Долгосрочный проект «Цветной мир»
проект
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Данный проект актуален для нашего учреждения: ежедневно ведется работа с воспитанниками, нуждающимися в психологической помощи. Я нашла такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. Так появилась идея создания изо-студии «Цветной мир», в основу которой войдет применение техник арт-терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_proekt_pigushina.docx | 64.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 28 « Колосок».
КОНСПЕКТ НОД «КАРТА ВНУТРЕННЕГО МИРА»
Воспитатель: Пигушина Е.Н.
Педагог-психолог: Золотарева Т.В.
2022 -2023уч. г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 28 « Колосок».
КОНСПЕКТ НОД «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ»
Воспитатель: Пигушина Е.Н.
Педагог-психолог: Золотарева Т.В.
2022 -2023уч. г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 28 « Колосок».
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ТЕРЕМОК»
«ЦВЕТНОЙ МИР»
Воспитатель: Пигушина Е.Н.
Педагог-психолог: Золотарева Т.В.
2022 -2023уч. г.
Долгосрочный проект «Цветной мир»
Пояснительная записка
Опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе.
Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими.
Н. Роджерс
Актуальность и практическая значимость проекта.
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Данный проект актуален для нашего учреждения: ежедневно ведется работа с воспитанниками, нуждающимися в психологической помощи. Я нашла такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. Так появилась идея создания изо-студии «Цветной мир», в основу которой войдет применение техник арт-терапии.
Практическая значимость. Примененение арт-методов не имеет возрастных ограничений. Проект «Цветной мир» рассчитан детей старшего дошкольного возраста, является доступной и эффективной формой групповой работы в условиях образовательного учреждения: он соответствует возрастным особенностям детей и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает детям формировать позитивную Я-концепцию.
Спектр показаний для арт-терапевтической работы в системе образования: развитие творческих способностей и креативности, негативная «Я-концепция», трудности эмоционального развития, импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность, переживания эмоционального отвержения, стрессы, депрессия, неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми..
Длительность проекта: 1 год
Цели и задачи.
Цель: гармонизация личности детей старшего дошкольного возраста, через раскрытие их творческого потенциала, профилактика социальной дезадаптации.
Задачи:
- развитие творческого мышления, воображения, креативности;
- создание условий для самопознания и самовыражения;
- развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;
- развитие навыков общения и эффективного взаимодействия.
Основное содержание работы.
Подготовительный этап:
- Изучение проблемы социально-коммуникативного развития.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.
2этап Организация проекта.
1. Работа по тематическому планированию
2. Консультация для родителей на тему: Воспитание игрой
Родительское собрание : Социально – коммуникативное развитие ребенка» (март)
2.8. Выставка совместных рисунков родителей и детей на тему «Цветной мир»(апрель)
3 этап: Презентация проекта «Цветной мир» на родительском собрании(май)
Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой.
При реализации программы используются техники: изотерапия, сказкотерапия, мандала-терапия, музыкотерапия, куклотерапия, фолк-терапия, драматерапия, лепка, коллаж и пр.
Форма работы групповая, занятия продолжительностью 25-30 минут часа один раз в неделю. Дети старшей логопедической группы «Ручеек» 5-6 лет лет.
Специфика проведения: открытая Арт-студия (позволяет подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отлична от предыдущих и последующих).
Структура занятий:
- заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия),
- ритуал приветствия,
- разминочные упражнения,
- реализация арт-техники и обсуждение продукта,
- заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения),
- рефлексия занятия,
- ритуал прощания.
Тематическое планирование занятий проекта «Цветной мир»
№ занятия | Тема | Основная используемая техника арт-терапии |
1. | Волшебные краски | Изотерапия |
2. | Карта моего внутреннего мира | Изотерапия |
3. | Рисунок в круге «Мандала» | Мандалотерапия, изотерапия |
4. | Индейские мандалы | Мандалотерапия |
5. | Парное рисование | Изотерапия |
6. | Я в натуральную величину | Изотерапия |
7. | Волшебная страна чувств | Изотерапия |
8 | Цветной мир | Изотерапия, аппликация, коллаж |
9 | Дудлинг | Изотерапия |
10 | Зентангл | Изотерапия |
11 | Обобщающие занятие по дудлингу и зентанглу | Изотерапия |
12 | Сказочные фигуры | Лепка из теста, изотерапия, сказкотерапия |
13 | Маски | Изотерапия |
14 | Игрушки из лыка | Фолк-терапия, куклотерапия |
15. | Тряпичные куклы | Фолк-терапия, куклотерапия |
16. | Рисуем музыку | Изотерапия, музыкотерапия |
17. | Коллаж «Какой Я» | Изотерапия, аппликация, коллаж |
18 | Мой портрет глазами группы | Изотерапия |
19 | Мой сосуд | Изотерапия |
20 | Наши ладошки | Изотерапия |
21 | Рисунок по мокрому листу | Изотерапия |
22 | Превратности жизни | Оригами |
23 | Портреты имен | Изотерапия |
24 | Сказочная страна | Сказкотерапия, драматерапия |
25. | Сон куклы | Куклотерапия, сказкотерапия |
26. | Линии конфликта | Изотерапия, лепка из пластилина |
27 | Отдарок на подарок | Фолк-терапия |
28 | Рисование на руках | Изотерапия |
29 | Герб моей семьи | Изотерапия, аппликация, коллаж |
30. | Фруктовая мандала | Мандалотерапия |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
для детей:
- у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
- занятия будут разнообразными по форме организации;
- будет осуществляться индивидуальный подход к детям;
- в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;
- музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;
- цветовой потенциал будет использован как фактор здоровьесбережения;
- сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи изо деятельности, фольклора, музыки;
- позитивная динамика в улучшении психологического здоровья детей: снижение уровня агрессивности, тревожности, увеличение показателей креативности, формирование адекватной самооценки, улучшение эмоционального фона, совершенствование навыков рефлексии, улучшение творческих способностей, повышение уверенности в себе.
- будут получены положительное отзывы об Арт-студии от родителей.
- произойдут значительные изменения в общении детей с окружающими людьми;
- дети, постоянно посещающие Арт-студию «Цветной мир» найдут понимание, интересные занятия и новых друзей (анкетирование).
для родителей:
- родители вовлечены в единое пространство творческой группой, .
Реализация основной цели проекта:
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
Перечисленные выше результаты будут свидетельствовать об эффективности проделанной работы.
Результаты проекта основаны на следующих положительных моментах:
- универсальность (возможность работы со многими проблемами);
- положительная результативность по итогам диагностики;
- открытая форма работы;
- разнообразие применяемых техник;
- вариативность (возможность варьировать порядок и количество занятий);
- материально-техническая доступность;
- формирование успешности у детей;
- положительные отзывы детей и родителей о занятиях в студии.
Список использованной литературы:
- Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.
- Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 2002.
- Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество.-C-Пб:Речь, 2002
- Кабилова С.Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.
- Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации, 2005.
- Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми., 2010.
- Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. // 2005, №3.
- Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.
- Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.
- Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ТЕРЕМОК».
НАЧАЛО 2022-2023 УЧ.ГОДА
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ТЕРЕМОК»
НАЧАЛО 2022-2023 УЧ.ГОДА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Моя семья». Долгосрочный проект.
Цель проекта: 1. Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.2.Установление партнерск...
Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»..
Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»....
Долгосрочный проект «Инновационный проект «Во власти LEGO времени»
В помощь педагогам...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Долгосрочный проект в группе раннего возраста «Гномики" Тема: Цветные помощники»
Долгосрочный проект в группе раннего возраста «Гномики»...
Долгосрочный проект "Цветная радуга"
Долгосрочный проект по нетрадиционной технике рисования "Цветная радуга" во второй группе раннего возраста...
Паспорт педагогического группового долгосрочного проекта в первой младшей группе « Цветные ладошки».
№Информация о проектеСодержание1Название проекта«Цветные ладошки».2Проблема С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем из...