Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию мира"
проект (средняя группа)
Развитие познавательной активности детей 4-5 лет в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_makka.docx | 90.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»)
Утверждаю:
заведующий МДОУ
«Детский сад «Улыбка» г. Надыма»
_____________О.С Куликова
Приказ № 212 от 23.08.2021 г.
Принято:
Педагогическим советом МДОУ
«Детский сад «Улыбка» г.Надыма»
Протокол № 1 от 23.08.2021 г.
Педагогический проект
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»
Разработчик: Измайлова М.Э.,
воспитатель МДОУ
«Детский сад «Улыбка»
г. Надыма»
г.Надым, 2021г.
Содержание
1. | Паспорт проекта | 3 |
2. | Введение | 4 |
2.1. | Актуальность проекта | 5 |
2.2. | Цель и задачи проекта | 6 |
3. | Теоретическая интерпретация опыта | 6 |
4. | Педагогические принципы проекта | 6 |
5. | Ожидаемый результат | 7 |
6. | Риски и пути их преодоления | 7 |
7. | Ресурсное обеспечение проекта | 8 |
8. | Проектная часть | 8 |
9. | Заключение | 12 |
10. | Литература | 13 |
11. | Приложения | 13 |
Паспорт проекта
1 | Наименование | Педагогический проект по изучению живой природы «Детское экспериментирование – путь к познанию мира» |
2 | Основание для разработки проекта |
|
3 | Заказчик проекта | Родители воспитанников, педагоги МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» |
4 | Целевая группа | Дети 4-5 лет |
7 | Цель проекта | Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. |
8 | Задачи проекта |
|
Ожидаемый результат проекта. |
| |
10 | Срок реализации проекта | Сентябрь 2021г.- май 2022г. |
«Познание начинается с удивления»
Аристотель
Введение
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:
а) максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.
б) безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.
в) показ только существенных сторон явления или процесса.
г) отчетливая видимость изучаемого явления.
д) возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
B процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Результатом детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
1.1.Актуальность
В возрасте 4-5 лет дети еще не могут оперировать полноценными знаниями, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.
Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).
Еще одна из задач проекта - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Я предлагаю, организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
2.2. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость , плавучесть, растворимость);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
3.Теоретическая интерпретация проекта
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это можно опереться на слова педагога Н.Н.Подьякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных увлечений, интересов.». Вот почему в изучении экологического развития детей основной упор сделан на наблюдения, экспериментирование. Изучая работы Н.Н.Подьякова, А.Н.Подьякова, О.В.Дыбина, И.А.Куликовой, А.И.Савенкова понимаешь, что исследовательская деятельность детей -это процесс усвоения знаний, навыков и умений ,а главным образом , это поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
4. Педагогические принципы проекта
1. Природосообразность, как источник творческой активности ребёнка (его биологической природы, общности законов развития природы как единого целого и развития способностей человека).
2. От простого - к сложному, ориентация на зону ближайшего развития.
3. Оптимальное соотношение процессов развития и саморазвития.
4.Деятельностный подход к развитию личности.
5. Наличие системного подхода к подбору содержания материала для работы с детьми ориентации на использование средств познания.
6. Ориентации на использование средств познания.
7. Соответствие развивающей среды группы особенностям саморазвития и развития дошкольников.
8. Занимательность изложения материала.
9. Формирование творчества на всех этапах обучения.
5.Ожидаемый результат
Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
Развитие наблюдательности, любознательности.
Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
В основу исследования положена следующая гипотеза: реализация данного проекта будет способствовать оптимизации развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Так как реализация основной общеобразовательной программы внедряемой в МДОУ «Детский сад «Улыбка» предполагает активное использование проектного метода при организации образовательного процесса, основным при работе с воспитанниками был определён проектный метод. Реализация проекта «Юные исследователи» позволяет решать задачи основной общеобразовательной программы в различных образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оснащение мини лабаротарии:
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, ящик с подсветкой для рисования песком (изготавливается из фанеры или картона, снизу предусмотрен источник света, сверху - оргстекло); вещества для экспериментирования (песок, глина, мыло).
Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки.
6. Риски и пути их преодоления
Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта.
− разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов образования;
− проведение обучающих семинаров, мастер классов, круглых столов для участников рабочих групп;
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 год.
Условия реализации проекта
Нормативно – правовое обеспечение:
- Федеральный закон от 29 .12 .2012 № 273-ФЗ (ред. От 25.11.2013) «Об образовании в Российской федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- • Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.10.2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;
- • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)
- • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020г. № 39 «О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) (до 2022г)
7.Ресурсное обеспечение проекта
Программно-методическое обеспечение:
научно-методическая литература, Интернет – ресурсы;
Информационное обеспечение:
результаты диагностики усвоения ООП ДОУ, анкеты родителей, сайт дошкольного учреждения;
Материально-техническое обеспечение: рабочее место, техническое оборудование образовательной организации; расходные материалы, канцелярские принадлежности; связь и коммуникации.
Кадровое обеспечение:
Воспитатели средней группы, воспитанники и родители средней группы.
Этапы | Основные задачи | Сроки |
I этап Организационный | Выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, гипотезы, формулировка цели и задач проекта. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, статистический анализ обработки данных. | Сентябрь 2021 |
II этап Основной | Реализация педагогического проекта “Детское экспериментирование - путь к познанию мира”. Работа с воспитанниками будет строиться следующим образом: Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей, я спроектировала свою последующую работу, где реализация поставленных задач будет осуществляться в рамках нерегламентированной образовательной деятельности. | Октябрь 2021 –апрель 2022г |
III этап Итоговый | Анализ опыта работы в рамках реализации проекта. Подведение итогов реализации проекта, в том числе: проведение социологического опроса по выявлению эффективности проекта, издание методических и информационных материалов, проведение мастер – классов, выставок | Май 2021г. |
8.Проектная часть
Перспективно-календарный план
Тема | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Цель | Работа с родителями |
Сентябрь | |||
«Узнаем, какая вода» | Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей. | Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая). | Анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье» |
«Что в пакете?» (приложение №2) | Материал: Полиэтиленовые пакеты. | Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. | |
«Тонет-не тонет, плавает» (приложение №3) | Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень. | Цели: развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде). | |
«Волшебница - вода» (приложение №4) | Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка - гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница. | Цель: Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц | |
Октябрь | |||
«Камушки – какие они?» (приложение №13) | Материал: Картинки с изображением камешков, | Развитие восприятия, | Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря. | воображения; Развитие речи (обогащение словарного запаса); Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие логического мышления. | ||
Легкий – тяжелый. (приложение №14) | Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»). | Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). | |
«Здравствуй, солнечный зайчик» | Материал: зеркала. | Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. | |
«Игры с соломинкой» (Трубочка) (приложение №16) | Материал: трубочки, стаканы с водой. | Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. | |
Ноябрь | |||
«Плавает-тонет» (приложение №9) | Предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон. | Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы | Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» |
«Бумага, ее качества и свойства» | Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит). Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой. | Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства. | |
«Кораблики» (приложение №12) | Материал: тазик, бумага. | Цель: показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде. | |
Декабрь | |||
«Снег и его свойства!» (приложение №5) | Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце | Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. | Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду» |
«Хрустальные льдинки» (приложение №6) | Учить делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной. Материал: тазик с холодной водой, тазик с теплой водой, 2 кусочка льда. | Цели: Познакомить со свойствами воды (замораживание). Развитие внимания, любознательности. | |
«Как воду превратить в лед» (приложение №7) | Вода превращается в лед при низких температурах. Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести. Материал: банка с водой | Цель: познакомить со свойствами воды | |
«Снег – снежок» (приложение №8) | Материал: снег, ведерки. | Цель: Формирование представлений о свойствах и особенностях снега; Развитие мелкой моторики; Развитие логического мышления. |
Оценка результатов реализации проекта
Высокий уровень (2,45 – 3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (1.45 – 2,44 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень (0 – 1,44 балла
) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
9.Заключение
Практика показывает, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В завершении хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).
10.Список Литературы
1. Афонькина, Ю.А. ФГТ в ДОУ. Мониторинг качества освоения программы
вторая младшая группа[Текст]/ Ю.А.Афонькина.- Волгоград, Издательство: «Учитель», 2012.
2. Баранова, Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.
[Текст] / Е.В.Баранова.-г. Ярославль: «Академия развития», 2009.
3. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. Комплексно-тематическое
планирование вторая младшая группа ФГТ[Текст] / Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова,
М.А.Васильева. - Издательство: «Учитель»,2012.
4. Галанов, А.С. Развивающие игры для малышей [Текст] / А.С. Галанов. –
«АСТ-Пресс», 2006.
5. Дыбина, О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй
младшей группе детского сада[Текст] / О.В.Дыбина. - М.: «Мозаика-Синтез»,
2007.
6. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В., Неизведанное рядом, опыты и
эксперименты для дошкольников[Текст] /, О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.
Щетинина, - М.: 2011.
7. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности[Текст] / Т.С.
Комарова.- М.: 2011.
8. Мурудова,Е.И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром[Текст] /
Е.И. Мурудова. – «Детство-Пресс», 2010.
9. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду[Текст] /
С.Н. Николаева.- М.1999.
10. Новицкая, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников [Текст] /О.А.Новицкая. Санкт - Петербург: 2010.
11. Павлова,Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим
миром [Текст] /Л.Ю.Павлова. - Издательство: «Мозаика-Синтез», 2011.
12. Перельман, Я.И. Занимательные задачи и опыты [Текст] /Л.Ю.Павлова. -
Екатеринбург.:1995.
Приложения
Приложение № 1. «Узнаем, какая вода?»
Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Игровой материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Ход игры: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.
Приложение № 2. Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Игровой материал: Полиэтиленовые пакеты.
Ход игры: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Приложение № 3. «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».
МАТЕРИАЛ: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Кукла Катя в гости к нам пришла. Давайте поздороваемся с Катей.
- Арина, скажи Кате «Здравствуй Катя», и ты, Максим, скажи «Здравствуй Катя».
-Катя, а чего – то ты такая чумазая? Посмотрите ребята на Катю. Что нам надо сделать, что бы Катя стала чистенькой? (выслушиваю ответы детей).
- Правильно, Саша, её надо умыть водой. Помоги мне, Клара. (ребёнок берёт куклу, воспитатель льёт воду из кувшина в таз).
Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
-Ребята, посмотрите, какая Катя у нас стала чистая и красивая. Сейчас мы полотенец возьмём и вытрем твое личико.
-Катя, это ребята тебе помогли, скажи теперь ты им «Спасибо, ребята!».
Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.
-Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.
- Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.
- Матвей, что делает мяч? (плавает, не тонет).
-Ругайя, ты тоже посмотри, что с мячом? (плавает, не тонет). И т.д.
- Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.
- А вот Арина сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду. (ребёнок выполняет действие).
- Что случилось с камнем? Максим подойди и посмотри.
-Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.
-Иди Ясмина, брось камушек. Что случилось с камушком? (утонул, лежит на дне таза). Вызываю по очереди всех детей.
- Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).
-Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.
-Поняла Катя? ( кукла говорит спасибо).
-Пожалуйста, Катя. Ребята, Кате надо спешить к другим детям и рассказать обо всём, что с ней произошло сегодня. До свидания, Катя!
- И нам тоже надо идти и всё рассказать и показать ребятам.
Приложение №4. «Волшебница – вода»
Цель. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц.
Материал. Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки (или кувшина), ёлки, гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.
Ход занятия:
-Ребята ,мы сегодня с вами немного попутешествуем и узнаем много интересного. Но сначала отгадайте загадку.
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (воды).
-Ребята, сейчас к нам придёт гостья. Это – волшебница вода. (Предложить детям подумать и ответить для чего нам нужна вода).
- Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т.д.
- Правильно ребята. Молодцы.
- Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря (воспитатель предлагает закрыть глаза, а потом открыть).
- Что в бутылке?
_ Вода.
- Какая вода?
- Белая.
- Сейчас волшебница вода поможет нам разобраться с цветом воды (воспитатель берёт сначала бутылку с прозрачной водой, другой с красной).
- В какой бутылке вода красная? Почему? Что мы в неё добавили?
- Краску.
- Молодцы. Волшебница-вода вам говорит спасибо. Она бы не догадалась. А в этой бутылке вода чистая, прозрачная, бесцветная. Какую воду можно пить, а какую нет?
- кипячёную, прозрачную.
- Молодцы.
(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой.Дети пьют воду.)
Какая вода по вкусу?
- Вкусная.
- А по цвету?
- Прозрачная.
- А сейчас ещё раз закройте глаза ( берётся бутылка с зелёной водой).
- Какая сейчас по цвету вода? Почему?
- Зелёная, т.к. в неё добавили краску зелёного цвета.
- А кому нужна вода?
-Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.
- Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в лесу поёт.
- Птицы.
- Ой, а это что у нас растёт?
-Ёлочка.
- Как вы думаете какая она?
- Зелёная, колючая, красивая.
-а это что под ёлочкой растёт?
- Мухомор.
- А как вы думаете ,его можно есть?
- Нет.
- Правильно ребята, её есть нельзя, потому что она ядовитая. Ребята – тихо, вы слышите где-то журчит вода. Давайте мы с вами поиграем в игру «Посели животное». Водные обитатели заблудились и никак не найдут свою реку, а вы ребята можете помочь. Давайте выберем водных жильцов и поместим их в водоём. Давайте подумаем кто живёт на водоёме?
- лягушки, рыбы, лебеди, утки, гуси. (выбрать из набора карточек и приклеить на ватман, на котором изображён водоём).
- Молодцы ребята все справились. А сейчас мы с вами немного отдохнём поиграем в игру «Капелька и тучка».
Подвижная игра «Капелька и тучка». Дети надевают шапочки капелек. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками 9взявшись за руки образуют ручейки ). Встретились ручейки и стали большой речкой ( соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан ( дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
- Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду и фокусы покажу, поиграем. До свидания.
Приложение № 5. «Снег и его свойства»
Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах.Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.
Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце
Ход занятия:
1. Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки. Настоящие ли они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки? Каким бывает снег? Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге.
2. Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, а интересно, что с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой (проходя через дугу, дети отвечают на вопрос "Где живет снежинка?")
3. Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести помощницу, используя волшебное слово "пожайлуста") Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)
4. Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)
5. Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).
6. Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать). Понюхаем сначало яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)
7. Физкульминутка под музыку:
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает.
Сколько снегу намело, (показывают сугробы)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
И в снежки играть пойдем. (шагают)
Снег сегодня белый, белый, (поднимают руки вверх и опускают)
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)
и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)
Каждый пальчик мы оденем,
Будет вы шубах нам тепло.
8. Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды), (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
9. Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег - это замерзшая вода.
Приложение №6. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде
Материал: тазик с холодной водой, тазик с теплой водой, 2 кусочка льда.
Ход игры: Взрослый показывает льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Затем вместе с детьми бросает кусочек льда в холодной, и кусочек льда в теплую воду, и следят за процессом таяния льда, в какой воде лед быстрее растаял..
Приложение №7. «Как воду превратить в лед»
Если поставить банку с водой в холодильник, а потом в морозильную камеру. В холодильнике вода лишь станет прохладнее. А вот в морозильной камере температура — как раз ниже нуля, поэтому вода там замерзнет. Так и на улице. Когда наступает зима и после теплой погоды резко становится холодно, на лужах и земле образуется корочка льда. Если при этом будет падать снег, то корочка постепенно вырастет.
Приложение №8. «Снег-снежок»
занятие проводится на улице)
Цель:
- Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;
- Развитие восприятия;
- Развитие мелкой моторики;
- Формирование активной речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие логического мышления.
Материал: снег, ведерки.
- Загадка о снеге:
Цель: развитие логического мышления.
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке - румяный, под луной он - голубой.
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой -
Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, назови его, ответь! (снег)
2. Беседа о снеге:
Цель: формирование представлений о снеге, развитие тактильного восприятия снега.
- В какое время года идет снег?
- Давайте все вместе потрогаем снег руками. Какой он? (холодный, рыхлый, белый.)
- Пальчиковое упражнение (дети руками лепят снежок):
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и формирование активной речи.
«Снежок »
Раз, два, три, четыре | Загибаем пальцы на левой руке |
Мы с торбой снежок лепили. | Лепим снежок в ладошках |
Круглый, | Показываем какой он круглый |
Твердый, | Сжимаем ладошки плотно между собой |
Очень гладкий, | Гладим правой и левой руками по снежку |
Но совсем, совсем не сладкий | Грозим указательным пальцем правой руки |
Раз-подкинем, | Имитируем подкидывание снежка вверх, поднимая одновременно глаза вверх |
Два-поймаем, | Ловим снежок |
Три-уроним | Кидаем снежок на пол, приседая |
И сломаем. | Топчем снежок ногами |
- Эксперимент «Таяние»:
Цель: развить логического мышления (умозаключение) и сформировать представление детей о составе снега.
- Ребята, знаете ли вы, из чего состоит снег? (из воды) Проверим?
Дети накладывают в ведерки снег и уносят в группу. Ставят свои ведерки возле батареи.
(После того как разделись, помыли руки возвращаются в ведеркам)
- Что произошло со снегом? (он растаял)
- Почему он растаял? (потому что в группе тепло)
- Что в ведерке осталось от снега? (вода)
- Значит снег состоит из..? (воды)
- Эксперимент «Превращение»:
Цель: развить логического мышления и сформировать представление детей о взаимодействии талого снега и холода.
Как вы думаете, что произойдет, если мы снова вынесем эту водичку на улицу?
(воспитатель выносит ведерко с растаявшим снегом на улицу)
После тихого часа, воспитатель приносит ведерко обратно.
- Что произошло с растаявшим снегом на улице? ( замерз)
- Во что он превратился? (в лед)
- Потрогайте, какой лед? (твердый, гладкий, холодный, прозрачный)
Приложение №9. Тема: что плавает? Что тонет?
Задачи: учить самостоятельно делать выводы ; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление.
Области интеграции: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Материалы: различные предметы из металла, дерева, бумаги, пластмассы и др. ; емкость с водой, атрибуты игры-путешествия.
Ход занятия:
В группе появляется Капитан (воспитатель) .
Капитан: дети, хотите отправиться в путешествие? Тогда давайте построим корабль. Из чего мы можем это сделать? (дети предлагаю варианты ответов и строят корабль из стульев) .
Капитан: рассаживайтесь поудобнее, приготовьтесь! Полный вперед! Запевай!
(звучит фонограмма песни «А, ну-ка песню нам пропой веселый ветер! »)
Капитан: какой сильный поднялся ветер! Волны стали заливать наш корабль! Кто же нам поможет?
Дети кричат, просят помощи. Появляется морской царь Нептун.
Капитан: всем успокоиться! Не создавайте панику! Нептун, помогите нам, наш корабль тонет.
Нептун: я спасу ваш корабль, если вы сумеете правильно ответить, какие предметы тонут, а какие плавают.
Нептун достает из красивой коробки предмет.
Нептун: что это?
Дети: пробка.
Нептун: как вы думаете, пробка тонет или нет?
Дети: она плавает.
Нептун: давайте проверим, не ошиблись ли вы. Бросьте пробку в воду.
Дети проводят опыт, убеждаются, что пробка не тонет.
Нептун: как вы думаете, почему пробка не утонула?
Дети: потому что она легкая.
Нептун: а теперь в руках у меня ложка. Она тонет или плавает?
Дети: тонет.
Дети проводят опыт.
Нептун: вы правы, ложка утонула, а почему?
Дети: она тяжелая, сделана из металла.
Нептун: а кубик плавает или тонет?
Дети отвечают, проводят опыт, убеждаются в правильности или ошибочности своего решения, пытаются объяснить результаты опыта.
Аналогично проводятся опыты с кубиком, расческой, гвоздем, ножницами, бумажным корабликом, шариком.
Нептун: итак, мы провели несколько опытов. Что же отличает те предметы, которые плавают, от тех, которые тонут?
Дети: на дне лежат тяжелые предметы, а плавают – легкие.
Нептун: посмотрите, шарик маленький, а мяч большой. Это предметы разного размера. И оба они не тонут, почему?
Дети: потому что внутри у них воздух.
Если дети затрудняются сделать этот вывод, можно помочь им наводящими вопросами.
Нептун: мне понравились ваши ответы. Я уверен, вы сможете самостоятельно справиться с бурей, которая настигла вас в пути, и спастись.
Капитан: давайте подумаем, как же могут спастись люди с тонущего корабля? Что им нужно сделать?
Дети предлагают свои версии и обсуждают их с капитаном.
- нужно построить плот.
- нет, бревна могут рассыпаться, если веревка развяжется.
-у плота нет бортиков, волны могут смыть на с в воду.
- надо плыть в шлюпке
- шлюпка маленькая, а нас много, все не поместятся
-возьмем спасательные жилеты, круги.
- пускай в шлюпку сядут девочки, а мальчики сделают полот с бортиками. Кто не умеет плавать наденет спасательные жилеты.
Нептун: вы молодцы! Придумали хороший путь к спасению. Теперь вы доберетесь до берега. Счастливого пути, а мне пора возвращаться на дно Морское.
Дети «возвращаются» в группы и обсуждают свое путешествие
Приложение № 22 Пластмасса, его качества и свойства.
Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
Игровой материал: Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
Ход игры: Взрослый предлагает детям наполненные водой стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как пластмасса не прозрачная. Взрослый предлагает на ощупь определить структуру поверхности, толщину. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3—4 минуты определить изменение температуры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий — ломается. Взрослый демонстрирует плавление пластмассы, используя спиртовку. Дети составляют алгоритм описания свойств материала.
Приложение № 20. «Летающий шарик"
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону.
Приложение № 21. Ветер.
Цель: Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.
Игровой материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.
Ход игры: Взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка или глины). Вместе со взрослым создают ураган — резко, с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Детям предлагают воспользоваться результатами предыдущего опыта («Почему песок хорошо сыплется?»). Они определяют, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить песок). Им предлагают повторить опыт и сделать вывод.
Приложение № 24 Руки станут чище, если помыть их водой".
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).
Приложение №26 «Волшебная водичка»
Задачи:
- :Развитие восприятия:
- Развитие мелкой моторики.
- Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.
Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, кубики льда, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой.
Ход эксперимента:
Дети усаживаются на стульчики полукругом.
Воспитатель (звучит классическая музыка со звуками воды): ребята, мы сегодня с вами отправимся в чудесную страну волшебной водички. Закройте руками глазки и посчитаем вместе: раз, два, три. (Дети открывают глаза). Перед нами полянки чудесной страны волшебной водички отправимся на первую из них?
Дети: Да.
- Игра-эксперимент «Три сестрички»
Цель: сформировать зрительное восприятие трех состояний воды (парообразное, жидкое, твердое).
Воспитатель: смотрите на этой полянке три сестрички-водички. Первая «жидкая», ее можно перелить в любой сосуд и она примет его форму (воспитатель переливает воду в стакан, в тарелку и в стакан с дырками на дне). Вторая сестричка «твердая» (воспитатель обращает внимание детей на поднос с кубиками льда), возьмите ее в руки, постучите ей, сожмите в кулак. Третья сестричка-водичка «пар» (перед детьми ставит чайник с кипящей водой, так чтобы было видно как идет пар), она волшебная, когда закипает, то превращается в пар и становится невидимой.
Воспитатель: как звали сестричек?
Дети: жидкая, твердая, пар.
Воспитатель: молодцы, ребята. Отправимся на следующую полянку?
- Игра-эксперимент «Теплое-холодное»
Цель: сформировать тактильное восприятие теплого и холодного состояния воды.
На столе ставятся два тазика с теплой и холодной водой, накрытых тканью. Воспитатель предлагает детям просунуть руку под ткань в тазик с теплой водой.
Воспитатель: что там?
Дети водичка.
Воспитатель: какая она?
Дети: теплая.
Далее воспитатель предлагает просунуть руку под ткань в тазик с холодной водой.
Воспитатель: а что же тут?
Дети: тоже водичка.
Воспитатель: а здесь она какая?
Дети: холодная.
!!! Ткань во время игры–эксперимента не снимается с тазиков, для того чтобы активизировать тактильное восприятие.
Воспитатель (сняв ткань с тазиков): ребята, а кто может плавать в воде?
Дети: рыбка, уточка.
- Пальчиковое упражнение «Уточка»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Воспитатель: Молодцы, мы сейчас с вами поплаваем как уточки в пруду.
Дети отпускают руки в тазики с водой и делают упражнение «уточка».
На волнах качаясь, Уточка плывет. То нырнет, то вынырнет, То нырнет, то вынырнет, Лапками гребет. | Руки ставятся параллельно друг другу, ладонями вниз, плавными движениями поворачивают руки из стороны в сторону. Руки ставятся параллельно друг другу, ладонями вниз, вверх, имитируют нырок, отпуская руки вниз, затем плавно поднимают вверх. Гребут ладошками поочередно, имитируя лапки уточки. |
!!! Выключают музыку.
Воспитатель (обращает внимание детей на звук плещущейся воды под руками детей): слышите звук? Это голосок водички.
- Игра «Голосок водички»
Цель: сформировать слуховое восприятие звука воды.
Одному из детей завязывают глаза, и поворачиваю его спиной к остальным. Ему необходимо сказать слово «Вода», когда услышит ее голосок. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа по сигналу воспитателя плещет руками в тазике с водой, а вторая – шелестит бумагой.
Воспитатель: теперь мы знаем как звучит голосок воды. Сможем ее узнать?
Дети: Да.
Игра заканчивается тогда, когда поучаствуют все дети.
Воспитатель: мы отправляемся с вами на третью полянку.
- Игра-эксперимент «Полянка красок».
Цель: сформировать зрительное восприятие желтого и красного цвета.
На столе по количеству детей стоят стаканы с чистой водой, кисточки и краски желтого и красного цвета.
Воспитатель: ребята, посмотрите, пожалуйста, в стаканчики. Что там?
Дети: водичка.
Воспитатель: конечно, мы же сегодня в чудесной стране волшебной водички. Какого она цвета?
Дети: бесцветная, не имеет цвета.
Воспитатель: молодцы, а мы сегодня с вами будем маленькими волшебниками.
Воспитатель с детьми отпускают кисточку в желтую краску, а затем в стакан с чистой водой, окрашивая воду в желтый цвет.
Воспитатель: смотрите, мы перекрасили воду, какого цвета она стала?
Дети: желтого.
Воспитатель: молодцы, а теперь перекрасим ее в красный цвет.
Воспитатель с детьми отпускают кисточку в красную краску, а затем в стакан с чистой водой, окрашивая воду в красный цвет.
Воспитатель: понравилось наше с вами путешествие? Кто живет в этой чудесной стране?
Дети: водичка.
Воспитатель: какой может быть она?
Дети: жидкой, парообразной, твердой; теплой и холодной.
Воспитатель: молодцы, а какого она цвета?
Дети: не имеет цвета.
Воспитатель: правильно, бесцветная. Ребята, а вы знаете какая водичка на вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: чтобы это узнать, нам нужно отправиться на последнюю полянку чудесной страны.
- Игра-эксперимент «Попробуй на вкус»
Цель: сформировать вкусовое восприятие воды.
По количеству детей ставятся стаканы с водой и столько же стаканов с соком. Одному из детей завязывают глаза шарфом и дают выпить сначала сок, а затем воду.
Воспитатель (после того, как ребенок выпьет сок): что ты выпил?
Ребенок: сок.
Воспитатель: какой он на вкус?
Ребенок: сладкий.
Воспитатель (после того, как выпьет воду): что это?
Ребенок: вода.
Воспитатель: какая она на вкус?
Ребенок: не имеет вкуса.
Игра заканчивается тогда, когда все попробуют воду на вкус.
Приложение № 27. «Забавы жарким летом»
Цель: Обобщить знания детей о воде и песке.
Материал: вода, песок, водяные пистолеты.
Предложить детям по обливаться с пистолетов, обширно обливаться, по бегать босиком по дорожкам.
Приложение № 32.«Дождик» ( игры с водой)
Цель: Закреплять свойства воды.
Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне.
Предложить детям вспомнить, все что они узнали о воде. Какая вода? Предложить поиграть над тазиком с ведерками и водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".
создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....
Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира
Презентация раскрывает экспериментирование, как метод обучения и один из видов поисково-исследовательской деятельности дошкольников....
"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...
Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»
призентация...
Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...
Проект " ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА"
В проекте отображается совместная деятельность воспитанников с воспитателем. Как путем практического экспериментирования происходит путь к познанию нашего мира....