Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении звуков. Дефекты звукопроизношения сами не исчезают. Формирование фонетически правильной речи - важнейшая задача коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении звуков. Дефекты звукопроизношения сами не исчезают. Формирование фонетически правильной речи - важнейшая задача коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы.
У детей с ОВЗ отмечаются сопутствующие вторичные отклонения в развитии психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, сензитивность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.
Нарушения звукопроизношения являются, как правило наиболее заметными и значительно влияющими на качество коммуникации индивида в социуме. Поэтому перед специалистами учреждений постоянно и неотступно стоит задача неуклонного совершенствования системы помощи в наиболее полной и скорейшей коррекции этого досадного несовершенства у дошкольников. Логопедическая помощь в коррекции звукопроизношения заключается в комплексном и всеобъемлющем подходе к этому непростому вопросу. Давно известен тот факт, что все виды моторики: общая, мелкая и речевая, тесно взаимосвязаны между собой. А из этого напрямую следует достаточно обнадёживающий момент, дающий нам огромное поле деятельности для развития хорошей базы для успешной постановки звуков. Всё дело в том, что чем лучше развита подражательность взрослому в том, что более доступно ребёнку, тем больше возможностей переноса этих навыков на другие похожие близко или отдалённо моторные действия.
Развивая общую моторику через такие виды детской деятельности, как самообслуживание, спортивные игры и развлечения, посещение секций и кружков, музыкальные и физкультурные занятия, динамические паузы в познавательных занятиях, прогулки и игры на свежем воздухе, где упор делается на развитие и укрепление мышц каркаса, мы способствуем общей умелости и уверенности ребёнка в своих силах. Когда развиваются более мелкие мышцы кисти и пальцев в ходе таких видов деятельности как изобразительная и конструктивная, а также графические упражнения в ходе занятий математикой и как часть логопедических занятий и самостоятельной художественной деятельности детей, происходит качественный переход на более тонкий и точный план владения своими мышцами. Что в свою очередь делает возможным переход к ещё более абстрагированным и неуловимым для осознания речевым движениям. Владея такими понятиями, как лево, право, верх, низ, далеко, близко, сзади, спереди, глубоко и пр., ребёнок имеет возможность переноса имеющихся способностей в ориентировке в макро пространстве двора, комнаты, стола, листа бумаги, на ориентировку в пределах своего тела и в конечном итоге в микро пространстве своих речевых органов. Лучше всего это получается на первых порах по подражанию взрослому, когда логопед показывает все действия с речевым аппаратом на своих губах, зубах и языке. И только впоследствии, когда ребёнок будет готов осмысленно контролировать свои действия, ему предлагается зеркало для осуществления самоконтроля.
Каждый педагог знает, как неинтересны детям бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации и дифференциации звуков на индивидуальных занятиях. Действительно, ребенку с ОВЗ сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому же, повторяя определенные слова и фразы, ребёнок психологически зажат. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал за логопедом, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретённые произносительные навыки.
Большую помощь в преодолении этих трудностей могут оказать игровые приемы и формы работы. Они должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (развитие артикуляционного аппарата), вызывания (постановки) звука, его автоматизации, дифференциации поставленного звука со сходными (по акустическим и артикуляционным признакам) звуками.
Игра включает внимание, развивает произвольную память, даёт возможность без труда переключаться с одного вида деятельности на другой. С ней всегда легче запоминается. Ведь применение игровых приёмов в коррекции звукопроизношения повышает эмоциональную и активизирует мыслительную деятельность.
В период работы над звуками речи в арсенале должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы увлечь ребёнка в увлекательную игру.
Игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Игра развивает ребёнка, укрепляет его физически, учит управлять своими эмоциями и ощущениями.
Чтобы игра не утратила подлинно развивающий смысл, не превратилась лишь в способ моторного натаскивания детей, в двигательную деятельность включаем процесс образного мышления. Игры подбираем согласно темам с текстовым сопровождением, т.к. координация движения со словом трудно даётся детям с нарушениями речи, но именно это и способствует её развитию.
Слово, особенно в стихотворной форме, в сочетании с движениями облегчает не только освоение правильного произношения, отработку темпа речи, развитие речевого слуха, но и овладение движениями, так как ритм стихотворной речи помогает сохранять ритмичность их выполнения.
Применение компьютерных игр тренирует зрительное внимание и память, у ребенка возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, ребенок активно пополняет словарный запас, закрепляет употребление грамматических форм, предлогов в речи, у детей воспитывается целеустремленность и настойчивость, развиваются воображение и творческие способности. В связи с чем, повышается качество и эффективность обучения, внимание детей концентрируется на более долгое время. Занятия более насыщенны, актуальны и современны, нравятся детям, что создает дополнительную мотивацию к саморазвитию и преодолению речевых нарушений.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»
Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры...
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества...
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста ________________________________________
У ребенка есть страсть к игре, и надоее удовлетворять. Надо не только датьему время поиграть, но надо пропитатьэтой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.А.С.МакаренкоИгра занимает значи...
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
У ребенка есть страсть к игре, и надоее удовлетворять. Надо не только датьему время поиграть, но надо пропитатьэтой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.А.С.Макаренко...
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
В статье приводятся идеи по вдедрению игровых приемов в коррекционный процесс учителя-логопеда в детском саду с детьми с ОНР...