Проект «Так жили наши предки»
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» с. Мамонтово
Проект
«Так жили наши предки» на 2021 –2022 учебный год
Авторы проекта:
Ядыкина В.А.
Жигальцова О.Н.
Соавтор проекта:
Горбатовских А.Г.
с. Мамонтово 2021 год
Краткая аннотация проекта:
Данный проект направлен на нравственно - патриотическое воспитание детей разной возрастной категории от 3 до 7 лет в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры, к ценностям, традициям, истории, искусству своего народа, и знакомству с традициями и играми других национальностей, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.
Цель проекта
Внедрить в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию нашего народа.
На этапе осуществления проекта решается проблема сохранения и изучения детьми дошкольного возраста культурно - исторического наследия, нравственно - патриотического воспитания через организацию образовательно-воспитательного процесса в помещении, оборудованном в стиле «Русская изба».
Реализация проекта осуществляется по двум направлениям: дети, педагоги ДОУ. По каждому направлению определены задачи способствующие достижению общей цели.
В проекте указаны методы, формы, условия, план и сроки его реализации.
Участники проекта дошкольники 3-7 лет и педагоги детского сада.
Реализовывать проект будет группа педагогов ДОУ, в состав которой войдут: педагог-психолог, музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели.
Актуальность проблемы
В нашем детском саду, силами воспитателей Ядыкиной В.А. и Жигальцовой О.Н. помещение было оборудовано в стиле русской избы, и велась работа по проекту «Так жили наши предки». После проведения проекта 2019 – 2020 учебном году было решено продлить работу по данному проекту.
Одним из приоритетных направлений организации воспитательно – образовательной деятельности в ДОУ является нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Но как показал опыт работы , занятия направленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к знакомству с традициями и жизнью русского народа имеют мало наглядного материала.
К тому же выяснилось, что у детей недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, связанные с привязанностью к родному краю, своей родине. Дети слабо ориентируются в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре, не испытывают потребности использовать данные знания и умения на практике.
В настоящее время, при разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание уделяется проблеме приобщения детей к русской культуре. Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, развиваются чувства принадлежности к мировому сообществу. Одной из задач духовно - нравственного воспитания является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
С целью оптимизации образовательного процесса по приобщению детей к русской народной культуре, нравственно-патриотического воспитания разработан данный проект и продолжена работа в данном направлении.
Цель и задачи проекта
Цель: Повышение качества работы дошкольного учреждения по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре и быту.
Задачи:
1.Повышать профессиональный уровень и творческую активность педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.
2. Познакомить детей младшей группы с избой - жилищем крестьянской семьи, с ее устройством на основе собранных предметов старины.
3.Познакомить с их многообразием, названиями и назначением. Прививать интерес к предметам русской старины.
4.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
5. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками и играми.
6. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в совместных с взрослыми народных праздниках, играх.
7. Формировать художественно - эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
8. Воспитывать нравственно - патриотические чувства детей через совместную познавательную и творческую деятельность.
Обоснование актуальности проекта
Одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре своего народа. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Особую актуальность приобретает принятие законопроекта «О патриотическом воспитании граждан РФ».
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Погрузить детей в атмосферу старины способствует обстановка русской избы.
Предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление об истории и культуре русского народа. Он должен способствовать самообразованию педагогов и быть стимулом к взаимодействию взрослых и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания культурного наследия нашего народа.
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ д/с «Радуга» с. Мамонтово по трём направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:
- с детьми - в различных видах деятельности, (в совместной и самостоятельной деятельности);
- с педагогами – презентация опыта работы;
Методы и средства реализации проекта:
Основные направления работы по проекту:
1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.
2. Создание электронного банка методических разработок и наглядных материалов .
3. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности .
Используемые методы:
Наглядный метод используется во время
- чтения педагогом рассказов, сказок;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- моделирования сказок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтение стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагогов, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и др.)
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовать продуктивную деятельность;
- провести игры (дидактические, малоподвижные, строительные, подвижные, инсценировки и др.);
- изготовить кукол к сказкам;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;
Реализация проекта будет осуществляться поэтапно.
I. Подготовительный этап:
Задачи:
- Продолжить подбор наглядного материала, старинных предметов, загадок, сказок, потешек, народных игр, предметов народно-прикладного творчества. Создание картотеки по возрастам.
- Оформление помещения в стиле «Русская изба».
- Разработать перспективный план мероприятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
II. Организационный этап:
Задачи:
- определение содержания и форм работы с дошкольниками, педагогами;
-реализация плана проекта.
Тематический годовой план занятий – посещений «Русской избы» на 2021 -2022 учебный год (занятия проводятся 1 раз в 6 недель)
(по группам)
Номер занятия и дата | Тема занятия | Содержание |
Младшая группа | ||
1.(6-10с.) | «Милости просим гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её хозяйкой. |
2.(25-29ок) | «Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями |
3.(29н-3д) | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой |
4.(7-11ф) | «Сорока – белобока кашу варила» | Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком |
Средняя группа | ||
1.(13-17с) | «Приглашаем в гости к нам» | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям» |
2.(1н –5н) | «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой |
3.(6д- 10д) | «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть. |
4.(14 -18ф) | Русская свистулька | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. |
Старшая группа | ||
1.(20-24с), (27с-1ок.) | «Гостеприимные хозяева» | Знакомство с обычаями приема гостей на Руси. Игровое упражнение «Гости дорогие!» |
2.(8-12н.) | «Знаешь ли ты сказки | Литературная викторина по сказкам «Заяц хвастун», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый» |
3. (13-17д), (10-14я) | «А за нами такая гладь – ни морщинки не видать» | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. |
4.(21-25ф), (8-11м) | «Весна ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. |
Подготовительная к школе группа | ||
1.(4о-8ок.), (11-15ок) | «Дружно в гости мы идем, хвалу хозяевам поем | Знакомство с обычаями ходить в гости. Игровое упражнение «Здравие хозяевам». |
2.(10-15н), (22-26н) | «Человек без Родины, что соловей без песни» | Заключительная беседа о прошлом родного края. |
3. (17-21я), (24-28я) | «Чудо – чудное, диво – дивное – русский самовар» | Знакомство с традициями чаепития. Изготовление из соленого теста калачей. |
4.(16-18м), (23-24м) | «Прощание с избой» | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. |
18-22 октября «Осенние посиделки»
10-14 января «Зимние посиделки»
МЛАДШАЯ – потешки
СРЕДНЯЯ -- колыбельная
СТАРШИЕ -- частушки
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ – русская народная песня
III. Заключительный этап:
Отчет о реализации проекта в виде презентации;
Анкетирование воспитателей;
Подведение итогов за учебный год
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
В результате реализации проекта:
- в дошкольном учреждении будет разработана более эффективная система работы по приобщению детей к культурно-историческому наследию русского народа;
- будут проводиться общегрупповые мероприятия по ознакомлению дошкольников с русской традиционной культурой;
- повысится компетентность педагогов в вопросах организации работы в условиях, приближенных к русской избе, и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками и их семьями;
-будет качественно реализовываться часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Дети:
-получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, об ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники познакомятся с традиционной культурой, научаться понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции.
Педагоги:
-повысится профессиональный уровень и творческая активность педагогов в реализации задач по нравственно- патриотическому воспитанию;
-воспитатели приобретут знания и умения по использованию народной педагогики в образовательном процессе с дошкольниками.
Практическая значимость
Практическая значимость представленного опыта работы состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.
Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.
Оценка результативности проекта
Оценка результатов деятельности проекта будет проходить по двум направлениям: педагоги, дети.
Оценка компетентности и творческой активности педагогов будет отслеживаться в ходе участия педагогов в мероприятиях по теме проекта: проведение консультаций, участие в семинарах, круглых столах, разного уровня конкурсах, оформлении наглядно-информационного материала, непосредственное участие в мероприятиях, анкетировании.
Механизм отслеживания результатов работы с детьми:
- активность участия детей в совместных мероприятиях: выставках, экскурсиях, фольклорных праздниках и развлечениях;
- анализ детской деятельности (рассказы, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с народной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и играми детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах).
- Методы исследования:
- наблюдения за играми детей;
- диагностика представлений детей о жизни и быте русского народа в старину;
Результаты по выполнению проекта будут подводиться на педагогическом совете, корректироваться с учётом обратной связи с детьми. Контроль за исполнением проекта осуществляет администрация ДОУ.
Функционал участников проекта:
- воспитанники ДОУ (3 -7 лет) – принимают участие в народных играх, праздниках, фольклорных развлечениях;
- музыкальный руководитель Горбатовских А.Г – создала и реализовала данный проект, создали график посещения и проведения занятий для детей 3 -7 лет, собрали картотеку проведения занятий в условиях «Русской избы».
- педагоги ДОУ - проводят занятия на тему знакомства детей со старинным русским бытом, повышая уровень развития патриотического воспитания дошкольников по возрастам.
Приложения
Конспекты занятий в младшей группе
Конспект занятия № 1
Младшая группа
«Милости просим гости дорогие»
Содержание
Первое посещение детьми избы. Знакомство с её хозяйкой.
Цель: Обогащать эмоциональное, речевое развитие детей, используя элементы фольклора, познакомить с понятием о гостеприимстве, основными предметами быта русской избы.
Задачи:
- развивать речевые навыки, речь;
- развивать умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
- дать объяснение новым словам, и назначению старинных предметов;
- вызвать желание посещать избу, приходить в гости.
Ход занятия:
Хозяйка приветливо встречает гостей
- Ай люли-люли-люли,
В гости вы ко мне пришли
С караваем вас встречаю,
В избу всех вас приглашаю!
Дети заходят.
Хозяйка: - Когда гости заходят в дом, здороваются с хозяевами со словами- «Здравствуй, Хозяюшка», а хозяева отвечают: - «Здравствуйте, гости дорогие!» Давайте и мы с вами так по, особенному, поздороваемся.
Здороваются.
Проходите, присаживайтесь. Горница у меня небольшая, да красивая какая! Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В моей горнице много интересных и незнакомых вам вещей, но есть и знакомые. Я загадаю вам про них загадки, а вы попробуйте отгадать
Под крышей четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
(стол)
Длинная доска и четыре ножки,
Впятером усядемся, места хватит кошке.
(лавка)
У носатого Фоки
Постоянно руки в боки
Фока воду кипятит
Всех нас чаем напоит.
(самовар)
Хозяйка хвалит детей за отгадки. После этого произносит:
- Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные!
Достает большую матрешку, все внимательно её рассматривают.
- Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Каждому ребенку достается по матрешке. Хозяйка поет песенку «Мы - веселые матрешки», а дети ей подпевают. Потом хозяйка прячет в большую матрешку маленьких, приговаривая:
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась
Больше всех перепугалась.
Матрешка и хозяйка прощаются с детьми, приглашая их ещё раз прийти в гости:
- А теперь пришла пора нам прощаться, приходите ко мне в гости, буду ждать вас, милости просим!
Конспект занятия № 2
Младшая группа
«Ходит сон близ окон»
Содержание
Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями.
Цель: Обогащать эмоциональное, речевое развитие детей, используя элементы фольклора. Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.
Задачи:
1. Познакомить детей с колыбельными песнями, с люлькой.
2. Развивать умение слышать и понимать заданные вопросы, просьбы.
3 .Активизировать и обогатить словарь детей
4. Воспитывать заботливое отношение к кукле Анюшке, к животным.
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает ребят, рассаживает их на лавке.
- Здравствуйте, ребята, проходите, пожалуйста, ко мне в избу.
Как называется мой дом (изба) - Правильно, молодцы!
Присаживайтесь на лавку.
Вдруг раздаётся детский плач.
- Ой, - говорит Хозяйка - плачет Анюшка, видно хочет спать, надо её в люльку положить, да покачать.
Хозяйка просит одного ребёнка помочь уложить Анюшку спать.
- Помоги мне,(имя ребенка), уложить куклу в люльку.
- Куда мы положили Анюшку? (положили в люльку) Кукла плачет, а Хозяйка говорит:
- Чтобы Анюшка не плакала, нужно спеть ей колыбельную
песню. Поёт:
- Ай, качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи,
Они сели на ворота,
А ворота - то скрип, скрип,
А доченька спит, спит.
Кукла плачет. Хозяйка предлагает:
- Надо позвать кота. Давайте позовём его ласково –
- Котик, котик, прибегай
Нашу детку покачай!
Приходит кот. Хозяйка поёт:
- Котя, котенька, коток,
Котя - серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Приди деточку качать.
Уж, как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ешь, ты, котя, не кроши
Больше, котя не проси.
Котик качает люльку, но Анюшка не спит.
Прибегает собака.
- Ребята, кто это? (собака) - Давайте позовём её ласково –
- Собачка, собачка, к нам прибегай
Нашу детку покачай!
Собачка подходит к люльке и качает её. Хозяйка журит её:
- Баю, баю, баю, бай
Ты, собаченька, не лай
Нашу детку не пугай,
И в гудочек не гуди,
До утра не разбуди,
А приди к нам ночевать
В люльке Анюшку качать!
-Опять Анюшка не спит – что же делать?
- Ребята, помогите мне её укачать!
Дети успокаивают куклу, гладят по голове, поправляют одеяло, качают люльку.
Хозяйка напевает:
- Все ласточки спят и касаточки спят,
И куницы спят, и синицы спят,
Нашей дочке спать велят.
Ходит сон близ окон,
Ходит дрёма возле дома
И глядят - все ли спят?
Анюшка засыпает. Хозяйка благодарит детей за помощь.
- Спасибо вам, ребята, за помощь.
+❤ В Конспект занятия № 3
Младшая группа
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
Содержание
Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой
Цель: Знакомить детей с бытом русского народа, с гостеприимством.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора;
- формировать образную речь, вспомнить знакомые потешки, сопровождать слова движениями;
- обогащать словарь прилагательными: мягкий, пушистый, добрый, ласковый;
- формировать начало нравственно-патриотических чувств.
Ход занятия.
Хозяюшка в русском костюме встречает детей у дверей «избы».
Дети входят в «избу».
Хозяюшка: День добрый, детушки-касатушки!
Дети: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяюшка: Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Много у меня ребят, и для каждого ласковое слово найдётся:
Наши детушки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду,
Сладки яблочки в саду.
- Буду с вами играть, сказки рассказывать, , расскажу о своем житье –бытье, покажу кто еще со мной здесь живет. Есть у меня печка-матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и напоит, и обогреет. Если голоден, щами угостит. Печка большая и недаром. Чтобы было тепло, что нужно в печку положить?
Дети: - Дрова
Хозяюшка показывает кочергу: - а это что и для чего?
Ответы детей
Хозяюшка показывает ухват: - а это что и для чего?
Ответы детей
- Я вам расскажу и покажу, для чего мне нужен ухват
- Что мне нужно, чтобы кашу сварить?
Дети: - Кастрюля.
Хозяюшка показывает чугунок.
- А я кашу варю в чугунке, вот он какой. Насыплю в него крупу, долью воды, добавлю соли, да сахара. И в печку поставлю. Каша будет вариться, упревать. А чугунок я буду из печи ухватом доставать, вот так (показывает)
-Живу я в этой избе со своими друзьями. С одним из них вы уже знакомы. Послушайте загадку и отгадайте, кто это:
Он очень ласковый и чистый,
Лапкой моется пушистой,
Если пустит когти в ход,
Страшный зверь-домашний…
Дети: Кот!
Хозяюшка: Помните, как зовут моего кота?
Дети: Кот Васька.
- Ребята, дед с утра дров нарубил, печку истопил. Стало в доме тепло и уютно. Печка-то тепло хранит,
Кот на печке сладко спит.
Хозяюшка: Васька мой такой шалунишка! Очень любит он играть, любит деток забавлять, давайте кота разбудим, позовем к себе.
Дети зовут кота : - КИС, кис, кис!
Малоподвижная игра «Киска»
Есть у киски глазки, Есть у киски ушки, Есть у киски лапки, Мягкие подушки. Киска, киска не сердись, Не царапай деток …брысь…
Хозяюшка:- Будем Ваську мы ласкать, добрым словом называть. Скажите Ваське ласковые слова. Какой он? (Беру в руки кукольного кота) дети по очереди гладят Ваську.
Дети: Мягкий, пушистый, ласковый, весёлый, добрый, игривый, озорной.
Хозяюшка: А как вы думаете, что Васька любит есть?
Дети: Ловить мышей, есть рыбу, лакать молоко.
Хозяюшка: Лакал Васька холодное молоко и заболел.
Самомассаж
Заболела кисонька, (гладят грудь)
Кисонька –беляночка. (гладят живот)
Болит у кисоньки головушка,
Ох, как болит. (гладят голову от лба к затылку)
Болят у кисы лапки,
Ох, как болят. (гладят руки к плечам)
Болят у кисы ножки,
Ох, как болят. ( гладят ноги снизу вверх)
Хозяюшка: Ребята, а можете ли вы потешить моего кота смешным да ласковым словом?
Дети читают знакомые потешки («Как у нашего кота», «Кот на печку пошёл», «Пошел котик на торжок» и т.д.)
Хозяюшка: Вот спасибо вам, ребятки, порадовали вы Ваську, и он выздоровел. За это он с вами поиграет.
Логоритмика «Про кошку».
Подставляй ладошку, (дети выставляют ладошки)
Расскажу про кошку. (гладят ладошки)
Будем пальчики считать? (Сжимают и разжимают пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальцы)
Вот кулак, (показывают кулаки)
А вот ладошка. (показывают ладошки)
На ладошку села кошка (ставят пальчики одной руки на другую)
И крадётся потихоньку. (перебирают пальчиками одной руки по другой до предплечья) Наверху большая норка Видно мышка там живёт. (прячут руку под подмышкой) Съесть хотела мышка (Дети вытягивают руки перед собой и крутят кистями
Белую коврижку.
Но- прощай коврижка!
Кот увидел мышку!
С последними словами рифмовки дети должны спрятать руки за спину, а «кот» старается поймать кого-нибудь за руку.
- Вот как славно мы поиграли, но пришла пора прощаться, вы про меня не забывайте, почаще в гости забегайте!
Конспекты занятий в средней группе
Конспект занятия № 1 в средней группе
«Приглашаем в гости к нам»
Содержание
- Беседа о русском обычае встречать хлебом-солью
- Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям.
- Отгадывание загадок и повторение знакомых пословиц
Цель: Знакомить детей с народными обрядами приглашения гостей в дом, встречать гостей хлебом-солью. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок.
Задачи:
1.Развивать интерес к культуре русского народа.
2.Обогащать словарный запас, развивать память.
3. Воспитывать интерес к народному творчеству, к народным традициям
Используемый материал: каравай хлеба, солонка с солью, иллюстрации к игре «Найди предмет».
Словарная работа: рушник, хлебосольный, гостеприимство, радушный (приём).
Ход занятия.
Приход гостей.
Входят гости-дети
Хозяйка встречает гостей со словами:
- Здравствуйте, люди добрые,
Если величать, так на пороге встречать
Добро пожаловать к нам в гости
Милости просим.
- Хозяюшка в дому
Что оладушек в меду,
Она прибирает, она подает,
Она за всех отвечает.
Хлеб да соль.
Проходите, гости дорогие.
- Присаживайтесь.
Хозяйка провожает их на место.
Хозяюшка: - Издавна,существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особых случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства.
Хлебосольный хозяин любил угощать своих гостей. Встретить
гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину, и желая ему процветания и достатка. Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен.
При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства
«оберега».
Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить
Дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда.
– Дети, кто из вас знает поговорки или пословицы про хлеб-соль?
Дети. – Хлеб — батюшка, вода — матушка.
– Хлеб — кормилец.
– Без хлеба куска везде тоска.
– Хлеб бросать — труд не уважать.
– Без соли, без хлеба — худая беседа.
Хозяюшка: - Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей , даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.
У нас сегодня праздник, к нам гости пришли! Будем играть и вас потешать. И начнем нашу игру песней «К нам гости пришли». (муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен)
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
А сейчас вдвоем
Мы для вас споем.
Вы похлопайте в ладоши,
Мы плясать пойдем.
Ты топни ногой,
Да притопни другой.
Я волчком крутиться стану,
А ты так постой.
Наш детский сад
Дружбой славится.
Приходите, гости, чаще,
Если нравится
Воспитатель. Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
(Ответ детей)
Тогда вы сейчас будете отгадывать их, и находить этот предмет-отгадку.
Дидактическая игра
«Найди предмет»
(На столе разложены предметные картинки. Дети подбирают отгадки)
Загадки
Четыре брата под одной крышей стоят.
(стол)..
Из ее большой трубы
Дыма тянутся клубы.
Много можно в ней испечь,
А зовется просто ...
(печь)
Чёрный конь скачет в огонь.
(кочерга).
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт!
(ухват).
Воспитатель. – До наших дней дошли поговорки, давайте их вспомним.
Дети. – «Что есть в печи, все на стол мечи», «Гостю щей не жалей, погуще налей», «Доброму гостю хозяин рад.»,«Хоть не богат, а гостям рад».
Хозяйка. – Ай, да молодцы!
Вот и пришла пора нам прощаться. Есть такая поговорка: «В гостях хорошо, а дома лучше».
- До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме.
Дорогим гостям, милым, детушкам.
Мы всегда рады.
Дети прощаются с Хозяйкой.
Конспект занятия № 2 в средней группе
«Сшили Дуне сарафан»
Содержание
Знакомство с женской русской народной одеждой
Цель: Расширять представления детей о народной одежде; продолжать знакомить с женским русским народным сарафаном, его деталями, материалом и украшениями. Задачи:
1. Активизация словаря словами: сарафан, распашной, прямой, праздничный, будничный, вышивка, лента, тесьма, бисер, ситец, шёлк, велюр, ситцевый, шёлковый, велюровый
2. Воспитывать детей познавательный интерес к изучению русского народного костюма.
3. Развивать связную разговорную речь.
4. Развивать умственные операции: сравнение, умение анализировать;
Ход занятия:
Хозяюшка: - Здравствуйте, гости дорогие! Давно я вас поджидаю, к себе в гости приглашаю. Вы помните, как меня зовут? (Ответы детей) А как называется мой дом? (Изба) И почему он так называется? (Потому что сделан из бревен)
Я вас долго ждала, и даже при принарядилась. Посмотрите на меня, нравится вам мой наряд? А знаете, как он называется? (Ответы детей)
Правильно, я нарядилась в сарафан. Сегодня мы с вами поговорим о сарафане.
Вот так одевались русские женщины в давние времена. Одежду они изготовляли сами- выращивали лен, обрабатывали его и изготавливали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканной- выращенной дома.
У женщин была одежда многослойная.
Неотъемлемой частью одежды была сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан - длинную одежду без рукавов. В зависимости от региона сарафаны отличались покроем и украшением.
Сарафан – это русская национальная одежда. Сарафан – это длинная одежда без рукавов. Сарафаны на Руси были распашные, т. е. широкие и прямые. Сарафаны были будничные, т. е. на каждый день и праздничные. Будничные шили из ситца, праздничные из шелка. Праздничные сарафаны украшали бисером, лентами, тесьмой, вышивкой.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором разложены украшения.
- Посмотрите - это бисер, какой он (мелкий, крупный, разноцветный).
- Это ленточки, какие они (гладкие, шелковистые, яркие).
- А это - тесьма какая (яркая, красивая, разная).
Правильно, вот сколько украшений, все они яркие, красивее.
Посмотрите, какой на мне надет сарафан? (Ответы детей).
А этот какой сарафан ? (воспитатель достает из сундука детский ситцевый сарафан) (предлагает примерить любой девочке)
Ребята, а как вы думаете, сейчас носят сарафаны? (Да) Правильно, и сейчас носят сарафаны, но они немного изменились.
Воспитатель обращает внимание на девочек в современных сарафанах.
Давайте посмотрим, чем же изменились сарафаны (Сарафаны стали короче). Правильно, современные сарафаны- короткие.) Посмотрите, чем украшены сарафаны (карманами,замками, кнопкам). Правильно, а из какой ткани сшиты современные сарафаны?
Современные сарафаны короче русских народных сарафанов, сшиты из другой ткани и украшены по -другому. Но они тоже очень красивые и разные.
Вышла Дуня из ворот Во зелёный огород. Сорвала лопушок , Да под самый корешок. Сшила Дуня сарафан . И непряден, и неткан. Положила в уголок. В берестяный коробок. Где ни взялся таракан - Проел Дунин сарафан!
Приготовила я вам подарки. Вот такие раскраски. Вы в группу придете, вспомните о чем мы беседу вели, да и раскрасите их красиво, да аккуратно.
До свидания, до новых встреч!
Конспект занятия № 3 в средней группе
« Волшебные спицы»
Содержание
Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть.
Цель: Развивать интерес к русской культуре и быту, дать представление о предмете ручного труда – спицы.
Задачи:
- Показать детям, как нужно пользоваться спицами.
- Привлекать личный опыт детей при ответе на вопрос «Что можно связать из шерсти».
- Закрепить знания детей о том, откуда берётся шерсть.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей за счёт новых слов и выражений.
- Развивать мелкую моторику.
Оборудование: спицы, разноцветные клубочки, вязаные предметы одежды, шаблоны «овечки» из картона.
Ход занятия.
Хозяюшка в русском костюме сидит и вяжет спицами.
Дети входят в «избу».
Хозяюшка: День добрый, детушки-касатушки!
Дети: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяюшка: Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Много у меня ребят, и для каждого ласковое слово найдётся:
Наши детушки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду,
Сладки яблочки в саду.
Хозяюшка: Ребята, вы знаете, что я сейчас делаю?
Ответы детей.
- Я вяжу (показ ) петелька за петельку, получается дорожка, а потом и целая вещь. Кто знает, что у меня в руках? Это спицы. На что они похожи? Кто-нибудь из вас видел спицы?
- Правильно, спицы нужны для того, чтобы вязать. А что можно связать? (Привлекается личный опыт детей).
- Ребята, из чего я вяжу? (Ответы) Да, это нитки. Посмотрите они какие?
Как вы думаете, кто их мне дал?
- Отгадайте загадку: По горам, по долам, ходит шуба да кафтан.
- Ну конечно, это овечка.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Вот кудрявая овечка»:
Вот кудрявая овечка,
Шёрстка белая, в колечках.
Шубка мягкая, густая,
Шубка у овцы такая…
В шубке этой очень жарко,
Дай мне шёрстки, коль не жалко.
Я колечки состригу и в комочки соберу.
Крутится веретено, ниточку прядёт оно.
Нитку я перебираю, из неё клубок мотаю,
А теперь, возьму я спицы,
А вязать я мастерица.
Петлю к петле нанижу,
Шарф и варежки свяжу.
- Молодцы, ребята. Ловкие у вас пальчики. Помогите мне намотать теплые шубки для этих овечек (картонные шаблоны). Выбирайте себе клубки (каждый проговаривает, какого цвета клубок) Начинаем наматывать на шаблоны. Помощь, у кого не получается.
- Молодцы ребята, посмотрите, какие нарядные овечки у нас получились.
Хозяйка прощается с детьми.
Конспекты занятий в старшей группе
Занятие №1
Тема: «Гостеприимные хозяева»
Задачи: Познакомить детей с игровым пространством «Русская изба», ее содержанием, предметами быта и обихода. С хозяйкой избы. Познакомить с обычаями приема гостей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим в нашу избу. Проходите, проходите, по удобнее садитесь. По удобнее рассаживайтесь, да присматривайтесь!
- Я хозяйка этой избы. Рада гостей дорогих встретить приветить, про нашу жизнь стародавнюю поведать. Как мы жили - поживали, в чем и где кашу да щи варили, как и из чего их хлебали.
- Встречаю, вас привечаю, хлебом да солью. (Выношу каравай, даю отщипнуть немного хлеба). Так на Руси всегда дорогих гостей встречали. Это была традиция русского народа. А караваи были большие, красиво украшенные. (показываю бутафорский каравай), видите какой красивый. В разных уголках нашей необъятной родины по разному украшали караваи (показываю иллюстрации вариантов украшения), но все их делали с любовью и очень вкусными, прям как наш каравай.
-Ну , вот я вас встретила, всех рассадила. А гостей усаживали на самые лучшие места, в красный угол. Так называлось место для почетных гостей.
-Не, раз я вам обещала познакомить вас с предметами быта, можете все внимательно рассмотреть и сказать мне, какие вещи вам знакомы, а какие встречаете в первый раз. Я вам их поближе покажу, и все про них расскажу. (Дети рассматривают предметы быта, называют знакомые, показывают незнакомые, хозяйка про них рассказывает).
- Я на ваши вопросы ответила, а вот вы мне скажите, чем отличается ваш дом от моей избы? (ответы детей)
-Вот так просто и без лишних изыск жили наши предки и все , что им нужно было для жизни они изготавливали сами.
В этом варили
В этом молоко хранили.
Этим гладили
Этим пол мели
Малые детки спали в люльках-колыбельках.
Остальные спали на полатях да русской печи.
В сундуках свое добро хранили.
А зимними долгими вечерами под сказки , да песни хозяйки шили, вышивали, пряли вязали, да ткали. Хозяин пилил, строгал, из глины ваял.
Трудная была жизнь, но очень насыщенная и интересная.
Ребятки, скажите мне, куда вы сегодня пришли?
-Чем встречают дорогих гостей?
- В чем спят малыши?
Вам понравилось у меня в избе? А еще в гости придете?
Буду вас ждать в следующий раз с большим нетерпением. Мне очень вы все понравились.
Занятие №2
Тема: «Знаешь ли ты сказки»
Задачи: воспитывать уважение к русским народным сказкам. Рассказать, как рождались сказки, как называли людей рассказывающих сказки. Вспомнить некоторые народные сказки. Развивать детскую речь. Формировать любознательность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас. Проходите, по удобнее рассаживайтесь. Будем, с вами сегодня говорит о русских народных сказках.
- Что, вы знаете о сказках? (ответы детей)
- Какие жанры сказок, вы знаете? (Бытовые, о природе, волшебные)
- А как, вы думаете, почему сказки называют русские народные? (ответы детей)
- Правильно, потому что их придумывали сами люди и передавали их из уст в уста.
- Помните, на нашем первом занятии, мы говорили, что по вечерам под сказки работали. Так вот, были такие люди, которые специально ходили из избы в избу, слушали рассказы людей, дополняли их, изменяли и так получались сказки. Таких людей называли СКАЗИТЕЛИ. Запомните, как называли людей рассказывающих сказки.
Вы знаете много волшебных сказок, где много волшебства, превращений. Давайте, вспомним их названия. (Ответы детей)
- А вот сегодня мы поговорим о бытовых сказках. Я просила ваших воспитателей прочитать вам некоторые из них.
А для того, чтобы проверить вас, внимательно, ли вы слушали сказки, я проведу викторину.
ВИКТОРИНА
1.Как звали зайца, который всегда хвастался?
2.Как хвастался заяц? Вспомните слова из сказки.
3.Гому рассказали зайцы про хвастуна?
4.Кто поймал ворону?
5.Как заяц спас ворону?
6.Что сказала ворона зайцу потом?
7.Кого звали, Крылатый, Мохнатый, Масленый?
8.Что делал воробей?
9.Какие обязанности были у мышки?
10.Кто решил поменять свои обязанности?
11.Что случилось с блином?
12.Справился ли воробей со своими новыми обязанностями?
13.Что же решили снова делать товарищи?
14.Как называется сказка, где герои бабушка, внучка, курочка и мышка?
15.В чем воду носила курочка?
16.Из чего воду набирала внучка?
17.Кто сидел под яблоней?
18.Кто привиделся бабушке?
19.Кого напугалась мышка?
20. Как говорят о том, когда видят- то чего не бывает?
- Молодцы ребята. Вы хорошо отвечали на вопросы.
- Как называли людей, которые сказывали сказки?
Занятие №3
Тема: «А за ним такая гладь - ни морщинки не видать»
Задачи: Познакомить детей с различными способами глажения белья. Воспитывать уважение к нашим предкам.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вводная часть
- Здравствуйте ребята! Я снова рада вас видеть.
Сегодня наше занятие мы начнем с загадки. Послушайте ее.
В Полотняной стране по реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (УТЮГ)
2.Основная часть.
Правильно, сегодня мы поговорим об утюгах.
Показываю обыкновенный, современный утюг. Ребята скажите мен, можно таким утюгом погладить в моей избе?
- Правильно, у меня нет в избе электричества. И некуда вставить розетку, что бы нагреть утюг.
- А чем я могу погладить?
Правильно. У меня есть утюг, которым можно гладить без электричества.
Хотите узнать как?
- Что же лежит у меня в утюге?
Правильно, там лежат раскаленные угольки, которые нагревают его. Когда подошва утюга нагреется им можно гладить. Но гладить таким утюгом необычайно сложно. Во первых он очень тяжелый. Во вторых у него нельзя регулировать температуру. И приходилось часто проверять поверхность, чтобы не сжечь ткань. И еще угли часто гасли и утюг остывал. Очень неудобно. Правда?
А вот если нет углей, а погладить нужно. Тогда чем?
- Для этого у наших предков было другое приспособление «РУБЕЛЬ»
Это, вот такая рубцеватая доска для глажения.
- Хотите узнать как им гладили?
- Нужно взять вот такую круглую палку или скалку, намотать ткань и с усилием прокрутить скалку с тканью рубелем. Посмотрите как.
- А кто, из вас хочет попробовать? (дети пробуют гладить рубелем)
- Трудно гладить?
3.Итог.
Так чем гладили раньше вещи?
Вам понравилось сегодня на занятии?
А что нового вы узнали?
Занятие №4
Тема: «Весна ленивого не любит, проворного голубит»
Задачи: Рассказать детям о весенних полевых работах. Вспомнить пословицы и поговорки о труде весной. Воспитывать уважение к людям труа.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вводная часть. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь, да присматривайтесь. Посмотрите, что у меня на столе.
- Скажите мне как вы понимаете слова: «Весна ленивого не любит, проворного голубит». (ответы детей)
Как, вы думаете, для чего, и что мы будем делать? (Ответы детей)
2.Основная часть.
- Кто из вас знает пословицы о труде?
- Как вы понимаете смысл пословицы «Труд человека кормит, а лень портит» (ответы детей)
- Вот еще одна пословица «Нет плохой земли, есть плохой хозяин» (ответы)
- «Весенний день год кормит» (ответы)
- И последняя «Пришла весна, тут уж не до сна» (ответы).
Раз весной один день кормит, то и мы с вами сегодня потрудимся и посеем с вами семена. Но сеять семена цветов мы посеем, чтобы вокруг нашего детского сада красиво будет.
- Дети сею семена, поливают их.
3.Итог.
-Вот и мы с вами внесли свой вклад в общее дело.
Вы сегодня большие молодцы.
Конспекты занятий в подготовительной группе
Занятие №1
Тема: «Дружно в гости мы идем, хвалу хозяевам поем»
Задачи: Познакомить детей с русской избой. Обычаями и традициями русского приема гостей и поведением гостей. Воспитывать желание узнавать историю своего народа.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вводная часть.
(Детей встречает хозяйка). Здравствуйте гости дорогие. ! Милости просим в нашу избу. Проходите, проходите, по удобнее садитесь. По удобнее рассаживайтесь, да присматривайтесь!
- Встречаю, вас привечаю, хлебом да солью. (Выношу каравай, даю отщипнуть немного хлеба). Так на Руси всегда дорогих гостей встречали. Это была традиция русского народа. А караваи были большие, красиво украшенные. (показываю бутафорский каравай), видите какой красивый. В разных уголках нашей необъятной родины по разному украшали караваи (показываю иллюстрации вариантов украшения), но все их делали с любовью и очень вкусными, прям как наш каравай.
- Давайте с вами поговорим, о том, как гостей встречали, как гости себя вели, как к хозяевами относились.
- Входя в избу, волей-неволей каждый гость должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Нужно в дом войти, поздороваться, на икону перекреститься. Ну а хозяева, гостя на самое почетное место гостя сажали, самым лучшим угощали.
- До и гости не с пустыми руками шли. Всегда гостинчики несли. Так друг друга угощали, чай из самовара распивали.
- Вот и я вас сегодня угостить хочу. Чтобы вы почувствовали русский дух.
Но вначале, скажите мне, где я, для вас угощение приготовила? (ответы детей)
- А знаете, как раньше говорили.
«Без печи хата – не хата».
Как вы думаете, почему, так говорили? (ответы детей)
- Правильно, потому, что раньше все готовили только в русской печке. А еда из печи очень вкусная, сытная.
- Мне хочется угостить вас блинчиками, вкусными, румяными, аппетитными. (Угощаю детей)
3.Итог.
Как гости вели себя в гостях?
Как встречали хозяева?
Вам хочется узнавать еще о традициях русского народа?
А еще у меня будет для вас поручение. Мне бы хотелось, чтобы вы узнали, а потом нам рассказали о своих родных, прославивших наш край трудовыми и боевыми подвигами.
- Тогда встретимся на следующем занятии. До свидания.
Занятие №2
Тема: «Человек без родины, что соловей без песни»
Задачи: Закреплять знания о родном крае, ее обычаях и традициях, о людях прославивших наш родной край, о героях земляках. Воспитывать уважение к прошлому своего народа.
ХОД ХАНЯТИЯ.
1.Вводная часть.
- Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь, по удобнее устраивайтесь. Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые жили и живут на нашей русской земле, в нашей родной стороне.
Но прежде чем начать свой сказ – рассказ, хочу у вас спросить: «Как, вы понимаете такие слова, человек без Родины, что соловей без песни». (ответы детей)
2.Основная часть.
- Наша русская земля всегда славилась своими героями. Еще в стародавние времена нашу с вами землю матушку охраняли и защищали богатыри. Вам, наверное, много о богатырях уже прочитали. А кого, вы запомнили из богатырей? (Ответы детей) Показываю иллюстрации русских богатырей.
- Ещё у нас были герои, которые Родину, защищали, себя не жалели. Это и Александр Невский, который разбил неприятелей. И Минин, и Пожарский, объединившие русских князей и освободили землю от поработителей и захватчиков. Мы с вами каждый год вспоминаем их четвертого ноября как день единения России. Великий полководец Кутузов, Варашилов, Жуков, герой панфиловцы, защитники Брестской крепости, защитники Сталинграда , ныне Волгограда, жители Ленинграда. И еще многие, многие, многие. Все кто не мог себе представить жизнь без Родины. (На протяжении всего рассказа показываюиллюстрации)
- Я вам на прошлом занятии давала задание узнать и рассказать нам о своих предках, героях нашей с вами малой и большой Родины.
- Кто, нам сегодня расскажет? (Рассказы детей)
Вот видите, как много у нас живет героев и трудовых и боевых, которые все делаю на благо нас с вами, на благо своей любимой Родины. Они все, да и мы с вами без нашей родины, как соловей без песни. Мы все должны быть патриотами своей Родины.
- А теперь предлагаю вам послушать песни о Родине. («С чего начинается Родина», «Вставай страна огромная», «День победы», «Гимн» и другие)
3.Итог.
- О ком мы сегодня с вами говорили на нашем занятии?
- Как всех можно назвать, одним словом?
-О чем слушали песни?
- Что нового узнали?
А дальше узнавать готовы? Тогда жду вас на следующем занятии.
Занятие №3
Тема: «Чудо - чудное, диво - дивное – русский самовар»
Задачи: Познакомить детей с историей русского самовара, с традициями и обычаями чаепития. Воспитывать уважение к русской культуре.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вводная часть
Здравствуйте, ребята! Вот мы с вами снова встретились. Мне очень приятно вас видеть. Проходите, по удобнее рассаживайтесь. О чем мы с вами сегодня, будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.
Он хозяин на столе,
В каждой русской избе.
Всех за стол он созывает,
Вкусным чаем угощает. (самовар)
Правильно, это самовар. Вот про него мы с вами и поговорим.
2.Основная часть.
О популярности чая и чаепития на Руси можно слагать легенды. Наши предки считали себя едва ли не самыми большим любителями чая в мире. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годились всё: и щепочки, и шишки. Самовары получили широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, конусовидными, квадратными. А в качестве материалов для изготовлении использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Самовары искусно украшали. Так ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и других фигур. На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит», «Где есть чай, там и под елью рай».
Давайте рассмотрим иллюстрации таких самоваров, и внимательно рассмотрим наш самовар.
А вот обратите внимание на картинку, как было принято пить чай.
Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за непростым разговором. К чаю традиционно подавали сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки в отличии от нас, пили чай не просто из стаканов и чашечек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живём:
Пряники жуём, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Попрошу и вас отведать нашего чая с баранками. (Дети пьют чай)
3. Итог
О чем мы с вами говорили на нашем занятии?
Что нового узнали?
А вам понравилось сегодня на занятии?
Что понравилось больше всего?
А теперь давайте прощаться. Буду ждать вас на следующее занятие.
Занятие №4
Тема: «Прощание с русской избой».
Задачи: Помочь детям вспомнить, все, о чем говорили на занятиях. Закрепить все полученные знания. Воспитывать уважение к русским традициям, уважение к своей культуре.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вводная часть
Здравствуйте, ребята. Вот и снова мы с вами встретились. Это наша с вами последняя встреча в русской избе. Мы с вами много о чем говорили, много, что делали. И вот наступает момент расставания. Но прежде, я хочу узнать, что вы запомнили, что вам больше всего нравилось.
2.Основная часть.
- Кто из вас помнит, чем в старину гладили? (ответы детей)
- А, кто из вас сможет мне показать, как это делали? (Показывают)
- Как назывались вечера, когда все собирались вместе, веселились, играли, вышивали, песни пели и делали еще много интересного?
- Что, вы делали на посиделках в детском саду?
- А, что вам больше всего нравилось на посиделках?
- Что является главным предметом в избе и занимает большую часть?
- Что всего дороже для русского человека?
- Какие песни о родине мыс вами слушали?
- Из чего пили чай?
- Что вам больше всего понравилось, на наших, занятии?
А сейчас, я вам предлагаю сделать куколки обереги, по моему образцу.
1.Наматываем нитку на картонную заготовку.
2.Убираем картон и верх завязываем приготовленной ниткой, как у меня.
3.Немного отступаем вниз и перевязываем , как у меня. Это будет голова.
4.Низ разрезаем, вот так.
5Справои слева берем по пять ниточек, отводим их в сторону и края завязываем. Это будут руки. Вот ваша куколка и готова.
3.Итог.
Вы большие молодцы. Мне было очень приятно с вами работать. Вы много запомнили, и иного мне рассказали. Вот вам на память о нашей совместной работе куколки обереги, которые мы только, что изготовили. Они всегда берегли дома, пусть оберегают и вас.
Праздник по проекту «Так жили наши предки»
Тема: «Осенние посиделки»
Цель. Формировать уважение к народным традициям и обычаям. Воспитывать желание участвовать в народных праздниках и гуляниях.
Оборудование. Разнообразные овощи и фрукты по количеству детей, две грузовые машины, куклы к сказке (бабка, дед, внучка, еж), разноцветные листочки, две корзины.
Ход праздника
Под музыку в зал входят дети младшей и средней группы, их встречает хозяйка.
-Здравствуйте гости дорогие, долгожданные! Я вас долго ждала, поджидала.
- А, вы ко мне торопились, поспешали? (ответ детей)
- Ну, тогда давайте с вами отдыхать, да потешаться. Ведь уже на дворе, что ребята? (ответ)
--Правильно, осень, урожай собран, в закрома прибран, время потехи пришло.
-- Ну, раз вы ко мне в гости пришли, а я хозяйка гостеприимная, хочу вам сказку показать. А вы должны внимательно смотреть и слушать.
Сказка «Пых» кукольный театр, показывают взрослые.
--Ой, гостюшки мои засиделись, устали. Поиграть со мной хотите?
--Так скажите мне еще разок, что осенью делают? (урожай собирают)
Вот мы с вами и будем урожай собирать, да в корзинку складывать.
Проводится игра «Собери урожай»
--Какие вы молодцы и сказку посмотрели и урожай собрали, вот вам за это яблочки наливные, гостинчик от меня. Теперь вам пора и отдохнуть, а мне следующих гостей дожидаться. (младшие дети уходят)
Под музыку входят дети старших групп
--Проходите гости дорогие , я вас заждалась.
-А скажите-ка мне, какое время года идет и чем от других времен года отличается? (ответы детей)
--Правильно, осенью к зиме готовятся, урожай собирают, но уже урожай собрали и теперь пора отдохнуть, потешиться, поиграть, повеселиться.
--Но мы с вами не просто веселиться будем, мы с вами свою смекалку покажем. Я вам буду по очереди загадывать загадки, а вы отгадывать. За каждый правильный ответ будите получать осенний листочек. А потом посмотрим у кокой группы листочков больше окажется.
Загадываю загадки
Загадка №1
Листья с веток облетают, птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (Ответ: Осень)
Загадка №2
Опустели наши грядки. Огород и сад в порядке. Ты, земля, еще рожай. Мы собрали… (Ответ: Урожай)
Загадка №3
Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — это просто… (Ответ: Листопад)
Загадка №4
Стало ночью холодать, стали лужи замерзать. А на травке — бархат синий. Это что такое? (Ответ: Иней)
Загадка №5
Стало хмуро за окном, дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи появились всюду… (Ответ: Лужи)
Загадка №6
Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек. Я — … (Ответ: Осень)
Загадка №7
Осень в гости к нам пришла и с собою принесла… Что? Скажите наугад! Ну, конечно … (Ответ: Листопад)
Загадка №8
Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Ответ: Дождь)
Загадка №9 Тучи нагоняет, воет, задувает. По свету рыщет, поет да свищет. (Ответ: Ветер)
Загадка №10
Желтой краской крашу я поле, лес, долины. И люблю я шум дождя, назови-ка ты меня! (Ответ: Осень)
Загадка №11
Уж пахнет в воздухе дождем, все холоднее с каждым днем. Деревья свой наряд меняют, листочки потихонечку теряют. Понятно всем, как дважды два – Пришла … (Ответ: Осенняя пора)
Загадка №12
Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Ответ: Гриб)
Загадка №13
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Ответ: Осень)
Загадка №14
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Ответ: Осенью)
Загадка №15
У кого шапка без головы, а нога без сапога? (Ответ: Гриб)
Загадка №16
Не зевай и собирай наш осенний (Ответ: Урожай)
--Ну, давайте посчитаем. Вы все молодцы, хорошо загадки отгадывали.
--Наверное, засиделись, устали?
--А поиграть со мной хотите? (ответ детей)
-- Урожай-то собрали, а вот не вывезли его. Поможете мне урожай увезти? (Да)
Тогда проведем с вами эстафету «Перевозка урожая»
Вот какие вы молодцы и загадки отгадали, меня потешили. И урожай вывезти помогли. Вот за это вам от меня гостинчик, яблочки румяные, наливные.
--Спасибо вам ребятки, пора мне с вами прощаться и других гостей поджидать. (Дети старших групп уходят)
В зал под музыку входят дети подготовительных групп
--Здравствуйте гости дорогие долгожданные. Уж как я вас ждала, дожидалась, все глаза просмотрела. Проходите, присаживайтесь.
--А скажите, мне гости дорогие, какая пора на дворе?
-А вы весь урожай собрали?
--Припасы на зиму сделали?
--На славу потрудились?
--Устали?
--Тогда давайте отдыхать и веселиться на наших посиделках.
-- Готовы?
- Я хочу от вас услышать пословицы и поговорки про осень, про труд осенью. Посмотрим, что вы знаете?
Группы по очереди говорят по одной пословице.
Сентябрь холоден, да сыт.
В сентябре шуба за кафтаном тянется.
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
Октябрь на пегой лошади ездит.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.
Ноябрь без топора мосты наводит, декабрь без гвоздя загвазживает.
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Осень — это время собирать урожай.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
От осени к лету поворота нету.
Осень — погоды перемен восемь.
Осень идёт, а за собою дождь ведёт.
Осень прикажет, ну а весна свое скажет.
Упал с дерева один лист — жди осени.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
Осень хвастлива, зато весна справедлива.
Осенью молоко спичкой хлебают.
Раз макнут, два тряхнут, а потом и в рот понесут.
В осень и у кошки пир. Осенью и воробей богат.
Осенью и у воробья пир.
Тёплая осень — это к долгой зиме.
Цыплят по осени считают.
Что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь.
Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.
Брюзжит, что худая муха в осень.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
В осень и у воробья пир.
В осень и у вороны копна хлеба.
--А теперь, я хочу, чтобы вы придумали по одной небылице. Ну например: «У меня в огороде выросла морковка с ушками как у кошки, следующий продолжает…..». Понятно?
Каждой группе дается определенное начало. Придумывают небылицы.
Засиделись устали, давайте поиграем.
Проводится игра «А мы просо сеяли…»
- А мы просо сеяли, сеяли!
- А мы просо вытопчем, вытопчем!
- А чем же вам вытоптать, вытоптать!
- А мы ее конями, конями.
- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
- А мы коней выкупим, выкупим.
- А чем же вам выкупить, выкупить.
- А мы дадим сто рублей, сто рублей.
- Нам не надо тысячу, тысячу.
- А чего же вам надобно, надобно.
- А нам надо девицу, девицу.
- А каку ж вам девицу, девицу.(молодца)
(Каждая строчка повторяется дважды. Первый раз подходят, а на повтор отходят. После выбора девица исполняет движения русского танца, пляски)
--Вот и отдохнули, повеселились, поиграли. Меня, хозяйку, потешили. Спасибо вам за все и вот вам гостинчик.
-А теперь пора и честь знать, хозяйка устала, давайте прощаться, раскланиваться. До новой встречи. До свидания.
«Рождественские посиделки».
Цели: Воспитывать любовь и уважения к русским народным традициям, доброжелательного отношение друг к другу.
Задачи:
- Расширять знания о времени года – зиме, вызвать эмоционально-положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в них.
- Учить работать в команде, умению договариваться между собой, слушать и понимать речь других.
- Развивать познавательную творческую активность, используя русский народный фольклор
- Создать у детей радостное настроение и эмоциональный подъем.
Ход:
Под песню «Во владеньях инея и снега» дети младей (средней) группывходят в зал. В зале их встречает тётка Алёна.
Тётка Алёна: Здравствуйте ребята .Наступило Рождество – Долго ждали мы его. Святки празднует народ: Веселится и поёт. Веселится, стар и млад, Кто на посиделки к нам попал!
Ребята, а какое сейчас время года. Дети: Зима
А вы пословицы о зиме знаете? Дети: Знаем.
Сейчас проверю. Дети рассказывают пословицы
(Слышится стук в дверь. )
Голос за дверью: Эй, хозяева! Есть кто дома?!
(Снова слышится стук) входит тётка Матрёна.
Тётка Матрёна: Снежок сею, подсеваю,
С Рождеством всех поздравляю.
С Рождеством и Новым годом!
Здравствуйте, взрослые, здравствуйте, детушки, мир вашему дому!
Поздравляю вас с Рождеством,
Которое пришло в ваш дом.
Желаю всем, всем, чтобы вы здоровые были!
Много лет вы дружно жили!
Тётка Алёна Проходи гостья дорогая .
Тётка Матрёна: Сяду рядышком на лавочке
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадки
Кто смышлёней погляжу!
После осени пришла.
И сугробы намела.
(Зима)
Наши окна – как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал…
(Мороз)
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется…
(Снег)
Все лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы.
(Санки)
К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придёт,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью ...
(Ёлка)
Тётка Матрёна: Молодцы ребята все загадки отгадали, а хороводы водить умеете, песни о зиме знаете.
Играет песня «Русская зима» или любая другая песня о зиме.
Тётка Алёна: Молодцы ребятки, а поиграть не хотите?
1. Эстафета «Собери снеговика»
Две команды («СНЕЖИНКА» и «ЛЬДИНКА», строятся в колонны друг за другом. Каждому из участников двух команд, раздаются парные детали снеговика, вырезанные из картона.(три круга – большой, средний и маленький, руки, ноги, глазки, нос – морковка, ведро, метла). По команде ведущего игроки обеих команд, по парам , подбегают к определённому месту, кладут свою деталь и возвращаются к своей команде. Выигрывает команда, которая быстрее всех собрала снеговика.
2.Конкурс «Снежинка»
Участвуют по одному участнику от команды. Они берутся за два конца верёвочки, на которых привязаны палочки. В середине верёвочки, привязана снежинка. По команде ведущей. Участники наматывают верёвочку на палочку, подходя к центру. Кто быстрее доберётся до снежинки, тот и выигрывает.
Матрёна и Алёна, садятся .
Тётка Алёна: Ох, уморилась я, Матрёна!
Тётка Матрёна: Так ты отдохни, Алёна! А я с ребятами попляшу
Тётка Матрёна: Мои хорошие мне понравилась у вас, но мне пора
И предлагает в заключении встать на хоровод (песня «Ай заинька, ай серенький»)
Воспитатель:
Ну, вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.
Под песню «Во владеньях инея и снега» дети старшей (подготовительной) группы входят в зал по очереди. В зале их встречает тётка Алёна.
Тётка Алёна: Здравствуйте ребята .Наступило Рождество – Долго ждали мы его. Святки празднует народ: Веселится и поёт. Веселится, стар и млад, Кто на посиделки к нам попал!
Ребята, а какое сейчас время года. Дети: Зима
А вы пословицы о зиме знаете? Дети: Знаем.
Сейчас проверю. Я буду начинать пословицу, а вы продолжать.
(Слышится стук в дверь. )
Голос за дверью: Эй, хозяева! Есть кто дома?!
(Снова слышится стук) входит тётка Матрёна.
Тётка Матрёна: Снежок сею, подсеваю,
С Рождеством всех поздравляю.
С Рождеством и Новым годом!
Здравствуйте, взрослые, здравствуйте, детушки, мир вашему дому!
Поздравляю вас с Рождеством,
Которое пришло в ваш дом.
Желаю всем, всем, чтобы вы здоровые были!
Много лет вы дружно жили!
Тётка Алёна Проходи гостья дорогая .
Тётка Матрёна: Сяду рядышком на лавочке
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадки
Кто смышлёней погляжу!
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(мороз)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(снежинка)
Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
(снежная баба)
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это – зимние…
(Метели)
К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придёт,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью ...
(Ёлка)
Тётка Матрёна: Молодцы ребята все загадки отгадали, а хороводы водить умеете ,песни о зиме знаете.
Играет песня «Русская зима»
Тётка Алёна : Молодцы ребятки ,а поиграть не хотите?
1. Эстафета «Собери снеговика»
Две команды («СНЕЖИНКА» и «ЛЬДИНКА», строятся в колонны друг за другом. Каждому из участников двух команд, раздаются парные детали снеговика, вырезанные из картона.(три круга – большой, средний и маленький, руки, ноги, глазки, нос – морковка, ведро, метла). По команде ведущего игроки обеих команд, по парам , подбегают к определённому месту, кладут свою деталь и возвращаются к своей команде. Выигрывает команда, которая быстрее всех собрала снеговика.
2.Конкурс «Снежинка»
Участвуют по одному участнику от команды. Они берутся за два конца верёвочки, на которых привязаны палочки. В середине верёвочки, привязана снежинка. По команде ведущей. Участники наматывают верёвочку на палочку, подходя к центру. Кто быстрее доберётся до снежинки, тот и выигрывает.
3.«Льдинка - апельсинка» Все игроки танцуют и одновременно передают друг другу апельсин. Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент оказался в руках апельсин, показывает ледяную фигуру.
Матрёна и Алёна, садятся .
Тётка Алёна: Ох, уморилась я, Матрёна!
Тётка Матрёна: Так ты отдохни, Алёна! А я с ребятами ещё поиграю.
ИГРА «ЗИМНЕЕ НАСТРОЕНИЕ»
Ведущий говорит четверостишья, на которые дети дают ответы «верно», «неверно».
1.На берёзку свиристели Стайкой пёстрою слетели. Каждый их увидеть рад, Дивный похвалив наряд. (Верно)
2.Расцвели среди мороза. На сосне большие розы. Их в букеты собирают И Снегурочке вручают. (Неверно)
3.Дед Мороз зимою тает И под ёлочкой скучает — От него осталась лужа; В праздник он совсем не нужен. (Неверно)
4.Со Снегуркой Снеговик .К детям приходить привык. Любит он стишки послушать, А потом конфеты кушать. (Верно)
5.В феврале под Новый год Добрый Дедушка идёт, У него мешок большой, Весь наполненный лапшой. (Неверно)
6.Под конец декабря Сорван лист календаря. Он последний и ненужный — Новый год гораздо лучше. (Верно)
7.Не растут зимой поганки, Но зато катают санки. С ними радостно детишкам — И девчонкам, и мальчишкам. (Верно)
8.К нам из жарких стран зимою Чудо-бабочки летят, Снежной тёплою порою Собирать нектар хотят. (Неверно)
9.В январе метут метели, Наряжая снегом ели. Зайчик в шубке своей белой По лесочку скачет смело. (Верно)
10.В новогодний праздник славный Кактус для детишек главный — Он зелёный и колючий, Ёлочки намного круче. (Неверно)
Тётка Матрёна: Мои хорошие мне понравилась у вас, но мне пора
И предлагает в заключении встать на хоровод (песня «Ай заинька, ай серенький»)
Воспитатель:
Ну, вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. И по этому, было решено продолжить работу по проекту: «Так жили наши предки». Этот проект показал себя с хорошей стороны и был актуален. Дети получили дополнительные знания об обычаях и традициях нашего народа.
Цель: Повышение качества работы дошкольного учреждения по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре и быту . Задачи: 1.Повышать профессиональный уровень и творческую активность педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ. 2. Продолжать знакомить детей и родителей с избой - жилищем крестьянской семьи, с ее устройством на основе собранных предметов старины. 3.Познакомить с их многообразием, названиями и назначением. Прививать интерес к предметам русской старины. 4.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. 5. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками и играми. 6. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в совместных с взрослыми народных праздниках, играх. 7 . Формировать художественно - эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной , игровой , учебной, трудовой.
Итог работы : К сожалению по поставленным целям и задачам проект был выполнен не в полной мере. Не были проведены некоторые занятия, по причине высокой заболеваемости детей и занятости педагога . Еще одним недостатком является то, что практически небыли задействованы родители, но это так-же обусловленно пандемией. В будущем хотелось бы вовлечь родителей в данную деятельность. Запланированные праздники были выполнены полностью. Материал преподносился разнообразный, дети с большим интересом участвовали в обсуждении, всегда были активны и заинтересованы. В проекте были задействованы все дети детского сада, педагоги и специалисты .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как жили наши предки"
Познание (Предметный мир)...
Проект "Как жили наши предки"
Проект разработан для детей подготовительной группы с целью воспитания нравственно-патриатических чувств через ознакомление с жизнью наших предков. Содержит цели, задачи, краткое содержание и системну...
Проект на тему: «Как жили наши предки» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития (ЗПР).
Актуальность организации педагогами проекта «Как жили наши предки», обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают...
Проект "Как жили наши предки"
Проект "Как жили наши предки"...
Познавательно-исследовательский проект «Как жили наши предки»
Изучение истории родного края расширяет и обогащает знания дошкольников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории...
Проект для детей подготовительной группы «Как жили наши предки»
Проект разработан для детей подготовительной группы с целью воспитания нравственно-патриотических чувств через ознакомление с жизнью наших предков....
Педагогический проект «Как жили наши предки» (история русского быта)
Педагогический проект «Как жили наши предки»(история русского быта)...