Развивающее общение в рамках реализации ФОП.
статья
Предварительный просмотр:
Общение – как средство развития коммуникативных способностей детей в рамках реализации ФОП.
В условиях реализации Федеральной образовательной программы в нашем детском проводится работа по развитию коммуникативных способностей детей как базового вида деятельности. Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей.
Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать с ними взаимоотношения во многом определяют будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
Практически у каждого ребенка в определенные моменты жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались коммуникативные способности, только теперь необходимо поддерживать и развивать их.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что дети, привыкая к новой обстановке группы ведут себя по-разному. Это проявлялось в их взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, а также в игровой деятельности. В основном дети играли порознь, совместных игр у детей не возникало. Дети не могли играть вместе, так как их речь и навыки общения соответствовали их возрастным особенностям, были развиты не достаточно. Поэтому, я сформулировала для себя следующие задачи: развивать речь, навыки общения через взаимодействие детей друг с другом в совместной игре; учить объединять игры одним сюжетом, принимать на себя роли и действовать в соответствии с элементарными правилами игры.
Для решения данных задач я использую все предметно-игровое пространство группы и участка, а также разнообразные формы организации детской деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, игры-драматизации, подражательно-исполнительские, творческие упражнения, импровизации и различные виды продуктивной деятельности.
Игра - это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строиться на основании учета ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Благодаря игре, я формирую у детей такие качества (составляющие коммуникативных способностей), как знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального состояния, развиваются психические процессы, как внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношении, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп.
Развивается выразительность речи, эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения, стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Я, как педагог, добиваюсь чтобы каждый малыш вступал в диалог со взрослыми и детьми. Приучаю детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на мои вопросы. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети, которые с раннего возраста воспитываются в нашем саду. В работе с детьми большое влияние уделяю качеству ответов детей, приучаю отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Учу отвечать тогда, когда спрашиваю, слушать высказывания своих сверстников, не перебивая и не отвлекаясь. Наиболее эффективным является индивидуальное общение с ребенком с воспитателем на основе совместной деятельности. Например, мы совместно составляем рассказ на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером. Он может в любой момент включится как в рассказывание, так и в рисование.
Я всегда стимулирую детей к комментированию своих действий в предметной деятельности и постепенно упражняю в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).
Я являюсь активным участником и организатором общения: разъясняю правила и содержание игры, называю и объясняю смысл новых слов, предлагаю ребенку рассказать о своих новостях другим детям.
В своей работе я продолжаю воспитывать культуру общения: умение приветствовать родных, знакомых, сверстников в группе (здравствуйте, доброе утро, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, не вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостей и общаться с ними). К 4-5 годам мои дети активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по картинкам и игрушкам. Детей старшего возраста учу более точно отвечать на вопросы, объединять реплики сверстников, отвечать на один и тот же вопрос по разному. Особое внимание уделяю умению формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Обязательно поощряю разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных мультфильмов и кино.
Для общения с детьми я использую все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, я спрашиваю где они были, кто купил новое платье, чем они занимались дома, что интересного они видели.
Как итог моей работы, это проведение проектов на различные темы: «Животные», «Насекомые», «Птицы» и многое другое, где дети свободно рассказываю свои доклады сверстникам и презентуют их.
У педагогов и родителей общая задача - сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого ребенка на выдумку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться личность, происходит расширение круга общения у детей, повышается самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы и оснащение предметно-развивающей среды в рамках реализации авторской программы "Восхождение на Олимп".
Ведущей идеей программы «Восхождение на Олимп» является ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения о...
Критерии эффективности предметно – пространственной развивающей среды в рамках реализации программы «Мир открытий» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
методический материал для оценки среды...
План работы на учебный год инициативной группы по проектированию развивающей среды в рамках реализации проектов
План работы инициативной группы "Создаем развивающее пространство вместе"...
Проектирование предметно-развивающей среды в рамках реализации регионального компонента
Проектирование пространственной предметно- развивающей среды в рамках реализации регионального компонента....
Предметно-развивающая среда в рамках реализации программы "Социокультурное развитие"
С 2017 года в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «Социокультурные истоки»....
«Рецепт Светлячка» (развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения в рамках реализации Программы «Светлячок»)
Аннотация: Развитие эмоциональной сферы оказывают большое воздействие на формирование личностных качеств, развитие речи, эмоциональной отзывчивости и навыков общения у старших воспитанников.Ключ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в рамках реализации программы "Приключения будущих первоклассников"
Технологиия личностно-ориентированного обучения. Предоставление воспитанникам разноуровневых заданий объединеных общим сюжетом и тематикой....