«Создание коррекционно-развивающей среды в структурном подразделении «Солнышко»
материал
«Создание коррекционно-развивающей среды
в структурном подразделении «Солнышко»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_pr-razv_sredy_v_solnyshko.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание коррекционно-развивающей среды
в структурном подразделении «Солнышко»
1 слайд.
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья нередко обусловлено своеобразием развития их речи, а также отклонениями в развитии их познавательной деятельности. Все это требует создания специальных условий работы с детьми данной категории.
Одним из таких условий является создание коррекционно-развивающей среды, которая обеспечит не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В структурном подразделении “Солнышко” воспитываются 14 детей с ОВЗ и 1 ребенок-инвалид.
2 слайд.
Актуальность проблемы построения коррекционно-развивающей среды обусловлена тем, что в педагогике нет четкого определения и понимания коррекционно-развивающей среды. Ведущие педагоги России видят эту проблему по-разному.
Маркова Л.С. пишет: «Под коррекционной средой мы подразумеваем совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Среда оказывает влияние на уровень, на эффективность коррекционного процесса. Она обуславливает цели специального образования: развитие личности ребенка, имеющего проблемы в развитии, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта».
Нищева Н.В. пишет: «Коррекционно-развивающая среда позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность».
Проанализировав научную и психолого-педагогическую литературу, учитывая многолетний опыт экспериментальной работы ведущих педагогов России их положительные результаты, мы определяем, что коррекционно-развивающая среда помогает решить многие задачи, стоящие перед педагогом на современном этапе развития образования.
3 слайд.
В связи с укреплением позиций гуманистического образования встают задачи проектирования коррекционно-образовательной среды, как многомерного пространства, адекватного современным потребностям детей и тенденциям развития современной культуры, экономики, производства. Это ещё раз подчёркивает актуальность проблемы.
Отсюда можно определить основное понятие.
Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка.
4 слайд.
Основные задачи коррекционно-развивающей среды:
1.Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом.
2.Ориентация на зону актуального и ближайшего развития.
3.Социальная компенсация речевого дефекта.
4.Коррекция речевых нарушений и преодоление отклонений в поведении.
5 слайд.
Для эффективной организации коррекционно-развивающей среды необходимы следующие условия:
1.Учет индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями.
2.Эмоциональная насыщенность среды.
3.Сменность методических пособий.
4.Учет потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности.
5.Интеграция разных по содержанию видов деятельности.
6.Обеспечение межфункционального взаимодействия двух полушарий головного мозга.
7.Соответствие гигиеническим требованиям, правилам охраны жизни и здоровья.
6 слайд.
В построении коррекционно-развивающей среды следует учитывать психолого-педагогические аспекты:
1.Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения в активной содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками.
2.Развитие ребенка в коррекционно-развивающей среде должно способствовать формированию и развитию физических функций, сенсорных навыков, накоплению жизненного опыта и т.д.
3. Коррекционно-развивающая среда должна научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность.
4. Коррекционно-развивающая среда должна выполнять образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную и коррекционную функции.
7 слайд.
Модель коррекционно-развивающей среды в структурном подразделении «Солнышко».
8 слайд.
Разработанная модель коррекционно-развивающей среды позволяет решать следующие задачи:
- пополнение, уточнение, активизация словарного запаса детей;
- совершенствование грамматического строя речи;
- формирование и развитие связной речи;
- усвоение навыков правильного дыхания, артикуляции и произношения звуков;
- обучение грамоте;
- развитие общей и мелкой моторики детей;
- развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения.
Каждый элемент представленной модели коррекционно-развивающей среды включает:
- обязательные зоны коррекции (речевые зоны);
- уголки уединения;
- индивидуальное авторское пространство ребенка;
- развивающую среду с учетом “Зоны ближайшего развития”.
9 слайд.
«Коррекционно-развивающая среда территории участков»
Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, поскольку она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционного преодоления недостаточности речевого развития детей.
При организации коррекционно-развивающей среды в детском саду «Солнышко» на территории участков велась сложная, многоплановая и высокотворческая работа всех педагогов ДОУ совместно с родителями. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
10 слайд.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Она обогащает личностное развитие, компенсирует ряд несформированных функций.
11 слайд.
«Коррекционно-развивающая среда в кабинетах специалистов»
Получение детьми с ОВЗ уровня общего образования становится возможным при организации и специальной коррекционно-развивающей работы, осуществляемой учителем-логопедом, педагогом-психологом. Коррекционно-развивающая среда в кабинетах специалистов является важным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и решает задачи коррекционной помощи.
При создании дидактических игр, пособий и упражнений мы просчитываем интеграционные механизмы, соединяем их и создаем такую модель, которую можно не только изменять, но и экспериментировать с ней, в зависимости от того, какая цель преследуется на данном этапе коррекционной работы.
12 слайд.
“Коррекционно-развивающая среда логопедической группы”
представлена разнообразными дидактическими пособиями и материалами
для речевого развития дошкольников.
13 слайд.
Мы стараемся, чтобы развивающая среда в группах была содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги детского сада «Солнышко» стараются рационально и творчески организовать развивающее пространство своей группы, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить свою индивидуальность, найти игры по интересу. Предметно-развивающая среда каждой группы включает элементы, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей, и пространства для игры, конструирования, рисования, уединения, которые в зависимости от конкретных задач момента, обладают возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться. В группах представлены разнообразные материалы для игр и творчества, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Все игры и пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.
14 слайд.
“Коррекционно-развивающая среда специальных помещений”.
Частью коррекционно-развивающей среды являются и специальные помещения, в которых созданы условия для общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Ведущая роль в создании благоприятных условий для развития ребенка с нарушениями речи, в коррекции и компенсации вторичных отклонений принадлежит родителям. Физкультурный зал, зимний сад и музыкальный зал позволяют с помощью таких форм работы, как спортивные развлечения, родительский клуб, музыкальные праздники привлекать родителей к коррекционному воспитательно-образовательному процессу.
15 слайд.
Таким образом, правильно выбранные формы работы и организация коррекционно-развивающей среды способствуют становлению коммуникативной компетенции ребенка в речевой деятельности, а также обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.
Но коррекционно-развивающая среда не может быть построена окончательно. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации среды и сложной, многоплановой и высокотворческой деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА С СЕНСОРНЫМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СОЗДАНИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Нередко в школах для слабовидящих детей, особенно в начальных классах, выявляются дети с задержкой психического развития, которых подчас можно отнести к умственно отсталым слепым, которые также нуждаю...
Создание коррекционно-развивающей среды по формированию здорового образа жизни с детьми с особыми потребностями
В статье говорится об этапах работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми с особыми потребностями....
Реализация принципов полифункциональности, трансформируемости оборудования в образовательной среде структурных подразделений учреждения
Согласно требованиям ФГОС ДО, по которым в ближайшем будущем и уже работают все дошкольные учреждения России. Включая развивающую предметно-пространственную среду группы....
Визитка структурного подразделения "Солнышко"
Структурное подразделение «Солнышко» вошло в состав образовательного комплекса ГБОУ ШКОЛА №933 с сентября 2013 года. В учреждении накоплен огромный опыт работы по социально-нравственному и физическому...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ детский сад №14 структурное подразделение «Солнышко»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Подготовительная группа Детский сад №14 структурное подразделение «Солнышко»2014 – 2015г.г. Рабочая пограмма совместной деятельности восритателей с ...
Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.
В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....
Современные подходы к созданию коррекционно-развивающей среды в ДОУ и дома Как грамотно сформировать развивающую среду:Десять принципов
Описание подробно о 10 принципах к созданию условий развивающей среды...