План самообразования
учебно-методический материал

Снежана Сергеевна Радченко

План самообразования "Развитие творческих способностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

 

              УТВЕРЖДАЮ:

                    заведующий МБДОУ

 «Чечеульский детский сад

_________Н.И.

«_____»____________20___г.

Индивидуальный план повышения

профессионального уровня

по теме

«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

                                              на 2022-2023 гг

 

Воспитатель: Радченко С.С.

1 квалификационная категория

Пояснительная записка

          Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет художественно-эстетическое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески самовыражаться.

          Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

          В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

        Цель: развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

      Задачи:

  • Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства развития творческих способностей.
  • Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
  • Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов.
  • Применить полученные знания на практике.
  • Повысить заинтересованность воспитанников методами рисования.

Тема: «Развитие творческих способностей

через использование нетрадиционных техник рисования»

2022-2023 уч. г.

Цель: раскрытие значения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Задачи:

1.Изучить новинку литературы по данной проблеме.

2. Организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

3. Стимулировать умственную и двигательную  активность детей.

5. Разработать модель взаимодействия с родителями.

Актуальность:

Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом, способствуют умственному развитию детей.

Предполагаемый результат:

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Разработка и проведение открытых занятий по инновационным технологиям.

В работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) по теме «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования».

Сентябрь- октябрь

Изучение ФГОС; Подбор и изучение литературы по теме; 

Посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;
- посещение педсоветов, семинаров.

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Развитие у воспитанников познавательной активности, инициативы, творческих способностей.

Прогнозирование результатов.

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, по развитию творческих способностей детей используя изобразительную деятельность, отслеживание результатов работы).

Ноябрь- январь

Участие на семинаре - практикуме, педсовете.

« Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Публикация, консультация, «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

 

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса по художественно-эстетическому творчеству Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

Февраль - март

 отчёт по теме на педсовете. «Влияние традиционные техники рисования художественно-эстетическое развития дошкольников»

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Распространение опыта своей работы  по теме  «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Апрель - май

 «Влияние традиционные техники рисования художественно-эстетическое развития дошкольников»

План раздела

Формы работы

Практические выходы

Сентябрь

Изучение опыта педагогов, изучение литературы по данной теме.

Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме. Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов.

Составление конспектов занятий

Октябрь

Работа с книгой:  Т.С. Комарова «Детское художественное творчество» Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционная техника рисования»

 Анкетирование родителей «Изобразительная деятельность в ДОУ»

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. Консультация для педагогов: «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения».

Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей.

Ноябрь

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Мини - проект «Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды»

Картотека игр на развитие мелкой моторики Презентация: «Нетрадиционные техники рисования»

Декабрь

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18 Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования Дипломы и сертификаты.

Январь

Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»

Советы «Из чего можно изготовить печатки для рисования»

Февраль

Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционные методы рисования»  Работа с книгой Кислинской Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»

Серия занятий по нетрадиционной технике рисования. Оформление картотеки: «Пальчиковые игры».

Март

Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

Папка-передвижка «Рисование по сырому фону» Консультация-практикум «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

Апрель

Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11 Изучение литературы:  Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий; Казаковой Р.Г.

Мастер-класс «Увлекательное рисование» Картотека нетрадиционных техник рисования

Май

Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Применение техник нетрадиционного рисования в игровой форме, доступной детям

Выставка детских работ «Вернисаж»

План реализации темы

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

на 2022 год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

«Моя любимая мамочка»;

- «Орнамент из цветов»;

Сентябрь

Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования;

Сентябрь

 Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

Сентябрь

2

-«Весёлые бабочки»;

 «Сказочные птицы».

Сентябрь

Формировать у родителей ответственность за развитие речи, мелкую моторику и ловкость рук у детей.

Сентябрь

Изучение творческого

 потенциала воспитателей

Сентябрь

3

-«Желтые цыплятки»; 

«Пушистые веточки»

Октябрь

Что такое творчество? В чем оно проявляется?

Октябрь

Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного 

проекта.

Октябрь

4

-«Зимний вечер»; «Мишка»

Октябрь

Повысить педагогическое мастерство родителей;

Октябрь

Разработка рабочей программы «Фантазия» 

по развитию художественного творчества.

Октябрь

5

«Лебеди»; 

«Самолёты»

Ноябрь

проблемные вопросы и ситуации)

Ноябрь

Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.

Ноябрь

6

-«Весенний букет»

Ноябрь

Беседа: Кляксография с трубочкой.

Ноябрь

Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.

Ноябрь

7

-«Арбузная долька»;

 «Радуга»

Декабрь

Оформить уголок своему ребенку для изо творчества.

Декабрь

Организация работы по реализации проекта.

Декабрь

8

-«Весёлый попугай»

Декабрь

Разнообразить материал для творчества.

Декабрь

 «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Декабрь

на 2023 год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

ОД «Осеннее дерево»

Д.и «Что стало не так», «Украсим платок»

Январь

Анкетирование «Что рисует ваш ребенок»

Январь

Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности

Январь

2

ОД «Осенний лес»

Д.и «Найди такой же»

Январь

Консультация  «Приобщения к нетрадиционной технике рисования»

Январь

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через методические издания и интернет

Январь

3

ОД «Мои любимые рыбки»

Д,и «Волшебные краски»

Февраль

Беседа « Искусство русской глиняной игрушки»

Февраль

Разработать рабочие планы- программы по профессиональной деятельности воспитателя ДОУ

Февраль

4

ОД «Елочные игрушки»

Д.и «Составь узор» «Мозайка»

Февраль

Беседа «Природа цвета и цвет природы»

Февраль

Опубликовать свои статьи на тему образование и воспитание в электронных СМИ

Февраль

5

ОД «Новогодняя елка»

Д.и «Украсим Дерево»

  Март

Консультация «Как занять ребенка»

  Март

Участвовать в конкурсах

  Март

6

ОД «Портрет зимы»

Д.и «Наведем порядок»

  Март

Консультация «Использование различного материала в изо деятельности»

  Март

Презентация на тему: «Использование различного материала в изо деятельности»

  Март

7

ОД «Весеннее солнышо»

Д,и «Окраска воды»

Апрель

Беседа «Лепим и расписываем по гжельски»

Апрель

Продолжение создания медиатеки для работы с детьми

Апрель

8

ОД «Красивые цветы»

Д.и «Какой кружок не подходит»

Апрель

Беседа «Взаимосвязь игры и изо деятельности»

Апрель

Провести дни открытых дверей

Апрель

9

ОД  «Одуванчики»

Д.и «Кто быстрее»

Май

Консультация « Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического и художественного восприятия»

Май

Выступление на МО на тему: «Нетрадиционные техники в рисовании»

Май

Литература:

1 Т.Н. Давыдова "Рисуем  ладошками": Стрекоза, 2012 г.

2.  Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду"- М., 2007г.

3. И.А. Лыкова "Цветные  ладошки" – М.,1996г.

4. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...