Программа«Мой край родной»
рабочая программа (старшая группа)

Маркова Светлана Михайловна

1.1 Пояснительная записка

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

    В настоящее время, когда всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным.   

       Настоящая Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития нравственно-патриотического воспитания в детском саду и направлена на воспитание патриотизма и формирование представлений о малой родине - Оренбуржье.

    Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

    Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

     Детский возраст является наиболее оптимальным для системы нравственно-патриотического воспитания, так как это период активного развития познавательных и социальных интересов.

   Программа рассчитана на работу с детьми от 3 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            «Мой край родной»

                           г. Оренбург

I.

 Целевой раздел части, формируемой участниками образовательных отношений. Программа «Мой край родной »

1.1

Пояснительная записка                                                                                      

1.2

Цель и задачи реализации Программы                                                            

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы                                  

1.4

Планируемые результаты освоения Программы

II.

Содержательный раздел программы «Мой край родной»

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии  с направлениями развития детей

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.3

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2.4

Способы и направления поддержки детской инициативы

2.5

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

III.

 Организационный раздел программы «Мой край родной»

3.1

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.2

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.3

Режим дня

3.4

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

I. Целевой раздел программы «Мой край родной»

1.1 Пояснительная записка

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

    В настоящее время, когда всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным.  

       Настоящая Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития нравственно-патриотического воспитания в детском саду и направлена на воспитание патриотизма и формирование представлений о малой родине - Оренбуржье.

    Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

    Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

     Детский возраст является наиболее оптимальным для системы нравственно-патриотического воспитания, так как это период активного развития познавательных и социальных интересов.

   Программа рассчитана на работу с детьми от 3 до 7 лет.

     

  1.2. Цель и задачи реализации Программы

Цель Программы – формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своему городу, родному краю через знакомство с его историей, природой и достопримечательностями.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • воспитывать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким
  • воспитывать у детей чувство патриотизма через знакомство с улицами, достопримечательностями родного города
  • воспитывать чувство толерантности через знакомство с народами, проживающими в Оренбуржье, их традициями, обычаями и культурой
  • воспитывать бережное отношение к растениям и животным родного края
  • воспитывать чувство гордости за знаменитых людей, прославивших Оренбуржье

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

В основу Программы заложены следующие основные принципы:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество с семьей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

6) приобщение детей к социокультурным нормам;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) уважение личности ребенка;

     10) реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

          В Программе учитываются подходы дошкольного образования.

Аксиологический подход к воспитанию заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде, оказывающей влияние на формирование ценностных ориентаций личности ребенка. При этом объективные ценности мировой, отечественной и народной культур становятся специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности, устойчивыми жизненными ориентирами человека путем перевода их в субъективные ценностные ориентации.

Социокультурный подход образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.

Поскольку элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, то с позиций данного подхода, рассматривается качество специально организованной педагогом деятельности по освоению ребенком культуры как системы ценностей, организации жизни ребенка на уровне культур. В данной связи особое внимание такого образовательного процесса в ДОУ следует уделить степени знакомства детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами).

Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей.

Личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.

Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.

Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной   подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.

  1.  Планируемые результаты освоения Программы

У детей сформировано положительное отношение к малой родине, они хорошо ориентируются в микрорайоне, в котором находится детский сад, дом, в центральных улицах исторической части города.

Дети проявляют интерес, любознательность в процессе экскурсий, проектной деятельности по изучению истории и культуры родного города: геральдике, памятникам, достопримечательностям, используют местоимение «мой» в рассказах о родном городе.

С удовольствием участвуют в коллекционировании, создании мини-музея.

Дети участвуют в социально значимых событиях; переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан.

У детей сформированы представления о культуре, традициях, быте и обычаях народов, населяющих Оренбургскую область, выражают позитивное отношение к жителям города разных национальностей.

Дети знают и различают растения и животных родного края, знакомы с редкими и исчезающими видами, занесёнными в Красную книгу.

Дети знают и называют людей, прославивших Оренбуржье.

Дети отражают свои впечатления о родном городе, рассказывают о достопримечательностях, истории города; изображают яркие события истории города; воплощают события в играх.

II. Содержательный раздел Программы

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей

По задачам и содержанию

По способам решения

Речевое развитие

Развитие свободного

общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных

ценностных представлений

о себе, малой родине, а  также, составление

рассказов о

семье, малой родине.

Речевое развитие

использование

художественных

произведений, народного фольклора

Познавательное развитие

формирование целостной

картины мира и                

расширение кругозора в части представлений о        

себе, семье, малой родине, традициях, культуре русского народа и народов родного края,        

достопримечательностях

  и природе.        

Расширение

представления о родном городе, названиях улиц,

закреплять знания о

достопримечательностях

города . Подвести

детей к пониманию того,

что история родного

города, региона

неразрывно связана с

историей России.

Знакомство с известными

поэтами и писателями, художниками и артистами

Оренбуржья.

Познавательное развитие

использование

дидактической игры

как средства

реализации

программного

материала,

использование ИКТ

Социально-

коммуникатив

ное развитие

Формирование толерантного отношения к

людям разной

национальности        через

знакомство         с их

культурой,        традициями,

обычаями,        воспитание

уважения  к  старшим,  к

труду         взрослых,

побуждать  к  соблюдению

элементарных общепринятых        норм        и

правил поведения        

Социально-

коммуникативное

развитие

Использование

народных песен,

потешек в режимных

моментах, совместной

деятельности,

развлечениях для

расширения

представлений о

традициях русского

народа.

Художественно-

эстетическое

развитие

Использование

музыкальных и

продуктивных видов

деятельности для

закрепления результатов

освоения программного

материала

Рисование

Расширять

представления детей

о творчестве местных

художников,

познакомить с

особенностями

народных промыслов

региона: Уральской

росписи, изделиями

из яшмы, узорами

Оренбургских

пуховых платков.

Музыка

Расширять

представления детей о творчестве

композиторов

региона, знакомить с произведениями

музыкального

творчества о родном городе, расширять

представления детей о народных

культурных

традициях

Физическое

 развитие

Знакомство        детей    с

известными спортсменами

Оренбуржья.        

Развитие        игровой

деятельности        в   части

народных    подвижных

игр   с   правилами,  и

других        видов

совместной        

двигательной        

деятельности с детьми и

взрослых.        

Физическое

 развитие

Использование

народных подвижных

игр   и   физических

упражнений

Перспективное  тематическое планирование во второй младшей группе

месяц

тема

Ознакомление с окружающим

Вид деятельности

Задачи

сентябрь

Я и мой детский сад.

Я и мой детский сад.

Наш детский сад.

Какие мы.

Правила нашей жизни.

Ознакомление с окружающим:  Беседа: «Мы пришли в детский сад»

Д/и: «Кому что нужно для работы», «Назови части тела»,

«Давайте познакомимся».

С/и: «Детский сад»

Развлечение «Осень, осень в гости просим»

Работа с родителями: Стенгазета «Один день из жизни семьи»

Закреплять и расширять знания детей о себе, своей семье, сотрудниках детского  сада, его расположение, адрес, соблюдение правил безопасного  поведения в группе и на улице.

октябрь

Осень.

За овощами в огород.

За фруктами в сад.

В лес за грибами и ягодами.

Осень.

Ознакомление с окружающим:

Откуда овощи в магазине.

Развитие речи: Фрукты на прилавках магазинов.

Аппликация: Заюшкин огород.

Лепка: Во саду ли, в огороде.

Д/и: «Что растёт на грядке», «Узнай по описанию», «Что где растёт».

 П/И «Огородная- хороводная»

С/и: «Магазин»

Развивать интерес и любовь к родной природе осенью, её красоте, пробуждать эстетические чувства  Расширять представления об овощах и фруктах в наших садах и огородах. Учить различать их по внешнему виду.

ноябрь

Мой город

Улицы моего города.

Как вести себя на улице.

Мы идём в магазин.

Досуг в выходные                            (библиотека дома, музей ,для чего и как его организовать, театр дома)

Ознакомление с окружающим: «И снова в городе »; «Улица полна неожиданностей».

Экскурсия по городу: Достопримечательности родного города.

Работа с родителями:

фотографии главных достопримечательностей

С/и «Шофёры», «Семья», «Магазин»

Д/и Что где продаётся

Закреплять у детей названия родного города, улиц, реки, формировать патриотические чувства. Познакомить с достопримечательностями родного города, связанными с детским отдыхом: музей, парк,  театр, развлекательный  центр для детей. Закреплять правила дорожного движения

декабрь

Я и моя семья.

Я и моя семья.

Наш дом.

Зима на участке детского сада.

Зимние праздники.

Р/м : Заучивание наизусть стихов о зиме

Целевая прогулка: «Зима на участке детского сада»

Развитие речи: «Семья».

Работа с родителями «Наши семейные праздники»,  изготовление кормушек для птиц

утренник для детей и родителей «Новый год у ворот»

Ознакомление с окружающим: «Едем в гости».

Рисование: «Праздники в нашей семье», «Зимнее дерево»

Аппликация: «Подарки к праздникам родственникам»

Д/и:  «Правильно – неправильно», «Волшебные слова», «Что надеть зимой»

П/и: «Два мороза»

С/и: «Семья», «День рождения».

Формировать представления  о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть) близких взрослых и детей, способствовать проявлению чувства и привязанности к близким людям. Актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности (игровая, театрализованная, музыкальная, изобразительная, конструктивная, трудовая, коммуникативная). Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой. Формировать умение восхищаться красотой родной природы зимой.

Январь

Хозяйничаем дома

Мебель.

Еда и посуда.

Одежда и головные уборы,  обувь

Познавательная деятельность: 

«Как избу строили», «Что хранится в сундуке»,

Лепка: «Посуда»

Аппликация: «Узор на блюде», «Деревянные ложки»,

Рисование: «Оренбургский пуховый платок»

Прослушивание песен: «Прялица», «Крутись, веретёнце».

Д/и: «Сказочный дворец», «Укрась избушку узором», «Собери самовар (узор)», «Путаница», «Из чего сделаны»,

П/н/и :  «Клубочек», «Челнок»

С/и: «Семья», «Магазин»

Работа с родителями: Составление тематических  альбомов: «Ремёсла на Руси», «Выставка женского рукоделия», «Жилище русского человека ».

Обогащать первоначальные представления  о предметах крестьянского быта ( сундук, кровать, различная посуда, ушат). Формировать первоначальные представления об отдельных элементах русской  одежды ( рубаха, сарафан, зипун, валенки, порты, лапти, пуховый платок, паутинка, палантин). Вызвать чувство восхищения красотой национальных костюмов, мастерством уральских пуховязальщиц, прядильщицы воспитывать бережное отношение к предметам быта

Февраль

Профессии людей моего города

Профессии.

Творческие профессии.

Папин праздник (роль в семье).

Мамин праздник (роль в семье).

Ознакомление с окружающим: «Труд взрослых в родном городе», «Писатели, поэты, художники, музыканты, прославившие наш город», «Наша армия родная»

Аппликация: «Подарок для папы (мамы)».

Лепка: «Весёлые вертолёты».

Развлечение «День защитников Отечества»

Рабора с родителями: «утренник для мам», создание альбома «Достопримечательности  нашего города»

С/и: «Семья», «Магазин», «Транспорт», «Больница», «Театр», «Парикмахер» и др.

Драматизация сказки «Репка»

Экскурсия в краеведческий музей, к памятникам воинской  Славы.

Д/и:  «Профессии», «Из чего сделано», «Какая моя мама»

Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей  родного города: строитель, учитель, врач, кондитер,  поэт, музыкант писатель, с профессиями людей, обеспечивающих безопасность других (пожарный, военный). Формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города. Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением  к труду. Формировать первичное понимание слова «Родина». Воспитывать интерес к воинам Российской армии, любовь к матери и ко всей своей семье.

март

Живые обитатели Земли

Дикие звери( в зоопарке).

Домашние животные ,домашние любимцы.

Птицы.

Рыбы, морские и речные обитатели.

Ознакомление с окружающим: «Экскурсия в зоопарк», «Обитатели скотного двора»

Рисование с аппликацией «Козочка с козлятами», «Грачи прилетели»

Лепка : «Уточка  утятами», «Рыбки в аквариуме», «Жаворонки из теста».

Д/и: «Кто где живёт», «Ягоды нашего края», «Съедобные и несъедобные грибы», «Домашние и дикие животные», «Чьи припасы»

Н/и: «Пастух и стадо», «Горшок», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу», «Золотые ворота».

С/р: «Семья»(разучивание колядок, закличек, весенних хороводов)

Работа с родителями  «Народные весенние праздники»  (Вербное воскресение, Пасха, Масленица), альбом «Ой, блины…»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Познакомить  с охраняемыми государством и законом животными, птицами, растениями, рыбами, занесёнными в Красную книгу.  Закреплять умения наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать первоначальные представления о русских, казахских, татарских, башкирских, украинских, белорусских народных праздниках , связанных с ними традициях, народных играх, устном народном творчестве, обучать способам практического применения знаний о  национальной культуре в разных видах деятельности. Формировать навыки исполнения народных песен, плясок, хороводов, игр  во время праздников

апрель

Весна

Весеннее пробуждение природы.

Насекомые или шестиногие малыши.

Сажаем растения.

Откуда хлеб пришёл.

Ознакомление с окружающим: «В окно повеяло весною», «Огород на окне», «Откуда хлеб пришёл»

Целевая прогулка: «Весна на участке детского сада»

Аппликация: «Воробьи в лужах». «Ромашка и бабочка»

Рисование «Степь весной »

Д/и  «Что надеть зимой (весной, осенью, летом)»,  «Чей хвост, чья голова »,  «Когда это бывает», «Что растёт на грядке »

Расширять представления детей о  характерных признаках весны, об образе  жизни насекомых и растений, красоте степной зоны, во время цветения тюльпанов, колокольчиков, труде людей в селе в весеннее время .Познакомить детей с тем , как выращивали хлеб в старину и сейчас. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, бережное отношение к хлебу. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе, закреплять умение соблюдать правила безопасности при прогулках на природе.

май

Что мы знаем и умеем

Транспорт.

Мой календарь.

Что мы знаем и умеем. «У солнышка в гостях». (Про все времена года)

Что мы знаем и умеем.

Ознакомление с окружающим: Транспорт родного города.

Прогулка по городу «Транспорт родного города»

Д/и «Профессии», «Времена года», «Из чего сделано», «Светофор»

С/и «Семья», «Шофёры», «Больница»

Закреплять названия видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать  патриотические чувства, представления о том, что такое малая Родина.

Перспективное  тематическое планирование в средней группе

месяц

тема

Ознакомление с окружающим

Вид деятельности

Задачи

сентябрь

Я и мой детский сад.

Я и мой детский сад.

Наш детский сад.

Какие мы.

Правила нашей жизни.

Ознакомление с окружающим:  Беседа: «Мы пришли в детский сад»

Д/и: «Кому что нужно для работы», «Назови части тела»,

«Давайте познакомимся».

С/и: «Детский сад»

Развлечение «Осень, осень в гости просим»

Работа с родителями: Стенгазета «Один день из жизни семьи»

Закреплять и расширять знания детей о себе, своей семье, сотрудниках детского  сада, его расположение, адрес, соблюдение правил безопасного  поведения в группе и на улице.

октябрь

Осень.

За овощами в огород.

За фруктами в сад.

В лес за грибами и ягодами.

Осень.

Ознакомление с окружающим:

Откуда овощи в магазине.

Развитие речи: Фрукты на прилавках магазинов.

Аппликация: Заюшкин огород.

Лепка: Во саду ли, в огороде.

Д/и: «Что растёт на грядке», «Узнай по описанию», «Что где растёт».

 П/И «Огородная- хороводная»

С/и: «Магазин»

Развивать интерес и любовь к родной природе осенью, её красоте, пробуждать эстетические чувства  Расширять представления об овощах и фрукта, выращивающих в наших садах и огородах. Учить различать их по внешнему виду, устанавливать причинно  – следственные связи на примере образования плода.

ноябрь

Мой город

Улицы моего города.

Как вести себя на улице.

Мы идём в магазин.

Досуг в выходные ( библиотека дома, музей ,для чего и как его организовать, театр дома)

Ознакомление с окружающим: «И снова в городе »; «Улица полна неожиданностей».

Экскурсия по городу: Достопримечательности родного города.

Работа с родителями: «Экскурсия в городской музей»

Конструирование: «Дом,в котором мы живём»

С/и «Шофёры», «Семья», «Магазин»

Д/и Что где продаётся

Закреплять у детей названия родного города, улиц, реки, формировать патриотические чувства. Познакомить с достопримечательностями родного города, связанными с детским отдыхом: музей, парк,  театр, развлекательный  центр для детей. Закреплять правила дорожного движения

декабрь

Я и моя семья.

Я и моя семья.

Наш дом.

Зима на участке детского сада.

Зимние праздники.

Р/м : Заучивание наизусть стихов о зиме

Экскурсия на открытие городской елки

Целевая прогулка: «Зима на участке детского сада»

Развитие речи: «Семья».

Работа с родителями «Наши семейные праздники»,  изготовление кормушек для птиц

утренник для детей и родителей «Новый год у ворот»

Ознакомление с окружающим: «Едем в гости».

Рисование: «Праздники в нашей семье», «Зимнее дерево»

Аппликация: «Подарки к праздникам родственникам»

Д/и:  «Правильно – неправильно», «Волшебные слова», «Что надеть зимой»

П/и: «Два мороза»

С/и: «Семья», «День рождения».

Формировать дифференцированные представления  о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть) близких взрослых и детей, способствовать проявлению чувства и привязанности к близким людям. Актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности (игровая, театрализованная, музыкальная, изобразительная, конструктивная, трудовая, коммуникативная). Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой. Формировать умение восхищаться красотой родной природы зимой.

Январь

Хозяйничаем дома

Мебель.

Еда и посуда.

Одежда и головные уборы,  обувь

Познавательная деятельность: 

«Как избу строили», «Что хранится в сундуке»,

Лепка: «Посуда»

Аппликация: «Узор на блюде», «Деревянные ложки»,

Рисование: «Оренбургский пуховый платок»

Прослушивание песен: «Прялица», «Крутись, веретёнце».

Д/и: «Сказочный дворец», «Укрась избушку узором», «Собери самовар (узор)», «Путаница», «Из чего сделаны»,

П/н/и : «Прялица», «Клубочек», «Челнок»

С/и: «Семья», «Магазин»

Работа с родителями: Составление тематических  альбомов: «Ремёсла на Руси», «Выставка женского рукоделия», «Жилище русского человека ».

Обогащать первоначальные представления  о предметах крестьянского быта ( сундук, кровать, различная посуда, ушат). Формировать первоначальные представления об отдельных элементах русской традициональной одежды ( рубаха, сарафан, зипун, валенки, порты, лапти, пуховый платок, паутинка, палантин). Вызвать чувство восхищения красотой национальных костюмов, мастерством уральских пуховязальщиц, прядильщицы воспитывать бережное отношение к предметам быта

Февраль

Профессии людей моего города ( села)

Профессии.

Творческие профессии.

Папин праздник (роль в семье).

Мамин праздник (роль в семье).

Ознакомление с окружающим: «Труд взрослых в родном городе (селе)», «Писатели, поэты, художники, музыканты, прославившие наш город», «Наша армия родная»,

Художественная литература: «Чем пахнут ремёсла?» Джанни Родари, «Что могут солдаты?» Я Длуголенский, «Пограничники» С. Маршак, «Наши мамы» Е. Благинина

Аппликация: «Подарок для папы (мамы)».

Лепка: «Весёлые вертолёты».

Развлечение «День защитников Отечества»

Рабора с родителями: «утренник для мам», создание альбома «Достопримечательности  нашего города»

С/и: «Семья», «Магазин», «Транспорт», «Больница», «Театр», «Парикмахер» и др.

Драматизация сказки «Репка»

Экскурсия в краеведческий музей, к памятникам воинской  Славы.

Д/и:  «Профессии», «Из чего сделано», «Какая моя мама»

Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей  родного города: строитель, учитель, врач, кондитер,  поэт, музыкант писатель, с профессиями людей, обеспечивающих безопасность других (пожарный, милиционер, военный). Формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города. Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением  к труду. Формировать первичное понимание слова «Родина». Воспитывать интерес к воинам Российской армии, любовь к матери и ко всей своей семье.

март

Живые обитатели Земли

Дикие звери ( в зоопарке).

Домашние животные ,домашние любимцы.

Птицы.

Рыбы, морские и речные обитатели.

Ознакомление с окружающим: «Экскурсия в зоопарк», «Обитатели скотного двора»,«Бузулукский заповедник (бор)», Знакомство с Красной книгой.

Художественная литература: «Козлята и волк» сказка в обр. К.Д.Ушинского, «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. Чарушина

Рисование с аппликацией «Козочка с козлятами», «Грачи прилетели»

Лепка : «Уточка  утятами», «Рыбки в аквариуме», «Жаворонки из теста».

Д/и: «Кто где живёт», «Ягоды нашего края», «Съедобные и несъедобные грибы», «Домашние и дикие животные», «Чьи припасы»

Н/и: «Пастух и стадо», «Горшок», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу», «Золотые ворота».

С/р: «Семья»(разучивание колядок, закличек, весенних хороводов)

Работа с родителями  «Народные весенние праздники»  (Вербное воскресение, Пасха, Масленица), альбом «Ой, блины…»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Познакомить  с охраняемыми государством и законом животными, птицами, растениями, рыбами, занесёнными в Красную книгу.  Закреплять умения наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать первоначальные представления о русских, казахских  народных праздниках , связанных с ними традициях, народных играх, устном народном творчестве, обучать способам практического применения знаний о  национальной культуре в разных видах деятельности. Формировать навыки исполнения народных песен, плясок, хороводов, игр  во время праздников

апрель

Весна

Весеннее пробуждение природы.

Насекомые или шестиногие малыши.

Сажаем растения.

Откуда хлеб пришёл.

Ознакомление с окружающим: «В окно повеяло весною», «Шестиногие малыши», «Огород на окне», «Откуда хлеб пришёл»

Целевая прогулка: «Весна на участке детского сада»

Художественная литература: 

«Звездолётчики» В. Бороздин.

Аппликация: «Воробьи в лужах». «Ромашка и бабочка»

Конструирование из бумаги: «Лодочка»

Рисование «Степь весной (по мокрому)»,

Д/и  «Что надеть зимой (весной, осенью, летом)»,  «Чей хвост, чья голова »,  «Когда это бывает», «Что растёт на грядке »

Расширять представления детей о  характерных признаках весны, об образе  жизни насекомых и растений, красоте степной зоны, во время цветения тюльпанов, колокольчиков, труде людей в селе в весеннее время .Познакомить детей с тем , как выращивали хлеб в старину и сейчас. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, бережное отношение к хлебу. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе, закреплять умение соблюдать правила безопасности при прогулках на природе.

май

Что мы знаем и умеем

Транспорт.

Мой календарь.

Что мы знаем и умеем. «У солнышка в гостях». (Про все времена года)

Что мы знаем и умеем.

Ознакомление с окружающим: Транспорт родного города. Времена года. (работа с календарём)

Прогулка по городу «Транспорт родного города»

Д/и «Профессии», «Времена года», «Из чего сделано», «Светофор»

С/и «Семья», «Шофёры», «Больница»

Закреплять названия видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать  патриотические чувства, представления о том, что такое малая Родина.

                                                              Перспективное  тематическое планирование в старшей группе

Месяц

             Тема

Программные задачи

                   Виды деятельности

        Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

Кто я

Закреплять представления детей о родственных связях. Воспитывать  привязанность ребёнка к семье, углублять представления о семье, о том где работают родители. Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей. Приобщать к различным национальным культурам

Ознакомление с окружающим: 

«Все семьи разные», «Мама, папа, я - вместе дружная семья», «Слово «мама» на разных языках»

Изготовить альбом

«Традиции нашей семьи»

Составление фотоальбома «Моя родословная»

ОКТЯБРЬ

Родная страна

Мой любимый город.

Формировать представление о родном городе – красавце, труженике, о его достопримечательностях, памятных местах, уютных уголках. Воспитывать гордость за то, что ты – житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города  

Рассказ воспитателя с использованием мультимедиа.

Целевая прогулка: «Мой дом»

Рисование «Золотая осень в Оренбурге».

Ручной труд «Подарки родному городу», «Моя улица»

П/и: «Замри», «Жмурки», «Баба – Яга – костяная нога»

Д/и: «Откуда хлеб пришёл», «С какого дерева листок»

С/р: « Путешествие по улице» (Игровой сюжет: Туристы из другого города приехали на экскурсию. Экскурсовод показывает им достопримечательности города, рассказывает о них.

Субботник по благоустройству территории детского сада.

НОЯБРЬ

Путешествие по родной Земле

Знакомство с географической картой Оренбургской области.

Дать понятие об особом рельефе  Оренбургской области (равнины и горы), развивать умение ориентироваться по карте, находить некоторые города, познакомить с растительным и животным миром. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, умение вести себя по отношению к природе: не ломать деревья и кусты, не оставлять в местах отдыха мусор.

Путешествие по карте Оренбургской области.

Составление карты – схемы детского сада.

Ознакомление с окружающим: «Район, в котором ты живёшь»

Ручной труд:

«Лебеди на озере»,

«Зайчик на полянке».

Д/и: «Назови (найди) по описанию»(комнатные растения), «По земле, по воде, по воздуху»

П/и: «На горе – то калина», «Лиса и козы»

С/р: «Транспорт», «Путешествие в другую страну»

Посещение историко –краеведческого музея

ДЕКАБРЬ

Путешествие зимы

Знакомство с растительным и животным миром Оренбургской области

Продолжать знакомить детей с растительным и животным миром Оренбургской области, расширять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях, расширять знания детей о растительном  и животном мире. Продолжать   воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.

Рассказ воспитателя с использованием видеоматериалов.

Моя математика: 

«Большие и маленькие»,                    Ручной труд:

«Птицы и животные».

Аппликация: 

«Ёлка (объёмная)»

П/и: «Затейники», «Горелки», «Охотники и зайцы», «Волк во рву».

Д/и: «Дикие животные», «Домашние животные», «Ассоциации».

С/р «Экскурсоводы»

Создание библиотеки о растительном и животном мире.

ЯНВАРЬ

Кто я

Зимующие и перелетные птицы Оренбургской области

Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках, об особенностях их поведения, их взаимоотношений; способствовать проявлению интереса к семейным делам; содействовать становлению способов бесконфликтного поведения в семье.

Уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах смешанных лесов, условиях их жизни; роли человека в жизни зимующих птиц.

Познаю себя: «Моя родословная»

Ч/х-л «Кто кому кто?» Я Акима

Беседа о зимующих и перелетных птицах Оренбургской области.

Экскурсия в парк Рисование «Как розовые яблоки, на ветках снегири».

Лепка «Птичья столовая».

Викторина «Что ты знаешь о птицах?».

П/и: «Два мороза», «Гори, гори ясно!», «Воевода с мячом»

Д/и: «Найдите и покормите птиц», «Каждую птицу на своё место»

С/р «Детский сад», «Почта»

 

Акция «Покормите птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц.

ФЕВРАЛЬ

Столица России

Наша  область в годы войны. Славные сыны Оренбуржья.

Формировать представление дошкольников о событиях Великой Отечественной войны, военных действиях, защитниках города. Познакомить с помощью фотографий и видео слайдов с памятными местами города (Вечный огонь, мемориал, памятник солдату – освободителю, аллея памяти) Воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу. На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории, патриотические чувства

Рассказ с использованием слайдов и фотографий, экскурсия в галерею «Славные сыны Оренбуржья».

Ручной труд Изготовление поделок для ветеранов Великой Отечественной войны.

Фотостенд «Спасибо деду за Победу!»

Конкурс рисунков «Так сражались наши деды»

МАРТ

Знакомство с народно-прикладным искусством народов, населяющих наш  край.

Познакомить детей с народно-прикладным искусством народов, населяющих наш край – вышивкой, росписью. Дать представление о традициях уральского быта, воспитывать интерес к произведениям народного искусства

Посещение мини-музея  быта.

Рисование «Украсим костюмы артистам Оренбургского казачьего  хора».

Лепка «Украсим национальным уральским орнаментом».

Рассказ с использованием слайдов и фотографий о народах Оренбуржья

Чтение  и инсценирование народных сказок

Пополнение экспозиции мини-музея предметами старины: посудой, вышивкой.

 

АПРЕЛЬ

Откуда хлеб пришел?

Оренбуржье – житница России.

Космонавты Оренбуржья.

Формировать представление о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого люди не могут обходиться, о процессе выращивания и изготовления  хлебобулочных изделий, их разнообразии, о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города, раскрыть понятие «Оренбуржье – житница России». Воспитывать гордость за свою малую Родину, уважение к труду взрослых

(хлеборобов, пекарей и т.д), бережное отношение к хлебу.

Расширять представления детей о космических полетах, обобщить имеющиеся у них знания и представления о космосе. Закреплять знания о том, что первым космонавтом был Ю.А.Гагарин. Познакомить с космонавтом, погибшим в посёлке Комарове Воспитывать гордость за народ.

Интегрированное занятие с использованием слайдов, аудиозаписей. «Откуда хлеб пришёл»

Рисование «Богатый урожай – наш каравай».

Лепка «Калач», «Хлебобулочные изделия» (соленое тесто).

«Бабушкины пряники» ( лепка из сдобного теста).

Режимные моменты: «Рассматривание альбома про город Ясный»Беседа с использованием мультимедийной  установки.

Ручной труд

«Жаворонки-веснянки».

Рисование «Освоение космоса».

Организация книжной выставки «Человек в космосе».

Конкурс макетов космических и летательных аппаратов «Лети, лети, ракета…».

МАЙ

Таланты  Оренбуржья (поэты, писатели, художники, артисты, спортсмены)

Расширять знания детей о своем городе, интересных людях, живущих в нем. Знакомить с фольклорным, музыкальным и литературным наследием  народного творчества. Воспитывать чувство гордости за малую родину, желание познавать и возрождать лучшие традиции народов Оренбуржья

Встреча с интересными людьми.

Чтение художественной литературы: Заучивание стихов об Оренбурге, природе.

Ручной труд

«Кукла оберег» - изготовление  игрушки Рисование «Подсолнухи» по стихотворению Ю.Белякова «Это Родина моя».

Выставка литературы оренбургских поэтов, писателей, репродукций картин оренбургских художников.

Перспективное  тематическое планирование в подготовительной группе

Месяц

Тема

Программные задачи

Виды деятельности

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

История возникновения Оренбуржья, возникновение имен и фамилий на Урале.

Продолжать знакомить с историческим прошлым Оренбуржья. Дать  представления об основном населении Оренбуржья. Расширять представления детей о первом населении Продолжать знакомить с историей жизни  народов, населяющих наш край, дать представление о возникновений имен и фамилий. Воспитывать интерес к истории жизни казачества.

Рассказ воспитателя.

Ручной труд

«Оренбургская изба (хата) курень».

Лепка конструктивным способом «Лошадки и барашки».

Составление генеалогического дерева, написание родословной. Выставка «Герб семьи».

ОКТЯБРЬ

Особый характер рельефа, животный и растительный мир Оренбургского края, знакомство с Красной книгой.

Закреплять представления об особом характере рельефа, многообразий животного и растительного мира, приспособлении диких животных к жизни в природных условиях. Познакомить с Красной книгой Оренбургской области. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.

Путешествие по картам и атласам.

Лепка – экспериментирование с художественными материалами «Пернатые, мохнатые, колючие» .

.

НОЯБРЬ

Климатические условия (фактор экологического развития), почве, полезные ископаемые.

Познакомить с видами почв (чернозем, суглинистые, песчаные). Дать представление о климатических условиях. Через эксперименты с почвой закреплять представления о ее свойствах. Дать понять о полезных ископаемых: стройматериалы, горючие ископаемые

соль, песок, камень, известь, цемент). Развивать познавательные способности. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание беречь и приумножать его богатства.

Путешествие по картам.

Рассказ воспитателя с использованием мультимедийной установки. Проведение опытов по выявлению свойств почвы и полезных ископаемых.

Выставка совместных поделок «Подарки с грядки».

Вечер знаний

«мы – юные исследователи».

ДЕКАБРЬ

Больницы и санатории города

Познакомить с больницами и санаториями Рассказать об их значении в укреплении здоровья людей.

Беседа с использованием видеослайдов, буклетов.

Аппликация «Наш город»                        

Рисование «Деревья в нашем парке».

Альбом «Если хочешь быть здоров»

ЯНВАРЬ

Рождественские посиделки.

Храмы Оренбуржья.

Продолжать знакомить детей с народными праздниками и обрядами. Духовно обогащать детей через участие в народных праздниках, поддерживать интерес к прошлому и настоящему. Расширять представления детей о духовном наследии. Воспитывать любовь к своей Родине.

Беседа «Храмы и церкви Оренбуржья»

Развлечение «Пришла коляда накануне Рождества».

Ручной труд «Ангел».

Рождественские посиделки с родителями.

ФЕВРАЛЬ

Масленица

Продолжать знакомить детей с народными праздничными обрядами, упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной зависимости, воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания.

Развлечение «Масленица широкая».

Рисование «Лубочные картинки».

Ручной труд «Кукла-пеленашка».

Развлечение «Широкая масленица»

Чайная гостиная

«Как на масленой неделе блины по небу летели…».

МАРТ

Развитие промышленности и ремёсел на Оренбургской земле ( газ, нефть,асбест, пуховязание  изделий из яшмы.)

Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа  в прошлом и настоящем. Дать представление о добыче газа, асбеста, яшмы, пуховязании на Оренбургской земле.

Беседа «От козы до платка».

Ручной труд «Лоскутное одеяло».

Экспериментирование с фольгой – «Наша кузница».

Плетение из лент - коврик «Солнышко».

Посещение музея.

Сбор коллекции полезных ископаемых, изделий из яшмы, пуха.

АПРЕЛЬ

Праздник Пасхи в области.

Продолжать знакомить детей с народными праздниками.

Духовно обогащать детей через участие в народных праздниках, поддерживать интерес к прошлому и настоящему. Расширять представления о духовном наследии.

Беседа Знакомство с элементами росписи пасхальных яиц.

Ручной труд «Пасхальный голубок».

Панно «Дерево жизни».

Выставка пасхальных яиц.

МАЙ

«Оренбуржье – ты наша Родина».

Уточнить, расширить и закрепить знания детей об Оренбургской области, о родном городе. Продолжать знакомить детей с развитием в наши дни, его достижениями и богатствами, городами и селами. Активизировать познавательную деятельность ребенка, умение понимать непрерывную связь «прошлое-настоящее».

КВН «Знатоки природы».

Викторина «Что мы знаем об Оренбуржье».

Тестопластика «Румяные заплетушки».

Конструирование из проволоки «Соломенный бычок».

Экскурсия по городу,  в парк отдыха.

2.2 Перечень вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Программа «Мой край родной»

формы работы

способы

методы

средства

Групповая,

подгрупповая,
совместная игра

со сверстниками,

совместная деятельность

взрослых с детьми,

самостоятельная

деятельность

игровая ситуация,

беседа,

показ способа действий,

народная игра,

экспериментирование

наблюдение,

слушание,

пение,

игра-драматизация,

инсценирование

игровой,

наглядный,

практический,

чтение,

беседа,

показ

использование видео

опыт,

создание ситуации

фонограммы,

видеоматериал,

образцы народного творчества: потешки,

пестушки,

загадки,

народные игры, песни,

хороводы,

атрибуты праздников,

музыкальные инструменты,

картотека народных игр

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий.

В ходе реализации Программы организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

Совместная игра воспитателя и детей направлена на обогащение содержания народных и подвижных игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для     использования

  • применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки.

Литературная гостиная  форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Детский досуг  вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, тематические музыкальные и литературные досуги.

Коллекционирование - опосредованное обучение является одним из важных элементов, составляющих педагогическую технологию, которая разработана для программы. В процессе познавательного общения ребенка с интересным собеседником, во время экскурсий, наблюдений, событий повседневной жизни, во время содержательного досуга расширяется кругозор ребенка.

2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы

Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка выступает как один из признаков современной модели образовательного процесса и выражается:

  • в педагогически целесообразном применении воспитывающих и обучающих воздействий педагога на детей;

  • в организации педагогом игровых, познавательных и проблемных ситуаций, ситуаций общения, обеспечивающих взаимодействие детей между собой;

  • в создании атмосферы эмоционального позитива, одобрения и подчеркивания положительных проявлений детей по отношению к сверстнику

  • взаимодействию с ним;

  • в организации комфортного предметно - игрового пространства, обеспечивающего удовлетворение игровых, познавательных, коммуникативных, эстетических, двигательных потребностей, инициацию наблюдения и детского экспериментирования.

2.5  Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Задачи и содержание работы

Вызвать интерес у родителей к совместной деятельности по патриотическому воспитанию детей. Объединить усилия с целью создания единых принципов воспитания и развития на основе общности цели и содержания по приобщению детей к национально-культурным традициям Оренбургского края.

Формы работы

- совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

- творческие встречи

- консультации, беседы                            

- открытые музыкальные занятия для родителей

- создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

III. Организационный раздел

3.1 Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические и ИКТ.

В группах имеются следующие технические средства обучения и воспитания: магнитофоны, телевизор, ноутбук, проектор.

         Методические материалы для реализации программы:

- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015;

- Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.

3.2 Особенности организации развивающей предметно-      пространственной среды

Созданная в группах предметно – развивающая среда отвечает следующим характеристикам:

1. Содержательная насыщенность – обеспечивается наличием методической литературы, пособий. Организация образовательного пространства обеспечивает:

   - игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами – бумагой, пластилином, сыпучими материалами.

  - двигательную активность в играх, плясках, хороводах, инсценировках.

  - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением.

2.  Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, потребностей проведения игры, развлечения.

3.  Вариативность среды обеспечивается наличием спокойной, активной, рабочей зоны, а также разнообразием игрушек, наглядных пособий.

4. Доступность среды определяет возможность свободного доступа для воспитанников всех зон группы, музыкальных, инструментов, игрушек, пособий.

5. Безопасность предметно – пространственной среды определяется соответствием всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Для реализации программы в группах организованы уголки патриотического воспитания, в которых размещены:

        - дидактические и наглядные пособия;

  • современные ТСО;

  • методическая литература;
  • репродукции картин;

  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества;
  • фотоальбомы «Мой город»; «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • аудиозаписи с песнями военных лет;
  • карты, атлас Оренбургской области;
  • символика Оренбургской области, города Оренбурга, глобус и т.д.

3.3  Режим дня

Программа «Мой край родной » реализуется в

  • в ходе режимных моментов,
  •  в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности и во взаимодействии со взрослыми и сверстниками,
  • в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

 

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

 при реализации программы «Мой край родной» в качестве традиционных определены следующие мероприятия:

  • проведение праздника «Я – сын своего народа» с участием родителей
  • проведение конкурса «Супермама»
  • проведение квн, викторин об Оренбурге

- организация тематических выставок рисунков и поделок, приуроченных к праздничным датам.

Такие мероприятия и праздники с большим удовольствием принимаются детьми и родителями.

Кроме того, в каждой группе проводится работа по созданию своих традиций, среди которых можно выделить следующие:

  •  «Отмечаем день рождения». Цель традиции: развивать у детей способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе. Дети вместе с воспитателем поздравляют именинника, поют ему «Каравай», в средних и старших группах – каждый ребенок говорит имениннику пожелание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"

Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников  с природными богатствами Я...

Авторская программа "Мой край родной - далёкий, близкий"

Наше дошкольное образовательное учреждение находится в сельской местности, поэтому народная культура нам близка, понятна и интересна. Мы хотим воспитать наших  детей так, чтобы они, уважали...

Программа "Мой край родной"

История Архангельска и Цигломени...

Программа "Мой край родной"

История Архангельска и Цигломени...

Парциальная программа "Наш край родной"

Программа по ознакомлению детей с родным краем, его традициями, обычаями. Рассчитана для детей от 3 - 7 лет, разработана в соответствии с ФГОС, с учетом возрастных особенностей детей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Данная рабочая программа разработана для воспитанников 2 младшей группы...

Авторская программа "Шербакульский край родной"

Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение д...