«Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»
презентация
«Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы заключается в недостаточной разработанности данной проблемы, и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
паспорт проекта; Теоретический; практический продукт: - методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций; В данный проект входит:
По количеству участников: групповой По направленности: практико-ориентированный По приоритету метода: творческий (интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие») по контингенту участников: одновозрастной (дети старшего дошкольного возраста) по продолжительности - долгосрочный (9 месяцев ). Вид проекта:
Одним из малоисследованных направлений можно считать использование игр – драматизаций, в целях формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Именно игры-драматизации позволяют в более интересной форме раскрывать и развивать возможности детей.
Объектом исследования является: процесс развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования : Игры – драматизации как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста .
Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу и содержание современных образовательных программ по проблеме развития выразительности речи у старших дошкольников; 2. Изучить основные требования к руководству играми – драматизациями детей старшего дошкольного возраста; 3. Произвести отбор содержания игр – драматизаций и упражнений по развитию выразительности речи детей шестого года жизни, составить картотеку игр; 4. Разработать и апробировать методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством игр - драматизаций . Целью данной работы является создание условий для развития выразительности речи у старших дошкольников в играх-драматизациях.
— это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка . Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками: -Просодика -Интенсивность произнесения -Интонация Выразительность
- мелодика; - темп; - пауза; - сила голоса; - логическое ударение; - фразовое ударение; - ритм; - тембр. К омпоненты :
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация Игра - драматизация
…не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Игра-драматизация…
Почему именно игра-драматизация ? Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: « Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Актуальность
Воспитывать устойчивый интерес к играм-драматизациям. Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях. Расширять представления об окружающих предметах, о персонажах, участвующих в театрально – игровой деятельности, развивать умение выделять существенные признаки предметов. Обогащать словарный запас детей. Стимулировать развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Формировать представления о нравственных качествах человека, развивать эмоциональное осознание самого себя. Задачи:
• Знание литературного текста •Правильный отбор художественного произведения небольшого по объему, желательно из «Программы воспитания и обучения в детском саду», ФГОС. • Должны быть действия. • Должен быть диалог и монолог. • Доступность понимания детьми. • Произведение должно быть ценно в воспитательном отношении. • Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек. Подготовка детей к игре-драматизации: • Чтение художественного произведения на занятии, беседа по его содержанию (обратить внимание на действие героев, чувства, состояние). • Рассматривание иллюстраций (дополняют впечатления детей наглядными образами, подсказывают элементы костюмов, декораций). Просмотр диафильмов, видеофильмов (среда обитания). • Игры – имитации мимики, жестов. Для проведения игр необходимы определенные требования:
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» Игра-драматизация – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
- различные виды театров: бибабо, настольный, конусный, театр на фланелеграфе, плоскостной, театр картинок и др.; - реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; - атрибуты для различных игровых позиций : реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал. В зоне театрализованной деятельности размещены:
П ерспективный план разработан в рамках обновления содержания дошкольного воспитания и обучения и позволит сформировать ожидаемые результаты Артикуляционные навыки Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки) Интонация (Этюды на изменения тембра голоса, интонационное прочтение стихов-диалогов.) дыхание (Упражнения на дыхание, дыхательная гимнастика) Навыки координации движения Жесты (упражнения, игры, этюды на выразительность жестов). мимика (упражнения, игры, этюды на выражение эмоций, мимические этюды с жестами ). движения (этюды с музыкальным сопровождением, образные упражнения под музыку) Коммуникативные речевые и игровые навыки этюдный тренаж (мастерство актёра). Игры
Практическая работа состоит из трёх основных этапов, которые, исходя из их назначения, можно назвать так : мотивационный ; операционально-познавательный ; рефлексивно-оценочный. На мотивационном этапе : Создание проблемной ситуации. Формулировка основной задачи , которая обычно производится как итог обсуждения проблемной ситуации. (Что делать для достижения целей?) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы. На операционально-познавательном этапе Усвоение содержания темы программы и овладение необходимыми действиями . Моделирование объектов и явлений. Изучение построенных моделей. В основе лежит деятельностный метод обучения - дети сами открывают каждое новое знание, обучение ведется в «зоне ближайшего развития» каждого ребенка. Рефлексивно-оценочный этап. Анализ собственной деятельности, оценка её. Сравнение результатов с поставленными учебными задачами. Подведение итогов изучения пройденного раздела.
- дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. -уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. -проявлять интерес, желание к театральному искусству. -самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей. -взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность. Предположительные результаты детей:
Игры на прогулке “Веселые превращения”
Драматизация сказок
Этюды на основные эмоции “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “ГРУСТЬ”
«ОПИШИ ГЕРОЯ СКАЗКИ»
«Собери сказку»
Игра-драматизация по сказке « Заюшкина избушка »
Дети владеют навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес, желание к играм-драматизациям. Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей. Дети стали уверенно чувствовать себя во время выступлений. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, атрибутами, рисунками, картотеками творческих игр. Установлен тесный контакт с родителями. Результаты проделанной работы:
Сравнительная диаграмма результатов диагностики уровней развития детей старшего дошкольного возраста на начало и конец учебного года
Благодарю за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/30/picture-28430.jpg)
"Музыкально - образные движения как средство развития выразительного исполнительства детей дошкольного возраста" Методическая работа
Методическая работа. Рассматривается понятие образности как основы музыкального искусства, процесс постижения музыкального образа на занятиях в ДОУ, педагогический аспект работы над музыкально-образны...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-1098684-1549974008.jpg)
Методическая работа Тема: «Музыкально - образные движения как средство развития выразительного исполнительства детей дошкольного возраста»
Музыкальные игры и пляски в детском саду, содержащие образные движения, составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Музыкальная эстетика раскрывает специфические...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1100740-1547202635.jpg)
Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"
Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/09/picture-1456595-1675926046.jpg)
Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-1506193-1705399240.png)
Мастер- класс для воспитателей дошкольных учреждений на тему «Пластилинография- как средство развития творческих способностей старшего дошкольного возраста »
Мастер- класс«Пластилинография- как средство развития творческих способностей старшего дошкольного возраста »...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/13/picture-1520769-1713015146.jpg)
Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...