Индивидуализация развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ
презентация
Презентация для педагогов ДОУ тема: "Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsygankova_tekst_k_prezentatsii.docx | 21.7 КБ |
tsygankova_individualizayatsiya.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Подготовила: воспитатель
Аброськина Н.О.
(1 категория)
Рубцовск 2023
Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов, учитывает личный вклад ребенка в процесс обучения, развития и саморазвития. Развивающая предметно-пространственная среда должна учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника, его интересы и увлечения. Педагогу важно учитывать это при планировании пространства группы и других помещений.
Уголок «Здравствуйте, я пришел» можно оформить в приемной. Располагая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Это может быть корзина с цветами или поезд с вагончиками-окошками, куда ребёнок утром вставляет своё фото. А вечером, уходя домой, убирает или переворачивает его. Так ежедневно можно увидеть, кто из детей присутствует в группе, а кого сегодня нет. Вариантов таких уголков очень много: можно это объединить с названием группы, например, для ягодок – это может быть корзина с ягодками-фотографиями детей, для звёздной команды – звёздное небо с фотографиями звёздочками. В интернете можно найти очень много таких вариантов, а можно придумать свой вариант.
«Уголок именинника» Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня его рождения. В день рождения ребёнка в уголок выставляется его фотография и все дети, придя в детский сад, могут поздравить именинника. В старших группах фотографию можно названием сезона, месяца, числа (решая задачи познавательного развития) или гороскопом. На экране вы видите вариант, когда в уголок именинника выставляется праздничный торт и в папку вставляется фото ребёнка, на второй фотографии шары на магнитной основе с названиями месяцев, фото ребёнка можно закрепить на магнит. Здесь уже дети учатся запоминать название и последовательность месяцев.
«Панорама добрых дел» Уголок предполагает демонстрацию достижений ребенка в течение недели и стимул к его дальнейшему развитию. На слайде приведены примеры оформления уголка - это Яблоня и полянка с цветами. На яблочках закреплены фотографии детей, а на листочках-стикерах, которые воспитатель может прикрепить в конце дня, написано за что его поощрили. Полянка с цветами, цветы - это дети, и за каждое доброе дело крепится лепесток на котором так же написаны добрые дела ребенка. Лучше разместить такой уголок в приёмной, чтобы родители видели достижения своих детей, чем они занимались в течении дня.
Уголок «Мое настроение» даёт возможность отследить воспитателю, эмоционально состояние каждого ребенка в течение дня. Для детей старшего возраста можно предложить на выбор больше эмоций - это радость, удивление, грусть и спокойное настроение. В младшем возрасте ребята отмечают грустное или радостное настроение. Эмоции могут быть представлены в виде солнышка и тучки, цветов, различных смайликов и др. Ребенок учится осознавать свое эмоционально состояние. Дети учатся сочувствовать, сопереживать друг другу. Можно в беседе выяснить, почему у ребёнка грустное настроение и предложить сверстникам поднять настроение товарищу.
«Ширмы - трансформеры» ширма может быть оборудована рядом липучек или карманов для прикрепления вывесок или картинок. Ребёнок самостоятельно выбирает игру используя различные атрибуты. Благодаря многофункциональности и трансформируемости ширма может использоваться как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Ширма может быть использована для создания игровой обстановки к сюжетно-ролевым играм в зависимости от интересов и увлечений ребёнка. Съёмные элементы обеспечат возможность создания индивидуально ориентированной среды.
Аналогичным образом можно создавать возможности для индивидуализации среды, через создание и использование различных «Макетов» по интересам детей.
«Звезда дня». На видном месте располагается стенд с окошком для фотографии ребенка, кармашек для грамоты, возможно крепление для медалей или кубков. «Звездой дня» может быть избран ребёнок, например, победитель городского конкурса или спортивных соревнований. Воспитатели в группе сами определяют, за какие заслуги, достижения или поступки может быть выбрана и отмечена «Звезда дня». Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я» -концепции, развитие самосознания и самооценки.
В «Книге рекордов» педагоги могут фиксировать и обсуждать с детьми, например, лучшие спортивные достижения (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т.д.). Может быть вы проведёте в группе какой-то конкурс или викторину, а может быть кто-то из детей у вас собирает пазлы с самым большим количеством элементов. Воспитатели сами могут определить и сообщить детям, какие рекорды заносятся в «Книгу рекордов».
Уголок «Моё творчество» демонстрирует увлечения и творческие способности ребенка через личную выставку. Например, ребёнок посещает дополнительный кружок по рисованию или лепке, и его работы могут увидеть другие дети через индивидуальную выставку. В каждой группе есть один или несколько детей которые с удовольствием конструируют, возможно увлекаются оригами или с родителями делают композиции из природного или бросового материала. Для их работ можно также организовать выставку.
Уголок «Творческие мастерские» предполагает создание возможностей для работы с разными материалами. Здесь дети в течение дня могут изготавливать самостоятельно или под руководством взрослого поделки, игрушки, атрибуты к сюжетным играм, из разнообразных материалов: бумаги, глины, природного и бросового материала. Педагогам важно наполнить эту зону разнообразными материалами, которые дети могут применять для своих работ. Также организуется выставка.
«Физкультура в творчестве детей» Другими словами это спортивный уголок, в котором дети могут выразить свое отношения к занятиям физической культурой и спортом. На основе собственного увлечения каким либо видом спорта, дети могут устраивать соревнования или эстафеты друг с другом, играть в спортивные игры в микрогруппах, в парах или индивидуально (кегли, кольцеброс, и др.). Главное, что выбор занятий остаётся за детьми.
«Мини-музеи» или «Уголки коллекционирования» так же позволят ребёнку проявить свою индивидуальность. Мини-музеи могут создаваться совместно детьми в группе, после объявление темы выставки. Например, на слайде вы видите музей игрушек-погремушек. Педагог сообщает тему выставки и дети, у которых есть соответствующие предметы или игрушки приносят их в музей. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть. И это, безусловно, очень привлекает детей. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании.
Уголки коллекционирования могут дать продемонстрировать свою индивидуальность каждому воспитаннику, который имеет определённые увлечения. Кто- то собирает маленькие машинки, кто-то кукол Лол, а у кого то есть коллекция камней или военной техники. У таких детей есть возможность проведения персональной выставки. Ребёнок с гордостью показывает принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них, тем самым знакомятся с новой профессией экскурсовод, увлекают коллекционированием других детей.
Очень распространено во многих детских садах «Портфолио ребёнка». Это альбом, который отражает личные достижения ребёнка, его увлечения. Педагог и родители могут проследить процесс индивидуального развития дошкольника. Важно, чтобы заполнение портфолио стало постоянным и родители принимали активное участие в этом. Разделы портфолио могут быть:
- титульный лист, мой мир (моё имя, моя семья, где я живу, мои друзья, мой детский сад),
-мои любимые занятия (во что любит играть, что любит читать и тд.),
-мои праздники (заполняется фотографими с мероприятий, которые проходят в семье или в саду),
-творческое развитие (рисунки, фото творческих работ, участие в театральных постановках, кружках),
-мои рекорды (наполняется грамотами, дипломами),
- мои впечатления (этот раздел пополняется родителями и ребенком о событиях, которые особо запомнились и понравились ребёнку. Например: поездки, путешествия, посещение выставок, цирка и т.д.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте, я пришёл
Уголок именинника
Панорама добрых дел
Азбука настроения
Ширмы трансформеры
Макеты
Звезда дня
Книга рекордов
Моё творчество
Творческие мастерские
Физкультура в творчестве детей
Мини – музеи
Уголки коллекционирования
Портфолио ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей"
В основе подхода к формированию предметно-пространственной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это говорит о том, что развитие дошкольников происходит не в процессе...
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Проект описывает простроение предметно-пространственной развивающей среды в современной дошкольной организации....
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя...
Мастер - класс «Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды как условие развитие ребенка»
Выступление на ГОО в рамках юбилея МАДОУ...
Способы индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая ППС ДОУ....