«Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»
методическая разработка (старшая группа)
«Игровые приемы в коррекции звукопроизношения» В настоящее время одна из самых актуальных проблем среди детей дошкольного и младшего школьного возраста — нарушение звукопроизношения. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением. Одним из самых эффективных приемов является игра. Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Из своего небольшого опыта работы я поняла, что игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Целью проведения занятий в виде игры является достижение наибольшей эффективности в коррекции звукопроизношения. Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач: - снизить утомляемость; - повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка; - побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков; - повысить работоспособность детей; - активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление; - вызвать позитивное отношение к процессу обучения; - быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения; Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе. Согласно статистике, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении звуков. Дефекты звукопроизношения сами не исчезают. Формирование фонетически правильной речи — важнейшая задача коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы. У ребёнка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведёт к формированию комплекса неполноценности. Каждый педагог знает, как неинтересны детям бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации и дифференциации звуков на индивидуальных занятиях. Действительно, ребенку с ОВЗ сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому же, повторяя за логопедом определенные слова и фразы, ребёнок психологически зажат. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал за логопедом, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретённые произносительные навыки. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Логопедический опыт показывает, что игра способствует более успешному овладению детьми знаниями, умениями и навыками. Она становится важным направлением коррекционной работы над речевыми нарушениями. Игра включает внимание, развивает произвольную память, даёт возможность без труда переключаться с одного вида деятельности на другой. С ней всегда легче запоминается. Ведь применение игровых приёмов в коррекции звукопроизношения повышает эмоциональную и активизирует мыслительную деятельность. В период работы над звуками речи в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Коррекция звукопроизношения состоит из трех этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и дифференциации. Зачастую этап автоматизации и дифференциации является самым длительным и сложным. Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для детей с интеллектуальными нарушениями трудностью закрепления новых условных связей. Инертность нервных процессов, плохая переключаемость возбуждения и торможения проявляются в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключения на новые. Вследствие этого неправильное произношение звука сохраняется даже в том случае, когда изолированное произношение звука удается ребенку сравнительно легко. Преимущество игры и игровых приемов состоят в том, что они позволяют, более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями. Имеющиеся в арсенале игровые упражнения помогают разнообразить работу, сделать задания интересными, развивающими и познавательными. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы. 1. Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает: - улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Основные движения отрабатываются в игровой форме. Использую презентации, стихотворные тексты, карточки символы, игры «бродилки». Применяю метод биоэнергопластики – это содружественное взаимодействие руки и языка, что помогает в исправлении звуков и воспринимается как игра. 2. В процессе устранения дефектов звукопроизношения придается большое значение развитию четких представлений о звуковом составе слова, умению выделить звуки из слова, определить место этих звуков, уточнению смыслоразличительной функции фонемы. В играх для формирования фонематических процессов использую различный вспомогательные материалы: мячи, флажки, ложки, фонарики, сигнальные карточки. Например, игра: «Поймай звук» Ребенку предлагается поймать звук ложками, ладошками, посветить фонариком… Игры с мячом «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» «Разноцветные мячи» (красный мяч - гласный звук, синий мяч - согласный звук). «Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй» «Поменяй звук» (в начале, конце, середине слова.) Например: нога – рога, козы – розы, укол – укор, удав – удар. «Фонематические разминки» Игра «Исправь ошибку». Логопед воспроизводит дефект речи ребенка. (Ребенок находит ошибку и произносит слово правильно). Например, «Роза, лобот, ручка, рак» - Что я говорю не так?). Игра «Град-клад». Плывут по небу тучи. Одни роняют на землю КЛАД – подставляй ладошки! А другие ГРАД – поскорее прячься под зонтик (соединить пальцы рук над головой).ГРАД, КЛАД, КЛАД, ГРАДусник, КЛАДовка, виноГРАД, наГРАДа, сКЛАД, доКЛАД, преГРАДа, заКЛАДка. 3. Автоматизация звука в изолированной позиции проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (например, звук р – мотор машины, звук л – звук самолета и пр.). На этом этапе работы я практикую такие игры: «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки», «Кто дольше?», «Кубик с цифрами» Игрок бросает кубик и смотрит, сколько очков выпало на его грани. Все предметы, изображённые на кубиках, согласуются с выпавшим числом. Игрок берёт кубик с изображениями и проговаривает словосочетания. Например, две куклы, две бочки, две звезды, два гнезда и т.д. 4. При автоматизации звука в слогах, когда нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей используются следующие игры: «Пальчики здороваются»; «Игра на рояле»; «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» Называем правило счёта слогов: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные ,трёхсложные и четырёхсложные слова. Ребёнок, поймав мяч, ударяя его об пол называет по слогам и определяет количество слогов в слове. Обращаем внимание на то, как слово произносится и пишется. Торт, сорока, буратино; «Перелети через облака» (помоги самолету перелететь через «облака-слоги» с прочитыванием слогов); «Слог да слог — и будет слово — мы в игру сыграем снова» (например, добавить слог со к коротким словам (боль –соболь, кол -сокол, весть – совесть, ус-соус…)); «Слоговые таблицы», «Слоговые дорожки», «Слоговые линейки», «Слоговые бродилки»; Чтение марсианских стихов. Дети не могут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может быть многокрактным. Удобно отрабатывать чтение слогов в разной позиции Дети не могут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может быть многокрактным. 5. Игры для автоматизации звуков в словах многофункциональны, вариативны. Способствуют не только развитию правильного звукопроизношения, но и развитию памяти, внимания, мышления, лексико-грамматических конструкций. Они подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. "Живые-неживые" - Разложим по домикам картинки. В домик с сердечком, все картинки с нарисованными живыми предметами. В домик с зачёркнутым сердечком, все картинки с нарисованными неживыми предметами (называем правильно). «Мой-моя-мои". Разложим по домикам картинки. Раскладываем картинки, правильно называем. «Цветная клякса». - Положим картинки на кружочки. Клякса понарошку покрасит картинки. Назовём, что получилось. (зеленый забор…) «Подарки». Складываем подарки и называем, что кому дарим. (У Зои зайчик, а у Зины….). «Два мешочка». Переложим картинки в большой мешочек. Назовём все предметы правильно. Переложили в маленький. Картинки будут становиться маленькими. (самолёт - самолётик). Вывод Широко используя игровые приемы обучения на занятиях достигаются следующие результаты: - активно обогащается и развивается словарь дошкольника с ОВЗ, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира; - систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности; - игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности; - сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»
Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры...
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества...
Семинар-практикум для воспитателей: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения».
Оказание помощи воспитателям в организации и проведении логопедических игр для закрепления правильного звукопроизношения....
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения
Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»...
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе.Согласно статистике количество речевых нарушений в после...
«Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»
Целью проведения занятий в виде игры является достижение наибольшей эффективности в коррекции звукопроизношения.Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколькозад...