Педагогический проект «Как жили наши предки» (история русского быта)
проект (старшая группа)
Педагогический проект
«Как жили наши предки»
(история русского быта)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_izba.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №58 «БЕЛОЧКА»
Педагогический проект
«Как жили наши предки»
(история русского быта)
Автор:
Сикорская И. С.
Г. О. МЫТИЩИ
2021г.
Педагогический проект «Русский быт в старину»
Вид проекта: Долгосрочный, творческий.
Участники проекта: Воспитатели и дети старшей логопедической группы «Радуга», логопед, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 – май 2021 года.
Актуальность проекта
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем, актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием, приобретает чрезвычайную значимость.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели».
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи, образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.
Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Постановка проблемы
Работая в группе, мы заметили, что дети испытывают трудности в рассказах о своей семье, семейных традициях; имеют нечеткие представления о символике Российской Федерации; демонстрируют низкий уровень знаний о своей родине, истории и культуре своего народа; нравственными идеалами являются мультяшные герои (Черепашки-Ниндзя, Том и Джерри, Шрек и т. п.); не все дети умеют общаться друг с другом, участвовать в сюжетно-ролевых играх; некоторые проявляют склонность к враждебности, агрессии, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А ведь именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Мы решили для формирования духовно-нравственных качеств наших воспитанников использовать доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства: путешествие во времени к истокам истории нашего народа, истокам русской народной культуры.
Одной из задач по духовно - нравственному воспитанию является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте, обычаях, играх, пословицах, приметах и даже сказках.
Работа в этом направлении потребовала организации особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, погружения детей в атмосферу старины. Было принято решение изготовление макета «Русская изба» с двором и хозяйством.
Проект ориентирован на духовно-нравственное развитие участников образовательного процесса.
Основная идея:
Знакомство с истоками своего народа, его историей и культурой – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, чему радовались и о чем печалились - раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Цель проекта:
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников, расширение кругозора, обогащение речи, воспитание патриотизма на основе изучения исторических культурных традиций своего народа.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, убранством, одеждой наших предков.
2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие, милосердие).
5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
6. Привлечь родителей в воспитательно — образовательный процесс.
7. Создать макет русской избы с двором и хозяйством , привлекая родителей.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, к культуре и быту предков;
- формирование чувств национального достоинства;
- успешная социализация каждого ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.
Для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Методы реализации проекта.
1.Наглядно-действенный метод:
- просмотр сказок, чтение русских народных сказок;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- воплощение впечатлений детей в творческих занятиях.
2.Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях после экскурсий, поделках, предметах старины, сохраненных в семье;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- рассказывание сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- проведение разнообразных народных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
Интеграция образовательных областей.
Реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Этапы работы:
1этап, сентябрь. Подготовка к запуску проекта.
1. Изучение литературы по теме.
2. Диагностика знаний детей о русской культуре и быте.
3. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье.
4. Беседы с детьми о русском народном творчестве.
5. Подготовка презентаций по народным промыслам.
6. Видеоэкскурсия в музей русского быта.
7. Подбор соответствующей детской литературы.
8. Подготовка материалов для продуктивной деятельности.
9. Привлечение родителей к созданию макета и мини-музея старины в группе.
2этап, октябрь. Начало реализации проекта:
1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен,
русских народных игр.
3. Чтение русских народных сказок.
4. Презентация «Дымковская игрушка». НОД (рисование) «Дымковская Барышня».
Ноябрь.
- Сбор материала для минимузея предметов старины в группе.
- Чтение русских народных сказок.
- Постановка спектакля с участием детей «Колобок».
- Презентация «Филимоновская свистулька». НОД (Рисование пластилином) «Лошадка – свистулька».
- Презентация «Золотая хохлома». НОД (Рисование) «Хохломская ложка».
- Рассказы детей о предметах старины, принесенных для музея.
- Русские народные игры на прогулке.
Декабрь.
- Начало изготовления макета русской избы.
- Беседа о жизни людей в старые времена. Показ видеоэкскурсии в музей русского быта.
- Конструирование «Русская печка» из картона. Роспись печки карандашами и фломастерами.
- Презентация «Голубая сказка – Гжель». НОД (рисование) «Кувшинчик – петушок».
- Чтение русских народных сказок.
- Настольный театр «Заюшкина избушка».
- Беседа «Откуда к нам пришло Рождество и Новый год?»
- Мастер-класс с родителями «Елочная игрушка» (изготовление елочной игрушки).
- Зимние народные забавы на прогулке.
Январь.
- Продолжение изготовления макета русской избы.
- Беседы об убранстве и предметах быта в старину: русская печь, чугуны, деревянная посуда, самовар, лавки, полати, половики, лучина, свеча, прялка, веретено, ухват, кочерга, красный угол, люлька, сени, ушат, корыто.
- Беседа – театрализация «Гости в горнице». (Гостеприимство, хлебосольство, народные запевки, традиции чаепития). «Не красна изба углами, а красна пирогами».
- Презентация «Русская матрешка». Рисование «Матрешка».
- НОД «Дымковская лошадка» (лепка).
- Чтение народных сказок.
- Беседа о Рождестве. Разучивание калядок.
- Выставка книжек – самоделок «Моя любимая сказка» (работа с родителями).
Февраль.
- Продолжение изготовления макета русской избы.
- Беседа «Русский народный костюм». Презентация.
- НОД (рисование) «Народный костюм» (мужчина и женщина в народном костюме).
- Чтение русских народных сказок. Разучивание потешек, поговорок, пословиц. Разгадывание загадок.
- Беседы: «Выйду из избы во двор» (ставни, колодец – журавль, колодец с воротом, крыльцо, скотный двор, птичник, сарай, поленница, дрова, чурочка, калитка, засов, щеколда, свинарник, стоило, коровник, конюшня, курятник, насест, выгон, околица).
- Настольный театр «Теремок».
- Драматизация сказки «Репка» с участием детей.
- Просмотр сказок «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди», «Мороз Иванович», «Два мороза».
- Конструирование «Сундучок» из картона. Роспись карандашами и фломастерами.
Март.
- Завершение изготовления макета русской избы.
- Беседы об уважительном и бережном отношении детей к родителям, дедушкам и бабушкам.
- Рассказы детей «Как я помогаю дома».
- Презентация «Городецкая роспись». Рисование «Городецкие узоры».
- Беседа – презентация «Какие были игрушки».
- Мастер- класс для родителей с детьми «Игрушки – закрутки».
- Прослушивание, обсуждение и разучивание народных колыбельных песен.
- Беседа «Что такое Масленица». Разучивание закличек. Участие в народных масленичных гуляньях.
- Чтение русских народных сказок.
Апрель.
- Беседа «Что такое оберег?» Народные поверья.
- Мастер-класс для родителей с детьми «Изготовления оберега в дом».
- Русские народные инструменты. Знакомство.
- Создание оркестра русских народных инструментов на музыкальных занятиях.
- Беседа «Что за праздник Пасха». Аппликация «Пасхальное яичко».
- Русские народные игры на прогулке.
- Чтение сказок.
Май. Заключительный этап.
Презентация проекта.
Участие в конкурсе «Каллейдосскоп».
Используемая литература:
1. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
2. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
3. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
4. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
5. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
6. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
7. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
8. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004 – 128 с.
9. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Как жили наши предки"
Проект разработан для детей подготовительной группы с целью воспитания нравственно-патриатических чувств через ознакомление с жизнью наших предков. Содержит цели, задачи, краткое содержание и системну...
Проект на тему: «Как жили наши предки» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития (ЗПР).
Актуальность организации педагогами проекта «Как жили наши предки», обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают...
Проект "Как жили наши предки"
Проект "Как жили наши предки"...
Познавательно-исследовательский проект «Как жили наши предки»
Изучение истории родного края расширяет и обогащает знания дошкольников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская изба." для детей подготовительной группы.
Цель: приобщение детей к русской народной культуре, изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи: способствовать формированию знаний о культуре, быте, обычаях русского народа....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская печь." для детей подготовительной группы.
Цель : приобщение детей к русской народной культуре,развитие интереса к прошлому, изучение быта русского народа.Задачи : познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; прививать любовь к с...