Русские народные сказки как средство воспитания детей 3-4 лет
статья (младшая группа)

Климентьева Татьяна Андреевна

Эффективные методики и технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_noyabr.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ.

Подготовила: воспитатель Климентьева Т. А. 

 

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с нравственным воспитанием детей 3-4 лет, выделяется одно из средств нравственного воспитания – русская народная сказка.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, так как впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь. Детям младшего дошкольного возраста сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Многого, еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы общества. В наше время теряются самые драгоценные качества - воспитание трудолюбия, стремление к знаниям, чувство уважения к своей истории, обычаям и традициям, теряется ценность таких понятий, как взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, заботливое отношение к людям, уважение к старшему поколению. Русская народная сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Первые идеи и нравственные навыки дети приобретают в семье и дошкольных учреждениях. Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Мораль не является общей целью, но ее можно назвать конечной и высшей целью, типом цели, который позволяет существовать всем другим целям и не является таким продвинутым, как на основе самой человеческой деятельности.

Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в содержании. Не менее важно детально понять, какого человека можно считать моральным и в каком проявляется реальная сущность морали в целом [1].

В настоящее время не существует четко организованной и полностью развитой системы нравственного воспитания. Исследования проводятся во многих областях, как и в предыдущие периоды развития педагогики.

Одним из негативных аспектов современной концепции нравственного воспитания является отсутствие четкой программы нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Формирование основ морального поведения обычно начинается в младшем школьном возрасте, а часто даже в подростковом и юношеском возрасте. Между тем, в последние века выдающиеся психологи, такие как отечественные (Л. С. Выготский, С. С. Давыдов, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. И. Гальперин, Э. Б. Гальперин, С. С. Бордо и др.) и иностранные (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц, А. Бандура, К. Роджерс и др.) - подчеркивают, что основы личности формируются в дошкольном возрасте, поэтому именно в этот период жизни ребенок должен активно усваивать моральные ценности и учиться следовать нормам морали. Поэтому необходимо уделять внимание нравственному воспитанию дошкольников, чтобы исключить риск усвоения ими плохих моделей поведения, которые впоследствии будет трудно исправить, а иногда и невозможно.

Младший дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры [2].

Главное - создать условия, чтобы моральная норма начала регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между моральным сознанием и моральным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и играет мотивирующую и смыслообразующую роль. Способность детей подчинять свои мотивы действиям формируется в присутствии взрослого через выражение и объяснение.

В возрасте 3-4 лет особое значение в присвоении нравственных ценностей имеют эмоции и чувства. Именно поэтому важным является выбор педагогически целесообразных средств, методов и форм работы с детьми. Эффективными будут те из них, которые максимально затрагивают эмоциональную сферу ребенка. Кратчайшим путем донесения до души, до сознания ребенка нравственной сути тех или иных явлений, событий являются произведения литературного искусства.

Л. С. Выготский, советский психолог, разработал культурно-идеологическую теорию, в которой утверждал, что возможно сформировать систему нравственных представлений и норм у ребенка, основываясь на его индивидуальных задатках, способностях и склонностях, «натуральных формах психики», по словам Л. С. Выготского. Важное место в процессе формирования системы потребностей ребенка занимает, согласно Л. С. Выготскому, знаки и символы – орудия преобразования форм психики. Это, в первую очередь, разнообразные сказки, притчи, игры, обряды, художественные произведения. При восприятии ребенком таких произведений он сопоставляет действия и поведение героев, чувственно и эмоционально, без участия рассудка и рационального познания, сознавать нравственные ценности и нормы. Благодаря этому формируются основы понимания ребенком нравственного поведения, которые в дальнейшем будут развиваться, осознаваться рассудком по мере взросления ребенка. [4]

Самым любимым жанром литературного искусства у детей дошкольного возраста являются сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Особый нравственный потенциал принадлежит народным сказкам, которые передаются из поколения в поколение из далёкой древности. Испокон веков рассказывались сказки из уст в уста, от бабушек внукам передавались эти сюжеты. Положительные и отрицательные образы персонажей дошли до нас из далёкого прошлого, принеся с собой мудрость, опыт, богатство смысла. В каждой сказке очень тонко скрыты и легко понимаются детьми дошкольного возраста – добро и зло, трудолюбие и лень, жадность и щедрость. Каждый реальный или вымышленный персонаж в сказке несёт в себе определённый смысл, направленный на познание человеком определённых нравственных знаний, навыков, качеств.

Благодаря таким сказкам, как «Колобок», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», мы воспитываем в детях 3-4 лет послушание, способствуем пониманию слов можно, нельзя, нужноСказка «Репка» учит трудолюбию, уважению к старшим, дружбе. «Теремок» – гостеприимности, дружелюбии, взаимопомощи. Каждая сказка несёт в себе глубокий смысл и огромный нравственный потенциал. Во все времена ценились такие человеческие качества, которые упоминаются в русских народных сказках: доброта, трудолюбие, храбрость, честность, верность, готовность прийти на помощь и т. д. 

Педагогические возможности народной сказки заключаются в сохранении и передаче нравственного опыта человечества, в воспитании, обогащении культуры личности. В процессе целенаправленного педагогического воздействия основные группы нравственных качеств формируются постепенно: от самых простых форм (положительного отношения к взрослому и сверстникам) до начальных проявлений патриотизма.

Сказки для детей 3-4 лет должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных.

Работа со сказкой имеет свою специфику. Важным моментом является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и сознание.

Поэтому перед педагогами встает необходимость создания условий, стимулирующих развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 

Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это - сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - это сказки.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги [6].

На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется прослушивание аудиозаписи сказки в исполнении артиста или просмотр мультфильма по мотивам сказки.

Одним из условий развития нравственных качеств у детей 3-4 лет является использование игровых методов и приемов.

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Среди разнообразных детских игр выделяется игра-драматизация. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней ка-кое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста [3].

Невозможно воспитывать нравственные ценности средством русской народной сказки бессистемно, от случая к случаю. Воспитателю необходимо найти педагогическую сущность тех или иных русских народных сказок, их воспитательные возможности, обязательно должны соотносится с индивидуальными особенностями ребенка и требованиями времени.

Таким образом, формируя нравственные представления у детей 3-4 лет, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Список литературы

1.                 Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М., 2019. – 309 с.

2.                 Веракса, А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка – дошкольника / А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017, с.11

3.                 Дьяченко, Л. Дошкольный психолог №3. Азбука жизни. Релаксация «В гнездышке» / Л. Дьяченко, Н. Сакович // Школьный психолог. – 2005. – № 11

4.                 Космачёва, Н. О формировании нравственных ценностных ориентаций / Н. Космачёва, О. Широких // Дошкольное воспитание. – 2008. – №4. – С. 42-46

5.                 Маркова, Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова – М.: Просвещение, 2018. – 272 с

6.                 Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия // Дошкольное воспитание. - 2018. - №4. - С.15-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Русская народная сказка как средство воспитания толерантности».

Проект разработан совместно с детьми и родителями в целях воспитания толерантности дошкольников на основе русских народных сказок...

консультация "Русские народные сказки как средство воспитания культуры речи дошкольников с ЗПР

У дошколников с задержкой психического развития отмечается незрелость внутриречевых механизмов. Образцы русской речи прдставлены в устном народном творчестве . Поэтому воспитание культуры речи  с...

«Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»

laquo;Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»...

Русская народная сказка, как средство воспитания дружеских взаимоотношений.

Рекомендация для родителей "Русская народная сказка, как средство воспитания дружеских взаимоотношений" была дана на родительском всеобуче. Очень поучительная статья. Родители слушали её оче...

«Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников»

Актуальность.В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у ...

"Русские народные игры, как средство воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Русские народные игры, как средство воспитания детей дошкольного возраста"...

Русская народная сказка как средство приобщения детей раннего возраста к источникам русской народной культуры

Конечно, сказки есть в каждом доме.И дети их любят.Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость,увидеть добро и зло.Сказка занимает в мире малыша очень важное,очень большое место....