Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через разные виды познавательной деятельности.
статья (младшая группа)

Германович Полина Сергеевна

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.   

 

Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста являются:

•Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет, форму, величину;

•Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;

 

•Находить и устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синенький мяч);

•Упражнять в названии свойств предметов;

•Количество. Формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов: много – один (один – много);

•Величина. Привлекать внимание детей к предметам

контрастных размеров и их обозначению в речи (большая матрешка – маленькая матрешка и т.д.);

•Форма. Различать предметов по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);

•Ориентировка в пространстве. Накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы, квартиры, дома и т.п.);

•Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);

•Двигаться за взрослым в определенном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через разные виды познавательной деятельности.

Введение

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Фридрих Фребель, Мария Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Профессор Н. М. Щелованов не случайно называл дошкольный возраст

«золотой порой» сенсорного воспитания, так как ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни

является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

  1. Теоретические основы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет

происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и

событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с

так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

К сожалению, многие родители, уделяя основное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребенок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, малыш научится раскладывать шарики по цвету и размеру, делать постройки из кубиков, зашнуровывать себе ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придет время – всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе. Но главное в раннем развитии ребенка - не упустить время! По исследованиям психологов, ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны,

является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Форма и величина предметов, при необходимости выполнить практическое действие, выделяется правильно. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным.

Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения им перспективных действий, которые в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным. На первых порах ребенок не владеет способами зрительного соотношения предметов и выполняет соотношение действий на основе внешних ориентировочных действий.

Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает мерку (с ней сравнивает) для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий.

На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов (например: треугольные объекты с крышей, красные с помидором). Ребенок переходит к зрительному соотношению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.

Слова, обозначающие признаки предметов, дети раннего возраста усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:

  • в образовательной деятельности (включение задач сенсорного воспитания, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей, практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт);
  • в повседневной жизни (происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека).

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное развитие создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Задачи сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста являются:

•Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет, форму, величину;

•Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;

•Находить и устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синенький мяч);

•Упражнять в названии свойств предметов;

•Количество. Формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов: много – один (один – много);

•Величина. Привлекать внимание детей к предметам

контрастных размеров и их обозначению в речи (большая матрешка – маленькая матрешка и т.д.);

•Форма. Различать предметов по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);

•Ориентировка в пространстве. Накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы, квартиры, дома и т.п.);

•Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);

•Двигаться за взрослым в определенном направлении.

Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие осуществляется целенаправленно посредством развития у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и. т. д.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает внимание;

- развивает наблюдательность;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

- является основой для развития воображения;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- позитивно влияет на эстетические чувства;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

-готовит к реальной жизни.

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. Дошкольный возраст-период первоначального ознакомления с окружающей действительностью: ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, различного рода действий с предметами. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Восприятие окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия следует развивать у детей, опираясь на их интересы и потребности.

В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов.

Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с ознакомления с отдельными геометрическими фигурами и цветами. Такое ознакомление происходит главным образом в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности. Даже в тех случаях, когда ребенка специально не обучают выделять разновидности свойств, соответствующие общепринятым эталонам, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, занимаясь аппликацией, дошкольник имеет дело с материалами, содержащими необходимые образцы. Так, рисуя, ребенок пользуется красками разных цветов; конструируя, он пользуется треугольными, прямоугольными, квадратными элементами разной величины; в мозаиках, материалах для аппликации представлены разноцветные кружки, треугольники, квадратики и т. д. Когда взрослые помогают ребенку в выполнении рисунков, построек, они называют основные формы и цвета.

Усвоение эталонов формы предполагает узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и тому подобное. В пять лет ребенок уже должен знать 5 основных фигур – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К 5 годам ребенок, как правило, уже знает основные цвета спектра, кроме голубого и фиолетового. В 5-6 лет можно переходить к формированию представления о последних двух цветах.

Овладение эталонами величины происходит несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, поэтому ее определение производится посредством условных мер. Усвоение этих мер — довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки, поэтому освоить ее дошкольникам будет очень трудно. Однако для восприятия использование такой метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами.

Ознакомление детей с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а затем — с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только в этом случае они будут хорошо закрепляться в памяти.

Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам.

Общепринятые эталоны величины в отличие от эталонов формы и цвета имеют условный характер. Это меры, сознательно устанавливаемые людьми (сантиметр, метр). Система мер и способы их использования, как правило, не усваиваются в дошкольном детстве. Восприятие величины развивается у дошкольников на основе представлений об отношениях по величине между предметами. Эти отношения обозначают словами, которые указывают, какое место занимает предмет в ряду других (большой, маленький, самый большой и др.). Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами (больше - меньше). Определить величину изолированного предмета ребенок не может, так как для этого нужно восстановить в памяти его место среди других. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). Они начинают определять как большие или маленькие некоторые знакомые им предметы независимо от того, сравниваются ли эти предметы с другими («слон большой», «муха маленькая»).

Представления о величине обогащаются, когда ребенок сопоставляет предмет с другими предметами. Кроме общих эталонов величины у детей складываются представления об отдельных ее измерениях, длине, ширине, высоте.

Все это дети усваивают в процессе практической деятельности, повседневной ориентировки в окружающем и далеко не всегда могут выразить словесно.

Сенсорное развитие в процессе обучения и в повседневной жизни осуществляется различными методами и средствами.

На занятиях в дошкольных образовательных организациях задачи сенсорного развития входят в дидактическую систему и решаются во всех видах деятельности.

Сенсорное развитие на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства развитием способности к ощущению, восприятию и формированию представлений детей.

Умение рассматривать, воспринимать предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно изучать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий.

Наибольший эффект для сенсорного развития даёт продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.

Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы- сенсорные, так и более сложные- мыслительные. Успешное овладение мыслительной деятельностью в значительной мере зависит от сенсорного развития.

Включенное в дидактическую систему занятий сенсорное развитие является неотъемлемой частью умственного воспитания.

Формы и методы работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Для повышения результативности сенсорного развития большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определённым качествам (форме, величине и др., чаще всего включаются в занятия по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Данные упражнения могут выступать в форме самостоятельного занятия, если проводятся в течение всего времени, отведённого для обучения. В том и другом случае воспитателю надо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка был необходимый материал и организовать работу детей.

В зависимости от задач, возраста и опыта детей воспитатель может направлять деятельность детей на развитие ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме.

Под руководством воспитателя дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам; включаются в экспериментирование, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность; целенаправленно наблюдают за объектами организованного восприятия; выполнять простейший сенсорный анализ; стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной деятельности и конструировании.

Для успешного сенсорного развития в группе создаётся предметно - развивающая среда, оформляется сенсорный уголок, разрабатываются и конструируются нетрадиционные игры и пособия.

При руководстве дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать:

- у детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

- игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

- учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

- с детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом (пирамидки, башенки), разбирать и собирать их вместе с детьми, вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

- для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

- известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

- при объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

- чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

- подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

- интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

С помощь дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное развитие детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции.

Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома такие материалы как песок и вода.

Игры с водой одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребенка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают руки в воду, шевелят пальчиками. Затем детей учат ловить игрушки сачком, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать в ситечко и наблюдать, как вода течет через отверстия. Нужно обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной.

Пуская с детьми кораблики, наблюдать, как он плавает, через определенное время тонет. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет – не тонет». Когда у детей пропадает интерес к корабликам, опускайте другие предметы. Также в процессе игры можно обучать детей не только аккуратно переливать воду, но, и чтобы поддерживать интерес, окрасьте воду в разные цвета. Предлагайте детям самостоятельно налить в кружки воды для кукол. На закрепление цвета играйте в «Разноцветную воду» - в баночку добавляйте несколько капель краски и наблюдайте, как окрашивается вода. В процессе игры необходимо постоянно поддерживать интерес.

Второй материал, позволяющий лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребенку игры с песком доставляют огромное удовольствие.

Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять зажимы у пассивных детей, снимает тревожность, насыщает радостью. В играх предлагайте полить песок водой, когда он сырой, с ним хорошо играть. Во время поливки песка задавайте вопросы: «Почему не видно в песке воды?», «Куда она девалась?», «Что можно сделать из мокрого песка?».

Обращайте внимание на то, что песок может быть сухим и мокрым. Сухой песок рассыпается – из него ничего нельзя построить, зато его можно пересыпать тонкой струйкой и просеивать через сито. На песке можно рисовать палочкой, оставить следы, из мокрого песка можно построить башни, дороги. Обыграть их.

Игры с песком очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.

Наблюдения и подвижные игры:

Во время наблюдений в природе дети получают множество впечатлений. Знакомя детей с разнообразными деревьями, необходимо обратить их внимание на то, что стволы некоторых – гладкие (берёза, а у других (ель) – всегда шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол. Большое значение при работе с детьми имеют подвижные игры. Например, при изучении понятий «высокий», «низкий», дети определяли при наблюдениях (дерево высокое и низкое, после объяснений правил игры, затем говорила: «Раз, два, три к высокой берёзе беги!», или «Раз, два, три, к низкой берёзе беги!» - такая игра очень нравится детям, она развивает их мышление, сенсорные способности, даёт возможность поупражнять их в беге и создаёт положительный эмоциональный настрой. Для того, чтобы заинтересовать малышей, иногда нужно брать на прогулку игрушки: куклу, мишку и т. д.

Тогда можно использовать такие игровые упражнения: «Покажи мишке красный, (желтый, зелёный) листочек», «Принеси мишутке один большой и один маленький листочек», «Покажем кукле Кате, где растут широкие (узкие) листочки», «Выбери для Кати красный (жёлтый) цветок».

На огороде детского сада весной были посажены разнообразные овощи. Воспитатель с детьми сажали крупные семена: бобы, горох, а так же лук. Необходимо обращать внимание детей на цвет земли, предложить потрогать её рукой – если она сухая, значит, саженцы нужно полить. При этом не только закрепляются навыки обследования, но и воспитывается заботливое отношение к растениям.

2. Дидактические игры, как основной инструмент сенсорного воспитания.

Дидактическая игра выступает как средство сенсорного воспитания ребенка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. С развитием сенсорики (от лат. sensus - ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

Сенсорное развитие детей дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Маленький ребенок уже в раннем возрасте знакомится с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами, и получает сведения об их особенностях и качествах. Но если ребенок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают неточны, неполны, неупорядочены. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему и используют дидактическую игру.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр -учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Содержание дидактической игры - это всегда осуществление какой-либо умственной задачи. Выполнение правил способствует воспитанию мышления, воображения, памяти.

Дидактическую игру, следовательно, можно использовать в обучении довольно широко.

Дидактическая игра помогает в усвоении новых знаний и в закреплении пройденного материала, она становится очень целесообразным дополнением, а также и специальным видом занятий детей в детском саду.

Структура дидактической игры включает:

1. задачу,

2. действие,

3. правило,

4. результат, заключение игры.

1. Задача

В каждой дидактической игре имеется точно установленная за-дача, которая подчинена собственно дидактической цели. Задача в игре составляет учебное содержание игры.

Задача в игре возбуждает интерес детей, активизирует их внимание и обогащает новыми знаниями, которые нужны для их дальнейшего развития.

Очень часто задача игры бывает выражена в самом ее названии. Так, например, в дидактической игре для младших детей «Одеваем куколку» названием выражается весь смысл и цель игры. Перед детьми ставится задача подготовить куклу к прогулке и соответственно ее одеть; в процессе выполнения этой задачи упражняется внимание и сноровка детей, закрепляются их сведения о разных предметах одежды и их использовании.

Задача в игре всегда выражает причину, по которой собственно составлена игра. Каждая дидактическая игра предлагает детям такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя. задачу в игре, ребенок, активизирует свое мышление, упражняет память, наблюдательность.

Задачи дидактических игр можно свести в основном к нескольким видам

а) Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам.

б) Классифицировать и распределять предметы или картинки.

Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они сделаны, причем оперируют либо конкретными предметами, либо только представлениями о них.

в) Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию, или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.

г) Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутствие.

При проведении дидактических игр важно помнить, что задачи в играх в каждом случае должны соответствовать возрастным возможностям детей.

2. Игровые действия

Это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим (растительным) узором. Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов.

Но есть одно педагогическое правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если пе-дагог, проводя дидактическую игру, действует сам (расставляет предметы, меняет их местами; называет, что делают игрушки и т. п., а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Действие в игре - это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

В дидактической игре деятельность точно определена и ясно обозначена. Она может быть очень разнородной, но при этом в интересах успешного, решения задачи должна отвечать двум основным условиям:

а) обязательно подчиняться задаче и, таким образом, выполнять учебную цель игры,

б) быть занимательной и увлекательной вплоть до окончания игры. При проведении дидактических игр дети под руководством воспитательницы выполняют самую разнообразную деятельность.

Характерная особенность дидактической игры — связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр-деятельностью. Поэтому деятельность в большинстве дидактических игр организуется так, чтобы они как можно больше сосредоточивала внимание детей. В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры. При проведении дидактической игры дети должны всегда чувствовать, что они играют, а не учатся.

3 Правила являются необходимой частью дидактической игры и занимают в ней такое большое место, что часто дидактические игры по праву называют «играми с правилами».

Правила подчиняются задаче игры. Они раскрывают и организуют деятельность так, чтобы она наверняка была направлена на выполнение задачи в игре. Поэтому деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать.

4. Результат игры. Каждая дидактическая игра имеет определенный конец. Результат игры — это решение задачи и выполнение правил.

Результат, заключение дидактической игры нужно оценивать с двух точек зрения: с точки зрения детей и с точки зрения воспитательницы.

Если мы оцениваем результат с точки зрения детей, то мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям.

Выполнение дидактической задачи требует от детей- определенного усилия, предъявляет требования к их умственной деятельности. Дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.

Для воспитательницы при суждении о дидактической игре важно: выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты.

Если мы сопоставим обе эти точки зрения, то придем к выводу, что правильной и, с точки зрения результатов, хорошей нужно считать ту игру, которая, с одной стороны, возбуждает интерес детей и побуждает их к осуществлению деятельности, с другой же стороны, в полном объеме выполняет предписанную дидактическую задачу.

В конце некоторых дидактических игр нужно наградить ее участников, которые лучше и быстрее выполняли правила или предписанную деятельность: воспитательница может похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:

- формирование сенсорных эталонов

- обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.

- развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия.

В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственно сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.

Таким образом, последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация - одна из основных задач сенсорного воспитания дошкольников. В основе такого ознакомления лежит организация действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей каждого свойства. Эти разновидности должны приобрести значение эталонов. Выработка представлений об эталонных разновидностях свойств происходит в тесной связи с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, музыке, т. е. с теми видами деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.

Заключение

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста будет идти более эффективно если: систематически проводить игры направленные на сенсорное развитие; учитывать индивидуальные и возрастные особенности.

Широкое использование игрового метода, в частности различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании в детском саду, по сравнению с другими методами (например, словесными, наглядными, имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Важное значение имеет содержание дидактических игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

Сенсорное развитие дошкольников с недостаточным сенсорным развитием может быть развито с использованием специальных занятий, на которых используется игра как основной вид деятельности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Сенсорное воспитание:     - является основой для интеллектуального развития;     - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии ...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности

Сенсорное развитие предполагает формирвоание у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к фунционированию ...

Самообразования по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пол...

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми ...

Этнокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Воспитан...

«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Наблюдая за детьми, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивл...

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»

laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»...