Русская народная сказка, как средство воспитания дружеских взаимоотношений.
консультация
Рекомендация для родителей "Русская народная сказка, как средство воспитания дружеских взаимоотношений" была дана на родительском всеобуче. Очень поучительная статья. Родители слушали её очень внимательно. Здесь говорится о пользе русских народных сказок и о вреде иностранных, как сказок так мульфильмов; о героях . о старцах. Прочтите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_narodnaya_skazka_kak_sredstvo_vospitaniya.docx | 40.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №125» города Оренбург
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: Русская народная сказка, как средство воспитания дружеских взаимоотношений.
Подготовил : ЧЕРЁМУХИНА С.Ю.
Высшая квалификационная категория
Оренбург-2017
Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений. Влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребёнка и его поведение в обществе сверстников. Особое значение в формировании личности дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.
В психолого-педагогической литературе понятие «дружба» определяется в качестве устойчивого чувства (Ж. -Ж. Руссо, В. Сухомлинский, Е.И. Кульчицкая, А.А. Аржанова и др.); содержательных взаимосвязей между детьми (С. А. Козлова). В целом понятие «дружба» - это феномен нравственных категорий. Таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, нравственная категория. Так и составляющая структуру дружбы. Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет большое значение. Дружба, как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа обязательно входят в курс образования и воспитания ребёнка.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношения к миру, окружающим людям. Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребёнка. Важно, чтобы ребёнок с детства усвоил нравственные понятия и человеческие ценности. Ребёнок растёт, формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, которые влияют на его поведение в жизни. У ребёнка появляется своё мировоззрение. Как же он смотрит на мир? С улыбкой, с любовью или же, как завоевать, захватить то, что его интересует, то что хочет он, интересует ли его другое, кроме собственного «я»? Ребёнок будет взрослеть, перед ним встанут различные проблемы. Останется ли он добрым, человечным, милосердным7 Станет ли он помогать родным, близким, бедным, старым, друзьям? Отзовётся ли он на нужды и просьбы окружающих людей?
В наш век, к сожалению, сказки утратили своё высокое предназначение, свою духовную ценность. Этому способствуют современные издатели книг и создатели мультфильмов, которые искажают первоначальный смысл сказки, превращая из поучительного в развлекательное. Тогда как русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же предлагают свою версию, навязывают свои образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия.
Вы можете себе представить русскую Царевну – лягушку, которая дерётся, как мужик? Или главную героиню «Аленького цветочка», которая гневается, или ругается? А вот принцесса из «Шрека» дерётся, как мужик и делает это со вкусом, весело и заразительно. Происходит омужествление женщин в иностранных мультфильмах, что в более взрослом возрасте приведёт к сексуальной дезориентации. Если Вы смотрели эти мультфильмы, то возможно помните, как принцесса начинает петь и рядом из гнезда на ветке, взлетает птица ( в гнезде несколько яиц) и начинает подсвистывать принцессе, но через некоторое время принцесса повышает голос и птицу разрывает. Принцесса смущена, но не надолго и начинает жарить те самые яйца, которые остались в гнезде. Если Вы обратите внимание на вашего ребёнка в этот момент, то увидите, как ребёнок хохочет на этим эпизодом, да и Вы , возможно, тоже смеялись. Вы сами были свидетелями того, как на ваших глазах чужие люди сдвигают психику ваших детей. Это не просто сцена красивого убийства, это девальвация смерти. Этот эпизод перечёркивает всю систему детского представления о мире. Главная героиня наших сказок не может быть вероломной, жестокой, она не может убить животное, а наоборот. Показывает любовь к животным. И почему наши героини из лягушек превращаются в красивых принцесс, а в «Шреке» из принцессы в трольшу.
Не надо быть гением. Чтобы увидеть, что главные героини иностранных мультиков на одно лицо. Из – за частоты мелькания этого лица на экране, оно превращается в приобретённый эстетический стереотип (к примеру Барби). Таким образом девочки будут стремиться выглядеть, так как персонажи мультфильмов. А мальчики будут искать себе спутницу, ориентируясь на то же самое. Это процесс создания новой матрицы красоты.
Кстати, персонажи американских мультфильмов не только имеют сходство во внешнем, но и манера разговора у них одинаковая. Вот Вам и ещё одна технология управления массовым сознанием наших детей.
Тогда как в русских народных сказках всегда осуждаются непомерная гордыня, лень, глупость, неумение строить с другими хорошие отношения, формируя основы поведения и общения, предостерегая ребёнка от всего, что в дальнейшем может испортить его отношения с окружающим миром. Ребёнок узнает, что мир очень сложен, что в нём есть несправедливость, страх, сожаление и отчаяние. Но самое главное – сказки убеждают детей, что если человек не сдаётся, когда положение кажется безвыходным, не поддаётся на искушение, то он обязательно победит.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». «Терёшечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл»), забота о близком поощряется («Бобовое зёрнышко»).
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положитльному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец» всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадёжном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии. Часто в сказке старец задаёт вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы мобилизовать моральные силы, а ещё чаще он даёт неожиданное и невероятное средство для достижения успеха.
Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»). Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребёнка: запрет – нарушение – кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они также традиционны, как и волшебные сказки или сказках о животных.. Вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых. которые так любили рассказывать и взрослые, и дети в ХIХ веке. В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей, т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи: внучка живёт с дедушкой и бабушкой, отец с тремя сыновьями, девочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищённости дают только полная семья, только присутствие матери.
Моральные ценности в русских народных сказках неоценимы. Они представлены более конкретно, чем в современных изданиях детских книг и мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки. Для девочек – это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый и любящий Родину). Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность.
Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек В воспитании внуков. Бабушки – сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.
Уместно также вспомнить русские народные пословицы, которые можно применить к любой народной сказке. Например к Колобку – «Лесть без зубов, а с костьми съест», «Новых друзей наживай, а старых не забывай», «Доверяй, но проверяй».
Необходимым условием использования сказки в формировании дружеских отношений у детей является органическая связь чтения сказок с теми конкретными задачами нравственного воспитания, которые ставит перед собой воспитатель детского сада. При определении задач нравственного воспитания необходимо обеспечить закрепление и дальнейшее развитие ценных качеств, которые имеются как у детского коллектива в целом, так и у отдельных детей, и наряду с этим воспитание недостающих нравственных качеств и преодоление отрицательных проявлений.
Итак, рассмотрев сказку как средство формирования дружеских отношений, мы, опираясь на мнения перечисленных выше психологов и педагогов, определили, что успешность процесса формирования дружеских отношений зависит от множества факторов. Сказка несёт в себе огромный воспитательный потенциал и является эффективным средством нравственного воспитания в общем, и дружеских взаимоотношений в частности. В следующем параграфе мы попытаемся определить роль народной сказки в формировании дружеских отношений у старших дошкольников.
Народные сказки, как средства воспитания подрастающего поколения, обладают великой силой воздействия на личность детей. Здесь сама жизнь – школа воспитания, а народные сказки – средства достижения целей воспитания. Дети, включённые в такую систему, воспитываются незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребёнок усваивает практику честных поступков, понятие дружеских взаимоотношений раньше, чем начинает понимать содержание и значение этих качеств личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Русская народная сказка как средство воспитания толерантности».
Проект разработан совместно с детьми и родителями в целях воспитания толерантности дошкольников на основе русских народных сказок...
Семинар-практикум для воспитателей. Тема: «Игры-эстафеты как средство воспитания дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста»
Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Игры-эстафеты как средство...
Консультация для воспитателей "Сюжетно – ролевая игра, как средство воспитания дружеских взаимоотношений между дошкольниками".
Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. А как следствие, игровая деятельность ребёнка может стать главным инструментом в умелых руках в...
консультация "Русские народные сказки как средство воспитания культуры речи дошкольников с ЗПР
У дошколников с задержкой психического развития отмечается незрелость внутриречевых механизмов. Образцы русской речи прдставлены в устном народном творчестве . Поэтому воспитание культуры речи с...
«Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»
laquo;Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»...
«Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников»
Актуальность.В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у ...
Русские народные сказки как средство воспитания детей 3-4 лет
Эффективные методики и технологии...