Литературно-образовательный (краткосрочный) проект "День рождения С.Я.Маршака"
план-конспект занятия (средняя группа)

Шорова Дарья Александровна

Произведения С. Я. Маршака близки и понятны детям, они дидактичны своим содержанием. Его произведения охватывают огромное количество тем: азбука и счёт, дикие и домашние животные, транспорт, почта, пожарная часть, профессии и ремёсла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание и т. д., что играет не маловажное значение в воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад № 2

ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (краткосрочный) проект

 «День рождения С.Я. Маршака»

Средняя группа

 

Разработали и провели:

воспитатели средней группы

Ведякова Н.А.

Кравченко О.Я.
Шорова Д.А.

Тип проекта: ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

Вид проекта: ГРУППОВОЙ.

Актуальность проекта:

Современные родители сейчас уделяют мало внимания творчеству детских советских писателей, так как считают, что их произведения уже устарели и детям они будут неинтересны. Но это не так. Произведения С. Я. Маршака близки и понятны детям, они дидактичны своим содержанием. В них содержатся занимательные и поучительные истории и сказки, с их помощью можно научиться мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир. Его произведения охватывают огромное количество тем: азбука и счёт, дикие и домашние животные, транспорт, почта, пожарная часть, профессии и ремёсла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание и т. д., что играет не маловажное значение в воспитании детей. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность произведений С. Я. Маршака, их значимость и необыкновенный юмор.

Цель проекта:

Познакомить детей с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

Задачи проекта:

  • Способствовать воспитанию у детей интереса к художественной литературе произведениям С. Я. Маршака.
  • Посредством произведений С. Я Маршака способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствовать героям, попавшим в беду.
  • Формировать умение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной).
  • Развивать творческую самостоятельность.
  • Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
  • Обогащать детский словарь.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.

Возраст участников: 4 года

Продолжительность : краткосрочный (1 неделя)

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса к художественной литературе.
  • Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечения, но и как источник знаний.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.
  • Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
  • Развитие коммуникативных способностей детей помогать друг другу.

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный:

  • Изучение познавательной и методической литературы.
  • Обсуждение целей и задач проекта, составление плана
  • Подбор детских книг С. Я. Маршака для смены в книжном уголке.
  • Организация выставки книг с привлечением родителей "Сказки С.Я. Маршака"
  • Пополнение предметно-развивающей среды.
  • Просмотр презентации «С.Я.Маршак»

     II этап. Непосредственная реализация проект:

  • Знакомство с писателем (презентация) и рассматривание иллюстраций С. Я. Маршака и его книг.

-«Багаж»

-«Сказка о глупом мышонке»

-«Сказка об умном мышонке»

-«Где обедал воробей?»

-«Вот какой рассеянный»

-«Радуга-дуга»

-«Ванька-встанька»

-«Круглый год»

-«Детки в клетке»

-«Мяч»

-«Веселый счет»

-загадки

  • Подвижная игра «Собачка и воробьи», «Медведь и дети».
  • Пальчиковые гимнастики.
  • Физкультминутки. 
  • Дидактические игры «Что не так?». «Где обедал воробей?»- найти героев по последовательности сказки.
  • Беседа с детьми "Знакомство со спецтехникой "01","02","03".
  • Конструирование: «Кошкин дом», «Поезд для зверей»
  • НОД  «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».  

III этап. Завершающий:

  • Оформление книжной мини-выставки по произведениям С. Я. Маршака.
  • Оформление выставки детских работ.
  • Совместная деятельность детей и родителей: «Книжки-малышки» по произведениям С. Я. Маршака.

Сотрудничество с родителями:

  • Беседа с родителями "Какие книги читают детям дома".
  • Домашнее чтение произведений С. Я. Маршака 
  • Консультация для родителей «Как выбрать полезную книгу»
  • Памятка для детей и родителей «Правила поведения с незнакомыми людьми».

Конспект

образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

 «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».  

Приоритетное направление: Речевое развитие

Цель: вызвать интерес к литературному творчеству С. Я. Маршака.

Задачи: 

  • Обучающие:                                                                                                - Учить инсценировать небольшие песенки.                                                               - Совершенствовать интонационную выразительность речи.                                                - Учить творчески и инициативно подходить к решению  проблемных задач. 
  • Развивающие:                                                                                                                         - Развивать коммуникативные навыки.                                                                                - Создать условия для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности.
  • Воспитательные:                                                                                                                                            - Воспитывать у детей любовь к творчеству детского писателя С. Я. Маршака;                                                                                                                                           - Коллективизм, усидчивость, активность, уверенность.

Предварительная работа. Чтение произведений С. Я Маршака «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Сказка об умном мышонке» «Загадки», и рассматривание иллюстраций к ним.

Оборудование и материалы. Ноутбук.

Ход занятия

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное и интересное путешествие. А отгадать, куда мы отправимся, нам поможет наш волшебный экран.

Презентация

-Ребята, что вы видите на экране? А как вы думаете, из какой сказки эти герои?  (Ответы детей) Слайд №1

-Правильно, это «сказка о глупом мышонке», а написал ее детский писатель Самуил Яковлевич Маршак. Он написал много сказок, рассказов и стихов для детей. Слайд №2                                                                                                    

Ребята, а какие произведения С.Я.Маршака вы знаете? («Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Вот какой рассеянный» и др.). Слайд№3

Ой, чей это голос слышится?

(«Пи-пи-пи» на экране появляется картинка мышонка.) Слайд№4

Ребята, а это, наверное, тот самый мышонок со сказки, убежал от мамы и не хочет спать. Ребята, а давайте вспомним, кого звала мама-мышка в няньки к мышонку. Сейчас я загадаю вам загадки, и если вы угадаете правильно, то на волшебном экране появится отгадка.

Загадки

Посмотрите,  кря – кря – кря,                                                                                                             Отыскала я червя       (утка)  Слайд№5,6

Молодец, (имя ребенка). А ты сможешь спеть песню, которую мышонку спела утка. 

Стала петь мышонку утка:
Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.

 «Нет, твой голос не хорош, эт-так вовсе не уснешь» Слайд№7

На траве видна едва                                                                                                                    Слышно только: ква, ква,ква  (Жаба) Слайд№8,9

Молодец, (имя ребенка).    А ты знаешь песню, которую мышонку спела утка. 

Стала жаба важно квакать:
Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.

 «Нет, твой голос не хорош, эт-так вовсе не уснешь» 

Я копытами стучу                                                                                                                    Я скачу, скачу, скачу                                                                                                                  Грива вьется на ветру                                                                                                                             Все подковы я сотру. (Лошадь) Слайд№10,11

Молодец, (имя ребенка).  А какую  песню,  мышонку пела лошадь

И-го-го! - поёт лошадка -
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.

 «Нет, твой голос не хорош, эт-так вовсе не уснешь» Слайд№12

Опасней всех она в реке,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…(Щука)
 Слайд№13

Молодец, (имя ребенка). Давай попробуем спеть песню, которую мышонку спела щука.

Стала петь мышонку щука -
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поёт...

 «Нет, твой голос не хорош, так и вовсе не уснешь» Слайд№14

Ребята, а почему мышонок не услышал ни звука, когда щука пела.  (Потому что рыбы не разговаривают). Молодцы, а теперь давайте с вами отдохнем и проведем

Физкультминутка  «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.       (Имитация движения рыб)    Лежало большое бревно на песке.                    (Развести руки в стороны) Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.     (Имитация ныряния)                   Вторая сказала: ведь здесь глубоко.             (Грозят указательным пальцем)     Третья сказала: мне хочется спать.                    (Руки сложить под ухо) Четвертая стала чуть-чуть замерзать.               (Потереть кистями плечи)    Пятая крикнула: здесь крокодил,       (Руками имитируют пасть крокодила) Плывите скорее, чтоб не проглотил.                         (Уплывают)

А кого же еще мама- мышка звала в няньки к мышонку?

Спереди - пятачок, 
Сзади - крючок,
Посредине - спинка,
На спинке - щетинка. (Свинья)
  Слайд № 15

Молодец, (имя ребенка). А ты сможешь спеть песню, которую мышонку спела свинка. Слайд№16

Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.

 «Нет, твой голос не хорош, так и вовсе не уснешь» Слайд № 17

Ищут зернышки подружки                                                                                                                         от крыльца недалеко                                                                                                                                     раздается: ко –ко – ко  ( Курица)  

Молодец, (имя ребенка). А ты сможешь спеть песню, которую мышонку спела клуша? 

Закудахтала наседка:
Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло!
Там и тихо и тепло.
 

 «Нет, твой голос не хорош, эт-так вовсе не уснешь»

А кого еще позвала мама мышка? Слайд № 18(Кошку). Ребята, а давайте мы не будем звать кошку, а попробуем сами уложить мышонка спать.  Если мы позовем кошку, что может случится? Да кошка может съесть мышонка, а мы с вами знаем, что все имеют право на жизнь, и кошка съев мышонка, нарушает его право на жизнь.

Ребята, а мышонок то не спит, давайте с вами подумаем, как можно укачать мышонка. (Спеть песню)

Песня «Спят усталые игрушки»

Слайд № 19( мышонок спит в кровати, рядом мама мышка)

Ой, ребята смотрите, мышонок заснул. Мама мышка говорит вам спасибо.

Волшебный экран хочет поиграть с вами в игру и узнать правильно ли вы назвали нянек мышонка, которые пытались уложить мышонка спать, но не смогли.

Дид.игра «Кто в сказке живёт?» Слайд № 20

Итак, в какой сказке мы с вами побывали? Кто написал эту сказку? Кто мне скажет, о ком эта сказка?

Консультация для родителей

«Как выбрать полезную книгу» (Приложение № 1)

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ.

      Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.

      С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.

Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

      Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы:

1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их

рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».

Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.

На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.

2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.

3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.

Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Советы для родителей.

 Чаще говорите о ценности книги;

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;

• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;

• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

• Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

Памятка для детей и родителей

«Правила поведения с незнакомыми людьми» (Приложение № 2)

Дети обычно очень общительны, они радуются каждому новому знакомому, но нужно строго следить, чтобы знакомство было подходящим.

Как объяснить ребенку, в каких случаях можно и когда нельзя знакомиться?

Со взрослыми людьми детей обычно знакомят родители,  это, пожалуй, самый правильный способ заводить себе друзей среди старших. Существует ряд важных правил, которым должны следовать дети при встрече с незнакомыми взрослыми людьми.

1.Разговаривать на улице с посторонним человеком можно только в том случае, если тебя сопровождают родители, старший брат или сестра, учительница или еще кто-нибудь из взрослых, кого ты хорошо знаешь. Если ты идешь один (или одна), вступать в разговор с чужими людьми нельзя.

2.Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину, даже если он (или она) говорит, что отвезет тебя к маме и папе. Не верь ни в коем случае!

3.Не бери у чужого человека конфеты, деньги и другие подарки. Может быть, он предлагает их от чистого сердца, а может быть, и нет. На всякий случай откажись.

4.Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить тебе. С какой стати? Ведь это совершенно чужой человек, он даже не знает, как тебя зовут. Ответь, что тебе ничего не нужно.

5.Если посторонний человек возьмет тебя за руку и попытается силой увести за собой, нужно вырваться и убежать домой или броситься за помощью к кому-нибудь из прохожих. При необходимости кричи изо всех сил.

Правила безопасности на улице:

С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаешь.

1.Не разговаривай с незнакомцем;

2.Не садись к незнакомцу в машину;

3.Не играй по дороге из школы дом;

4.Не гуляй с наступлением темноты

Викторина по сказке С.Я.Маршака

"Глупый маленький мышонок".(муз.руководитель) (Приложение № 3)

1) Что обещала дать мышонку его мама? Хлебную корку и огарочек свечи

2) Кто пришёл к мышонку первым? Утка

3) Что пообещала дать мышонку Жаба? Комара

4) Кто пришел к мышонку после Жабы? Лошадь

5) Кто пришёл к мышонку после тети Лошади? Свинка

6) Кто пришел к мышонку раньше: курочка или щука? Курочка

7) Что пообещала дать мышонку щука? Ничего, ведь он её не услышал

8) Чья песенка понравилась мышонку? Песенка Кошки

9) Назовите по порядку зверей, которые пришли к мышонку. Утка, Жаба, Лошадь, Свинка, Курочка, Щука, Кошка

10) Чему нас учит эта сказка? Сказка учит правильно себя вести, не капризничать. Наглядно показывает, к чему приводит непослушание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Тема проекта:«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного  возраста»Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писат...

Литературно- образовательный проект "Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста"

Произведения С.Я.Маршака насыщены познавательным материалом: загадки, игры, шутки, считалки, сказки, социальные диалоги. Во многих сказках и стихах заключены воспитательные нотки, правила поведения, в...

Сценарий литературного досуга, посвященного 130 - летию со дня рождения С.Я.Маршака

Материал будет интересен воспитателям детских садов при подготовке мероприятий,связанных с празднованием 130-летноего юбилея любимого детского поэта С.Я.Маршака....

Тематическое мероприятие с использованием интерактивного оборудования «День рождения С. Я. Маршака»

Цель:Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.           Задачи:• Воспитывать интерес к детской литературе и чтению.• Созд...

Мероприятие посвящено 130 - летнему юбилею со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, для детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятие посвящено 130 - летнему юбилею со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий содержит авторский стих и авторскую игру. Родился Маршак Саму...

Конспект Литературный вечер для учащихся образовательного объединения «Развивай-ка» «Дело было вечером, делать было нечего» посвящённый Всероссийской неделе детской и юношеской книги ( 135 лет со дня рождения С.Я.Маршака, 110 лет со дня рождения С.Мих

КонспектЛитературный вечер для учащихся образовательного объединения«Развивай-ка»«Дело было вечером, делать было нечего» посвящённый Всероссийской неделе детской и ю...