Долгосрочный проект «Цветной мир»
проект

Елена Николаевна Пигушина

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.

Данный проект актуален для нашего учреждения: ежедневно ведется работа с воспитанниками, нуждающимися в психологической помощи. Я нашла такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. Так появилась идея создания изо-студии «Цветной мир», в основу которой войдет применение техник арт-терапии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_proekt_pigushina.docx64.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№ 28 « Колосок». 

КОНСПЕКТ НОД «КАРТА ВНУТРЕННЕГО МИРА»

Воспитатель: Пигушина Е.Н.

Педагог-психолог: Золотарева Т.В.

2022 -2023уч.  г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№ 28 « Колосок». 

КОНСПЕКТ НОД «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ»

Воспитатель: Пигушина Е.Н.

Педагог-психолог: Золотарева Т.В.

2022 -2023уч.  г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№ 28 « Колосок». 

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ТЕРЕМОК»

 «ЦВЕТНОЙ МИР»

Воспитатель: Пигушина Е.Н.

Педагог-психолог: Золотарева Т.В.

2022 -2023уч.  г.

Долгосрочный проект «Цветной мир»

Пояснительная записка

Опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе.
Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими.
Н. Роджерс

Актуальность и практическая значимость проекта.

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.

Данный проект актуален для нашего учреждения: ежедневно ведется работа с воспитанниками, нуждающимися в психологической помощи. Я нашла такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. Так появилась идея создания изо-студии «Цветной мир», в основу которой войдет применение техник арт-терапии.

Практическая значимость. Примененение арт-методов не имеет возрастных ограничений. Проект «Цветной мир» рассчитан детей старшего дошкольного возраста, является доступной и эффективной формой групповой работы в условиях образовательного учреждения: он соответствует возрастным особенностям детей и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает детям формировать позитивную Я-концепцию.

Спектр показаний для арт-терапевтической работы в системе образования: развитие творческих способностей и креативности, негативная «Я-концепция», трудности эмоционального развития, импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность, переживания эмоционального отвержения, стрессы, депрессия, неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми..

Длительность проекта: 1 год

Цели и задачи.

Цель: гармонизация личности детей старшего дошкольного возраста, через раскрытие их творческого потенциала, профилактика социальной дезадаптации.

Задачи:

  • развитие творческого мышления, воображения, креативности;
  • создание условий для самопознания и самовыражения;
  • развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
  • снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;
  • развитие навыков общения и эффективного взаимодействия.


Основное содержание работы.

Подготовительный этап:

  • Изучение проблемы социально-коммуникативного развития. 

       Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников. 

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

2этап Организация проекта.

1. Работа по тематическому планированию

2. Консультация для родителей на тему: Воспитание игрой

Родительское собрание : Социально – коммуникативное развитие ребенка» (март)

 2.8. Выставка совместных рисунков родителей и детей на тему «Цветной мир»(апрель)

 3 этап: Презентация проекта «Цветной мир» на родительском собрании(май)

Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой.

При реализации программы используются техники: изотерапия, сказкотерапия, мандала-терапия, музыкотерапия, куклотерапия, фолк-терапия, драматерапия, лепка, коллаж и пр.

Форма работы групповая,  занятия продолжительностью 25-30 минут часа один раз в неделю. Дети старшей логопедической группы «Ручеек» 5-6 лет лет.

Специфика проведения: открытая Арт-студия (позволяет подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отлична от предыдущих и последующих).

Структура занятий:

  1. заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия),
  2. ритуал приветствия,
  3. разминочные упражнения,
  4. реализация арт-техники и обсуждение продукта,
  5. заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения),
  6. рефлексия занятия,
  7. ритуал прощания.

Тематическое планирование занятий проекта «Цветной мир»

№ занятия

Тема

Основная используемая техника

арт-терапии

1.

Волшебные краски

Изотерапия

2.

Карта моего внутреннего мира

Изотерапия

3.

Рисунок в круге «Мандала»

Мандалотерапия, изотерапия

4.

Индейские мандалы

Мандалотерапия

5.

Парное рисование

Изотерапия

6.

Я в натуральную величину

Изотерапия

7.

Волшебная страна чувств

Изотерапия

8

Цветной мир

Изотерапия, аппликация, коллаж

9

Дудлинг

Изотерапия

10

Зентангл

Изотерапия

11

Обобщающие занятие по дудлингу и зентанглу

Изотерапия

12

Сказочные фигуры

Лепка из теста, изотерапия, сказкотерапия

13

Маски

Изотерапия

14

Игрушки из лыка

Фолк-терапия, куклотерапия

15.

Тряпичные куклы

Фолк-терапия, куклотерапия

16.

Рисуем музыку

Изотерапия, музыкотерапия

17.

Коллаж «Какой Я»

Изотерапия, аппликация, коллаж

18

Мой портрет глазами группы

Изотерапия

19

Мой сосуд

Изотерапия

20

Наши ладошки

Изотерапия

21

Рисунок по мокрому листу

Изотерапия

22

Превратности жизни

Оригами

23

Портреты имен

Изотерапия

24

Сказочная страна

Сказкотерапия, драматерапия

25.

Сон куклы

Куклотерапия, сказкотерапия

26.

Линии конфликта

Изотерапия, лепка из пластилина

27

Отдарок на подарок

Фолк-терапия

28

Рисование на руках

Изотерапия

29

Герб моей семьи

Изотерапия, аппликация, коллаж

30.

Фруктовая мандала

Мандалотерапия


Ожидаемые результаты реализации проекта:

для детей:

  • у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
  • занятия будут разнообразными по форме организации;
  • будет осуществляться индивидуальный подход к детям;
  • в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;
  • музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;
  • цветовой потенциал будет использован как фактор здоровьесбережения;
  • сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи изо деятельности, фольклора, музыки;
  • позитивная динамика в улучшении психологического здоровья детей: снижение уровня агрессивности, тревожности, увеличение показателей креативности, формирование адекватной самооценки, улучшение эмоционального фона, совершенствование навыков рефлексии, улучшение творческих способностей, повышение уверенности в себе.
  • будут получены положительное отзывы об Арт-студии от родителей.
  • произойдут значительные изменения в общении детей с окружающими людьми;
  • дети, постоянно посещающие Арт-студию «Цветной мир» найдут понимание, интересные занятия и новых друзей (анкетирование).

для родителей:

  • родители вовлечены в единое пространство творческой группой, .

Реализация основной цели проекта:

Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным. 

Перечисленные выше результаты будут свидетельствовать об эффективности проделанной работы.

Результаты проекта основаны на следующих положительных моментах:

  • универсальность (возможность работы со многими проблемами);
  • положительная результативность по итогам диагностики;
  • открытая форма работы;
  • разнообразие применяемых техник;
  • вариативность (возможность варьировать порядок и количество занятий);
  • материально-техническая доступность;
  • формирование успешности у детей;
  • положительные отзывы детей и родителей о занятиях в студии.


Список использованной литературы:

  1. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.
  2. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 2002.
  3. Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество.-C-Пб:Речь, 2002
  4. Кабилова С.Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.
  5. Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации, 2005.
  6. Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми., 2010.

  1. Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. // 2005, №3.
  2. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.
  3. Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.
  4. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ТЕРЕМОК».

НАЧАЛО 2022-2023 УЧ.ГОДА

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ТЕРЕМОК»

НАЧАЛО 2022-2023 УЧ.ГОДА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Моя семья». Долгосрочный проект.

Цель проекта:        1.  Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.2.Установление партнерск...

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»..

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада   «Это мой, это твой, это наш  край родной»....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Долгосрочный проект в группе раннего возраста «Гномики" Тема: Цветные помощники»

Долгосрочный проект в группе раннего возраста «Гномики»...

Долгосрочный проект "Цветная радуга"

Долгосрочный проект по нетрадиционной технике рисования "Цветная радуга" во второй группе раннего возраста...

Паспорт педагогического группового долгосрочного проекта в первой младшей группе « Цветные ладошки».

№Информация о проектеСодержание1Название проекта«Цветные ладошки».2Проблема   С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем из...