Литературно-образовательный (краткосрочный) проект "День рождения С.Я.Маршака"
план-конспект занятия (средняя группа)
Произведения С. Я. Маршака близки и понятны детям, они дидактичны своим содержанием. Его произведения охватывают огромное количество тем: азбука и счёт, дикие и домашние животные, транспорт, почта, пожарная часть, профессии и ремёсла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание и т. д., что играет не маловажное значение в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературно-образовательный проект "День рождения С.Я.Маршака" | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад № 2
ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (краткосрочный) проект
«День рождения С.Я. Маршака»
Средняя группа
Разработали и провели:
воспитатели средней группы
Ведякова Н.А.
Кравченко О.Я.
Шорова Д.А.
Тип проекта: ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
Вид проекта: ГРУППОВОЙ.
Актуальность проекта:
Современные родители сейчас уделяют мало внимания творчеству детских советских писателей, так как считают, что их произведения уже устарели и детям они будут неинтересны. Но это не так. Произведения С. Я. Маршака близки и понятны детям, они дидактичны своим содержанием. В них содержатся занимательные и поучительные истории и сказки, с их помощью можно научиться мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир. Его произведения охватывают огромное количество тем: азбука и счёт, дикие и домашние животные, транспорт, почта, пожарная часть, профессии и ремёсла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание и т. д., что играет не маловажное значение в воспитании детей. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность произведений С. Я. Маршака, их значимость и необыкновенный юмор.
Цель проекта:
Познакомить детей с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта:
- Способствовать воспитанию у детей интереса к художественной литературе произведениям С. Я. Маршака.
- Посредством произведений С. Я Маршака способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствовать героям, попавшим в беду.
- Формировать умение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной).
- Развивать творческую самостоятельность.
- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
- Обогащать детский словарь.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.
Возраст участников: 4 года
Продолжительность : краткосрочный (1 неделя)
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса к художественной литературе.
- Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечения, но и как источник знаний.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
- Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
- Развитие коммуникативных способностей детей помогать друг другу.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный:
- Изучение познавательной и методической литературы.
- Обсуждение целей и задач проекта, составление плана
- Подбор детских книг С. Я. Маршака для смены в книжном уголке.
- Организация выставки книг с привлечением родителей "Сказки С.Я. Маршака"
- Пополнение предметно-развивающей среды.
- Просмотр презентации «С.Я.Маршак»
II этап. Непосредственная реализация проект:
- Знакомство с писателем (презентация) и рассматривание иллюстраций С. Я. Маршака и его книг.
-«Багаж»
-«Сказка о глупом мышонке»
-«Сказка об умном мышонке»
-«Где обедал воробей?»
-«Вот какой рассеянный»
-«Радуга-дуга»
-«Ванька-встанька»
-«Круглый год»
-«Детки в клетке»
-«Мяч»
-«Веселый счет»
-загадки
- Подвижная игра «Собачка и воробьи», «Медведь и дети».
- Пальчиковые гимнастики.
- Физкультминутки.
- Дидактические игры «Что не так?». «Где обедал воробей?»- найти героев по последовательности сказки.
- Беседа с детьми "Знакомство со спецтехникой "01","02","03".
- Конструирование: «Кошкин дом», «Поезд для зверей»
- НОД «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».
III этап. Завершающий:
- Оформление книжной мини-выставки по произведениям С. Я. Маршака.
- Оформление выставки детских работ.
- Совместная деятельность детей и родителей: «Книжки-малышки» по произведениям С. Я. Маршака.
Сотрудничество с родителями:
- Беседа с родителями "Какие книги читают детям дома".
- Домашнее чтение произведений С. Я. Маршака
- Консультация для родителей «Как выбрать полезную книгу»
- Памятка для детей и родителей «Правила поведения с незнакомыми людьми».
Конспект
образовательной деятельности по развитию речи в средней группе
«Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».
Приоритетное направление: Речевое развитие
Цель: вызвать интерес к литературному творчеству С. Я. Маршака.
Задачи:
- Обучающие: - Учить инсценировать небольшие песенки. - Совершенствовать интонационную выразительность речи. - Учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных задач.
- Развивающие: - Развивать коммуникативные навыки. - Создать условия для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности.
- Воспитательные: - Воспитывать у детей любовь к творчеству детского писателя С. Я. Маршака; - Коллективизм, усидчивость, активность, уверенность.
Предварительная работа. Чтение произведений С. Я Маршака «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Сказка об умном мышонке» «Загадки», и рассматривание иллюстраций к ним.
Оборудование и материалы. Ноутбук.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное и интересное путешествие. А отгадать, куда мы отправимся, нам поможет наш волшебный экран.
Презентация
-Ребята, что вы видите на экране? А как вы думаете, из какой сказки эти герои? (Ответы детей) Слайд №1
-Правильно, это «сказка о глупом мышонке», а написал ее детский писатель Самуил Яковлевич Маршак. Он написал много сказок, рассказов и стихов для детей. Слайд №2
Ребята, а какие произведения С.Я.Маршака вы знаете? («Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Вот какой рассеянный» и др.). Слайд№3
Ой, чей это голос слышится?
(«Пи-пи-пи» на экране появляется картинка мышонка.) Слайд№4
Ребята, а это, наверное, тот самый мышонок со сказки, убежал от мамы и не хочет спать. Ребята, а давайте вспомним, кого звала мама-мышка в няньки к мышонку. Сейчас я загадаю вам загадки, и если вы угадаете правильно, то на волшебном экране появится отгадка.
Загадки
Посмотрите, кря – кря – кря, Отыскала я червя (утка) Слайд№5,6
Молодец, (имя ребенка). А ты сможешь спеть песню, которую мышонку спела утка.
Стала петь мышонку утка:
Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
«Нет, твой голос не хорош, эт-так вовсе не уснешь» Слайд№7
На траве видна едва Слышно только: ква, ква,ква (Жаба) Слайд№8,9
Молодец, (имя ребенка). А ты знаешь песню, которую мышонку спела утка.
Стала жаба важно квакать:
Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
«Нет, твой голос не хорош, эт-так вовсе не уснешь»
Я копытами стучу Я скачу, скачу, скачу Грива вьется на ветру Все подковы я сотру. (Лошадь) Слайд№10,11
Молодец, (имя ребенка). А какую песню, мышонку пела лошадь
И-го-го! - поёт лошадка -
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
«Нет, твой голос не хорош, эт-так вовсе не уснешь» Слайд№12
Опасней всех она в реке,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…(Щука) Слайд№13
Молодец, (имя ребенка). Давай попробуем спеть песню, которую мышонку спела щука.
Стала петь мышонку щука -
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поёт...
«Нет, твой голос не хорош, так и вовсе не уснешь» Слайд№14
Ребята, а почему мышонок не услышал ни звука, когда щука пела. (Потому что рыбы не разговаривают). Молодцы, а теперь давайте с вами отдохнем и проведем
Физкультминутка «Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб) Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны) Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко. (Имитация ныряния) Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Грозят указательным пальцем) Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо) Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи) Пятая крикнула: здесь крокодил, (Руками имитируют пасть крокодила) Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Уплывают)
А кого же еще мама- мышка звала в няньки к мышонку?
Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посредине - спинка,
На спинке - щетинка. (Свинья) Слайд № 15
Молодец, (имя ребенка). А ты сможешь спеть песню, которую мышонку спела свинка. Слайд№16
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
«Нет, твой голос не хорош, так и вовсе не уснешь» Слайд № 17
Ищут зернышки подружки от крыльца недалеко раздается: ко –ко – ко ( Курица)
Молодец, (имя ребенка). А ты сможешь спеть песню, которую мышонку спела клуша?
Закудахтала наседка:
Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло!
Там и тихо и тепло.
«Нет, твой голос не хорош, эт-так вовсе не уснешь»
А кого еще позвала мама мышка? Слайд № 18(Кошку). Ребята, а давайте мы не будем звать кошку, а попробуем сами уложить мышонка спать. Если мы позовем кошку, что может случится? Да кошка может съесть мышонка, а мы с вами знаем, что все имеют право на жизнь, и кошка съев мышонка, нарушает его право на жизнь.
Ребята, а мышонок то не спит, давайте с вами подумаем, как можно укачать мышонка. (Спеть песню)
Песня «Спят усталые игрушки»
Слайд № 19( мышонок спит в кровати, рядом мама мышка)
Ой, ребята смотрите, мышонок заснул. Мама мышка говорит вам спасибо.
Волшебный экран хочет поиграть с вами в игру и узнать правильно ли вы назвали нянек мышонка, которые пытались уложить мышонка спать, но не смогли.
Дид.игра «Кто в сказке живёт?» Слайд № 20
Итак, в какой сказке мы с вами побывали? Кто написал эту сказку? Кто мне скажет, о ком эта сказка?
Консультация для родителей
«Как выбрать полезную книгу» (Приложение № 1)
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.
Книга-это воспитатель человеческих душ.
Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.
Рекомендации по приобретению литературы:
1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».
Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.
На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.
2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.
3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.
Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.
Советы для родителей.
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.
Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.
Памятка для детей и родителей
«Правила поведения с незнакомыми людьми» (Приложение № 2)
Дети обычно очень общительны, они радуются каждому новому знакомому, но нужно строго следить, чтобы знакомство было подходящим.
Как объяснить ребенку, в каких случаях можно и когда нельзя знакомиться?
Со взрослыми людьми детей обычно знакомят родители, это, пожалуй, самый правильный способ заводить себе друзей среди старших. Существует ряд важных правил, которым должны следовать дети при встрече с незнакомыми взрослыми людьми.
1.Разговаривать на улице с посторонним человеком можно только в том случае, если тебя сопровождают родители, старший брат или сестра, учительница или еще кто-нибудь из взрослых, кого ты хорошо знаешь. Если ты идешь один (или одна), вступать в разговор с чужими людьми нельзя.
2.Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину, даже если он (или она) говорит, что отвезет тебя к маме и папе. Не верь ни в коем случае!
3.Не бери у чужого человека конфеты, деньги и другие подарки. Может быть, он предлагает их от чистого сердца, а может быть, и нет. На всякий случай откажись.
4.Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить тебе. С какой стати? Ведь это совершенно чужой человек, он даже не знает, как тебя зовут. Ответь, что тебе ничего не нужно.
5.Если посторонний человек возьмет тебя за руку и попытается силой увести за собой, нужно вырваться и убежать домой или броситься за помощью к кому-нибудь из прохожих. При необходимости кричи изо всех сил.
Правила безопасности на улице:
С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаешь.
1.Не разговаривай с незнакомцем;
2.Не садись к незнакомцу в машину;
3.Не играй по дороге из школы дом;
4.Не гуляй с наступлением темноты
Викторина по сказке С.Я.Маршака
"Глупый маленький мышонок".(муз.руководитель) (Приложение № 3)
1) Что обещала дать мышонку его мама? Хлебную корку и огарочек свечи
2) Кто пришёл к мышонку первым? Утка
3) Что пообещала дать мышонку Жаба? Комара
4) Кто пришел к мышонку после Жабы? Лошадь
5) Кто пришёл к мышонку после тети Лошади? Свинка
6) Кто пришел к мышонку раньше: курочка или щука? Курочка
7) Что пообещала дать мышонку щука? Ничего, ведь он её не услышал
8) Чья песенка понравилась мышонку? Песенка Кошки
9) Назовите по порядку зверей, которые пришли к мышонку. Утка, Жаба, Лошадь, Свинка, Курочка, Щука, Кошка
10) Чему нас учит эта сказка? Сказка учит правильно себя вести, не капризничать. Наглядно показывает, к чему приводит непослушание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Тема проекта:«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писат...
Литературно- образовательный проект "Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста"
Произведения С.Я.Маршака насыщены познавательным материалом: загадки, игры, шутки, считалки, сказки, социальные диалоги. Во многих сказках и стихах заключены воспитательные нотки, правила поведения, в...
Ко дню рождения Самуила Яковлевича Маршака в нашей группе состоялась выставка книжек с произведениями писателя.
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже....
Сценарий литературного досуга, посвященного 130 - летию со дня рождения С.Я.Маршака
Материал будет интересен воспитателям детских садов при подготовке мероприятий,связанных с празднованием 130-летноего юбилея любимого детского поэта С.Я.Маршака....
Тематическое мероприятие с использованием интерактивного оборудования «День рождения С. Я. Маршака»
Цель:Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях. Задачи:• Воспитывать интерес к детской литературе и чтению.• Созд...
Мероприятие посвящено 130 - летнему юбилею со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, для детей старшего дошкольного возраста.
Мероприятие посвящено 130 - летнему юбилею со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий содержит авторский стих и авторскую игру. Родился Маршак Саму...
Конспект Литературный вечер для учащихся образовательного объединения «Развивай-ка» «Дело было вечером, делать было нечего» посвящённый Всероссийской неделе детской и юношеской книги ( 135 лет со дня рождения С.Я.Маршака, 110 лет со дня рождения С.Мих
КонспектЛитературный вечер для учащихся образовательного объединения«Развивай-ка»«Дело было вечером, делать было нечего» посвящённый Всероссийской неделе детской и ю...