Когнитивное развитие в раннем возрасте
статья
Дети с самого рождения активно строят свою собственную реальность посредством экспериментирования, являясь «маленькими учеными», которые усердно постигают законы нашего мира. Они исследуют окружающую среду, впитывая новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. Когнитивное развитие ребёнка должно проходить в атмосфере спокойствия, в здоровой психологической обстановке. Детская психика подвержена влиянию различных внешних факторов, которые могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Любимые игры, веселые занятия, игрушки, радостное и интересное времяпровождение помогут малышу правильно развиваться и познавать окружающий мир. Так же не стоит забывать, что каждый ребёнок – это индивидуальность. Поэтому темпы развития могут иметь отличия. Но если вы замечаете тревожные симптомы в поведении малыша, обязательно проконсультируйтесь с врачом. Определить когнитивные особенности и выявить возможные отклонения помогут специальные психологические тесты. Существуют множество методик, которые позволяют оценить уровень умственного развития в соответствии с возрастом. Но следует учитывать, что ни один тест не идеален, и нельзя рассчитывать на стопроцентный объективный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kognitivnoe_razvitie_v_rannem_vozraste.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Когнитивное развитие в раннем возрасте.
Дети с самого рождения активно строят свою собственную реальность посредством экспериментирования, являясь «маленькими учеными», которые усердно постигают законы нашего мира. Они исследуют окружающую среду, впитывая новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. Когнитивное развитие ребёнка должно проходить в атмосфере спокойствия, в здоровой психологической обстановке. Детская психика подвержена влиянию различных внешних факторов, которые могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Любимые игры, веселые занятия, игрушки, радостное и интересное времяпровождение помогут малышу правильно развиваться и познавать окружающий мир. Так же не стоит забывать, что каждый ребёнок – это индивидуальность. Поэтому темпы развития могут иметь отличия. Но если вы замечаете тревожные симптомы в поведении малыша, обязательно проконсультируйтесь с врачом. Определить когнитивные особенности и выявить возможные отклонения помогут специальные психологические тесты. Существуют множество методик, которые позволяют оценить уровень умственного развития в соответствии с возрастом. Но следует учитывать, что ни один тест не идеален, и нельзя рассчитывать на стопроцентный объективный результат.
Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, причинно-следственных связей, характера движений, явлений и т.п. Во время знакомства с предметами и способами их использования, совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки. Играя с различными предметами и материалами, например с камнями, песком, водой, ребенок узнает об их свойствах и тех законах, которым эти объекты подчиняются. Так, играя в песочнице, ребенок может увидеть, что каждая игрушка оставляет в песке разный отпечаток. Играя с мячом, ребенок может заметить, что чем сильней он бросит его об пол, тем выше тот отскочит. Постепенно дети научаются сравнивать и классифицировать объекты. Лучше разбираться в различных понятиях, таких как: размер, форма, материал. Благодаря активной игре, ребенок приобретает разнообразные умения, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно в физическом и эмоциональном отношении. Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, воздействует на его когнитивное, моторное, социальное и личностное развитие. Например, когда ребенок идет по бревну, с одной стороны он учится тому, как нужно сохранять равновесие, а с другой — усваивает когнитивное понятие узости и личностное понятие уверенности.
Когнитивное развитие ребенка - важные советы.
Совет № 1: любовь, любовь, любовь! Уход за ребенком и развитие сильной эмоциональной связи является абсолютно лучшим способом убедиться, что твой ребенок вырастет эмоционально сбалансированным и заботливым взрослым.
Совет № 2: новизна для всех органов чувств. Ничего нет лучше для улучшения детского мозга, чем испытание чего-то впервые. Повторение хорошо для изучения конкретных навыков, но для быстрого роста и всестороннего психического развития нужна новизна. Новые запахи, новые звуки, новые текстуры и новые формы – все это помогает.
Совет № 3: не что, а как. Не так важно, что твой ребенок может сделать. Важно то, как он делает что-либо успешное. Постарайся не слишком увлекаться обучением своего ребенка определенным навыкам. Вместо этого предоставь ему возможности исследовать мир через игры. Скоро ты обнаружишь, что твой ребенок приобрел много новых и удивительных талантов!
Восприятие:
- Восприятие эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями: наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая эмоциональную реакцию и желание достать их, что-то с ними сделать. Свойства предметов (форма, величина, текстура, цвет и т. д.) ребенок познает в процессе практических действий: хватания, манипулирования, соотношения и др. действий.
- Ребенок не может одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части. Поэтому, он может «терять» маму в магазине, не в состоянии из большого числа лиц выделить ее лицо: он либо внимательно изучает одно лицо, либо начинает хаотично блуждать глазами по всей массе лиц, не замечая деталей.
- Со временем ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, тогда как раньше сравнивал их «при помощи рук». Теперь он подбирает нужный предмет и выполняет действие сразу правильно.
- Начинают складываться сенсорные эталоны — представления о свойствах вещей: ребенок достаточно точно может определить форму, величину, цвет предметов, хотя ему еще трудно овладеть названиями этих свойств. Например, предметы круглой формы ребенок может определить «как мячик», зеленые предметы — «как травка». На третьем году жизни ребенок усваивает представление о 5–6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 основных цветах, но их названиями дети овладевают с большим трудом и только при упорном обучении со стороны взрослых. Главная трудность детей этого возраста — невозможность отделить свойство от самого предмета. Для становления представлений ребенка о свойствах предметов, необходимы конкретные практические действия с предметами и взаимодействие с взрослыми.
Внимания. У ребенка в возрасте от года до двух лет появляется произвольная форма внимания, которой взрослый может управлять. На втором году жизни, ребенок способен к целенаправленному поведению, для чего необходима способность удерживать внимание. Например, если ребенок хочет до конца достроить из кубиков башню или сложить все кубики в коробку, он должен некоторое время сохранять внимание. Благодаря устойчивости внимания, ребенка становится труднее отвлечь чем-то для него новым.
Память. Процессы памяти совершенствуются на протяжении всего периода раннего детства. К ним относится: сохранение, узнавание и воспроизведение. К 14-месячному возрасту продолжительность сохранения информации увеличивается до целой недели. Ребенок в этом возрасте может запомнить не только отдельные действия, но и простейшие цепочки действий. К 20-месячному возрасту ребенок может воспроизвести последовательность действий не только незамедлительно после показа, но и с 2-недельной отсрочкой. В дальнейшем в ходе развития способность к воспроизведению существенно улучшается. В целом память ребенка пока непроизвольна — ребенок не ставит задачи специально запомнить.
Мышление. Мышление ребенка в этот период ограничено наглядной ситуацией (ситуативное мышление) и развивается на фоне практической деятельности. Он решает все встающие перед ним задачи с помощью практических, наглядных для него действий в настоящем времени. Ребенок действует с предметами и таким образом схватывает связи между ними. До двух лет идет процесс активного экспериментирования методом проб и ошибок. Ребенок исследует объекты путем воздействия на них новыми способами.
Важной характеристикой мышления является способность к переносу найденного способа решения задачи на новые предметы и условия. Изучение объектов и познание мира, приводит к тому, что на втором году жизни ребенок распределяет предметы по категориям, но не по сходству внешнего вида, а по сходству их функций и поведения. Теперь ребенок понимает, что определенные действия, подходят для одних категорий предметов, и не подходят для других. Например, покормить воображаемой кашей из ложки можно плюшевого мишку, но нельзя покормить игрушечную машинку.
Из феноменов в мышление ребенка можно выделить такие как анимизм: ребенок может считать, что все движущиеся объекты — живые: солнце, луна, облака, автомобиль.
Другой особенностью мышления является материализация: объекты и люди из мира фантазий становятся для них абсолютно реальными. Так, если ребенок упадет, он может обвинить в своем падении дорогу, по которой шел. Или поверить, что ваза упала, потому что этого захотела. У двухлетнего ребенка мало понимания того, что реально, а что нет.
Появление анимизма и материализации частично объясняется другой характеристикой мышления детей данного возраста: эгоцентризмом. Этим термином обозначается склонность детей видеть и понимать вещи исключительно со своей точки зрения, т.е. ребенок не может встать на точку зрения другого человека или посмотреть на ситуацию абстрактно, отделиться от нее. К тому же, в два года ребенок искренне верит, что родители знают, о чем он думает (что они могут читать его мысли). И что другие люди чувствуют и думают то же самое, что и он сам.
Итог.
В когнитивном плане в этот период формируется:
- Начальная концепция мира — из чего он состоит, что в нем происходит, по каким законам;
- Умение устанавливать связи и отношения между предметами;
- Способность к обобщению и переносу приобретенного опыта на другие предметы и ситуации;
- Умение решать конкретные задачи путем экспериментирования с предметами;
- Умение решать элементарные задачи «внутри себя».
- Произвольное внимание;
- Увеличивается объем памяти и продолжительность запоминания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста»
Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде...
Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".
В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....
Когнитивное развитие детей дошкольного возраста через использование пальчиковых игр.
Проблема выбора метода, который позволит в короткие сроки достичь положительной динамики в развитии познавательных функций и сенсорного интеллекта с участием зрительных, слуховых, тактильных, дв...
Когнитивное развитие в раннем детстве
Понимание того, как происходит когнитивное развитие детей очень важно для родителей. Оно поможет тебе выбрать правильные действия для дальнейшего развития мышления, памяти и рассуждений у ребенка. Поз...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....