога. В каждой группе работа индивидуальна и исходит от потребностей детей. Говорящая стена помогает педагогу ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство. Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. На непосредственной образовательной деятельности знакомим детей раннего возраста с темой, размещаем наглядный материал, пособия. Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно - поисковые методы изучаем материал. Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Используем игровые приёмы, когда герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога. При работе со стеной педагог может делить детей по группам, также работа со стеной может проводиться индивидуально.

На уровне глаз детей размещается разнообразная информация в доступной   для   детей   форме,   фотографии,    выставки    рисунков, поделок. Говорящая стена может включать много элементов. Центральную часть нашей стены занимает магнитная доска. Вокруг доски на стене можно закрепить прищепки, липучки, кармашки, что увеличит развивающее пространство группы и повысит его вариативность. На прищепки подвешиваются картинки и схемы к занятиям, работы воспитанников. Такой способ организации пространства стены позволяет педагогу разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий. Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и

это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребёнка. Можно использовать

«Говорящую        стену»        как        выставку        детских        работ,        которые        регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды.

Все элементы стены сделаны из материалов разной фактуры. При желании ребенок может внести «изменения» в развернутый на стене игрушечный мир: перевесить фрукты на дереве или пересадить птичек.

Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки. Дети раннего возраста активно выполняют такие задания, как

«Найди такой же», «Собери фрукты», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Кто как кричит».

«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться. Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно.

Результативность данной технологии очевидна всем и имеет только положительные аспекты. У детей развивается внимание, память, мелкая моторика, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие. Дети становятся более инициативными, самостоятельными, общительными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей   среде группы. Цель и задачи технологии «Говорящая стена»

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи:

  • Создать атмосферу эмоционального комфорта.
  • Создать условия для творческого самовыражения.
  • Создать условия для проявления познавательной активности детей.
  • Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей.

Главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, геодоской, втулками и вкладышами и так далее.

Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах.

В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и так далее.

Для изготовления игр и пособий можно использовать плёнки для ламинирования и магнитную плёнку. Большинство игр на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.

Обязательное приложение к играм − образцы, схемы, карты- алгоритмы. Они особенно нужны старшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки.

Какие игры можно проводить на развивающей стене?

  1. Игры для развития изобразительных способностей:
  • в младших группах: «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку»;
  • в старших группах: «Дорисуй человека»
  • Игры по ФЭМП:
  • в средней группе «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…»,
  • «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»;
  • в старших группах: «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрами», «Больше или меньше»,

«Посчитай и запиши»

  1. Речевые игры и игры с элементами обучения грамоте:
  • в младших группах: «Кто как кричит», «Скажи словечко»
  • в средней группе «Выложи правильно и расскажи», «Кто где?»
  • в старших и подготовительных группах: «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и так далее.
  1. Логические игры:
  • в средней группе «Что сначала, а что потом…», «Что лишнее»;
  • в старших группах: «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом», «Лабиринт».

Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной.

В каждой группе она индивидуальна.

В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников, задания даются на каждый день.

В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или на месяц.

Например, в подготовительной группе работа с развивающей средой рассчитана на неделю. Каждый понедельник к детям приходит какой-нибудь сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает разрешить её в течение недели. Дошкольники выполняют задание в течение дня поочерёдно в ходе самостоятельной деятельности. Как правило, у стены собирается до пяти человек, в то время как другие дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. К пятнице задание выполнено, проблемная ситуация разрешилась.

Если ребёнок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанников от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы педагог готовит подобное задание, кладёт его в конверт, рядом с которым помещает фотографию ребёнка. Дети, увидев свои фотографии, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.

Если работа в подготовительной группе рассчитана на месяц. В начале месяца воспитатель готовит задания и раскладывает их в цветные конверты: в красные – по ФЭМП, жёлтые – по развитию речи и так далее. К развивающей стене педагог каждый день крепит полотно с названием дня недели. В этом полотне есть кармашки, в которые он помещает конверты с заданиями.

В основе работы с развивающей стеной – интерактивное обучение, которое предусматривает:

  • равные права всех участников деятельности;
  • работу в микрогруппах из 4-6 человек;
  • определение лидеров.

Педагог не должен делить детей на микрогруппы по своему усмотрению. Целесообразнее использовать другие способы объединить воспитанников по геометрическим фигурам, цвету, элементам одежды, симпатиям лидера и так далее.

Состав команды не меняется в течение месяца, а лидера дети выбирают каждый день. В первую неделю одна из команд может выбрать, например, жёлтый конверт. Конверт этого же цвета они выбирают и во вторник. Однако уже на второй неделе они не могут взять в понедельник жёлтый конверт, т.к.

уже выполняли это задание. При правильной организации члены команды в течение месяца успевают поработать со всеми конвертами.

В следующем месяце педагог готовит и раскладывает новые задания. Формирует новые команды. Важно, чтобы каждый ребёнок мог поработать в группе со всеми сверстниками и побывать в роли лидера. В результате не взрослый управляет деятельностью детей, а содержание задания (или игры)

«диктует», что им делать

Таким образом, развивающая стена выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно.

При систематической организации детской деятельности на развивающей стене педагог увидит положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников. Кроме того, изменится тип взаимодействия с детьми, способы их мотивации.

В основе работы с развивающей стеной лежит интерактивное обучение. Само слово интерактивность (от английского interaction −

«взаимодействие») означает понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Используя в работе интерактивную стену, это дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

Развивающая интерактивная стена − это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно- развивающую среду дошкольного развивающего учреждения, своеобразный живой экран.

Сенсорная стена - одно из направлений развивающей стены.

Слово сенсорный происходит от латинского «senstus» – «чувство»,

«ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Сенсорная стена – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, развивать моторику пальцев, мышление и логику.

Одним из видов сенсорной стены является бизиборд – своеобразный путеводитель среди множества материалов, пособий, игр.

Бизиборд представляет собой деревянную панель из двух досок с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели), кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы).

Для детей младшего возраста панель размещена на небольшой высоте таким образом, что дети могут поиграть с заинтересовавшим их предметом. Ребенок работает руками, но развивает мышление. Он звонит в велосипедный звонок, прикрепленный к доске, слышит звук, запоминает, какой объект его издает, анализирует свои действия и решает, что нужно сделать, чтобы снова услышать звон.

Затем он делится своими открытиями с другими воспитанниками. При этом взрослый не принуждает детей к действию: ребенок сам – инициатор деятельности. Если другие дети тоже хотят позвонить, но не могут дождаться своей очереди, они договариваются между собой, зачастую обращаются к взрослому либо переключают внимание на другой объект стены (социально- коммуникативное развитие).

При организации игровой деятельности с сенсорной стеной речевое развитие происходит постоянно: дети делятся впечатлениями, выражают свои эмоции.

Самое ценное − объекты бизиборда побуждают дошкольников задавать вопросы: «Почему крутится колесико?», «Что спрятано в кармашке?»,

«Почему шарик выкатился из трубы, а кубик – нет?».

Сенсорная стена – доступный и важный объект для развития детей, поддержки их активности и инициативы.

Зачастую в группе не хватает места для рисования. В этом случае, возможно организовать зону творческого самовыражения прямо на стене.

Можно на высоте двух метров закрепить металлическую трубу при помощи специальных держателей. На трубу повесить рулон обоев, его конец пропустить под неплотно закрепленной на стене рамкой.

Выбирая высоту для закрепления рамы, учитывается рост ребенка. Прямо на стене рядом с рамой расположить контейнеры с материалами для рисования: восковые мелки и фломастеры, так как они значительно мягче при нажатии, чем цветные карандаши, оставляют более толстые и яркие линии, не текут (в отличие от красок).

Во время индивидуальной работы рисование на стене позволяет переключить внимание детей на творческую деятельность, дать выход энергии, увлечь пассивного или загрустившего ребенка.

Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль – наиболее эффективный способ модернизации предметно-пространственной среды ДОО в условиях малых групповых помещений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя первой младшей группы "Использование игровой технологии-камешки Марблс в работе с детьми раннего возраста"

В плане по самообразованию кратко представлена работа педагога на год с родителями и детьми по теме "Использование игровой технологии-камешки Марблс в работе с детьми раннего возраста"...

Использование технологии "Говорящая стена" в работе с детьми раннего возраста

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отнош...

Презентация: «Использование технологии Карла Орфа в работе с детьми раннего возраста»

Презентация: «Использование технологии Карла Орфа в работе с детьми раннего возраста»...

Использование технологии подвижных игр в работе с детьми раннего возраста как средства физического и социально-коммуникативного развития

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...