«Взаимодействие ДОУ с семьей по проблеме речевого развития (из опыта работы)»
материал
В условиях современного общества, в связи с нехваткой времени, занятостью, родители перекладывают ответственность за развитие ребенка на педагогов. Дети дома мало времени общаются с родителями, редко слушают сказки, все больше играют с игрушками или проводят время у телевизора. Часто родители убеждены, что дети самостоятельно научатся излагать правильно свои мысли и не уделяют внимания речевому общению с ребенком. Общение является одним из важнейших факторов формирования речи в раннем возрасте, поэтому так важно, чтобы ребенок общался с взрослыми не только в детском саду, но и дома со своими родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях современного общества, в связи с нехваткой времени, занятостью, родители перекладывают ответственность за развитие ребенка на педагогов. Дети дома мало времени общаются с родителями, редко слушают сказки, все больше играют с игрушками или проводят время у телевизора. Часто родители убеждены, что дети самостоятельно научатся излагать правильно свои мысли и не уделяют внимания речевому общению с ребенком. Общение является одним из важнейших факторов формирования речи в раннем возрасте, поэтому так важно, чтобы ребенок общался с взрослыми не только в детском саду, но и дома со своими родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи являются необходимым условием для полноценного речевого развития ребенка. Для того, чтобы достичь наилучших результатов в работе я организовываю различные формы помощи родителям по речевому развитию детей, создавала условия для привлечения их к участию в образовательном процессе ДОУ.
С приходом ребенка в группу, я стараюсь убедить родителей в том, что именно их роль в этом вопросе значима и наши усилия без их помощи будут недостаточны. Я объясняю родителям, что речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован - собственно взрослым и только им, но когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи, причем не только интонационной окрашенности, но и обращенного к нему слова.
Для более близкого знакомства с семьёй ребенка я провожу анкетирование (анкета-знакомство). В одной из анкет мы прочитали, что ребенок не хочет слушать сказки и нет желания листать книги, рассматривать картинки.
Для решения этой проблемы, я подготовила:
• рекомендацию «Какую книгу выбрать малышу?»
• пересмотреть имеющиеся в доме, детские книги соответствуют ли они возрасту ребенка (например, «Колобок», «Заюшкина избушка»; стихи А. Барто «Игрушки» и т. д. ,
• предложила приносить детские книги в группу для совместного чтения и просмотра с детьми
• не вынуждать ребенка слушать сказку, постараться заинтересовать и вызвать желание для начала рассмотреть яркие иллюстрации
Через некоторое время мы увидели, что ребенок с удовольствием рассматривает детские книжки и внимательно слушает при рассказывании, чтении детских произведений. Отметили эти изменения и родители.
В приемной нашей группы я оформила информационный стенд по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация «Ознакомление с особенностями речевого развития детей раннего возраста». Родители получили рекомендации: книги, которые следует читать детям раннего возраста; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки.
В течение учебного года проводим родительские собрания. Тема одного из собраний «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада», на котором будут рассмотрены следующие вопросы:
— развитие коммуникативных качеств детей;
— создание речевой среды дома;
— знакомство с речевыми играми;
Еще одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями — театрализованные игры и развлечения. В нашей группе мы периодически показываем детям театр, знакомим их с разными сказками, с разными видами театра. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Поэтому я предлагаю родителям и дома показывать театр, окунаться в мир сказок, в мир эмоций.
Также в своей работе я активно использую метод проектов, поскольку он обладает огромным развивающим потенциалом, позволяет решать комплекс задач, один из которых – это развитие речи детей. Начав работу по реализации первых проектов с новыми детьми, я отметила с одной стороны интерес родителей, а с другой – возможности использования этой формы работы для развития речи малышей.
Вместе с родителями начали работу по созданию речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизации словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны подобрать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом. По результатам этой работы в группе создаются разные лексические альбомы.
Так же совместно с родителями изготавливаются различные дидактические игры по развитию речи.
Одной из самых интересных форм совместной деятельности с семьями воспитанников является групповая стенгазета. Каждый выпуск имеет различные темы: «Мой домашний питомец», «Моя Семья» «Моя мама — лучше всех» и т. д. Газета - ярким стимулом к общению детей. Например, рассматривая знакомые фотографии ребенок доступным языком пытается рассказать о своей семье. Разглядывая фотографии комментирует («маленький», «красивый», задает элементарные вопросы («Кто это?», выражает эмоции.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...
Взаимодействие ДОУ с семьей по познавательно- речевому развитию детей.
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка»....
Организация эффективного средства взаимодействия ДОО и семьи в вопросах речевого развития дошкольников
В докладе представлены наиболее эффективные, на мой взгляд, формы взаимодействия ДОО и семьи в вопросах речевого развития...
Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме физического развития детей
Таблица 1Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова) Детский сад СемьяНедостаткиПреимуществаДеловая форма общения воспитателя с ...
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей
Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей"...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением является «формирование перв...
«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...