План самообразования
материал
Самообразование на тему "Развитие речи и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_sabitova_kopiya.docx | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
Здание по адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35
План работы
по самообразованию на 2023-2024год
Тема самообразования:
«Развитие речи и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Составила
воспитатель Сабитова К.А.
г. Видное, 2023год
Ф.И.О. педагога: Сабитова Карина Алексеевна
Дата рождения: 12.09.2000г
Образование: Среднее специальное
Специальность: Воспитание в дошкольных учреждениях
Занимаемая должность: Воспитатель
Общий стаж трудовой деятельности: 2 года
Квалификационная категория, дата присвоения: молодой специалист
Тема: Развитие речи и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Актуальность темы:
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.
В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках
активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, посколькууженапервыхгодах жизниуребенкаформируютсяпредпосылки
к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.
Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и
приемов, способствующих активизации словаря детей.
Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что
обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере
достигаются поставленные цели.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, исредством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.
А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач
речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, образование слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь.
изменения и связных
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
способствовать активизации словаря детей младшего возраста,
развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет
расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь; расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части
предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т.д.; учить слова, обозначающие пространство - вперед, назад; поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи;
обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя
диалогическую речь как средств общения;
побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих
действий;
способствовать закреплению навыков пользования инициативной
речью;
совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;
формировать грамматический строй речи;
изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей дошкольного возраста;
определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Перечень вопросов по самообразованию:
- оформление методических разработок (обобщение опыта работы);
- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- участие в педсоветах;
- повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Предполагаемый результат:
увеличится словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка; дети будут активно
употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый,
печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова – антонимы; дети начнут активно
сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).
Форма отчета по проделанной работе: Фотоотчет занятий, презентация сюжетно-ролевых игр по заданной тематике. картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
Форма самообразования: индивидуальная
Этапы по самообразованию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический |
|
| |
Изучение литературы | Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвящение, 1991. – 160 с. 2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974. – 96 с. 3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с. 4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов
пед. инст. – М.: Просвящение, 1981. – 255 с. 5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с. | ||
Прогностический | Цель: помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста. повысить уровень развития речи детей через дидактические игры Задачи: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Корректировать собственные потребности Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и связную речь; 2. Развивать познавательную активность, творческие способности. 3. Создать условия для развития речи детей при помощи дидактических игр. 4. Обогатить предметно-развивающую среду группы. 5. Укрепить связи между детским садом и семьёй. 6. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры. Прогнозирование результатов. многие дети с большой радостью принимали участие в этих играх, уверенно отвечали на вопросы педагога в словесных играх. А через игры-путешествия дети расширяли словарный запас новыми незнакомыми словами и понятиями. Больше употребляли в речи прилагательных, глаголов, наречий и предлогов. Лучше стали образовывать форму множественного числа существительных (обозначающих детенышей животных). Проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.). Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин; Знают российские деньги; Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности; |
| Работа по теме «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»» |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. |
| Выступление на педагогическом совете. «Семейный бюджет и его распределение» Беседы «Труд- основа жизни»; «В общем о деньгах»; «Как же производят деньги» Викторина «Угадай профессию» Конспект «Приключение монетки» Оригами «Копилка для монет» Консультация «Учим ребёнка общаться». Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 4-5 лет. Привлечение родителей к обогащению РППС группы по теме самообразования. Сообщение на педсовете по теме: «Активизация речи посредством дидактических игр детей 4-5 лет» |
Обобщающий | Подведение итогов. Презентация «Семейный бюджет и его распределение» Оформление результатов работы. 1)Изготовление дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников 2)Буклеты ««Бюджет семьи – забота каждого»; «Ребенок и финансы» 3) «Нарисуем деньги для нашей группы» | Сентябрь, октябрь, ноябрь | Консультации для родителей. «Зачем ребенку экономика»; «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» |
Внедренческий | Распространение опыта работы | Сентябрь |
Беседа с родителями «Играйте вместе с детьми» |
Октябрь |
Д/и «Назови одним словом» | ||
Ноябрь | Создание картотеки игр «В какие дидактические игры можно поиграть с ребёнком 4-5 лет» | ||
Декабрь | Изготовление родителями совместно с детьми новых дидактических игр «Угадай сказку», «Что сначала, что потом?» (по русским народным сказкам) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...