Проект "Березка - символ России"
проект (подготовительная группа)

Крогульская Елена Алексеевна

Проектная деятельность в работе с детьми с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_beryozka_-_simvol_rossii.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Управление образования Администрации муниципального образования –

Городской округ Жуковский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад компенсирующего вида №23

Проектная деятельность

по познавательно-творческому развитию

с воспитанниками

старшей логопедической группы №2

по теме

«Берёзка – символ России»

                                                Ответственные:

                                                Крогульская Е.А. – учитель-логопед

                                                высшей квалификационной категории

                                                             Ноздрина И.А. – воспитатель высшей

                                                квалификационной категории

                                                            Зоткина О.А. – воспитатель высшей

                                                квалификационной категории

                                                

г.о. Жуковский

2021-2022 г.г.

Проект «Берёзка – символ России»

Типы и виды проекта:

по видам деятельности: познавательно-творческий;

по составу участников и их объединению: групповой, с привлечением родителей;

по срокам проведения: среднесрочный.

Срок реализации: октябрь 2021 г. – апрель 2022 г.

Участники проекта:

  • дети старшей логопедической группы №2 (14 человек);
  • педагоги (3 человека);
  • родители (28 человек).

Актуальность проекта:

Актуальность данной темы мы видим в том, что в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Работа над проектом способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа, чувства патриотизма. Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Это позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.

Цель проекта: сформировать у воспитанников эмоциональное восприятие образа русской березки, как символа России средствами разных видов деятельности.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с березой, как символом страны;
  • обогатить знания детей о березе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту;
  • продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию детй;
  • способствовать отражению полученных знаний, наблюдений и представлений в различных видах деятельности (изобразительной, продуктивной, игровой, театрализованной, умственной, словесное творчество);
  • обогатить словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов.
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью;
  • развивать у дошкольников патриотические чувства;
  • способствовать повышению речевой активности детей;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательное восприятие;
  • способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе;
  • воспитывать любовь к Родине;
  • приобщать родителей воспитанников к совместной творческой деятельности с детьми.

 

Проблема: недостаточные знания детей о березе, как символе России. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Ожидаемые результаты:

Для педагогов:

  • повысится уровень профессионального мастерства;
  • будут заложены основы партнерских отношений с родителями воспитанников.

Для детей:

  • воспитанники познакомятся с березой, как символом страны;
  • обогатятся знания детей о березе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту
  • сформируется бережное отношение к окружающей природе;
  • обогатится словарь за счет имен существительных, прилагательных, глаголов, связная речь будет обогащена эпитетами, новыми словами и выражениями;
  • разовьется желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью;
  • повысится речевая активность;
  • разовьется мелкая моторика пальцев рук, зрительно-моторная координация, осязание и тактильно-двигательное восприятие, познавательна активность, мышление, воображение, фантазия, творческие способности и коммуникативные навыки;
  • сформируются умения отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, продуктивной, игровой, театрализованной, умственной);
  • у детей будет наблюдаться бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.

Для родителей:

  • родители воспитанников будут приобщены к совместной творческой деятельности с детьми;
  • родители воспитанников получат модель творческого взаимодействия с детьми и педагогами, грамотно и творчески отнесутся к вопросам трудового воспитания и воспитания здорового образа жизни своих детей.

План реализации проекта:

I этап. Подготовительный

  1. Определение темы исследования.
  2. Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
  3. Составить перспективный план мероприятий.
  4. Подобрать методическую литературу по данной теме.
  5. Разработать конспекты занятий, экскурсий.
  6. Подобрать детскую художественную литературу, настольно – печатные и дидактические игры.
  7. Подобрать репродукции картин (И. Левитан «Золотая осень», «Берёзовая роща», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», А.И.Куинджи «Березовая роща», А.К.Саврасов «Ранняя весна», Шишкин «Ручей в берёзовом лесу», «Берёзовая роща»); иллюстрации, фотографии, плакаты о берёзе; макет берёзы (миниатюра).
  8. Подобрать пословицы, поговорки, рассказы, стихи, загадки, пальчиковые гимнастики, физминутки, упражнения на координацию речи с движением о берёзе.
  9. Подготовить материалы для продуктивной деятельности (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
  10. Подобрать аудиозаписи: песни о берёзке.
  11. Изготовить разрезные картинки «Берёзка в разные время года».
  12.  Оформить презентации: «Русская берёза», «Берёза – символ России», «Береза в произведениях художников», «Учимся рисовать берёзу».

II этап. Реализация проекта

Познавательное развитие.

  • Цикл наблюдений на прогулке «Изучаем жизнь берёзы в разное время года» (сезонные изменения, листопад, ветер, др.);
  • Экскурсии по территории МБДОУ, по улицам города, в парк.
  • Упражнения по ФЭМП: «Пересчитай листики», «Каких берёз больше?», «Который по счёту?», «Расположи берёзы от самой высокой до самой низкой» и т.д.
  • Дидактические игры «Собери картинку», «4-й лишний», «От какого дерева лист», игры с листочками «Дорожка из листьев», «Образы из листьев» «Составь дерево из частей», «С кем дружит дерево?», «Что сначала, что потом?».
  • Просмотр презентаций: «Русская берёза», «Берёза – символ России», «Береза в произведениях художников».
  • Исследовательская деятельность: «Рассматривание коры под лупой», «Как устроен лист», «Клейкие листочки», «Этот удивительный запах».
  • Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедиях про берёзу.

Речевое развитие:

  • Речевые игры: «Узнай по описанию», «Расскажи-ка», «Один-много», «Подбери признак», «Подбери родственные слова», «Чего не стало?», «Чего много?», «Какой? Какая? Какое?», «Посчитай – 1 – 2 – 5».
  • Чтение и разучивание пословиц и поговорок о берёзе.
  • Отгадывание загадок.
  • Чтение и заучивание наизусть стихотворений о берёзе, считалок, скороговорок, диалогов.
  • Рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Золотая осень», «Берёзовая роща», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», А.И.Куинджи «Березовая роща», Шишкин «Ручей в берёзовом лесу», «Берёзовая роща», А.К.Саврасов «Ранняя весна» и составление описательных рассказов по ним;
  • Чтение В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», С. Есенина «Белая берёза», А. Прокофьева «Люблю березу русскую» Л. И. Горошкина «Берёзка», В. А. Злоказова «Росла Берёзка у дороги на Силач…», В. А. Трусов «Секреты горы Трех Братьев», Н. И. Птухина «Ода берёзе», Л. М. Смирнова «Берёзка голову склоня…», Л. Н. Сурнина «Песнь берёзе», Г. Н. Рахимов «Три Берёзки под окном», П. Воронько «Береза», К. Паустовский «Подарок», И. Токмакова «Берёза».
  • Беседы с демонстрацией иллюстраций: «Что я знаю о берёзке», «Полезные качества березы», «Береза – доктор», «Праздник березки».
  • Ситуативные беседы: «Почему не нужно срезать и ломать ветки?», «Как помочь раненому деревцу?».

Социально – коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Как мы ездили в лес?», «Экскурсия в парк».
  • Настольные игры: «Лото».
  • Психогимнастика: «Путешествие в лес», «Я похожа на березку».
  • Работа в парах по составлению разрезных картинок из 6 – 8 частей по теме.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование: «Березка в платье золотом», «Белая берёза», «Берёзка весной»
  • Раскрашивание картинок с различными изображениями берёз в разное время года.
  • Аппликация: «Люблю березку русскую», «Береза золотая».
  • Пластилинография: «Берёзонька осенью», «Веточка берёзки».
  • Ручной труд: «Берёзка» (из крупы).
  • Музыка: прослушивание русской народной песни «Во поле берёза стояла», «Ой да у дороженьки березка»; «Белая берёза»; «Ах, ты береза» Раухвергера, разучивание песен о берёзе.

Физическое развитие:

  • Подвижные игры: «Листопад», «Ветер и листья», «Раз, два, три, к названному дереву беги», «Кто быстрее добежит до березы?».
  • Физкультминутки и упражнения на координацию речи с движением: «Березонька», «Листья березы».
  • Пальчиковая гимнастика: «Березка», «Букет для мамы».
  • Дыхательная гимнастика «Ветерок».
  • Эстафета «Соберем осенний букет».
  • Русские народные игры «Зайцы и плетень», «Салки», «Горелки», «Венок». «Березка».

Трудовое воспитание

  • Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.
  • Сбор природного материала - листьев, «серёжек».

III этап. Итоговый

  • Творческие работы.
  • Экскурсия.
  • Видеоролик.
  • Презентация проекта.

Взаимодействие с родителями:

  • Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к проектной деятельности.
  • Папки-передвижки «Всё о берёзе».
  • Оформление для родителей стенда с детскими творческими работами по теме проекта.
  • Экскурсии со своими детьми в лес (или парк), сбор природного материала, подготовка фотографий по теме.
  • Рекомендация родителям художественной литературы по теме для прочтения.
  • Презентация для родителей и детей дошкольного возраста
    «Учимся рисовать берёзу» (на сайте в контакте).
  • Предложить родителям воспитанников нарисовать вместе с детьми берёзу для выставки «Красавица берёзка».

Продукт проекта:

  • Выставка детско-родительских работ «Красавица берёзка».
  • Фотоотчёт семейной экскурсии «Люблю берёзку русскую»
  • Презентация проекта.

Анализ работы над проектом

В ходе проекта у детей сформировалось эмоциональное восприятие образа русской березки, как символа России, воспитанники научились наблюдать за берёзкой. Научились замечать и любоваться красотой берёзы в разное время года, передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.  

У воспитанников обогатились знания о березе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту.

В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме.

        Укрепилось сотрудничество детей и педагогов с родителями: совместные экскурсии, наблюдения. 

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Список используемой литературы

  1. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр»
  2. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.
  3. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г.А. Лапшина, Волгоград 2001 г.
  4. «Народные игры в детском саду», Л.А. Лялина, Москва 2008 г.
  5. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.
  6. 1998 г. В.М. Петров
  7. Вера Деркунская: Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – ФГОС. Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г. – 208 с.
  8. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  9. Данилков Н. Дерево жизни. Все о целебных свойствах березы.
  10. Козина И.В., Лебедева Л.В.: Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС. – Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г. – 144 с.
  11. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с. (развитие и воспитание дошкольника).
  12. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – ил.
  13. Наталья Сорокина: Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Цветы, ягоды, деревья, грибы. –  Издательство: Владос, 2015 г. – 71 с.
  14. Наталья Сорокина: Подвижные игры и упражнения для развития речи у детей с ОНР. Времена года. –  Издательство: Владос, 2015 г. – 87 с.
  15. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003, - 528 с.
  16. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. — СПб.: КАРО, 2014.— 160 c.: ил. — (Серия «Популярная логопедия»).
  17. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2016 - 368с.:
  18. Черенкова Е.Ф. Развивающие игры с пальчиками. – М.: РИПОЛ классик ДОМ. ХХI век, 2009. – 186 с. – («Азбука развития»).

Интернет-ресурсы:

  1. 10 интересных фактов о древесине берёзы. https://www.bramek.ru/useful/na-zametku-mebelschiku-tehnologu-dizayneru-predprinimatelyu/bereza/
  2. Интересные факты о березе. https://www.pro-rastushki.ru/interesnye-fakty-o-bereze.html 
  3. Отчего берёза белая. http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st012.shtml
  4. Целительные свойства берёзы. https://awesomeworld.ru/zhivaya-priroda/mir-rastenij/bereza.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Презентация к занятию "Символы и нетрадиционные символы России"

Презентация к занятию по теме "Символы России"- традиционные и нетрадиционные....

Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка,  эмоций,...