Программа«Мой край родной»
рабочая программа (старшая группа)
1.1 Пояснительная записка
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В настоящее время, когда всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным.
Настоящая Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития нравственно-патриотического воспитания в детском саду и направлена на воспитание патриотизма и формирование представлений о малой родине - Оренбуржье.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы нравственно-патриотического воспитания, так как это период активного развития познавательных и социальных интересов.
Программа рассчитана на работу с детьми от 3 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой край родной»
г. Оренбург
I. | Целевой раздел части, формируемой участниками образовательных отношений. Программа «Мой край родной » |
1.1 | Пояснительная записка |
1.2 | Цель и задачи реализации Программы |
1.3 | Принципы и подходы к формированию Программы |
1.4 | Планируемые результаты освоения Программы |
II. | Содержательный раздел программы «Мой край родной» |
2.1 | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей |
2.2 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы |
2.3 | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик |
2.4 | Способы и направления поддержки детской инициативы |
2.5 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
III. | Организационный раздел программы «Мой край родной» |
3.1 | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
3.2 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды |
3.3 | Режим дня |
3.4 | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий |
I. Целевой раздел программы «Мой край родной»
1.1 Пояснительная записка
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В настоящее время, когда всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным.
Настоящая Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития нравственно-патриотического воспитания в детском саду и направлена на воспитание патриотизма и формирование представлений о малой родине - Оренбуржье.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы нравственно-патриотического воспитания, так как это период активного развития познавательных и социальных интересов.
Программа рассчитана на работу с детьми от 3 до 7 лет.
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы – формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своему городу, родному краю через знакомство с его историей, природой и достопримечательностями.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- воспитывать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким
- воспитывать у детей чувство патриотизма через знакомство с улицами, достопримечательностями родного города
- воспитывать чувство толерантности через знакомство с народами, проживающими в Оренбуржье, их традициями, обычаями и культурой
- воспитывать бережное отношение к растениям и животным родного края
- воспитывать чувство гордости за знаменитых людей, прославивших Оренбуржье
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
В основу Программы заложены следующие основные принципы:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
6) приобщение детей к социокультурным нормам;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) уважение личности ребенка;
10) реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
В Программе учитываются подходы дошкольного образования.
Аксиологический подход к воспитанию заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде, оказывающей влияние на формирование ценностных ориентаций личности ребенка. При этом объективные ценности мировой, отечественной и народной культур становятся специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности, устойчивыми жизненными ориентирами человека путем перевода их в субъективные ценностные ориентации.
Социокультурный подход образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.
Поскольку элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, то с позиций данного подхода, рассматривается качество специально организованной педагогом деятельности по освоению ребенком культуры как системы ценностей, организации жизни ребенка на уровне культур. В данной связи особое внимание такого образовательного процесса в ДОУ следует уделить степени знакомства детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами).
Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей.
Личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.
- Планируемые результаты освоения Программы
У детей сформировано положительное отношение к малой родине, они хорошо ориентируются в микрорайоне, в котором находится детский сад, дом, в центральных улицах исторической части города.
Дети проявляют интерес, любознательность в процессе экскурсий, проектной деятельности по изучению истории и культуры родного города: геральдике, памятникам, достопримечательностям, используют местоимение «мой» в рассказах о родном городе.
С удовольствием участвуют в коллекционировании, создании мини-музея.
Дети участвуют в социально значимых событиях; переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан.
У детей сформированы представления о культуре, традициях, быте и обычаях народов, населяющих Оренбургскую область, выражают позитивное отношение к жителям города разных национальностей.
Дети знают и различают растения и животных родного края, знакомы с редкими и исчезающими видами, занесёнными в Красную книгу.
Дети знают и называют людей, прославивших Оренбуржье.
Дети отражают свои впечатления о родном городе, рассказывают о достопримечательностях, истории города; изображают яркие события истории города; воплощают события в играх.
II. Содержательный раздел Программы
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей
По задачам и содержанию | По способам решения | ||
Речевое развитие | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о себе, малой родине, а также, составление рассказов о семье, малой родине. | Речевое развитие | использование художественных произведений, народного фольклора |
Познавательное развитие | формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, малой родине, традициях, культуре русского народа и народов родного края, достопримечательностях и природе. Расширение представления о родном городе, названиях улиц, закреплять знания о достопримечательностях города . Подвести детей к пониманию того, что история родного города, региона неразрывно связана с историей России. Знакомство с известными поэтами и писателями, художниками и артистами Оренбуржья. | Познавательное развитие | использование дидактической игры как средства реализации программного материала, использование ИКТ |
Социально- коммуникатив ное развитие | Формирование толерантного отношения к людям разной национальности через знакомство с их культурой, традициями, обычаями, воспитание уважения к старшим, к труду взрослых, побуждать к соблюдению элементарных общепринятых норм и правил поведения | Социально- коммуникативное развитие | Использование народных песен, потешек в режимных моментах, совместной деятельности, развлечениях для расширения представлений о традициях русского народа. |
Художественно- эстетическое развитие | Использование музыкальных и продуктивных видов деятельности для закрепления результатов освоения программного материала | Рисование | Расширять представления детей о творчестве местных художников, познакомить с особенностями народных промыслов региона: Уральской росписи, изделиями из яшмы, узорами Оренбургских пуховых платков. |
Музыка | Расширять представления детей о творчестве композиторов региона, знакомить с произведениями музыкального творчества о родном городе, расширять представления детей о народных культурных традициях | ||
Физическое развитие | Знакомство детей с известными спортсменами Оренбуржья. Развитие игровой деятельности в части народных подвижных игр с правилами, и других видов совместной двигательной деятельности с детьми и взрослых. | Физическое развитие | Использование народных подвижных игр и физических упражнений |
Перспективное тематическое планирование во второй младшей группе
месяц | тема | Ознакомление с окружающим | Вид деятельности | Задачи |
сентябрь | Я и мой детский сад. | Я и мой детский сад. Наш детский сад. Какие мы. Правила нашей жизни. | Ознакомление с окружающим: Беседа: «Мы пришли в детский сад» Д/и: «Кому что нужно для работы», «Назови части тела», «Давайте познакомимся». С/и: «Детский сад» Развлечение «Осень, осень в гости просим» Работа с родителями: Стенгазета «Один день из жизни семьи» | Закреплять и расширять знания детей о себе, своей семье, сотрудниках детского сада, его расположение, адрес, соблюдение правил безопасного поведения в группе и на улице. |
октябрь | Осень. | За овощами в огород. За фруктами в сад. В лес за грибами и ягодами. Осень. | Ознакомление с окружающим: Откуда овощи в магазине. Развитие речи: Фрукты на прилавках магазинов. Аппликация: Заюшкин огород. Лепка: Во саду ли, в огороде. Д/и: «Что растёт на грядке», «Узнай по описанию», «Что где растёт». П/И «Огородная- хороводная» С/и: «Магазин» | Развивать интерес и любовь к родной природе осенью, её красоте, пробуждать эстетические чувства Расширять представления об овощах и фруктах в наших садах и огородах. Учить различать их по внешнему виду. |
ноябрь | Мой город | Улицы моего города. Как вести себя на улице. Мы идём в магазин. Досуг в выходные (библиотека дома, музей ,для чего и как его организовать, театр дома) | Ознакомление с окружающим: «И снова в городе »; «Улица полна неожиданностей». Экскурсия по городу: Достопримечательности родного города. Работа с родителями: фотографии главных достопримечательностей С/и «Шофёры», «Семья», «Магазин» Д/и Что где продаётся | Закреплять у детей названия родного города, улиц, реки, формировать патриотические чувства. Познакомить с достопримечательностями родного города, связанными с детским отдыхом: музей, парк, театр, развлекательный центр для детей. Закреплять правила дорожного движения |
декабрь | Я и моя семья. | Я и моя семья. Наш дом. Зима на участке детского сада. Зимние праздники. | Р/м : Заучивание наизусть стихов о зиме Целевая прогулка: «Зима на участке детского сада» Развитие речи: «Семья». Работа с родителями «Наши семейные праздники», изготовление кормушек для птиц утренник для детей и родителей «Новый год у ворот» Ознакомление с окружающим: «Едем в гости». Рисование: «Праздники в нашей семье», «Зимнее дерево» Аппликация: «Подарки к праздникам родственникам» Д/и: «Правильно – неправильно», «Волшебные слова», «Что надеть зимой» П/и: «Два мороза» С/и: «Семья», «День рождения». | Формировать представления о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть) близких взрослых и детей, способствовать проявлению чувства и привязанности к близким людям. Актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности (игровая, театрализованная, музыкальная, изобразительная, конструктивная, трудовая, коммуникативная). Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой. Формировать умение восхищаться красотой родной природы зимой. |
Январь | Хозяйничаем дома | Мебель. Еда и посуда. Одежда и головные уборы, обувь | Познавательная деятельность: «Как избу строили», «Что хранится в сундуке», Лепка: «Посуда» Аппликация: «Узор на блюде», «Деревянные ложки», Рисование: «Оренбургский пуховый платок» Прослушивание песен: «Прялица», «Крутись, веретёнце». Д/и: «Сказочный дворец», «Укрась избушку узором», «Собери самовар (узор)», «Путаница», «Из чего сделаны», П/н/и : «Клубочек», «Челнок» С/и: «Семья», «Магазин» Работа с родителями: Составление тематических альбомов: «Ремёсла на Руси», «Выставка женского рукоделия», «Жилище русского человека ». | Обогащать первоначальные представления о предметах крестьянского быта ( сундук, кровать, различная посуда, ушат). Формировать первоначальные представления об отдельных элементах русской одежды ( рубаха, сарафан, зипун, валенки, порты, лапти, пуховый платок, паутинка, палантин). Вызвать чувство восхищения красотой национальных костюмов, мастерством уральских пуховязальщиц, прядильщицы воспитывать бережное отношение к предметам быта |
Февраль | Профессии людей моего города | Профессии. Творческие профессии. Папин праздник (роль в семье). Мамин праздник (роль в семье). | Ознакомление с окружающим: «Труд взрослых в родном городе», «Писатели, поэты, художники, музыканты, прославившие наш город», «Наша армия родная» Аппликация: «Подарок для папы (мамы)». Лепка: «Весёлые вертолёты». Развлечение «День защитников Отечества» Рабора с родителями: «утренник для мам», создание альбома «Достопримечательности нашего города» С/и: «Семья», «Магазин», «Транспорт», «Больница», «Театр», «Парикмахер» и др. Драматизация сказки «Репка» Экскурсия в краеведческий музей, к памятникам воинской Славы. Д/и: «Профессии», «Из чего сделано», «Какая моя мама» | Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города: строитель, учитель, врач, кондитер, поэт, музыкант писатель, с профессиями людей, обеспечивающих безопасность других (пожарный, военный). Формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города. Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду. Формировать первичное понимание слова «Родина». Воспитывать интерес к воинам Российской армии, любовь к матери и ко всей своей семье. |
март | Живые обитатели Земли | Дикие звери( в зоопарке). Домашние животные ,домашние любимцы. Птицы. Рыбы, морские и речные обитатели. | Ознакомление с окружающим: «Экскурсия в зоопарк», «Обитатели скотного двора» Рисование с аппликацией «Козочка с козлятами», «Грачи прилетели» Лепка : «Уточка утятами», «Рыбки в аквариуме», «Жаворонки из теста». Д/и: «Кто где живёт», «Ягоды нашего края», «Съедобные и несъедобные грибы», «Домашние и дикие животные», «Чьи припасы» Н/и: «Пастух и стадо», «Горшок», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу», «Золотые ворота». С/р: «Семья»(разучивание колядок, закличек, весенних хороводов) Работа с родителями «Народные весенние праздники» (Вербное воскресение, Пасха, Масленица), альбом «Ой, блины…» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Познакомить с охраняемыми государством и законом животными, птицами, растениями, рыбами, занесёнными в Красную книгу. Закреплять умения наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать первоначальные представления о русских, казахских, татарских, башкирских, украинских, белорусских народных праздниках , связанных с ними традициях, народных играх, устном народном творчестве, обучать способам практического применения знаний о национальной культуре в разных видах деятельности. Формировать навыки исполнения народных песен, плясок, хороводов, игр во время праздников |
апрель | Весна | Весеннее пробуждение природы. Насекомые или шестиногие малыши. Сажаем растения. Откуда хлеб пришёл. | Ознакомление с окружающим: «В окно повеяло весною», «Огород на окне», «Откуда хлеб пришёл» Целевая прогулка: «Весна на участке детского сада» Аппликация: «Воробьи в лужах». «Ромашка и бабочка» Рисование «Степь весной » Д/и «Что надеть зимой (весной, осенью, летом)», «Чей хвост, чья голова », «Когда это бывает», «Что растёт на грядке » | Расширять представления детей о характерных признаках весны, об образе жизни насекомых и растений, красоте степной зоны, во время цветения тюльпанов, колокольчиков, труде людей в селе в весеннее время .Познакомить детей с тем , как выращивали хлеб в старину и сейчас. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, бережное отношение к хлебу. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе, закреплять умение соблюдать правила безопасности при прогулках на природе. |
май | Что мы знаем и умеем | Транспорт. Мой календарь. Что мы знаем и умеем. «У солнышка в гостях». (Про все времена года) Что мы знаем и умеем. | Ознакомление с окружающим: Транспорт родного города. Прогулка по городу «Транспорт родного города» Д/и «Профессии», «Времена года», «Из чего сделано», «Светофор» С/и «Семья», «Шофёры», «Больница» | Закреплять названия видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать патриотические чувства, представления о том, что такое малая Родина. |
Перспективное тематическое планирование в средней группе
месяц | тема | Ознакомление с окружающим | Вид деятельности | Задачи | |
сентябрь | Я и мой детский сад. | Я и мой детский сад. Наш детский сад. Какие мы. Правила нашей жизни. | Ознакомление с окружающим: Беседа: «Мы пришли в детский сад» Д/и: «Кому что нужно для работы», «Назови части тела», «Давайте познакомимся». С/и: «Детский сад» Развлечение «Осень, осень в гости просим» Работа с родителями: Стенгазета «Один день из жизни семьи» | Закреплять и расширять знания детей о себе, своей семье, сотрудниках детского сада, его расположение, адрес, соблюдение правил безопасного поведения в группе и на улице. | |
октябрь | Осень. | За овощами в огород. За фруктами в сад. В лес за грибами и ягодами. Осень. | Ознакомление с окружающим: Откуда овощи в магазине. Развитие речи: Фрукты на прилавках магазинов. Аппликация: Заюшкин огород. Лепка: Во саду ли, в огороде. Д/и: «Что растёт на грядке», «Узнай по описанию», «Что где растёт». П/И «Огородная- хороводная» С/и: «Магазин» | Развивать интерес и любовь к родной природе осенью, её красоте, пробуждать эстетические чувства Расширять представления об овощах и фрукта, выращивающих в наших садах и огородах. Учить различать их по внешнему виду, устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода. | |
ноябрь | Мой город | Улицы моего города. Как вести себя на улице. Мы идём в магазин. Досуг в выходные ( библиотека дома, музей ,для чего и как его организовать, театр дома) | Ознакомление с окружающим: «И снова в городе »; «Улица полна неожиданностей». Экскурсия по городу: Достопримечательности родного города. Работа с родителями: «Экскурсия в городской музей» Конструирование: «Дом,в котором мы живём» С/и «Шофёры», «Семья», «Магазин» Д/и Что где продаётся | Закреплять у детей названия родного города, улиц, реки, формировать патриотические чувства. Познакомить с достопримечательностями родного города, связанными с детским отдыхом: музей, парк, театр, развлекательный центр для детей. Закреплять правила дорожного движения | |
декабрь | Я и моя семья. | Я и моя семья. Наш дом. Зима на участке детского сада. Зимние праздники. | Р/м : Заучивание наизусть стихов о зиме Экскурсия на открытие городской елки Целевая прогулка: «Зима на участке детского сада» Развитие речи: «Семья». Работа с родителями «Наши семейные праздники», изготовление кормушек для птиц утренник для детей и родителей «Новый год у ворот» Ознакомление с окружающим: «Едем в гости». Рисование: «Праздники в нашей семье», «Зимнее дерево» Аппликация: «Подарки к праздникам родственникам» Д/и: «Правильно – неправильно», «Волшебные слова», «Что надеть зимой» П/и: «Два мороза» С/и: «Семья», «День рождения». | Формировать дифференцированные представления о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть) близких взрослых и детей, способствовать проявлению чувства и привязанности к близким людям. Актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности (игровая, театрализованная, музыкальная, изобразительная, конструктивная, трудовая, коммуникативная). Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой. Формировать умение восхищаться красотой родной природы зимой. | |
Январь | Хозяйничаем дома | Мебель. Еда и посуда. Одежда и головные уборы, обувь | Познавательная деятельность: «Как избу строили», «Что хранится в сундуке», Лепка: «Посуда» Аппликация: «Узор на блюде», «Деревянные ложки», Рисование: «Оренбургский пуховый платок» Прослушивание песен: «Прялица», «Крутись, веретёнце». Д/и: «Сказочный дворец», «Укрась избушку узором», «Собери самовар (узор)», «Путаница», «Из чего сделаны», П/н/и : «Прялица», «Клубочек», «Челнок» С/и: «Семья», «Магазин» Работа с родителями: Составление тематических альбомов: «Ремёсла на Руси», «Выставка женского рукоделия», «Жилище русского человека ». | Обогащать первоначальные представления о предметах крестьянского быта ( сундук, кровать, различная посуда, ушат). Формировать первоначальные представления об отдельных элементах русской традициональной одежды ( рубаха, сарафан, зипун, валенки, порты, лапти, пуховый платок, паутинка, палантин). Вызвать чувство восхищения красотой национальных костюмов, мастерством уральских пуховязальщиц, прядильщицы воспитывать бережное отношение к предметам быта | |
Февраль | Профессии людей моего города ( села) | Профессии. Творческие профессии. Папин праздник (роль в семье). Мамин праздник (роль в семье). | Ознакомление с окружающим: «Труд взрослых в родном городе (селе)», «Писатели, поэты, художники, музыканты, прославившие наш город», «Наша армия родная», Художественная литература: «Чем пахнут ремёсла?» Джанни Родари, «Что могут солдаты?» Я Длуголенский, «Пограничники» С. Маршак, «Наши мамы» Е. Благинина Аппликация: «Подарок для папы (мамы)». Лепка: «Весёлые вертолёты». Развлечение «День защитников Отечества» Рабора с родителями: «утренник для мам», создание альбома «Достопримечательности нашего города» С/и: «Семья», «Магазин», «Транспорт», «Больница», «Театр», «Парикмахер» и др. Драматизация сказки «Репка» Экскурсия в краеведческий музей, к памятникам воинской Славы. Д/и: «Профессии», «Из чего сделано», «Какая моя мама» | Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города: строитель, учитель, врач, кондитер, поэт, музыкант писатель, с профессиями людей, обеспечивающих безопасность других (пожарный, милиционер, военный). Формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города. Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду. Формировать первичное понимание слова «Родина». Воспитывать интерес к воинам Российской армии, любовь к матери и ко всей своей семье. | |
март | Живые обитатели Земли | Дикие звери ( в зоопарке). Домашние животные ,домашние любимцы. Птицы. Рыбы, морские и речные обитатели. | Ознакомление с окружающим: «Экскурсия в зоопарк», «Обитатели скотного двора»,«Бузулукский заповедник (бор)», Знакомство с Красной книгой. Художественная литература: «Козлята и волк» сказка в обр. К.Д.Ушинского, «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. Чарушина Рисование с аппликацией «Козочка с козлятами», «Грачи прилетели» Лепка : «Уточка утятами», «Рыбки в аквариуме», «Жаворонки из теста». Д/и: «Кто где живёт», «Ягоды нашего края», «Съедобные и несъедобные грибы», «Домашние и дикие животные», «Чьи припасы» Н/и: «Пастух и стадо», «Горшок», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу», «Золотые ворота». С/р: «Семья»(разучивание колядок, закличек, весенних хороводов) Работа с родителями «Народные весенние праздники» (Вербное воскресение, Пасха, Масленица), альбом «Ой, блины…» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Познакомить с охраняемыми государством и законом животными, птицами, растениями, рыбами, занесёнными в Красную книгу. Закреплять умения наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать первоначальные представления о русских, казахских народных праздниках , связанных с ними традициях, народных играх, устном народном творчестве, обучать способам практического применения знаний о национальной культуре в разных видах деятельности. Формировать навыки исполнения народных песен, плясок, хороводов, игр во время праздников | |
апрель | Весна | Весеннее пробуждение природы. Насекомые или шестиногие малыши. Сажаем растения. Откуда хлеб пришёл. | Ознакомление с окружающим: «В окно повеяло весною», «Шестиногие малыши», «Огород на окне», «Откуда хлеб пришёл» Целевая прогулка: «Весна на участке детского сада» Художественная литература: «Звездолётчики» В. Бороздин. Аппликация: «Воробьи в лужах». «Ромашка и бабочка» Конструирование из бумаги: «Лодочка» Рисование «Степь весной (по мокрому)», Д/и «Что надеть зимой (весной, осенью, летом)», «Чей хвост, чья голова », «Когда это бывает», «Что растёт на грядке » | Расширять представления детей о характерных признаках весны, об образе жизни насекомых и растений, красоте степной зоны, во время цветения тюльпанов, колокольчиков, труде людей в селе в весеннее время .Познакомить детей с тем , как выращивали хлеб в старину и сейчас. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, бережное отношение к хлебу. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе, закреплять умение соблюдать правила безопасности при прогулках на природе. | |
май | Что мы знаем и умеем | Транспорт. Мой календарь. Что мы знаем и умеем. «У солнышка в гостях». (Про все времена года) Что мы знаем и умеем. | Ознакомление с окружающим: Транспорт родного города. Времена года. (работа с календарём) Прогулка по городу «Транспорт родного города» Д/и «Профессии», «Времена года», «Из чего сделано», «Светофор» С/и «Семья», «Шофёры», «Больница» | Закреплять названия видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать патриотические чувства, представления о том, что такое малая Родина. |
Перспективное тематическое планирование в старшей группе
Месяц | Тема | Программные задачи | Виды деятельности | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ | Кто я | Закреплять представления детей о родственных связях. Воспитывать привязанность ребёнка к семье, углублять представления о семье, о том где работают родители. Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей. Приобщать к различным национальным культурам | Ознакомление с окружающим: «Все семьи разные», «Мама, папа, я - вместе дружная семья», «Слово «мама» на разных языках» | Изготовить альбом «Традиции нашей семьи» Составление фотоальбома «Моя родословная» |
ОКТЯБРЬ | Родная страна Мой любимый город. | Формировать представление о родном городе – красавце, труженике, о его достопримечательностях, памятных местах, уютных уголках. Воспитывать гордость за то, что ты – житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города | Рассказ воспитателя с использованием мультимедиа. Целевая прогулка: «Мой дом» Рисование «Золотая осень в Оренбурге». Ручной труд «Подарки родному городу», «Моя улица» П/и: «Замри», «Жмурки», «Баба – Яга – костяная нога» Д/и: «Откуда хлеб пришёл», «С какого дерева листок» С/р: « Путешествие по улице» (Игровой сюжет: Туристы из другого города приехали на экскурсию. Экскурсовод показывает им достопримечательности города, рассказывает о них. | Субботник по благоустройству территории детского сада. |
НОЯБРЬ | Путешествие по родной Земле Знакомство с географической картой Оренбургской области. | Дать понятие об особом рельефе Оренбургской области (равнины и горы), развивать умение ориентироваться по карте, находить некоторые города, познакомить с растительным и животным миром. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, умение вести себя по отношению к природе: не ломать деревья и кусты, не оставлять в местах отдыха мусор. | Путешествие по карте Оренбургской области. Составление карты – схемы детского сада. Ознакомление с окружающим: «Район, в котором ты живёшь» Ручной труд: «Лебеди на озере», «Зайчик на полянке». Д/и: «Назови (найди) по описанию»(комнатные растения), «По земле, по воде, по воздуху» П/и: «На горе – то калина», «Лиса и козы» С/р: «Транспорт», «Путешествие в другую страну» | Посещение историко –краеведческого музея |
ДЕКАБРЬ | Путешествие зимы Знакомство с растительным и животным миром Оренбургской области | Продолжать знакомить детей с растительным и животным миром Оренбургской области, расширять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях, расширять знания детей о растительном и животном мире. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. | Рассказ воспитателя с использованием видеоматериалов. Моя математика: «Большие и маленькие», Ручной труд: «Птицы и животные». Аппликация: «Ёлка (объёмная)» П/и: «Затейники», «Горелки», «Охотники и зайцы», «Волк во рву». Д/и: «Дикие животные», «Домашние животные», «Ассоциации». С/р «Экскурсоводы» | Создание библиотеки о растительном и животном мире. |
ЯНВАРЬ | Кто я Зимующие и перелетные птицы Оренбургской области | Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках, об особенностях их поведения, их взаимоотношений; способствовать проявлению интереса к семейным делам; содействовать становлению способов бесконфликтного поведения в семье. Уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах смешанных лесов, условиях их жизни; роли человека в жизни зимующих птиц. | Познаю себя: «Моя родословная» Ч/х-л «Кто кому кто?» Я Акима Беседа о зимующих и перелетных птицах Оренбургской области. Экскурсия в парк Рисование «Как розовые яблоки, на ветках снегири». Лепка «Птичья столовая». Викторина «Что ты знаешь о птицах?». П/и: «Два мороза», «Гори, гори ясно!», «Воевода с мячом» Д/и: «Найдите и покормите птиц», «Каждую птицу на своё место» С/р «Детский сад», «Почта» |
Акция «Покормите птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц. |
ФЕВРАЛЬ | Столица России Наша область в годы войны. Славные сыны Оренбуржья. | Формировать представление дошкольников о событиях Великой Отечественной войны, военных действиях, защитниках города. Познакомить с помощью фотографий и видео слайдов с памятными местами города (Вечный огонь, мемориал, памятник солдату – освободителю, аллея памяти) Воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу. На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории, патриотические чувства | Рассказ с использованием слайдов и фотографий, экскурсия в галерею «Славные сыны Оренбуржья». Ручной труд Изготовление поделок для ветеранов Великой Отечественной войны. | Фотостенд «Спасибо деду за Победу!» Конкурс рисунков «Так сражались наши деды» |
МАРТ | Знакомство с народно-прикладным искусством народов, населяющих наш край. | Познакомить детей с народно-прикладным искусством народов, населяющих наш край – вышивкой, росписью. Дать представление о традициях уральского быта, воспитывать интерес к произведениям народного искусства | Посещение мини-музея быта. Рисование «Украсим костюмы артистам Оренбургского казачьего хора». Лепка «Украсим национальным уральским орнаментом». Рассказ с использованием слайдов и фотографий о народах Оренбуржья Чтение и инсценирование народных сказок | Пополнение экспозиции мини-музея предметами старины: посудой, вышивкой. |
АПРЕЛЬ | Откуда хлеб пришел? Оренбуржье – житница России. Космонавты Оренбуржья. | Формировать представление о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого люди не могут обходиться, о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии, о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города, раскрыть понятие «Оренбуржье – житница России». Воспитывать гордость за свою малую Родину, уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей и т.д), бережное отношение к хлебу. Расширять представления детей о космических полетах, обобщить имеющиеся у них знания и представления о космосе. Закреплять знания о том, что первым космонавтом был Ю.А.Гагарин. Познакомить с космонавтом, погибшим в посёлке Комарове Воспитывать гордость за народ. | Интегрированное занятие с использованием слайдов, аудиозаписей. «Откуда хлеб пришёл» Рисование «Богатый урожай – наш каравай». Лепка «Калач», «Хлебобулочные изделия» (соленое тесто). «Бабушкины пряники» ( лепка из сдобного теста). Режимные моменты: «Рассматривание альбома про город Ясный»Беседа с использованием мультимедийной установки. Ручной труд «Жаворонки-веснянки». Рисование «Освоение космоса». | Организация книжной выставки «Человек в космосе». Конкурс макетов космических и летательных аппаратов «Лети, лети, ракета…». |
МАЙ | Таланты Оренбуржья (поэты, писатели, художники, артисты, спортсмены) | Расширять знания детей о своем городе, интересных людях, живущих в нем. Знакомить с фольклорным, музыкальным и литературным наследием народного творчества. Воспитывать чувство гордости за малую родину, желание познавать и возрождать лучшие традиции народов Оренбуржья | Встреча с интересными людьми. Чтение художественной литературы: Заучивание стихов об Оренбурге, природе. Ручной труд «Кукла оберег» - изготовление игрушки Рисование «Подсолнухи» по стихотворению Ю.Белякова «Это Родина моя». | Выставка литературы оренбургских поэтов, писателей, репродукций картин оренбургских художников. |
Перспективное тематическое планирование в подготовительной группе
Месяц | Тема | Программные задачи | Виды деятельности | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ | История возникновения Оренбуржья, возникновение имен и фамилий на Урале. | Продолжать знакомить с историческим прошлым Оренбуржья. Дать представления об основном населении Оренбуржья. Расширять представления детей о первом населении Продолжать знакомить с историей жизни народов, населяющих наш край, дать представление о возникновений имен и фамилий. Воспитывать интерес к истории жизни казачества. | Рассказ воспитателя. Ручной труд «Оренбургская изба (хата) курень». Лепка конструктивным способом «Лошадки и барашки». | Составление генеалогического дерева, написание родословной. Выставка «Герб семьи». |
ОКТЯБРЬ | Особый характер рельефа, животный и растительный мир Оренбургского края, знакомство с Красной книгой. | Закреплять представления об особом характере рельефа, многообразий животного и растительного мира, приспособлении диких животных к жизни в природных условиях. Познакомить с Красной книгой Оренбургской области. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. | Путешествие по картам и атласам. Лепка – экспериментирование с художественными материалами «Пернатые, мохнатые, колючие» . | . |
НОЯБРЬ | Климатические условия (фактор экологического развития), почве, полезные ископаемые. | Познакомить с видами почв (чернозем, суглинистые, песчаные). Дать представление о климатических условиях. Через эксперименты с почвой закреплять представления о ее свойствах. Дать понять о полезных ископаемых: стройматериалы, горючие ископаемые соль, песок, камень, известь, цемент). Развивать познавательные способности. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание беречь и приумножать его богатства. | Путешествие по картам. Рассказ воспитателя с использованием мультимедийной установки. Проведение опытов по выявлению свойств почвы и полезных ископаемых. | Выставка совместных поделок «Подарки с грядки». Вечер знаний «мы – юные исследователи». |
ДЕКАБРЬ | Больницы и санатории города | Познакомить с больницами и санаториями Рассказать об их значении в укреплении здоровья людей. | Беседа с использованием видеослайдов, буклетов. Аппликация «Наш город» Рисование «Деревья в нашем парке». | Альбом «Если хочешь быть здоров» |
ЯНВАРЬ | Рождественские посиделки. Храмы Оренбуржья. | Продолжать знакомить детей с народными праздниками и обрядами. Духовно обогащать детей через участие в народных праздниках, поддерживать интерес к прошлому и настоящему. Расширять представления детей о духовном наследии. Воспитывать любовь к своей Родине. | Беседа «Храмы и церкви Оренбуржья» Развлечение «Пришла коляда накануне Рождества». Ручной труд «Ангел». | Рождественские посиделки с родителями. |
ФЕВРАЛЬ | Масленица | Продолжать знакомить детей с народными праздничными обрядами, упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной зависимости, воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания. | Развлечение «Масленица широкая». Рисование «Лубочные картинки». Ручной труд «Кукла-пеленашка». Развлечение «Широкая масленица» | Чайная гостиная «Как на масленой неделе блины по небу летели…». |
МАРТ | Развитие промышленности и ремёсел на Оренбургской земле ( газ, нефть,асбест, пуховязание изделий из яшмы.) | Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа в прошлом и настоящем. Дать представление о добыче газа, асбеста, яшмы, пуховязании на Оренбургской земле. | Беседа «От козы до платка». Ручной труд «Лоскутное одеяло». Экспериментирование с фольгой – «Наша кузница». Плетение из лент - коврик «Солнышко». | Посещение музея. Сбор коллекции полезных ископаемых, изделий из яшмы, пуха. |
АПРЕЛЬ | Праздник Пасхи в области. | Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Духовно обогащать детей через участие в народных праздниках, поддерживать интерес к прошлому и настоящему. Расширять представления о духовном наследии. | Беседа Знакомство с элементами росписи пасхальных яиц. Ручной труд «Пасхальный голубок». Панно «Дерево жизни». | Выставка пасхальных яиц. |
МАЙ | «Оренбуржье – ты наша Родина». | Уточнить, расширить и закрепить знания детей об Оренбургской области, о родном городе. Продолжать знакомить детей с развитием в наши дни, его достижениями и богатствами, городами и селами. Активизировать познавательную деятельность ребенка, умение понимать непрерывную связь «прошлое-настоящее». | КВН «Знатоки природы». Викторина «Что мы знаем об Оренбуржье». Тестопластика «Румяные заплетушки». Конструирование из проволоки «Соломенный бычок». | Экскурсия по городу, в парк отдыха. |
2.2 Перечень вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Программа «Мой край родной» | |||
формы работы | способы | методы | средства |
Групповая, подгрупповая, со сверстниками, совместная деятельность взрослых с детьми, самостоятельная деятельность | игровая ситуация, беседа, показ способа действий, народная игра, экспериментирование наблюдение, слушание, пение, игра-драматизация, инсценирование | игровой, наглядный, практический, чтение, беседа, показ использование видео опыт, создание ситуации | фонограммы, видеоматериал, образцы народного творчества: потешки, пестушки, загадки, народные игры, песни, хороводы, атрибуты праздников, музыкальные инструменты, картотека народных игр |
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.
Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий.
В ходе реализации Программы организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Совместная игра воспитателя и детей направлена на обогащение содержания народных и подвижных игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования
- применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки.
Литературная гостиная — форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, тематические музыкальные и литературные досуги.
Коллекционирование - опосредованное обучение является одним из важных элементов, составляющих педагогическую технологию, которая разработана для программы. В процессе познавательного общения ребенка с интересным собеседником, во время экскурсий, наблюдений, событий повседневной жизни, во время содержательного досуга расширяется кругозор ребенка.
2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы
Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка выступает как один из признаков современной модели образовательного процесса и выражается:
- в педагогически целесообразном применении воспитывающих и обучающих воздействий педагога на детей;
- в организации педагогом игровых, познавательных и проблемных ситуаций, ситуаций общения, обеспечивающих взаимодействие детей между собой;
- в создании атмосферы эмоционального позитива, одобрения и подчеркивания положительных проявлений детей по отношению к сверстнику
- взаимодействию с ним;
- в организации комфортного предметно - игрового пространства, обеспечивающего удовлетворение игровых, познавательных, коммуникативных, эстетических, двигательных потребностей, инициацию наблюдения и детского экспериментирования.
2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Задачи и содержание работы
Вызвать интерес у родителей к совместной деятельности по патриотическому воспитанию детей. Объединить усилия с целью создания единых принципов воспитания и развития на основе общности цели и содержания по приобщению детей к национально-культурным традициям Оренбургского края.
Формы работы
- совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
- творческие встречи
- консультации, беседы
- открытые музыкальные занятия для родителей
- создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
III. Организационный раздел
3.1 Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические и ИКТ.
В группах имеются следующие технические средства обучения и воспитания: магнитофоны, телевизор, ноутбук, проектор.
Методические материалы для реализации программы:
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015;
- Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
3.2 Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
Созданная в группах предметно – развивающая среда отвечает следующим характеристикам:
1. Содержательная насыщенность – обеспечивается наличием методической литературы, пособий. Организация образовательного пространства обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами – бумагой, пластилином, сыпучими материалами.
- двигательную активность в играх, плясках, хороводах, инсценировках.
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением.
2. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, потребностей проведения игры, развлечения.
3. Вариативность среды обеспечивается наличием спокойной, активной, рабочей зоны, а также разнообразием игрушек, наглядных пособий.
4. Доступность среды определяет возможность свободного доступа для воспитанников всех зон группы, музыкальных, инструментов, игрушек, пособий.
5. Безопасность предметно – пространственной среды определяется соответствием всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Для реализации программы в группах организованы уголки патриотического воспитания, в которых размещены:
- дидактические и наглядные пособия;
- современные ТСО;
- методическая литература;
- репродукции картин;
- картинки с различными видами войск и Защитников Отечества;
- фотоальбомы «Мой город»; «Моя семья»;
- художественная литература;
- аудиозаписи с песнями военных лет;
- карты, атлас Оренбургской области;
- символика Оренбургской области, города Оренбурга, глобус и т.д.
3.3 Режим дня
Программа «Мой край родной » реализуется в
- в ходе режимных моментов,
- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности и во взаимодействии со взрослыми и сверстниками,
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
при реализации программы «Мой край родной» в качестве традиционных определены следующие мероприятия:
- проведение праздника «Я – сын своего народа» с участием родителей
- проведение конкурса «Супермама»
- проведение квн, викторин об Оренбурге
- организация тематических выставок рисунков и поделок, приуроченных к праздничным датам.
Такие мероприятия и праздники с большим удовольствием принимаются детьми и родителями.
Кроме того, в каждой группе проводится работа по созданию своих традиций, среди которых можно выделить следующие:
- «Отмечаем день рождения». Цель традиции: развивать у детей способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе. Дети вместе с воспитателем поздравляют именинника, поют ему «Каравай», в средних и старших группах – каждый ребенок говорит имениннику пожелание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"
Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников с природными богатствами Я...
Авторская программа "Мой край родной - далёкий, близкий"
Наше дошкольное образовательное учреждение находится в сельской местности, поэтому народная культура нам близка, понятна и интересна. Мы хотим воспитать наших детей так, чтобы они, уважали...
Программа "Мой край родной"
История Архангельска и Цигломени...
Программа "Мой край родной"
История Архангельска и Цигломени...
Парциальная программа "Наш край родной"
Программа по ознакомлению детей с родным краем, его традициями, обычаями. Рассчитана для детей от 3 - 7 лет, разработана в соответствии с ФГОС, с учетом возрастных особенностей детей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Данная рабочая программа разработана для воспитанников 2 младшей группы...
Авторская программа "Шербакульский край родной"
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение д...