Мастер класс для педагогов «Формирование художественно-эстетических способностей у детей с ОВЗ посредством технологии ТИКО-моделирования
материал
Цель: поделиться опытом работы с коллегами по использованию технологии ТИКО-моделирования» в работе с детьми ОВЗ для формирования у них художественно-эстетических способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов
«Формирование художественно-эстетических способностей у детей с ОВЗ посредством технологии ТИКО-моделирования
Метелкина Марианна Валерьевна,
воспитатель МБДОУ № 49
Целевая аудитория: воспитатели ДОУ
Цель: поделиться опытом работы с коллегами по использованию технологии ТИКО-моделирования» в работе с детьми ОВЗ для формирования у них художественно-эстетических способностей.
Задачи:
- обогатить и обобщить представления педагогов о технологии ТИКО-моделировании как средстве формирования художественно-эстетических способностей у детей с ОВЗ;
- познакомить педагогов с приемами использования конструктора «ТИКО»;
- создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
- содействовать возникновению у педагогов желания использовать технологию ТИКО-моделирования в деятельности с детьми ОВЗ.
Материалы и оборудование:
проектор, ноутбук, схемы, конструктор «ТИКО»
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с Вами опытом работы по использованию технологии ТИКО-моделирования в работе с детьми ОВЗ для формирования у них художественно-эстетических способностей.
Почему, именно ТИКО-моделирование?
В ДОУ для детей с ОВЗ необходимо создавать особые психолого-педагогические условия. Для эффективной работы с детьми стараюсь выбирать и создавать яркие и обучающие средства, поэтому в своей деятельности, помимо традиционных методик, использую технологию ТИКО-моделирования.
Т.к. ТИКО-моделирование относится к конструктивной деятельности, которая входит в образовательную область художественно-эстетического развития ОП ДО и АОП ДО ДОУ (в соответствии с ФОП).
Данная технология открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. В процессе моделирования, совершенствуются умения и навыки у детей с ОВЗ, развивается речь, так как мелкая моторика рук связана как раз с центрами речи.
Уважаемые коллеги, знакомы ли вы с данным видом конструктора?
Очень рада за тех, кто уже использует данный вид конструктора в своей практике. Я думаю, что вы испытали всю его ценность в работе с детьми ОВЗ и сегодня, возможно, почерпнете что-то новое для себя. А кто еще не попробовал работать с ТИКО - конструктором, тогда предлагаю вам вкратце познакомиться с ним.
Итак, что же такое ТИКО?
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО», автор технологии ТИКО-моделирования методист Логинова Ирина Викторовна – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Все детали ТИКО-конструктора вращаются вокруг другой. В ходе работы с ним, дошкольники видят процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
Ценность применения ТИКО-конструирования в работе с дошкольниками с ОВЗ обусловлена необходимостью развития у них пространственного мышления. В игре с конструктором ТИКО ребёнок запоминает не только названия и внешний вид плоскостных фигур (треугольники, квадраты, ромбы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но и открывает для себя мир призм и пирамид.
Задачи ТИКО-моделирования
Образовательные:
- систематизировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
- способствовать лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
- формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающие:
- развивать моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
- развивать творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
- прививать художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
- стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
Для ребёнка с ОВЗ очень важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать, т.к. это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности и познанию. Я считаю, что конструктор ТИКО создает для этого самые благоприятные возможности. Конструктор можно использовать как в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей, так и в процессе занятий.
На первом этапе работы знакомлю детей с конструктором: рассматриваем фигуры, называем цвет, форму. Затем учу соединять детали конструктора, и конструировать плоскостные ТИКО-поделки. В дальнейшем создаем с детьми сложные по форме предметы по представлению.
Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов
по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается.
Практическая часть
А сейчас я хочу поделиться своим опытом работы с этим конструктором. Хочу вам предложить сначала задание для детей младшей группы «Рассортировать по цвету», «Назвать и рассортировать по форме», «Рассортировать по размеру». Предлагаю вам построить из элементарных предметов, например, дорожку узкую и широкую.
Я вам предлагаю немного поиграть. Для этого нам нужно разделиться на 4 группы, 1 группа – воспитатели, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, 2 группа - соответственно-среднего дошкольного возраста, 3 группа – старшего дошкольного возраста, 4 группа – подготовительного дошкольного возраста. Я вам раздам схемы, которые будем с вами воспроизводить. Но для начала мы с вами просто попробуем соединить детали. И вспомним правила соединения деталей.
Конструирование:
1. Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2. К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3. Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4. К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепите остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка) смотри приложение схем
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская). Но мы с Вами можем сделать её объёмной.
Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2, точно таких же, фигуры (морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.
Следующий этап-это конструирование по схеме плоские фигуры и предметы. Для детей старшей и подготовительной группы создают уже объемные конструкции
Давайте полюбуемся на дело рук наших. Посмотрите сколько всего красивого и интересного они умеют создавать.
В заключение хотелось бы отметить, что использование ТИКО-моделирования позволяет сделать образовательный процесс для детей с ОВЗ более увлекательным и интересным.
Уважаемые коллеги, хочу задать вопрос. Собрав до конца героя или какой-нибудь предмет, ребенок достиг желаемого результата? Можно поставить на полочку и все? Или у вас есть какие-предложения, что можно сделать еще с этим героем? (ответы воспитателей)
Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх.
Рефлексия
- Мастер-класс подошёл к концу. Хотелось бы услышать от вас несколько слов о сегодняшней совместной деятельности (высказывания педагогов)
- Возник ли у вас интерес к использованию в практике с детьми ОВЗ технологии ТИКО-моделирования?
- Что вам хочется отметить особо?
- Спасибо за ваше участие! Я надеюсь, что первые шаги в освоении данной технологии найдут продолжение в ваших будущих работах. Желаю вам успехов в любых ваших начинаниях в работе с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...
Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
Мастер-класс "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"...
Мастер - класс для педагогов по художественно - эстетическому развитию" Нетрадиционные методы аппликации"
Аппликация манной крупой...
Мастер-класс для родителей по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Показать различные виды дидактических игр....
Мастер-класс среди педагогов по Художественно – эстетическому развитию ТЕМА: «Веселые краски»
Мастер-класс среди педагогов по Художественно – эстетическому развитию...
Мастер-класс для педагогов по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Веселые краски»
Задачи:— познакомить педагогов с различными нетрадиционными техниками мастерства.— научить на практике воспроизводить элементы в нетрадиционных методах.— поделиться с педагогами свои...
Мастер-класс для педагогов по художественно-эстетическому развитию нетрадиционными техниками рисования - «Павлин».
Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста....