«Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников»
статья (старшая группа)
Актуальность.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,
агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии,
справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому
считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать
малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к
враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_russ_narod._skazka.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Школа № 18»
структурное подразделение детский сад.
Методическая разработка то теме:
«Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников»
Воспитатель: Воронина Ирина Вячеславовна
г. Нижний Новгород
Тема: «Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников»
Актуальность.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,
агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии,
справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому
считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать
малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к
враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Исходя из этого можно поставить цель:
-развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Но для этого необходимы следующие задачи:
- Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание
уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой:
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение
воспитателем, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, лучше рассказывать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.
Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”,
“Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
Приемы формирования восприятия сказки:
Выразительность чтения:
Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались.
Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда
жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Повторность чтения:
Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно
повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок):
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста.
Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.
Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Рассматривание иллюстраций в книге:
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и
способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание
иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той
последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Беседа по сказке:
Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых
приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на
моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой:
- Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,
беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития
эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке,
рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из
сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с
использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Совместная работа с родителями:
Проводя родительское собрание, познакомить с предметно-развивающей
средой группы, составить план посещений театральных пятниц.
Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.
В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как
организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками:
«Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда
рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги
и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.
Проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы:
«Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных»,
«Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».
Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания; также родители, у которых сохранились книги их детства приносили в группу, пополнили театральный уголок пальчиковыми куклами животных из основных русских народных сказках по нашему возрасту.
Работа с детьми:
Собирание паззлов и кубиков по сказкам;
Рисование и аппликация сказочных героев и сюжетов из сказок;
Небольшие театральные постановки, приуроченные к какому-либо празднику (например, к 8 Марта показали инсценировку "Волк и семеро козлят на новый лад"); экскурсии в библиотеку, где с детьми была проведена беседа "Сказка за сказкой".
На 8 марта рассказали сказку с новой концовкой «Волк и семеро козлят»;
Сказка в системе нравственного воспитания:
Такие нравственные категории, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо»,
«можно» и «нельзя», целесообразно формировать своим собственным
примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти
сказки помогут педагогу показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,
«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании
всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными,
трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя
ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся,
старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье
зверей» учат дружить.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх
и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в
сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк»
и т. д.
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка»,
«Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком
поощряется («Бобовое зернышко»).
Дети учатся понимать смысл сказок; отличать добро от зла, осознавать, что хорошо, а что плохо, что можно и что нельзя; дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль, происходит взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей; намечается динамика во
взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка,
а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве.
Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. Моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Русская народная сказка как средство воспитания толерантности».
Проект разработан совместно с детьми и родителями в целях воспитания толерантности дошкольников на основе русских народных сказок...
консультация "Русские народные сказки как средство воспитания культуры речи дошкольников с ЗПР
У дошколников с задержкой психического развития отмечается незрелость внутриречевых механизмов. Образцы русской речи прдставлены в устном народном творчестве . Поэтому воспитание культуры речи с...
«Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»
laquo;Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»...
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
Воспитание народной сказкой....