Проект по самообразованию «Путь к познанию мира»
проект (подготовительная группа)
Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окружающий мир самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_poznaniyu_mira.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
План по самообразованию
Тема: «Путь к познанию мира»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование
на период с 01.09.2023. - 30.05.2024.
Подготовила:
воспитатель
Крестникова М.В.
г. Видное
2023г.
Цель работы по теме самообразования: создание условий для формирования основного целостного мировидениядетей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, физических явлениях (причинах и следствиях);
- развивать самостоятельность, инициативу, творчество дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности;
- совершенствовать развитие связной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности в том числе посредством применения технологии «Детская журналистика»;
- продолжать работу по взаимодействию с семьями воспитанников.
Актуальность темы:
Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окружающий мир самостоятельно.
Ребенок очень активен в познании всего, что его окружает. Он постоянно задает вопросы: «А что это такое?», «А почему?», «Что они делают?» и т. д. Роль взрослого в развитии познания заключается в поддержании любопытства, развитии интересов и пополнении знаний ребенка.
Взрослый сам может «подталкивать» ребенка к познанию окружающих предметов, например, удивляясь какому-либо предмету, спрашивать: «Ой, а что это такое?». Ребенок сразу обратит внимание на предмет и начнет задавать вопросы о названии предмета, его предназначении.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
Именно экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, повышает познавательную активность и любознательность, способствует активному восприятию объектов окружающего мира.
Перспективный план работы по теме самообразования
Этапы работы и сроки | Содержание работы | Примечания результат |
Сентябрь 2023г. | Изучение методической литературы, интернет ресурсов по заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д. | Аннотация на методическую литературу Оснащение стенда для родителей иллюстративным материалом, художественной литературой. Картотека игр и игровых упражнений по теме самообразования. |
Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет. | |
Октябрь 2023 г. | Привлечение родителей к пополнению природными материалами центра исследовательской деятельности «Мир науки». | Оснащение центра исследовательской деятельности «Мир науки». |
Проведение мастер - класса для родителей: «Дома не скучаем». | Конспект мероприятия. Презентация: «Дома не скучаем». | |
Ноябрь 2023г. | Подбор дидактического материала для создания лэпбука «Из чего же, из чего же сделаны наши игрушки». | Лэпбук «Из чего же, из чего же сделаны наши игрушки». |
Декабрь 2023г. | ||
Январь 2024г. | Проведение мастер - класса для родителей: «Лаборатория научных чудес». | Конспект мероприятия. Презентация: «Лаборатория научных чудес». |
Февраль 2024г. | Проведение ООД «Бумажный листок» по познавательному развитию. | Конспекты мероприятий |
Разработка проекта «Вейся ниточка». Конкурс среди родителей «Кашпо для цветов из бросового материала». | Методическая копилка Выставка поделок | |
Март 2024г. | Проведение ООД «Упрямые предметы». | Конспект мероприятия |
Апрель 2024г. | Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений». | Конспект мероприятия |
Май 2024г. | Написание отчета о проделанной работе. | Отчет по самообразованию. |
В течение года | Участие в конкурсах и выставках различного уровня. Распространение полученного опыта на сайтах социального и дошкольного образования. | Публикация статей |
Перспективно - тематический план работы с детьми
старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | «Мир вокруг нас» | |
Д/и «Таинственные картинки». | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | |
Беседа: «Из чего делают книги» | ||
Чтение: «Три медведя» | Формировать умение слушать худ. произведение, вступать в разговор в ходе беседы. | |
Опыт: «Какие предметы могут плавать?». | Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит от размера предмета и его тяжести. | |
Игровая ситуация «Домашние помощники» | ||
Сюжетно - ролевая игра: «Хозяюшки» | ||
Развлечение «Все увидим, все узнаем». | Познакомить с прибором-помощником – лупой, ее назначением | |
Октябрь | «Как это бывает» | |
Опыт: «Свойства древесины» | Расширять представление детей о том, что дерево можно пилить, строгать, вбивать в него гвозди, оно горит, излучает тепло, оно не прозрачное. | |
Игры-ситуации: «Из чего лучше сделать?» | ||
Чтение: «Ржавый ключ» | Обогащать и систематизировать представления детей о металле через художественные произведения. | |
ООД «Город мастеров» | Расширить представления детей о материалах (пластик, дерево, металл, бумага, стекло), его качествах и свойствах; познакомить детей со свойствами дерева и металла с помощью экспериментальных действий. | |
Д/и «Большой – маленький» | Показать и доказать детям, что ветер - это движение воздуха. | |
Ноябрь | «Свет и цвет» | |
Беседы: «Источники света», «Что такое тень и как она образуется», «Почему невозможно поймать свою тень». | ||
Чтение «Краденое солнце» | ||
Опыт «Волшебная кисточка» | Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый). | |
ООД «Свет вокруг нас» | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. | |
Д/и «Что в коробке?» | Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | |
Игра - ситуации: «Угадай сказку» (по тени) | Формировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. | |
Декабрь | Тема: «Разные ткани» | |
Беседа «Ткани разные нужны, ткани разные важны» | Формирование умения сравнивать разные виды тканей, осознавая, что их характеристики определяют способ использования. | |
Д/и «В мире вещей», «Веришь - не веришь». | Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, бумаги, дерева вычленять качества и свойства. Закреплять навыки объединяться в группы для работы по своему материалу. | |
Чтение «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Заплатка» Н. Носов. | Развитие внимания. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. | |
Проблемная ситуация «Необычное платье для Белоснежки» | Определение возможности окрашивания ткани природными объектами. | |
ООД «Разнообразие тканей» | Познакомить детей с качествами и свойствами различных тканей; учить сравнивать качества и свойства разных материалов между собой, делать выводы; воспитывать аккуратность при работе с водой. | |
Сюжетно-ролевая игра «Ателье» | Развивать интерес к игре путем знакомства с трудом приёмщика, закройщика, швеи, видов тканей, показом людей одежды; развивать у детей творчество в выборе замысла, в выборе предметных и ролевых способов их решения. | |
Январь | «Рукотворный мир» | |
Опыт «Ткань и бумага» | На примере опыта закрепить свойства тканей в сравнении с бумагой; развивать познавательный интерес; желание к проведению опытов и экспериментов. | |
Хозяйственно-бытовой труд «Помогаем в уборке групповой комнаты» | Учить определять ткань, которая лучше впитывает воду. | |
Февраль | «Магнит и его свойства» | |
Сюжетно - ролевые игры: «Завод по изготовлению магнитов», «Магазин сувениров». | Познакомить детей магнитом и его особенностями; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность | |
Опыты: «Определим силу магнита», «Почему иногда два магнита отталкиваются?», «Сила магнита действует через стекло и воду, картон». | Развивать умение обследовать и называть свойства магнита (крепкий, твердый). | |
Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. | Развивать интерес разным камушкам. Учить детей делать самостоятельно умозаключения. | |
ООД «Свойства магнита» | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими. | |
Проблемные ситуации: «Застряла машина», «Потеряли иголку», «Танец скрепок». | Развивать познавательную активность детей, любознательность; умение делать выводы. | |
ООД «Рисует магнит или нет» | Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков | |
Игры - эксперименты: «Поймай рыбку», «Сколько весит магнит?», «Где прячется магнит?», «Какой груз притянет магнитная полоска?». | Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивания металлических предметов, учить детей обобщенным способам исследования различных объектов, развивать интерес к объектам исследования. | |
Просмотр мультфильмов «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм» | Развивать умение слушать педагога, отвечать на вопросы, строя развернутые фразы. | |
Март | Тема: «Вес, притяжение» | |
Д.И.«Угадайка» | Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Понять зависимость веса предмета от материала. | |
Апрель | Тема: «Съедобное – несъедобное» | |
«Эксперименты с мукой» | Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий. | |
Перспективный план работы с педагогами ДОУ
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Консультация «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Формирование представлений об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности. |
Октябрь | Семинар-практикум «Развитие творческих способностей средствами экспериментальной деятельности». | Систематизация знаний об особенностях современных форм и методов по развитию творческих способностей средствами экспериментальной деятельности. |
Ноябрь | Консультация «Развиваем внимание и мышление дошкольников - учим ребенка быть любознательным». | Предоставить рекомендации по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей. |
Декабрь | Мастер-класс «Растим любознайку». | Повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования дошкольников. |
Январь | Практическая консультация «Опыты или чудеса из простых вещей» | Расширение знаний педагогов в вопросах организации и проведению с детьми элементарных опытов. |
Февраль | Открытый показ ООД «Есть на свете цветок….» | Учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. |
Март | Деловая игра с педагогами ДОУ «Аукцион идей». | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности. |
Апрель | Доклад и презентация «Опыт работы по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 5-6 лет, совершенствование педагогического мастерства. |
Май | Отчетная презентация по теме самообразования. | Представление результата работы за год. |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Родительское собрание «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?». | Повышение родительской компетентности в вопросах детского экспериментирования. |
Октябрь | Консультация для родителей «Солнце, воздух, и вода - наши лучшие друзья!» Буклет «Экспериментируем дома». | Предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. |
Ноябрь | Создание сенсорной коробки «Подводный мир». Оформление коллекции мыла. Мастер-класс «Рисование мыльными пузырями». | Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе. Укрепление детско-родительских отношений. |
Декабрь | Консультация «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло». | Разработать практические материалы. |
Январь | Папка - передвижка «Чего нельзя и что нужно для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Разработка правил безопасности для детей и инструкций для родителей при организации и проведении детских экспериментов. |
Февраль | Консультация «Научите ребенка любить живую природу». Проведение проекта «Волшебный росток». | Дать представление родителям о значимости знаний детей об окружающем мире, его разнообразии. |
Март | Конкурс - «Кашпо для цветов из бросового материала». Оформление коллекции«Разные ткани» Открытый показ ООД «Мокрый праздник» (центр воды и песка). | Оформить коллекцию новыми видами тканей, продемонстрировать их разнообразие.Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. |
Апрель | Консультация: «Волшебные свойства магнита». Мастер - класс «Изготовление магнитов своими руками». | Вовлечение родителей в образовательный процесс. |
Май | Родительское собрание «Чему мы научились».Форма - Круглый стол с представлением презентации. | Обсуждение полученных результатов проведенной работе попоисково-исследовательской деятельности. |
Ожидаемый результат.
Для детей:
- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности,
- уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,
- активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.
Для педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- самореализация.
Для родителей:
- родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится педагогическая грамотность;
- возрастет роль ДОУ у родителей как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Вывод:
В основе экспериментальной деятельности старших дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...
Проект " ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА"
В проекте отображается совместная деятельность воспитанников с воспитателем. Как путем практического экспериментирования происходит путь к познанию нашего мира....
Проект по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе по теме : «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :1. О...
Краткосрочный проект :" Детское эксперементирование- путь к познанию мира"
В наши дни , когда мир находится на грани экологической катострофы, экологическое воспитание, как никогда, являетя одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете. нуж...
Проект "Детское экспериментирование - путь к познанию мира"
Проект "Детское экспериментирование - путь к познанию мира"...
Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию мира"
Развитие познавательной активности детей 4-5 лет в процессе экспериментирования....