Совместная проектная деятельность воспитателя и детей в ДОУ
статья

Латышева Кристина Геннадьевна

Что такое проектная деятельность?

 

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом дети занимаются поисковой деятельностью. Если просто объяснить детям какой-то материал, то есть риск, что в скором времени этот материал забудется. Но если дети сами искали пути решения какой-либо задачи, задействовав мыслительные процессы, то эти мысли будут их собственными. Проектная деятельность в детском саду — это совместная игровая или творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремлённость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проекты в детском саду24.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Латышева К.Г., воспитатель

                                                                     ГБДОУ детский сад №4 Калининского района

                                                                                                             Санкт-Петербурга

                                                                                                                             Организация взаимодействия  дошкольников в ходе выполнения проекта                (из опыта работы)

        При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика проектной деятельности детей дошкольного возраста, описывается технология ее организации в детском саду, приводится примерная тематика проектов для разных возрастных групп.

.Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-изучении-исследовании).

Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к углублению в проблему.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:

  • практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
  • нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
  • интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя:

  • задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
  • целенаправленную детскую деятельность;
  • формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
  • результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.  

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность:

  1. Погружение в проект.
  2. Организация деятельности.
  3. Осуществление деятельности.
  4. Презентация результатов.

Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка. Педагог:

  • переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;
  • помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Рассмотри более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях (см. табл.).

Сущность взаимодействия детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.

Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует (помогает): группы детей; распределение ролей, ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта; предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы

Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

  • при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
  • деликатно контролирует;
  • обогащает знания детей, повышает их эрудицию;
  • репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

  • выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;
  • консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;
  • добывают необходимые и недостающие знания;
  • фантазируют;
  • готовят презентацию

Презентация результатов

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи;
  • умение планировать и осуществлять работу;
  • найденные способы решения проблемы;
  • самоанализ деятельности и ее результата;
  • взаимную оценку в деятельности, способность выбрать лучших участников

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.

Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно, организовать взаимодействие детей между собой во время выполнения действий, направленных на реализацию проекта.

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Литература

  1. Волкова М.С. Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников // Педагогические технологии. 2011. № 2. С. 58–63.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельность // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пос. для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. М.: Просвещение, 2012. С. 108–127.
  3. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов // Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 3. С. 9–15.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2005.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пос. для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. М.: АРКТИ, 2011.
  7. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Метод. пос. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Насекомые" совместная познавательная деятельность воспитателя и детей старшей группы

Закрепить представления о насекомых;Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Насекомые»;Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летающие и нелетающие). Знать некоторые о...

Использование совместной проектной деятельности взрослых и детей при работе в инклюзивных группах детского сада.

В статье описан опыт работы по внедрению совместной детско-взрослой проектной деятельности в условиях инклюзивных групп детского сада....

Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Зоопарк»(Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»).

учить детей правильно и красиво двигаться, развивать их физические способности, воспитывать моральные качества, помочь освоить некоторые элементы техники выполнения движений....

Конспект познавательной игры-экспериментирования для детей открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей средней группы на тему: «Я водителем пойду…»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

В данной работе представлен опыт  по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя и детей»

Цель: распространение педагогического опыта по применению Су – Джок терапии.Задачи:- познакомить с методикой использования Су – Джок терапии;- поделиться личным опытом работы с детьми дошк...