Тема: «Речевое развитие дошкольников» ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
материал

Гармаева Туяна Дашиевна

Тема:  «Речевое развитие дошкольников»

ДЕЛОВАЯ ИГРА

 для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема:  «Речевое развитие дошкольников»

ДЕЛОВАЯ ИГРА

 для педагогов

                                                                   

  Подготовила и провела    

                                                                            воспитатель

                                                                            МБДОУ д/с №3

Гармаева Т.Д.

 

г. Закаменск

Активизация педагогов

Крикните хором и громко, друзья,

Деток Вы любите? Нет или да?  (да)

Пришли на деловую игру, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (нет)

Мы вас понимаем. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (да)

Дайте нам тогда совет:

Помочь откажетесь нам?  (нет)

Последнее мы спросим вас:

Активными все будем?   (да)

Актуальность темы

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строится на адекватных возрасту формах работы с детьми.

- А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответ слушателей)

- Конечно же – это игра. Так как наша профессиональная деятельность связана с детьми, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.

- Сегодня я принесла Вам волшебный цветок «Цветик – семицветик». Он нам поможет выполнять игровые задания. На каждом лепестке находится игра.

Прежде, чем перейти к играм, я хочу вас настроить на успешную работу - «Квик – настройка»:

1.        Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

2.        Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

3.        Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

4.        Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.

5.        Трудности закаляют на пути к счастью.

Деление на две команды 

Разминка игра «Да или нет»:

Команды быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы

- Общение является ведущим средством развития речи. (Да)

- Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)

- Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)

- Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)

- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)

- Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)

- Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы.  (Да. Произносятся звуки.)

- Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)

- Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

- В слове «яркая» 7 звуков. (Да)

Первый лепесток – «Произнеси правильно»

Командам раздаются карточки.

1 команда:

Аналог,

апокалипсис,

без умолку,

бесовщина,

блокирование,

в обе щеки,

вероисповедание,

втридорога,

гусеница,

досыта,

договор,

документ,

донельзя,

допьяна,

досуг,

еретик,

задолго,

звонит,

украинский,

шарфы

Назовите существительные в множественном числе:

инженер

директор

бухгалтер

инспектор

договор

катер

шофер

доктор

профессор

доктор

Назовите в родительном падеже, множественном числе:

носки -

чулки -  

ботинки -  

килограммы -

яблоки -

помидоры -

2 команда

созвонимся,

зуб на зуб,

иначе,

каталог,

квартал,

красивее,

мельком,

мастерски,

начать, начала,

опрометью,

оптовый,

процент,

поверху,

понизу,

принудить,

пуловер,

разобрались,

собрались,

страховщик,

умно

Назовите существительные в множественном числе:

инженер

директор

бухгалтер

инспектор

договор

катер

шофер

доктор

профессор

доктор

Назовите в родительном падеже, множественном числе:

носки -

чулки -  

ботинки -

килограммы -

яблоки -

помидоры -

Правильные ответы:

Инженеры, бухгалтеры, договоры, договоры, шоферы,

директора, инспектора, катера, доктора, профессора, повара.

Чулок, ботинок, яблок, полотенец, носков, килограммов, апельсинов, помидоров, рельсов.

«Блиц – опрос»

- Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данному высказыванию:

-  Коротка ночь до зари, коли много работы» (долог день до вечера, когда делать нечего)

- Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)

- У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)

 - Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)

- Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает)

- Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)

 - Большой золотник, да не нужен. (Мал золотник, да дорог)

Второй лепесток – «Гусеницы»

- Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Предлагаю вам для каждого метода подобрать соответствующие приемы. Таким образом вы соберете по 3 гусеницы.

Словесный:

 -Чтение произведение.

-Вопросы к детям по содержанию произведений.

-Пересказ произведения.

-Заучивание наизусть.

-Выразительное чтение.

-Беседа по произведению.

-Прослушивание аудиозаписи.

Практический:

 -Элементы инсценировки.

-Игры-драматизации.

-Дидактические игры.

-Использование разных видов театра.

-Игровая деятельность.

Наглядный:

-Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

-Показ движений пальцами, руками.

-Схемы.

-Алгоритмы.

-Просмотр видеофильмов, презентаций.

«Черный ящик» (задание для двух команд)

Внимание! Вопрос!

Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//

Подсказка: Этот предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»

Третий лепесток - «Расскажи сказку»

С целью развития связной речи, можно использовать такой игровой приём, как рассказывание сказки от лица второстепенного героя или предмета. Всем известна сказка «Колобок». А вот как она звучит от лица тропинки, проходящей рядом с домом.

«Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня стоит дом. Слышу я как дед бабке говорит: Бабка, испеки колобок». Долго бабки не было. Потом смотрю, она к окну подошла и положила колобок на окно, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тёпленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик…и т.д. таким образом рассказываем сказку до конца.

Задание для первой группы сказка «Рукавичка». Расскажите сказку от лица рукавички.

Задание для второй группы сказка «Три медведя». Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

Четвёртый лепесток – «Скажи наоборот»

Я называю слово, а вы должны переставить буквы и назвать новое слово.

Начинаем с самого простого варианта: кот-ток

                                                                    Нос-сок

                                                                    Год-дог

                                                                    Лес-сел.

Усложняем задачу, увеличиваем количество букв:

Город- дорог

Мираж- жарим

Хорош- шорох

Голод- долог

Команды получают карточки с заданиямии выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность.

Ответы необходимо записать. Усложняем игру, запутываем слова, а вы распутываете их и ставите буквы на свои места. А еще в наборе слогов зашифрованы сказки.

1 команда

        

Аполот-лопата

Рукинос-рисунок

Отаткел-котлета

кашечрохав(«Хаврошечка»)

боклоко(«Колобок»)

зоркомо(«Морозко»)

щеинакатар(«Тараканище»)

2 команда

Корсибо-абрикос

Ленапись-апельсин

Родингав-виноград

очвокамйюд(«Дюймовочка»)

дыродйом(«Мойдодыр»)                            

гукароснеч(«Снегурочка»)

рожахик(«Жихорка»)

«Игровая разминка»

Участники на месте.

- Если вы на что- то сердиты то, закройте глаза.

- Если вы недовольны тем, что кто-то вас постоянно достаёт и что-то требует от вас, покачайте головой.

- Если вы полагаете, что ваше настроение не зависит от настроения окружающих, подмигните друг другу.

- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение – покружитесь.

-Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу.

- Если вам здесь нравится, то похлопайте в ладоши.

Пятый лепесток – «Объяснялки»

Задание: необходимо найти и подробно описать сходные черты двух различных предметов (объектов)

Например: половник и отвёртка – металлические предметы, с помощью половника и отвёртки мы достаём (суп, шуруп), у половника и отвёртки есть ручка.

(1 команда - шкаф и холодильник, вата и облако, зонтик и гриб, кран и жираф, волосы и трава.

2 команда - снеговик и пирамидка,дверь и окно, часы и градусник, мыло и лёд, муравейник и детский сад)

«Рекламная пауза!»

Вопрос: - Кто из героев сказок мог дать такое объявление?

1.        «Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину»

(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)

2.        «Несу золотые яйца. Дорого!»

(«Курочка Ряба» из р. н. сказки)

3.        «Отмою всё!»

(«Мойдодыр» - из сказки К. И. Чуковского)

4.        «Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение!».

(Буратино из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»- А.       Толстого.)

5.        «Отнесу пирожок вашей бабушке!»

(«Красная шапочка»- из сказки Ш. Перро.)

6.        «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света!»

(«Доктор Айболит»- из сказки К. И. Чуковского)

7.        «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами»

(«Гуси-лебеди»).

8.        «Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой»

(«Кот и лиса», Котофей Иванович)

Шестой лепесток – «Похожие слова»

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком - вагон.

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

1 команда:

Яркие слова– (солнце, лето, картинка, звезда)

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

2 команда:

Быстрые слова- (ракета, самолет, тигр, орел).

Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, борщ, кефир)

Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)

Седьмой лепесток – «Нарисуй и отгадай фразеологизм»

«Медвежья услуга. Кто в лес, кто по дрова. Уши вянут. Краснеть до корней волос. Готов сквозь землю провалиться. Бить баклуши» – что это за выражения? (Это фразеологизмы).

Сейчас мы проверим не только ваше знание фразеологизмов, но и умение их изображать.

На карточке у каждой команды написано по два фразеологизма. Вам за три минуты необходимо нарисовать заданные фразеологизмы. А команда соперников должна их разгадать.

Фразеологизмы для 1 команды:

капля в море;обвести вокруг пальца.

Фразеологизмы для 2 команды:

кот наплакал;как ветром сдуло.

Серединка цветка – «Инсценировка сказки»

Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие.

Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям.

Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.

Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.

Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от начала и до конца так, чтобы команда противников могла узнать ее.

Для первой команды: «Теремок»

Для второй команды: «Колобок»

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей.

И в заключение я хочу рассказать вам притчу «Иди вперёд».

Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

- Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник (саньясин) не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверх нормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины. Желаю Вам не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться вперёд, покорять любые вершины. Пусть на пути к успеху Вам всегда светит счастливая звезда!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по типу КВН По теме «Речевое развитие дошкольников»

Деловая  игра по типу КВН По теме «Речевое развитие дошкольников» разработана для старших воспитателей...

"Речевое развитие дошкольников" деловая игра для педагогов

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей..Задачи: повышать знания, проф...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

«РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)

Цель: формирование знаний педагогов о роли загадки в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Речевые игры для дошкольников».

Консультация для родителейна тему: «Речевые игры для дошкольников»....

Презентация Речевое развитие дошкольника - Культура речи педагога

Презентация к семинару-практикуму по речевому развитию...

Деловая игра для педагогов по теме «Речевое развитие дошкольников»

Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.Цель: повышение уровня ...