ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ (Н.Е.ВЕРАКСА, О.Р.ГАЛИМОВ)
материал
Доклады
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22
дошкольное отделение
Доклад
«Организации режимного момента прием пищи в процессе экспериментирования»
Подготовила
Воспитатель первой категории
Пугачева Е.В.
2022 год
Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности.
Эксперименты можно проводить в разные режимные моменты
Питание – тема очень актуальная. Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека.
Прием пищи в разных возрастных группах преследует не только оздоровительные цели. Все детали процесса питания (калорийность и разнообразие пищи, сервировка стола, оформление блюд, поведение детей за столом и после еды) содействует приобретению ряда устойчивых навыков и воспитанию положительных моральных качеств.
В раннем и младшем дошкольном возрасте своевременное удовлетворение потребностей в еде определяет самочувствие и всё поведение ребёнка, поэтому строгое соблюдение часов кормления - первичная обязанность персонала. Выработка самостоятельности ребенка в приёме пищи содействует развитию и координации его движений. Воспитатель пользуется едиными приёмами, различными на разных возрастных ступенях с учётом индивидуальных особенностей. В процессе еды ребенок соприкасается со многими предметами, узнает их свойства, названия, расширяется словарь, обогащает его сенсорный опыт.
При организации режимного момента прием пищи так же можно использовать процесс экспериментирование.
На завтрак в детском саду почти всегда принято давать кашу, после обсуждаем какая каша и что еще сегодня на завтрак.
На второй завтрак, бывают фрукты, сок . Когда бывают фрукты, дети разглядывают его (каким цветом), нюхают , трогают мягкий он или твёрдый.
Перед обедом обсуждаем суп например «Свекольник».
-Посмотрите в ваши тарелочки, каким цветом суп? Дети отвечают красным.
-Как вы думаете, почему он такой красный? Из чего его сварили? Дети не смогли ответить. Некоторые сказали, что в супе картошка.
Тогда предлагаю детям посмотреть, что лежит у меня на тарелке. Показываю заранее приготовленные сырые овощи.
-Что это? Дети узнают картофель, морковь. А вот назвать свёклу не смогли. Тогда я сама им напомнила название.
Затем предлагаю потрогать овощи.
-Ребята потрогайте овощи. Какие они, твёрдые или мягкие? Дети ответили, что твёрдые.
-А зачем нам нужны овощи? Дети отвечали, что овощи надо есть.
-Правильно овощи мы едим. Сырую морковь и свёклу можно натереть на тёрке, добавить сахар и получится вкусный салатик. Такие салатики очень полезные. В них много витамин.
-А сейчас мы будем кушать суп и посмотрим, что произошло с овощами, когда их сварили.
Перед полдником можно провести беседу Что коровка нам даёт.
Дети отвечают, что коровка даёт молоко. После ответа детей объясню, что из молока делают творог и показываю его детям.
Когда дети разглядят творог, говорю, что сегодня на полдник у нас будет творожная запеканка.
Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22
дошкольное отделение
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности
«От куда эти чудеса»
Подготовила
Воспитатель первой категории
Пугачева Е.В.
2021 год
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о свойствах воды,
- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
- организовать познание детей через самостоятельный поиск;
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
- развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Демонстрационный материал: столы, накрытые клеенками, баночки, сахар, сода, штатив с пробирками, наполненных лимонной кислотой, содой, пищевыми красителями, шприцы без иглы, баночки с разбавленной акварельной краской, палочки деревянные, ложки пластмассовые, кисти для рисования, макет гейзера, сосуд с водой, колонка со музыкой, «волшебная палочка», воронка, презентация.
Раздаточный материал: пипетки, баночки с раствором синей краски, раскраски водные, кисти, банки с водой и пеной для бритья, колпачки «волшебников», шапочки капелек (дети), шапочка тучки (воспитатель).
Предварительная работа: просмотр презентации «Зачем нужна вода», чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр развивающего мультфильма «Путешествие капельки», изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе, создание макета аквариума «Чудеса подводного мира», раскраски «Раскрась аквариум и нарисуй его обитателей», рисование радуги, игры детей с лэпбуком «Все о воде», разучивание подвижной игры «Капельки и тучка».
Ход развлечения
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:
- Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
Дети: Вода.
Воспитатель: - А давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах.
Дети: Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются, вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах, вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.
- Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей)
- Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.
- Ребята, вы любите волшебство? (Ответы детей)
- Вы знаете, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге нашла вот такую палочку. Мне кажется, что она волшебная. Давайте проверим!
- Например, хотите сегодня стать юными волшебниками по превращению чудес с водой? (ответы детей).
- Сейчас я попробую с помощью вот этой палочки превратить нас в волшебников. Закройте глазки, только одно условие, не подглядывать, пока звучит музыка, глазки не открываем (звучит волшебная мелодия).
Воспитатель быстро переодевается в волшебника. Музыка перестает звучать, и дети открывают глаза.
- Откройте глаза, вот теперь мы волшебники (воспитатель раздает детям колпачки), а раз мы волшебники, то должны творить чудеса. А творить мы их будем в «Лаборатории чудес».
- Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей).
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (ответы детей).
Только для начала запомним правила безопасности:
Без разрешения запрещается:
вставать с места,
- приступать к опыту только после его объяснения и моего разрешения,
- трогать оборудование, приборы и реагенты,
- ничего не брать в рот,
- во время проведения наших «чудес» быть аккуратными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить.
Итак, я приглашаю вас сесть на стульчики.
Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, мои юные волшебники, а какие явления природы связаны с водой?
Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар, ледоход, разлив реки.
Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы увидеть природные явления в нашей группе, которые происходят благодаря воде? (предположения детей)
Воспитатель: Сегодня мы с вами находимся в волшебной лаборатории, где сможем, как настоящие волшебники создать несколько природных явления в одной комнате.
Опыт №1 «Дождик в стакане воды»
Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если отгадаете загадку.
Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ближе,
Тем он ближе.
Дети: Дождик и облако.
- Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)
- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).
- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.
Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар.
Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого я приглашаю вас подойти к столам.
- Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком (опыт сопровождается шумом дождя).
- Что происходит? (ответы детей).
Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.
Воспитатель: Мои юные волшебники, давайте попробуем еще раз использовать нашу «волшебную палочку». Хотите превратиться в «капельки воды». (ответы детей).
Воспитатель раздает детям шапочки «капелек», а сам одевает шапочку «тучки».
Звучит музыка.
Воспитатель: Прилетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки). Встретились ручейки и стали одной рекой (дети соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане капельки, а потом вспомнили, что мама-тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевши дети поднимаются, затем вытягиваются вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке (дети подбегают к воспитателю).
Воспитатель берет «волшебную палочку» и дети снова одевают колпачки и превращаются в волшебников.
Опыт №2 «Радуга в стакане воды»
Воспитатель: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
Дети: Радуга.
На мониторе появляется изображение радуги.
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?
Дети: На небе.
Воспитатель: Когда она появляется?
Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга? (ответы детей).
Воспитатель: Дождь у нас уже был, а теперь я предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу- только из четырех цветов – в пробирке. И, конечно же, независимо от погоды. И сейчас я вас этому научу. Мне нужны четыре помощника.
Воспитатель просит налить в чистую пробирку воду слоями с помощью воронки: синюю, красную, зеленую и желтую краску. Что происходит? (ответы детей)
Воспитатель: Вода смешивается.
- Не расстраивайтесь мои юные волшебники. Сейчас мы с вами при помощи сахара попытаемся сделать радугу. Итак, для нашего волшебства понадобятся: вода, стеклянные стаканчики, сахар, краски, ложечка и пробирка.
Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л.
В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 чайные ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане).
Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
Теперь самое интересное. Возьмите шприцы и наберите в них содержимое наших стаканчиков. В пробирку при помощи шприца начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки.
В пробирке образуются 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Ребята перемешалась разноцветная вода в пробирке? (ответы детей)
Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.
- В чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)
Воспитатель: В каждом стакане было разное количество сахара. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.
- В каком стакане было меньше всего сахара?
Дети: В красном.
Воспитатель: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит имеет наименьшую плотность, поэтому и оказалась на самом верху, а синяя жидкость имела наибольшую плотность (была гуще, поэтому оказалась внизу).
Вывод: Вода имеет вес. Ее можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.
Воспитатель: Не устали? А теперь, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон)
Разноцветный мостик! (Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны)
Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют поклон).
Принимай нас в гости. (Идут на месте, подняв руки).
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу (делают четыре прыжка на носках)
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Опыт №3 «Водяной вулкан»
Воспитатель: А какой следующий волшебный фокус будет, вы догадаетесь после моей загадки.
Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)
Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан, т. е. гейзер! Вы знаете, что такое гейзер? (ответы детей)
Воспитатель: Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли.
- Кратер у меня уже есть, осталось, только его активировать! Приглашаю двух помощников.
Дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, выливает в кратер воду и гейзер извергает шипучий фонтан.
Что происходит? (ответы детей).
Воспитатель: При взаимодействии воды с кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.
Воспитатель: Ребята, вы стали настоящими волшебниками, и вам предстоит разгадать еще одну тайну. Подойдите, все к столам. (На столе стоят баночки с обычной прозрачной водой и лежат картинки).
- Как вы думаете, сможем ли мы, используя воду, сделать картинку цветной? (предположения детей)
- Чтобы расколдовать картинку, мы должны взять волшебную кисточку и произнести заклинание: «Вода. Водица помоги!»
Дети сырой кисточкой проводят по картинке (звучит песня «Где водятся Волшебники?» автор: Энтин Ю., композитор: Минков М.).
Воспитатель: Ребята, как интересно! Что произошло с картинками? (ответы детей)
Воспитатель: Да они стали цветными. Вот ребята вода-волшебница помогла вам расколдовать картинки. Как вы думаете, почему картинки стали цветными? (предположения детей).
Воспитатель: Краска изначально была нанесена на листы бумаги, а вода помогла их сделать яркими и красочными.
- Ребята, нам пора возвращаться домой из волшебной страны, но я к вам обещаю, что мы побываем здесь еще в ни раз.
Воспитатель просит детей встать в круг, берет волшебную палочку (звучит музыка), дети закрывают глаза, воспитатель снимает костюм волшебника.
Итог мероприятия
Воспитатель: Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22
дошкольное отделение
Доклад
Из опыта работы воспитателя детского сада.
Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ
Подготовила
Воспитатель первой категории
Пугачева Е.В.
2021 год
Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.
Экспериментальной деятельности направлена на реализацию следующих задач:
- Формировать способность видеть многообразие мира
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
- Развивать речь
- Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
Если для развития познавательно исследовательских способностей детей дошкольников использовать опыт- эксперимент, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.
В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка.
Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.
Для занятий опытно-экспериментальной деятельности в группе должен быть «Уголок экспериментирования». В уголке должны быть разнообразные материалы и инструменты для опытов- природный материал: камни, срезы и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и тому подобное:
- бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и тому подобное;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому подобное
- красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и тому подобное
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное ; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Важно запомнить что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.
Опытно-экспериментированная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Л. С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами».
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую - опыты. Их провожу как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.
В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу что данный вид деятельности вызывает у детей восторг .Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Такие опыты чем то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное чтобы интерес ребенка к исследованию открытиям со временем не угас.
В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё стараются проделывать сами.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.
В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.
Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.
Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.
Игры-занятия побуждают детей к самостоятельному поиску способов действия, проявлению творчества Дети учатся задавать вопросы: «Как это делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство; самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами делают выводы. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Такие игры направлены на формирование у детей умение вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно - следственные связи между материалами и познанием предметов. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества.
Данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Требование к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений:
- случайные подготовки не требует
- запланированные-начинаются с выбора объекта, постановки задач.
Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто работает медленно, нужно помочь, дать время.
После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.
В заключении хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой такой школы не прошел»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выводы по технологии «Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников"
Выводы по технологии "Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников"Работая по данной технологии, можно сделать вывод, что ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-...
Технология проектной деятельности дошкольников. Н.Е. Веракса,А.Н. Веракса.
laquo;Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшей группы с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности "Бежит, журчит, играется. водичка развлекается!""
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшей группы с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности "Бежит, журчит, играется. в...
Технология «Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников»
Технология«Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников»...
Проектная деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Организация такой д...
"Проектная деятельность дошкольников" Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса
Пособие для педагогов дошкольных учреждений...
«Технология проектной деятельности дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать ...