"Проект "Добрый мир сказок К.И. Чуковского"
проект (подготовительная группа)
Проектная деятельность с детьми с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Управление образования Администрации муниципального образования –
Городской округ Жуковский
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад компенсирующего вида №23
Проектная деятельность
по познавательно-творческому развитию
с воспитанниками
старшей логопедической группы №2
по теме
«Добрый мир сказок К.И. Чуковского»
Ответственные:
Крогульская Е.А. – учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Ноздрина И.А. – воспитатель высшей
квалификационной категории
Зоткина О.А. – воспитатель высшей
квалификационной категории
г.о. Жуковский
2021-2022 г.
Проект «Добрый мир сказок К.И. Чуковского»
Типы и виды проекта:
по видам деятельности: познавательно-творческий;
по составу участников и их объединению: групповой, с привлечением родителей;
по срокам проведения: среднесрочный.
Срок реализации: ноябрь 2021 г. – март 2022 г.
Участники проекта:
- дети старшей логопедической группы №2 (14 человек);
- педагоги (3 человека);
- родители (28 человек).
Актуальность проекта:
Произведения Корнея Ивановича Чуковского остаются актуальными на протяжении многих лет, так как в них заложена суть нравственных ценностей. На примерах сказочных героев дети учатся любви к ближнему, уважению, заботе и пониманию этических норм, правил поведения, распознавать добро и зло. Происходит формирование духовных качеств, которыми руководствуется человек в дальнейшей жизни.
Сказки и стихи Корнея Чуковского сопровождают каждого ребенка на протяжении всей жизни. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес.
Через ознакомление с произведениями К. И. Чуковского можно познакомить детей с миром животных, профессиями людей, пользой умывания и закаливания, способствовать формированию навыков справедливости, добра, дружбы, понимания.
Произведения К. И. Чуковского очень веселые, добрые, понятные для понимания и легкие для запоминания. Дети хорошо запоминают тексты, ритмично произносят их, драматизируют сказки. Это способствует развитию речевого аппарата, словарного запаса, развитию фонематического слуха и дикции у детей, уверенности в себе. Всё это будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Проводимая работа с детьми в нашей группе показала, что дети недостаточно знают сказки и мало кто знает имена детских писателей. Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в семье. Часто родители не понимают значение чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя, а интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
Именно это и послужило поводом к составлению данного проекта и работе над ним.
Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя-дошкольника.
Цель проекта:
Создание условий для совместной проектной деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с творчеством К.И. Чуковского.
Задачи проекта:
Обучающие:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы по данной теме;
- познакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского;
- развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к творчеству К. И. Чуковского;
- способствовать умению детей отвечать на вопросы по содержанию произведений, называть героев произведений, оценивать их поступки, отгадывать загадки;
- углубить знания детей о животном мире через произведения К.И. Чуковского;
- закрепить знания детей о посуде, одежде, обуви;
- способствовать отражению прочитанных произведений в различных видах деятельности (изобразительной, продуктивной, игровой, театрализованной, умственной, словесное творчество);
- активизировать и обогатить словарь детей за счет заучивания и воспроизведения литературных произведений;
Коррекционно-развивающие:
- способствовать повышению речевой активности детей;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
- развивать творческие способности детей при драматизации отрывков из произведений писателя;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательное восприятие;
- способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитывать у дошкольников чувство сострадания к слабым и беззащитным через произведения писателя;
- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;
- приобщать родителей воспитанников к семейному чтению литературных произведений и к совместной творческой деятельности с детьми.
Гипотеза:
1. Целенаправленное общение дошкольников с книгами К.И. Чуковского, доставляющее ребенку удовольствие, будет:
- вызывать интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души;
- способствовать формированию литературного вкуса;
- расширять кругозор ребенка и обогащать спектр личностных особенностей.
2. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений К.И. Чуковского, увлекая его процессом общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью.
3. Родители воспитанников, наряду с детьми, станут активными действующими лицами.
Ожидаемые результаты:
Для педагогов:
- повысится уровень профессионального мастерства;
- повысится уровень самообразования по творчеству К. И. Чуковского;
- в группе будут созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского;
- будут заложены основы партнерских отношений с родителями воспитанников.
Для детей:
- познакомятся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского;
- закрепятся знания детей о животных, насекомых, посуде, одежде, обуви;
- активизируется и обогатится словарь детей за счет заучивания и воспроизведения литературных произведений;
- обогатится словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, связная речь будет обогащена эпитетами, новыми словами и выражениями;
- разовьется желание рассматривать иллюстрации в книгах;
- повысится речевая активность;
- разовьется мелкая моторика пальцев рук, зрительно-моторная координация, осязание и тактильно-двигательное восприятие, познавательна активность, мышление, воображение, фантазия, творческие способности и коммуникативные навыки;
- сформируются умения отражать прочитанные произведения в различных видах деятельности (изобразительной, продуктивной, игровой, театрализованной, умственной);
- через произведения писателя у детей будет наблюдаться чувство сострадания к слабым и беззащитным, интерес и любовь к художественной литературе.
Для родителей:
- родители воспитанников будут приобщены к совместной творческой деятельности с детьми;
- родители воспитанников примут участие в реализации проекта, жизни группы;
- родители воспитанников получат модель творческого взаимодействия с детьми и педагогами, грамотно и творчески отнесутся к вопросам семейного чтения литературных произведений.
План реализации проекта:
I этап. Подготовительный
- Определение темы исследования.
- Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
- Составить перспективный план мероприятий.
- Подобрать методическую литературу по данной теме.
- Разработать конспекты занятий.
- Подобрать детскую художественную литературу, настольно – печатные и дидактические игры.
- Оформить книжный уголок с портретом К.И. Чуковского.
- Изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм, играм-драматизациям по сказкам К.И. Чуковского.
- Подобрать иллюстрации по произведениям К.И. Чуковского, игрушки- насекомые.
- Подобрать пословицы, поговорки, загадки К.И. Чуковского, пальчиковые гимнастики, физминутки, упражнения на координацию речи с движением.
- Подготовить материалы для продуктивной деятельности (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
- Подобрать аудиосказки, мультфильмы.
- Изготовить разрезные картинки «Посуда», «Насекомые», «Сказки К.И. Чуковского», «Дикие животные».
- Оформить презентации: «Творчество К. И. Чуковского», «Айболит», «Викторина по сказкам дедушки Корнея».
II этап. Реализация проекта
Познавательное развитие:
- Просмотр презентаций: «Творчество К.И. Чуковского», «Айболит», «Викторина по сказкам дедушки Корнея».
- Упражнения по ФЭМП: «Пересчитай героев сказок», «Кого больше насекомых или животных?», «Чего больше – чашек или блюдец?», «Который по счёту?», «Расположи ёлочки от самой высокой до самой низкой» и т.д.
- Дидактические игры: «Чудесный мешочек» (посуда), «Разложи правильно»
- Рассматривание иллюстраций В. Конашевича и В. Сутеева в книгах Корнея Ивановича Чуковского.
- Просмотр мультфильмов «Федорино горе», «Муха – Цокотуха», «Мойдодыр».
- Слушание произведений в записи.
Речевое развитие:
- Речевые игры: «Опиши, чтобы узнали дети», «Узнай по описанию», «Расскажи-ка», «Один-много», «Подбери признак», «Подбери родственные слова», «Чего не стало?», «Чего много?», «Какой? Какая? Какое?», «Назови ласково», «Посчитай – 1 – 2 – 5».
- Чтение и разучивание потешек, пословиц и поговорок.
- Отгадывание загадок К.И. Чуковского.
- Чтение художественной литературы: «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Путаница», «Телефон», «Мойдодыр», «Краденое солнце».
- Заучивание наизусть отрывков стихотворений.
- Беседы: «Жизнь и творчество Корнея Чуковского», «Как надо относиться к книге?», «Что такое доброта».
- Ситуативные беседы:
Социально – коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Доктор Айболит», «В гостях у Мухи-Цокотухи», «Угостим Федору чаем», «Испорченный телефон», «Сложи сказку», «Кто есть кто», «Сбежавшие герои сказок», «Разложи правильно», «Собери аптечку для доктора Айболита».
- Настольные игры: мозаика, домино, «бродилки».
- Игры-драматизации сюжетов сказок К.И. Чуковского
- Работа в парах по составлению разрезных картинок из 6 – 8 частей по теме.
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование: «Доктор Айболит», «Бабочка», «Блюдце для бабушки Федоры», «Утята».
- Раскрашивание: «Сказка в гости к нам пришла», «Мойдодыр».
- Аппликация: «Доктор Айболит», «Муха – Цокотуха».
- Конструирование: «Медведь»
- Лепка: «Чайный сервиз для бабушки Федоры» (коллективная работа)
- Пластилинография: «Чудо – Дерево», «Краденое солнце» (коллективные работы)
Физическое развитие:
- Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Каравай» («Муха-Цокотуха»), «Поймай комарика», «Стрекоза», «Паук и мухи», «В Африку гулять…».
- Физкультминутки и упражнения на координацию речи с движением: «Шнуровка», «Чайник», «Домашние птицы», «На ёлке», «Лиса», «Бабочка», «Кузнечики», «Посуда», «На водопой», «Айболит наш потянулся...», «Скрюченная песня».
- Пальчиковая гимнастика: «Обувь», «Помощники», «Уточка», «Есть у каждого свой дом», «Насекомые».
- Дыхательная гимнастика «Краденое солнце».
- Хороводная игра «Воробей»
Трудовое воспитание:
- Мытье посуды, игрушек, пупсов.
- Уборка в игровых зонах.
III этап. Итоговый
- Конкурс чтецов «Любимые сказки К.И. Чуковского».
- Коллективная книга из детских работ «По страницам сказок дедушки Корнея».
- Видеоролик.
- Презентация проекта.
- Оформление книжной выставки «Мой любимый Чуковский».
- Литературная викторина «По сказкам К.И. Чуковского».
Взаимодействие с родителями:
- Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к проектной деятельности.
- Папка-передвижка «Ребенок и книга».
- Оформление для родителей стенда с детскими творческими работами по теме проекта.
- Консультации печатные и индивидуальные: «Книга в жизни ребёнка», «Как привить ребенку любовь к чтению?» «Творчество К.И. Чуковского».
- Рекомендация родителям художественной литературы по теме для прочтения.
- Предложить родителям воспитанников выполнить вместе с детьми рисунок или аппликацию для создания коллективной книги «По страницам сказок дедушки Корнея».
- Предложить родителям воспитанников поучить с детьми отрывок из стихотворения К.И. Чуковского.
- Предложить родителям воспитанников сделать совместное фото с ребёнком «Семейное чтение произведений К.И. Чуковского»
Продукт проекта:
- Оформление книжной выставки «Мой любимый Чуковский».
- Литературная викторина «По сказкам К.И. Чуковского».
- Конкурс чтецов «Любимые сказки К.И. Чуковского»
- Презентация проекта.
Анализ работы над проектом
За время проекта дети познакомились с портретом, краткой биографией советского детского поэта К.И. Чуковского, его детскими годами. Вспомнили старые и познакомились с новыми известными произведениями поэта.
Повысился рост интереса детей к художественной литературе, стремление рассматривать иллюстрации и читать книги. Возросла творческая активность детей, желание участвовать в театрализованных играх. Большинство детей к книге стали относится как к источнику познавательных интересов. Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Удалось поддержать и повысить интерес к сказкам К.И. Чуковского, активизировать речь, творческие и интеллектуальные способности детей.
Дети выучили несколько новых понравившихся стихотворений из творчества К.И. Чуковского. Совместная работа участников проекта способствовала укреплению взаимоотношений, улучшению взаимопонимания детей, родителей и педагогов. Родители стали уделять больше внимания чтению художественной литературы детям дома.
Цель проекта достигнута!
Сказки Чуковского не только радуют, но и учат: «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности; «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку; «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других; «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим. Строчки из его произведений нравятся детям, легко запоминаются и остаются в памяти надолго.
Организация работы по ознакомлению с творчеством писателя поспособствовало развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Таким образом, есть цели и задачи для работы над следующими проектами.
Список используемой литературы
- Вера Деркунская: Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – ФГОС. Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г. – 208 с.
- Козина И.В., Лебедева Л.В.: Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС. – Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г. – 144 с.
- Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с. (развитие и воспитание дошкольника).
- Наталья Сорокина: Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Животные, птицы, насекомые, рыбы. – Издательство: Владос, 2017 г. – 160 с.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003, - 528 с.
- Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. — СПб.: КАРО, 2014.— 160 c.: ил. — (Серия «Популярная логопедия»).
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2016 - 368с.:
- Черенкова Е.Ф. Развивающие игры с пальчиками. – М.: РИПОЛ классик ДОМ. ХХI век, 2009. – 186 с. – («Азбука развития»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Добрый мир сказок К.И. Чуковского"
На основании анкетирования родителей, контроля за построением образовательного процесса с детьми, выявилось, что родители и педагоги недостаточно используют художественную литературу в воспитании дете...

«Дорогами сказок К. И. Чуковского»
Методическая разработка НОД по познавательному развитию предназначен для детей подготовительного возраста. Является частью педагогического процесса , приоритетная область- чтение худ...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В мире сказок К.И. Чуковского»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«В мире сказок К.И. Чуковского»Цель: Показать детям удивительный мир сказок К. И. Чуковского, их мудрость и красоту....

Конкурс творческих работ "Герои произведений сказок К.И.Чуковского "Тараканище", "Мойдодыр", "Крокодил", посвященного 95- летию со дня выхода сказок.
Коллективная работа ДС 939 группа № 5 "Мойдодыр". 2017 год....