Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием "Мыслительных карт" (Тонни Бьюзен).
материал
Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием "Мыслительных карт" (Тонни Бьюзен).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myslitelnye_karty.docx | 20.26 КБ |
proektnaya_deyatelnost_vospitatelya_s_detmi_s_ispolzovaniem_myslitelnyh_kart_szhatyy.pptx | 931.35 КБ |
Предварительный просмотр:
В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из направлений инновационной деятельности становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает детям научиться работать в команде, выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Цель любого педагога в обучении ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи взрослого. Задача — научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы путем сложных рассуждений, делать правильные выводы.
Зачастую у детей снижены познавательные процессы, наблюдается низкий уровень коммуникативных навыков, они замкнуты, недоверчивы к окружающим, стесняются вступать в диалог, чтобы преодолеть это, необходимо создать условия, ориентированные на мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей каждого ребенка, организовать образовательное пространство для позитивной социализации и личностного развития детей.
Использование в работе с детьми проектно-исследовательских технологий в сочетании с методом мыслительных карт позволяет сделать процесс воспитания и обучения индивидуальным и увлекательным для каждого воспитанника.
Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.
Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.
Метод мыслительных карт американского психолога Тони Бьюзена — это естественный способ организации мышления, удобная и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности и альтернативной записи, зарисовывания. Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют определенную схему действий, упрощают процесс запоминания. Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, порождаются новые. Известно, что у человека два полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы мозга. Правое за восприятие цвета, ритма, воображение, образа, размера. В образовании в первую очередь развивают способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них могут возникать сложности при обучении.
Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга. Создание таких карт позволяет активизировать своё правое полушарие с минимумом материальных, энергетических и временных затрат.
Преимущество ментальных карт в том, что:
1. Их легко составить.
2. Можно запомнить быстро и качественно много информации.
3. При составлении данных карт развивается мышление, память, воображение.
4. Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро).
5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
6. Концентрация информации на важных моментах.
Свойства мыслительных карт:
1. Наглядность (всю проблему, с её многочисленными сторонами, можно окинуть одним взглядом).
2. Привлекательность (хорошая карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно).
3. Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается).
4. Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает).
5. Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи).
6. Возможность пересмотра (пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а также увидеть новые идеи)
Метод позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать их задачи:
-Развивать познавательный интерес
-Расширять пассивный словарь
-Выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в обучении
-Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
-Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий.
-Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость,
сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
-Развивать воображение и творческую активность.
Основные правила написания мыслительных карт:
1. Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
4. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике. Он помогает повышать мотивации, качество знаний не только у воспитанников, но и у педагога в том числе.
Данный метод помогает внедрять инновационные технологии, позволяет развивать предметные и коммуникативные компетенции, реализовывать на практике творческие способности, а также активизировать деятельность, выявлять причины затруднений, корректировать знания воспитанников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.
Мыслительная или интелект - карта – это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, т.е. структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интелект -карты могут заменить традиционный текст, таблицы, схемы, графики. Карта ума позволяет на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.
Свойства мыслительных карт: 1. Наглядность (всю проблему, с её многочисленными сторонами, можно окинуть одним взглядом). 2. Привлекательность (хорошая карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно). 3. Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается). 4. Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает). 5. Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи). 6. Возможность пересмотра (пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а также увидеть новые идеи)
Основные правила написания мыслительных карт: 1. Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. 2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. 3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. 4. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. 5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. 6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). 7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. 8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. 9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Примеры мыслительных карт
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по проектной деятельности воспитателя
Опыт работы по проектной деятельности воспитателя "Уральская кладовая"...
Конспект совместной игровой деятельности воспитателя с детьми во второй половине дня на тему: «Путешествие в музей часов» с использованием проектной технологии в подготовительной группе
Да, ребята, правильно, и сегодня я предлагаю вам отправиться в музей часов. Мы проследим с вами, как развивались часовые механизмы от простого к сложному. Чтобы сразу оказаться в музее, нам надо посчи...
Проектная деятельность воспитателя. "От семечка до деревца".
Аннотация проекта Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Ви...
Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию совместной деятельностью воспитателя с детьми 2-3 лет Тема: «Знакомство с квадратом». Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 г. Кропоткин
Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию совместной деятельностью воспитателя с детьми 2-3 лет Тема: «Знакомство с квадратом». Воспитатель: Койносова Е.С....
Совместная проектная деятельность воспитателя и детей в ДОУ
Что такое проектная деятельность? Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в...
Проектная деятельность воспитателя с детьми с использованием «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
В наше время детям приходится сталкиваться с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...
Проектная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Юные следопыты»
Актуальность проекта: Мотивация детей на новые интересные открытия, улучшение их отношения к учебно-познавательному процессу, заразить их потребностью исследовать окружающий мир постоян...