Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии на тему

Бабиева Любовь Александровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_babieva.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Буратино»

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

учитель – логопед: Бабиева Л.А.

Многие логопеды-практики часто задают себе вопрос: как сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется не просто из занятия в занятие сухо проговаривать лексический материал, а вызвать у ребенка положительные эмоции, увлечь его, заинтересовать. Поэтому учитель-логопед постоянно находится в поиске увлекательных заданий на автоматизацию звука в речи, на развитие фонематических процессов. Большую помощь в коррекции звукопроизношения могут оказать игровые приемы и формы работы. Они должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произношения звуков.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых приемов в моем кабинете подобран дидактический материал.

В работе использую ИКТ - технологии. Применяю игровые презентации для автоматизации звуков.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, игры подобраны по каждому направлению работы для решения узкой коррекционной задачи:

1.Развитие мелкой моторики:

а) с помощью пальчиковой гимнастики;

б) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка,

мозаика, конструктор, плетение, нанизывание, игры с прищепками и т.д.).

2. Формирование направленной воздушной струи.

3.Формирование точных движений органов артикуляции (с помощью приёмов артикуляционной гимнастики). «Сказки о весёлом язычке», гимнастику с красочными картинками «Делаем вместе с Буренкой», использую шапочки элементы бионергопластики, игровая ситуация идем по дорожке с Ёжиком, лягушку Квакву, кубик.

4.Развитие фонематических процессов  (фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические представления).

 «Берегись автомобиля» - услышав звук (Р), ребенок показывает красный кружок, «Кораблик в тумане» - услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик, показывая дорогу кораблю. «Умная машина», «Умный паровоз», «Умный самолет» - эти транспортные средства перевозят пассажиров или грузы с определенным звуком в названии. Дети должны выбрать соответствующие картинки.

5) Коррекция звуков (это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.

       Автоматизация изолированного произношения звуков

Кнопочки
Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек - столько повторов.
Кубик с цифрами
Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить звук.
Дорожка

Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая звук. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.

Автоматизация звуков в слогах

Кто больше?
Используется любой материал (камешки, грибочки, квадратики). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.

«Кто быстрее построит дом?» (лесенку, заборчик, квадрат)

– выкладывать из счётных палочек заданную фигуру, одновременно проговаривая слог или слово с заданным звуком. На каждую палочку – слог (слово).

«Весёлая дорожка»

 «Шагать» пальчиками по дорожке из картинок, подобранных на заданный звук, одновременно проговаривая их названия. Использую игрушки-персонажи.

«Занимательная шкатулка»

В ней подобраны лего, мозаика для звукового анализа, пушистики для составления схем предложений.

«Поезд»

 - выстраивать «вагончики» из картинок, которые ребенок правильно произнес. Картинки подбираются на какой-нибудь один автоматизируемый звук. «Сколько вагончиков в твоём поезде получилось?»

Автоматизация звуков в предложениях
Волшебная веревочка.

Ребенок наматывает веревочку (ленточку)  на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт. 

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Дидактическое пособие парашют

Ребенок выбирает себе цвет, встает около него.

Подбирает контур картинки, которые бывают его цветом и кладут на парашют, называют, какая картинка получилась.

В ходе этой игры у детей не только закрепляется звукопроизношение, но и формируется грамматический строй речи, дети соотносят  цвет с предметом.

С помощью дидактических игр, лепбука проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Применяемые игровые приемы создают благоприятные условия для успешного речевого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к этому процессу. Поэтому на занятиях стали использовать нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики с применением...

«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта».

В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромно...

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...