Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
проект (старшая группа) на тему
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Выбор темы «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тяжинский детский сад №1«Берёзка».
Проект на тему:
«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
Автор – разработчик:
Тип проекта:
Информационно – практико-ориентированный.
Вид проекта:
Групповой «Неизведанное рядом».
Цель проекта:
Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
6. Учить объяснять, наблюдать и фиксировать результаты доступными методами.
Актуальность проекта.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Выбор темы «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Методы обеспечения:
• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
• Проведение опытов (практических).
• Беседы (конструктивные).
Этапы осуществления проекта:
1) Подготовительный этап:
• Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
• Диагностика.
• Отображение цели и задач проекта.
2) Реализация проекта:
• Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
• Практическая часть:
а) Занятия по экологическому воспитанию ( в рамках программы «От рождение до школы»).
б) Связь с другими видами деятельности:
- Игровая
- Продуктивная
- Познавательно-исследовательская (опыты)
- Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
- Учебная (речевое развитие, рисование, лепка)
- Релаксация.
- 3) Заключительный этап:
Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Механизм выполнения проекта.
1. Создание технической базы для детского экспериментирования.
2. Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные.
3.Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.
4.. Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов.
5. Проведение интегрированного занятия на тему: «Вода - наша спутница всегда». Дата проведения 22 марта 2015 года.
6 Проведение с детьми эксперимента «Для чего картофелю глазки?». Дата проведения 14 марта 2015 года.
7.Создание проекта «Огород на подоконнике» (посадка лука, укропа, петрушки, салата ). Дата проведения февраль 2015год.
8. Создание проекта «Наблюдение за распусканием листочков березы». Дата проведения февраль 2015 год.
11. Конструктивные беседы. 1
Новизна разработки.
В проекте применен новый методический подход к организации поисково-исследовательской деятельности, использован творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Ожидаемые результаты.
Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.
С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества ( рассказ, рисунок и т. п.). Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Список литературы:
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004г.
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
5. Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
6. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
7. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
8. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.
9. Газета «Дошкольное образование».
10. Журнал «Дошкольное воспитание».
11. Журнал «Обруч».
Диагностический инструментарий.
Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:
Вопросы для выявления знаний детей об основных видах природных материалов.
1. Может ли ребенок определить: где песок, камни, почва, глина, мед?
2. Знает ли ребенок свойства этих природных материалов? (камень, песок, глина, земля) .
3. Как человек использует эти природные материалы?
4. Умеет ли ребенок использовать эти природные материалы в жизни, в быту?
Вопросы для выявления знаний об окружающем мире (живая и неживая природа) .
1. Предложить ребенку по картинкам определить: где живые объекты, а где не живые.
2. Как он узнал, что данный объект живой? Неживой?
3. Почему он считает, что это (называется конкретный живой объект, растение или насекомое) живое?
4. Расскажи, что есть (конкретно называется растение, животное?
5. Сможет ли объект жить без: (педагогу назвать части? Почему?
6. Как думает ребенок, что нужно всем живым существам, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?
7. Знают ли дети, что такое ветер, вода, воздух?
8. Как человек использует воздух, воду?
Вопросы для выявления знаний детей самостоятельно действовать в процессе опыта.
1. Как называются приборы, которыми ребенок пользуется в процессе работы? (лупа, пробирка, зеркало, колба, пинцет и т. д.)
2. В каких опытах или экспериментах, по мнению ребенка, он может использовать эти приборы? Для чего они необходимы?
3. Умеет ли ребенок читать схему или алгоритм проведения опыта?
4. Пытается ли ребенок, без особой помощи педагога, выполнить задание?
Овладение навыком простейшего анализа и прогноза.
Цель: выявит навыки ребенка производить простейший анализ и прогноз в ходе работы. Умеет ли ребенок ставить цель и формировать гипотезу в ходе работы.
Вопросы:
1. Перед опытом предложить ребенку сделать прогноз и анализ своей работы. Почему он так думает?
2. После завершения опыта поинтересоваться у ребенка: совпал ли прогноз и анализ, поставленный в начале работы?
3. Проанализировать, насколько точно ребенок может прогнозировать процесс?
Гуманное отношение ребенка ко всему живому.
Цель: выявить характер отношения ребенка ко всему живому.
Вопросы:
1. Любит ли ребенок животных, растения?
2. Зачем нужны животные, растения?
3. Могут ли люди прожить без них?
4. С какими живыми существами ребенку нравится (не нравится) встречаться?
5. С помощью картинок выявить (в ситуации выбора) представления ребенка о нормах к живому:
• Как поступил мальчик? Почему?
• Как бы ты поступил на его месте?
• Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?
Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности и его результату.
Цель: выявить положительное отношение ребенка к процессу деятельности.
Вопросы:
1. Вызывает и интерес у ребенка опытническая деятельность?
2. Какой любимый опыт у ребенка? Почему?
3. Делает ли ребенок в домашних условиях простейшие опыты и эксперименты?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".
создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....
Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира
Презентация раскрывает экспериментирование, как метод обучения и один из видов поисково-исследовательской деятельности дошкольников....
"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...
Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...
Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа
В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...
Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...
План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...