Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дома бывают разные».
план-конспект занятия (старшая группа)

Никитина Юлия Александровна

Познакомить  детей с некоторыми типами жилищ разных народов: иглу, чум, хижина, юрта, изба. Познакомить  с элементами украшения деревянной избы: причелина, наличники, ставни, конёк. Расширять  кругозор, обогащать знания об окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_doma_byvayut_raznye.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

 «Дома бывают разные».            

Задачи:

  1. Познакомить  детей с некоторыми типами жилищ разных народов: иглу, чум, хижина, юрта, изба.
  2. Познакомить  с материалами, из которых можно строить жилища.
  3. Показать  зависимость жилых строений от места, где они находятся.
  4. Познакомить  с элементами украшения деревянной избы: причелина, наличники, ставни, конёк.
  5. Расширять  кругозор, обогащать знания об окружающей действительности.
  6. Воспитывать  толерантное отношение к людям, живущим в разных условиях.

Словарная работа: иглу, чум, хижина, юрта, изба, причелины, узорные наличники, ставни, конек.

Предварительная работа:

  • рассматривание глобуса, иллюстраций с изображением природы различных климатических зон;
  • беседы о разных странах.

Материал и оборудование: глобус, иллюстрации жилищных построек разных народов (дом – иглу, чум, хижина, юрта, изба). Иллюстрации декоративных элементов для украшения избы - причелины, узорные наличники, ставни, конек, макет русской избы.

 Индивидуальная работа: повторить названия жилищ разных народов.      

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Ребята, отгадай загадку:

В нём живёт моя родня.

Мне без него не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом

Мой кров, родной и тёплый ….

Дети: Дом.

Воспитатель: Человеку во все времена нужен был дом. В доме можно укрыться от непогоды, это место, где ты отдыхаешь, где живут твои близкие люди, где тебя любят и всегда ждут.

Воспитатель: Как вы думаете, что служило первым жилищем древних людей?

Дети: пещеры.

Воспитатель: правильно ребята. Затем люди стали расселяться по всему земному шару (показывает глобус). Человек учился строить себе жильё из того, что было под рукой.

Воспитатель: Как вы думаете, что окружало жителей Севера?

Дети: Снег и лед.

Воспитатель: Жители Севера строили дома из больших снежных кирпичей.

Такой дом называется иглу. (показывает иллюстрацию).  В окна вместо стёкол вставляли прозрачные льдинки.

Воспитатель: Почему на Севере строили дома из снега?

Дети: Потому что там нет другого строительного материала.

Воспитатель: Помогите мне найти на глобусе Север и прикрепить домик - иглу.

Дети находят и прикрепляют.

Воспитатель: Еще жители Севера строят жилища из шестов и покрывают их оленьими шкурами, такой дом называют чум (показывает иллюстрацию). На что похож такой дом?

Дети: На шалаш.

Воспитатель: Прикрепите чум на глобус, где находится Север.

Дети находят и прикрепляют.

Воспитатель: Теперь отправимся в Африку, где растет много пальм. Как вы думаете, из чего жители Африки могут построить себе дом?

Дети: Из листьев и веток пальмы.

Воспитатель: Правильно, такой дом называется хижина (показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему хижины часто поднимали высоко над землёй на сваи?

Дети: Чтобы в них не попала вода во время наводнения и не забрались хищники.

Воспитатель: Помогите мне найти Африку на глобусе и прикрепить туда домик-хижину.

Дети находят и прикрепляют.

Воспитатели: Кочевникам Средней Азии приходилось много кочевать в поисках новых пастбищ. Они строили дома из жердей и покрывали их войлоком из овечьей шерсти. Такой дом называется юрта (показывает иллюстрацию). Юрта - складной дом, его легко перевезти на другое место.

Дети вместе с воспитателем прикрепляют домик-юрту на глобус.

Воспитатель: Много разных домов на свете. В них живут и взрослые и дети. Побывали мы и на Севере, и на Юге, а теперь вернёмся в Россию.

Россию всегда окружали леса. Ребята, как вы думаете, из чего на Руси люди могли строить себе дома?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Правильно ребята. Дома на Руси были деревянными, отсюда и слово «деревня». Дом из дерева назывался изба (показывает иллюстрацию) Хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен и мастерство. Как же называли мастеров, которые занимались постройкой деревянных зданий?

Дети: Плотник.

Воспитатель: На Руси говорили - «Плотник - первый на селе работник». Этот человек умел укладывать брёвна так, что и щелочки не увидишь. Если плотник мастеровитый, говорили - «Каков мастер, такова и работа». А вы, ребята, хотели бы сами построить дом?

Дети: Да.

Физкультминутка:

Тук, тук, тук, молоток (дети имитируют постукивание правой рукой)

Строим, строим новый дом (дети имитируют постукивание левой рукой)

Дом большой, высокий строим (встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем (показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)

Дом с трубой и красной крышей (поднимают руки вверх)

Дом большой и видный вышел (разводят руки в стороны).

Воспитатель: Посмотрите какой хороший дом мы с вами построили. (показывает иллюстрацию избы). Люди всегда стремились украсить свой дом. Для этого они вырезали из дерева резные элементы для украшения окон, крыши, крыльца: причелины, узорные наличники, ставни, на крышу мастерили конька. (показывает иллюстрации).

Воспитатель: Ребята, я тоже предлагаю вам украсить наш дом декоративными элементами.

Дети вместе с воспитателем выбирают наиболее подходящие декоративные элементы и украшают ими дом.

Воспитатель: По традиции, после строительства избы, славяне праздновали новоселье, на которое звали всех соседей, пели, плясали и угощали гостей.

Я предлагаю вам поиграть в хороводную игру «Заря – зарница»

Дети стоят в кругу и произносят слова игры, а водящий идёт за кругом.

«Заря – зарница

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила

Ключи золотые

Ленты голубые

Раз - два, не воронь,

А беги как огонь».

С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым добежал, становится победителем, а неудачник становится водящим.

Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились с разными жилищными постройками, узнали из какого материала строят свои дома разные народы. Украсили русскую избу. Узнали  много интересного и полезного. А что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дома бывают разные»

Данные презентации помогут показать детям многообразие жилищ,  углубить знания детей об истории жилища; научат ориентироваться в прошлом и понимать, что люди постоянно стремятся улучши...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМА БЫВАЕТ РАЗНАЯ»

Развитие ритмического слуха, творческих способностей в процессе музыкальной деятельности, удовлетворение потребности в самовыражении....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию Времена года. Когда это бывает? (технология мнемотехники)

Детям трудно запомнить признаки времён года.Для облегчения запоминания создаются разнообразные схематичные изображения тех или иных природных явлений....

Мастер – класс для родителей «Эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста дома»

Материал необходимый для создания условий при ознакомлении родителей с экспериментами, направленными на познавательное развитие детей, которые можно организовать дома....