Методическая работа
материал
В данном разделе представлены презентации по осуществлению методической работы (проведенных консультаций, семинаров), представлены картотеки игр с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 123.68 КБ |
mini-kartoteka.pdf | 225.19 КБ |
spisok_programm_ispolzuemyh_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.pdf | 196.66 КБ |
psihogimnastika.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни Первая группа Вторая группа Третья группа Дети, для кого процесс адаптации легкий и безболезненный. Они проявляют интерес к игрушками и деятельности, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. Общение родителей с ребенком доброжелательное, уважительное. Дети, которые адаптируются медленнее и труднее. Периоды интереса к игре сменяются периодами безразличия, капризов. Не хватает доверия в отношении с воспитателями, другими детьми. Навыки игры и общения развиты недостаточно. Малоинициативны . Менее самостоятельные, что-то могут делать сами, но по большей части зависят от взрослого. Со стороны родителей наблюдается нестабильность в общении: доброжелательные, рассудительные обращения сменяются окриками, угрозами или ослаблением требовательности, невниманием. Дети, которые с трудом приспосабливаются к новому для себя быту. Как правило, несамостоятельные, неконтактные. Привычные к нестабильности в режиме дня. Быстро устают. Игровые навыки не сформированы. В опыте таких детей - проявление авторитарности, жестокости, или, наоборот, лишнего либерализма со стороны взрослых, что вызывает страх, недоверие к воспитателю или полное игнорирование его и других детей. Сон, аппетит - плохие или вовсе отсутствуют. Высокая заболеваемость еще больше замедляет привыкание к новой обстановке и новым требованиям.
Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности, режима и питания, - но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности. Привыкание к детскому саду часто сопровождается нарушением эмоционального состояния.
Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада, кроме определенной продолжительности во времени, различного для разных детей, имеет несколько основных этапов (фаз). Это, в частности, такие этапы: «Шторм» - в ответ на комплекс новых воздействий все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Повышаются возбудимость, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Плохие сон, аппетит, настроение. Физиологическая и психологическая буря длится от 2-3 дней до 1-2 месяцев (у отдельных детей).
«Шторм утихает» - период неустойчивого приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние воздействия. Малыш продолжает присматриваться к новому окружению, пытается участвовать в совместной деятельности, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период более длительный, чем первый, - от 1 недели до 2-3 месяцев.
«Штиль» - период относительно устойчивого приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, принимать реальное участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизируются сон, аппетит, настроение. Этот период длится от 2-3 недель до полугода.
Поэтому воспитатель и психолог детского сада должны помочь ребенку адаптироваться к новым условиям. Обязательным правилом при приеме ребенка должно стать посещение кабинета психолога. Этот визит нужен еще в ходе оформления документов. Внимательный, наблюдательный психолог во время разговора сделает определенные выводы относительно подготовленности ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении и по стилю воспитания в семье. Он начнет с определения некоторых индивидуальных особенностей новичка, чтобы выбрать группу, которая лучше всего будет соответствовать его привычкам, особенностям поведения, темпераменту. Важно дать конкретные рекомендации родителям, как они должны подготовить ребенка к новому быту.
Ориентировочные вопросы для беседы психолога с родителем Имеет ли ребенок опыт общения с другими детьми? Какой характер имеет это общение? В какие игры любит играть сын (дочь)? Что именно больше всего влияет на поведение ребенка? (Стиль общения, место, режим, обстановка, здоровье и т.д.). Какое настроение преобладает в течение дня? Чем интересуется? Какие виды деятельности больше всего любит? Как происходит физическое развитие ребенка? Закаляете ли его? Как? Каким видите сына (дочь): уравновешенным; чрезмерно подвижным, стремительным, шумным; медленным, вялым? Какой системы воспитания придерживаетесь: авторитарной; демократической; либеральной? Существует ли согласованность в воспитании со стороны членов семьи? Кто еще участвует в воспитании? Есть ли у ребенка братья, сестры? Как она с ними общается? Стремится ли соблюдать дома режим дня? Совпадает ли он с режимом детского сада? Как засыпает ваш малыш? Крепко спит? Какой у него аппетит? Является ли ребенок самостоятельным для своего возраста? Что он может делать самостоятельно? Послушный ли ваш сын (дочь)? Если не слушается, как реагируете: обижаетесь; ругаете; наказываете; не обращаете внимание и т.д.? Как реагируете на жалобы ребенка о ссорах с другими детьми: защищаете, обвиняете; отмахиваетесь; делаете попытки разобраться и др.? Если понимаете, что были неправы, просите ли прощения у сына (дочери)? Что больше всего нравится ребенку?
Следует учитывать не только содержание того, что говорят родители, но и на интонацию, выражение лица и особенно - на поведение ребенка. Требуют внимания, в частности, следующие моменты: как ведет себя ребенок в присутствии незнакомых взрослых (робко, уверенно, заинтересованно, безразлично, нагло); общий стиль поведения (спокойный, уравновешенный, инертный, излишне энергичный); заинтересованность обстановкой, игрушками, играми (просит поиграть, с интересом смотрит, играет, если предлагают, играет сам); характер общения матери с ребенком (говорит ласково, вежливо, с уважением, с восклицаниями, раздраженно, с угрозой); как реагирует ребенок на обращения и просьбы матери (слушается, капризничает, игнорирует).
Первый день пребывания малыша в детском саду стоит ограничить знакомством с воспитателем, детьми, групповым помещения. В последующие дни воспитатель и психолог внимательно наблюдают за его поведением в группе, предоставляют дополнительные консультации родителям.
Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. Настроение ребенка: бодрый - положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашенные, часто улыбается, смеется; охотно контактирует с другими; спокойный - положительно относится к окружающему, на инициативу отвечает, но сам не проявляет ее, положительные эмоции проявляются в меньшей степени; раздраженный, возбужденный - наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, капризы, плач, часто возникают конфликты с другими; подавленное - наблюдаются вялость, бездействие, пассивность, замкнутость, печаль, тихий и долгий плач; неустойчивое - быстро переходит от одного настроения к другому, может быть веселым, смеяться и тут же плакать, часто конфликтует, бывает замкнутым.
Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. Сон (засыпание, характер сна, продолжительность): засыпание - быстрое, медленное (более 10-15 мин.), спокойное, беспокойное, с дополнительными воздействиями; характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный; продолжительность сна - короткий, длительный, в соответствии с возрастом.
Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. Аппетит: хороший, плохой, выборочное отношение к еде.
Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. Поведение во время бодрствования: активный - ребенок занят деятельностью; малоактивный - не всегда занят, активная деятельность сменяется периодами бездействия; пассивный - преобладает бездействие.
Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. Коммуникабельность (высокая, средняя, низкая):: высокая - ребенок осуществляет инициативные действия с взрослыми, другими детьми, решает конфликтные ситуации справедливо, самостоятельно, в случае необходимости обращается за помощью к взрослым, может правильно оценить свое поведение; средняя - сам не проявляет инициативы, но отвечает на инициативные действия со стороны других, в случае конфликта обращается за помощью к взрослым, правильно оценивает свое поведение; низкая - на инициативные действия не отвечает и сам не проявляет инициативы, на конфликты реагирует слезами, криком, не может оценить поведение свое и других.
Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков. Коммуникабельность (высокая, средняя, низкая):: высокая - ребенок осуществляет инициативные действия с взрослыми, другими детьми, решает конфликтные ситуации справедливо, самостоятельно, в случае необходимости обращается за помощью к взрослым, может правильно оценить свое поведение; средняя - сам не проявляет инициативы, но отвечает на инициативные действия со стороны других, в случае конфликта обращается за помощью к взрослым, правильно оценивает свое поведение; низкая - на инициативные действия не отвечает и сам не проявляет инициативы, на конфликты реагирует слезами, криком, не может оценить поведение свое и других.
В соответствии с возрастом: высокий; средний; низкий; по уровню развития навыков самообслуживания (в соответствии с возрастом): высокий, средний, низкий; по уровню развития игровых навыков (в соответствии с возрастом): высокий; средний; низкий; относительно индивидуальных особенностей поведения: доброжелательность - агрессивность; инициативность - пассивность; медлительность - подвижность; заинтересованность играми, занятиями - равнодушие; контактность - замкнутость и др. Также обобщаются выводы наблюдений относительно уровня развития речи ребенка
Схема записи (вертикальные графы): порядковый номер; дата наблюдения; фамилия, имя, возраст; настроение; сон; аппетит; поведение во время бодрствования; коммуникабельность; уровень развития навыков самообслуживания; уровень развития игровых навыков; уровень развития речи; индивидуальные особенности поведения; рекомендации родителям; воспитателям. Результаты обследования ребенка фиксируются в дневнике адаптации
1. Постепенная выработка у ребенка привычки соблюдать определенный режим дня. Лучше всего осуществлять это в домашних условиях еще до начала посещения детского сада. В саду - обеспечение гибкого режима. 2. Формирование навыков самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться, складывать игрушки, одежду и т.д.). 3. Развитие игровых навыков, навыков общения. Постепенное расширение круга знакомств малыша. 4. Организация положительного эмоционального общения ребенка с воспитателем и персоналом детского сада. 5. Оборудование групповой комнаты должен предусматривать возможность осуществления индивидуальных игр, занятий, удовлетворять стремление ребенка побыть одному или наедине с воспитателем. 6. Обеспечение межвозрастного общения детей как одной из наиболее эффективных условий успешной адаптации к новому быту. 7. Обеспечение содержательной деятельности дошкольников с учетом индивидуальных интересов каждого ребенка и его возрастных возможностей. 8. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам облегчения адаптации к детскому саду (индивидуальные беседы, консультации). 9. Постепенное увеличение продолжительности пребывания ребенка в детском саду (сначала - только прогулка, игра, потом - прогулка, обед, через несколько дней - прогулка, обед, сон и т. д. ). 10. Расширение круга близких людей, которые приводят ребенка в детский сад (не только мама, но и папа, сестра, дедушка, - это облегчает прощание). 11. Проведение специальных игровых комплексов, направленных на расширение круга общения, выработки уверенности, снятия тревожности, страхов. Психолого-педагогические условия обеспечения процесса адаптации детей к посещению детского сада:
Благодаря обеспечению этих и других условий у детей-новичков достаточно быстро восстанавливаются сон, аппетит. Правда, длительным бывает процесс нормализации эмоциональной сферы ребенка, которая и должна стать предметом особой заботы психолога, воспитателей, родителей. Адекватное поведение, заинтересованность в общении со взрослыми и детьми, активное участие в занятиях и играх, бодрое настроение являются основными показателями социально-психологической адаптации ребенка к условиям детского сада.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое психогимнастика ? Психогимнастика – полезный инструмент в развитии эмоционального интеллекта ребенка. Она помогает преодолеть детскую неуверенность, страх и агрессию. Это активные мимические, жестикуляционные и пантомимические проявления эмоций. Когда малыш умеет понимать эмоции других и сам их ярко выражает, он становится чутким, проще общается со сверстниками и лучше понимает чувства окружающих. Психогимнастика – что это и зачем нужна? Психогимнастика – это комплекс специальных игр, этюдов и упражнений. Они развивают и корректируют разные стороны психики (познавательную, эмоционально-личностную). На занятиях дети максимально ярко изображают гнев, страх и другие эмоции.
Основная цель психогимнастики - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятия психического напряжения, создание возможности для самовыражения . Задача психогимнастики состоит в том, чтобы развить различные стороны психики ребенка ( как ее познавательной так ее и эмоционально-личностной сферы).
Полезная литература В книге М.И. Чистяковой « Психогимнастика » дано определение психогимнастики - это курс специальных занятий( игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка ( как его познавательной, так и эмоционально- личностной сферы)
Психогимнастика по методике Чистяковой направленна на обучение элементам техники выразительных движений на использование выразительных движений воспитании и эмоций и высших чувств и на приобретение навыков саморасслаблении . Дети изучают различных эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбуков выражения эмоциями.
Этапы занятия психогимнастикой Методика занятий психогимнастикой довольно проста. Группы комплектуются по возрасту, имеющих различные психологические особенности( чрезмерная подвижность, слабая концентрация внимания, замкнутость, боязливость). Занятия проходят в четыре этапа: -мимические и пантомические этюды на выражение отдельных эмоциональных состояний и чувств; -на втором этапе добиваются выражение отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения; - третьий этап имеет психотерапевтическую направленность; -на четвертом этапе- снятие психоэмоционального напряжения.
Где и как использовать психогимнастику воспитателю в ДОУ -В качестве частичного замещения « физкультурных минуток» - в качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки( физической или интеллектуальной) В качестве « оживления» в материале в работе по нравственному воспитанию. Индивидуальная форма работы с детьми.
Специальный дневник Работу детей в психогимнастической группе воспитатель фиксирует в специальном дневнике. Можно предложить уровневую систему оценки выполнения задач в каждой игре, каждого этапа занятия и комплекса в целом. Уровни показатели( высокий, средний, низкий). Важно! Дети должны чувствовать себя комфортно, свободно, не замечать оценочного отношения к ним воспитателя.
Называйте чувства и эмоции ребенка Формируйте у ребенка «словарик» эмоций, чтобы он мог сказать: -Я так рад! -Я так злюсь! -Я боюсь -Мне так одиноко -Я скучаю -Я волнуюсь.
Разрешайте ребенку испытывать эмоции Не запрещайте ребенку испытывать любые его эмоции. Ведь запрещая, мы учим ребенка их подавлять. Но при этом они никуда не денутся, а будут создавать в нем тревогу, напряжение и агрессию. Помните, что нет плохих и хороших эмоций. Есть приятные и неприятные. И каждая эмоция может быть в отдельном конкретном случае полезна.
Покажите ребенку , как выражать эмоции Расскажите и покажите ребенку, что он может выражать чувства и эмоции разными способами: -Сказать вам про них: « Мне грустно», « Мне смешно». _Нарисовать их; -Слепить их пластелина из песка; -Через физические действия.( попрыгать, побегать , потанцевать); -рассказать через игру.
Эмоциональный интеллект Будьте примером для ребенка-говорите ему о том, что чувствуете. Рассказывайте ему о своих чувствах и эмоциях- так вы поможете ребенку развивать эмоциональный интеллект. Ведь дети смотрят на нас и учатся.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"
Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
Самостоятельная работа №12 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ методического обеспечения образовательного процесса ДОО».
Обособленное подразделение дошкольного образованияМБОУ г. Астрахани «СОШ № 61» ДОУ №1...
Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».
Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...