Проект по сенсорному воспитанию "Ловкие пальчики"
методическая разработка
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…» В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lovkie_palchiki.docx | 243.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Лучик»
Проект по сенсорному воспитанию
с детьми младшего дошкольного возраста
на тему:
«Ловкие пальчики»
Разработала: Спиридонова М.С.
воспитатель I квалификационной категории
Вихоревка, 2020г.
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребёнок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности даёт малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное - для того, чтобы играть с ребёнком, нам не нужно ничего покупать специально - у нас всё под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, бумага.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Приложение 1
Перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики руки
Сентябрь | ||||||
Наблюдение за детьми, диагностика | Будут пальчики дружить | |||||
1.Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге) 2.«Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме. 3. «Клубочки для котят» - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа. 4. Пальчиковая гимнастика «Шарик» | 1.Катание между ладонями карандашей, орехов. Теннисных шариков. 2.Упражнение с массажными мячиками «Орех». 3.Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа. 4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра «Собери цветочек». 5. Игры с мозаикой. | |||||
Октябрь | ||||||
Овощи и фрукты | Птицы осенью | |||||
1.«Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. 2. «Сложи картинку из 4-х частей» 3. «Строим забор» - выкладывание счетных палочек по образцу. 4. «Чудесный мешочек» - определение овощей и фруктов на ощупь. 5. «Сушка овощей» - двойные трафареты, развесить на веревке | 1. «Яблоки на тарелке» - аппликация из шариков из салфеток. 2. «Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов». 3. «Найди вторую половинку» - разрезные картинки. 4. «Прокати по ладошке» - упражнение с массажными мячиками. 5. «Апельсин» - пальчиковая гимнастика. | 1. «Посмотри, кто спрятался в комочке» - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц. 2. «Птицы» - рисование пальчиками, силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов. 3. «Найди птичку» - упражнение в сухом бассейне. 4. «Разрезные картинки» - сложить птичку из трех частей (голова, туловище, лапки). | 1. «Птичьи следы на песке» - рисуем пальчиками по песку или манке. 2. «Крылышки для птички» - упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок). 3. «Заготовка корма для птиц» - рассортировать фасоль и горох. | |||
Ноябрь | ||||||
Труд людей в природе | Одежда и обувь | |||||
1.«Собери инструменты» - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток) 2. «Нарисуй на песке лопату, молоток». 3. «Определи на ощупь» - инструменты из наждачной бумаги. 4. «Строим стенку» - пальчиковая игра. | 1. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями. 2. «Разложи по своим местам» - разложить вкладыши по форме (лопата, топор, молоток). 3. Работа с тактильной дощечкой из спичек. | 1. «Что это?» - разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви. 2. «Застегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии. 3. «Помоги развесить одежду» - для сушки на веревку и прикрепить прищепками. 4. «Рисование горошков на платье». | 1. «Разложи пуговицы по цвету». 2. Работа со шнуровками. 3. «Найди пару» - на ощупь в коробке сапожки, туфельки куклы. 4. «Ладошки» - пальчиковая игра. | |||
Декабрь | ||||||
Город | Транспорт | Дикие животные зимой | Зима, зимний лес | |||
1.«Строим дом из кубиков». 2. «Выкладывание дома из геометрических фигур». 3. «Кто в домике живет?» - найти фигурку в сухом бассейне. 4. «Иголки» - упражнение с массажным мячиком. | 1. «Что у кого?» - раскатывание скомканных комочков. 2. «Грузим камушки в грузовик» - камушки рассыпаны по ковру. 3. «Проехала машина» - рисуем на песке след от машины. 4. Пальчиковый театр по выбору воспитателя. | 1. «Волшебный мешочек» - определить на ощупь резиновых животных. 2. Работа с тактильными дощечками. 3. «Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять их на ощупь. | 1. «Снегопад в лесу» - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты. 2. «Лепим снежки» (большие и маленькие) – из салфеток скатывание шариков разного размера. 3. «Снежная баба» - лепка из цветного теста. | |||
Январь | ||||||
Дикие животные и их детеныши | Птицы зимой | |||||
1.«Кто это?» - крупные трафареты из бумаги разной текстуры – определить, где мама, а где детеныш. 2. «Еж и ежата» - втыкание спичек в пластилиновый комочек. 3. «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха. 4. «Ёжик» - упражнение с массажными мячиками | 1. «Собери семью» - наложи трафарет на контур. 2. «Кто пришел?» - рисуем на песке следы животных разного размера, большим пальцем и мизинцем. 3. «Чтобы мишке было теплее» - нарвать кусочки бумаги засыпать мишку. 4. «Пчелы» - пальчиковая гимнастика. | 1.« Ворона или воробей» - определить на ощупь размер трафарета из текстурной бумаги. 2. Работа с тактильными дощечками. 3. «Угощение для птиц» - сортировка семян. 4. «Кто спрятался под листочком?» - определить предмет под зеленой тканью. | ||||
Февраль | ||||||
Семья | Профессии | |||||
1.«Моя семья» - пальчиковая игра. 2. «Кто это?» - собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу. 3. «Бусы для мамы» - нанизывание крупных бусин на шнурок. 4. «Что купила мама?» - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне. | 1. «Поможем бабушке развязать узелки на веревке». 2. «Поможем сестричке застегнуть пуговицы». 3. «Научим дочку шнуровать ботинки». 4. «Для кого подарок?» - волшебный мешочек, 5. Самомассаж ладоней. | 1.«Построим дом из кубиков». 2.«Рельсы для поезда» - рисование прямых линий. 3. «Оторви чек» - отрывание кусочков от полоски бумаги. 4. «Помоги повару разложить фасоль по цвету». | 1. «Капустка» - пальчиковая игра. 2. «Витаминный завод» - лепим витамины из пластилина. 3. «Собери машину» - из геометрических фигур. 4. «Разрезные картинки из 4-х частей». | |||
Март | ||||||
Праздник мам | Начало весны | Игрушки | ||||
1.«Готовим подарок для мамы» - из шариков из салфеток. 2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя. | 1.«Следы от капели» - рисуем точки на манке. 2. «Солнце светит ярко» - лучики из прищепок на желтом круге. 3. «Цветы» - аппликация из кусочков бумаги из салфеток. 4. «Дождик» - пальчиковая гимнастика. | 1. «Собери пирамидку». 2. «Мячи для котят» - лепка из цветного теста. 3. «Что спряталось в комочке» - разглаживание бумажных комочков с контурами животных. 4. «Матрешки разбежались» - собрать матрешку одна в одну». | 1.Штриховка и обводка по контуру игрушек. 2. «Репка» - пальчиковый театр. 3. «Чудесный мешочек» - определи игрушки на ощупь. 4. «Рисуем на песке большие и маленькие предметы». | |||
Апрель | ||||||
Одежда | Дикие и домашние животные | Птицы весной | Растительный мир | |||
1.«Недошитое платье» - разложить недостающие детали: воротник, карман, пуговицу. 2. «Рисунок на платье» - на трафарете из бархатной бумаги выкладываем узор из ниток. 3. Шнуровка, застегивание пуговиц и молний. 4. «Сушка белья» - пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку. | 1. «Собери картинку из 4- х частей. 2. «Нарви молодой травки для кролика» - нарвать полоски зеленой бумаги. 3. «Кто, где живет?» - выкладывание домика из счетных палочек. 4. «Ласковый ёж» - упражнение с массажными мячиками. | 1.«Червячки для грачей» - лепка из теста. 2. «Поможем птицам» - выкладывание гнезда комочками ваты. 3. «напоим птиц» - работа с водой и пипеткой. 4. «Червячки» - пальчиковая гимнастика. | 1. «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков подходящими листочками, взятыми из коробки. 2. «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек. 3. «Весенний луг» - коллективная работа с кусочками бумаги из салфеток. 4. пальчиковые игры, разученные ранее. | |||
Май | ||||||
Труд весной на даче | Мы подросли и повзрослели | |||||
1.«Посадка фасоли» - дети в песке делают пальцем ямки и сажают семена. 2. «Закрути бутылочки». 3. «Кто больше соберет фасоли» - сбор фасоли, рассыпанной на столе. 4. «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур. | 1.«Крепкий орех» - упражнение с мячиками. 2. «Строим дачный дом» - из конструктора. 3. «Дорожка» - выкладывание геометрических фигур на ковре. 4. «Рисуем пуговицы» - выкладывание картинок из пуговиц. | 1. «Колобок» - пальчиковый театр. 2. Игры и упражнения изученные ранее. 3. Шнуровки. Липучки. 4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками. 5. Заключительное наблюдение за детьми, диагностика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «А ну-ка пальчики!»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Сформировать у родителей заинтересованность и необходимость в применении разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук у дошкольников с нарушения...
Проект «А ну-ка пальчики!»
Сформировать у родителей заинтересованность и необходимость в применении разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи...
Проект Салфеточная аппликация: "Волшебные пальчики"
Проект предназначен для кружковой работы по салфеточной аппликации с детьми средней группы в ДОУ...
Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".
Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...
Проект по сенсорному развитию детей 2 -3 лет «Говорящие пальчики»
Проект по сенсорному развитию детей 2 -3 лет «Говорящие пальчики»...
Педагогический проект по сенсорному развитию детей "Пальчики ладошки".
Краткосрочный (с 18. 07 2022 -30.08.2022 г.г.) познавательно - творческий, игровой проект для детей 2-4 лет....
Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».
Проект по сенсорному развитию«Современные метод...