Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Группа детского сада - это первое своеобразное детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний - как положительных, так и отрицательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mmo_harybina.docx | 20.46 КБ |
navyki_sotrudnichestva.pdf | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста
Группа детского сада - это первое своеобразное детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний - как положительных, так и отрицательных.
Как показала практика, многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный, импульсивный, непосредственный характер. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи.
В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к жизни группы.
Наша задача научить детей работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.
Именно воспитатель должен создать все необходимые условия для положительных взаимоотношений детей в детском коллективе.
Совместная деятельность дошкольника со сверстниками организуется нами в три этапа:
- Мы предлагаем детям несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех детей, а затем усложняем задания.
- Делим большую детскую группу на более маленькие, так, чтобы каждый ребенок мог взаимодействовать и почувствовать свою значимость. Это позволяет сформировать у них способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе.
- Обсуждаем с детьми общие цели деятельности и способы согласования совместных действий, как можно договариваться между собой, распределять задания. Но это возможно, когда у детей уже сформированы начальные навыки взаимодействии.
При формировании готовности к сотрудничеству мы обязательно учитываем возраст детей:
• в младшей группе – мы обучали детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели в различных видах деятельности.
• в средней группе – мы обучали детей способам распределения действий, способам разрешения конфликтов; развивает навыки контроля; организует детей в микрогруппы по 2-3 человека.
• старшей группе – мы обучаем детей способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; обучаем планированию предстоящей деятельности; развиваем контроль, самоконтроль, самооценку; воспитываем ответственность за коллективный результат; организуем деятельность в микрогруппах по 3-4 человека.
• в подготовительной группе – будем обучать детей самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности, включая задания во всех видах.
Для этого в образовательном процессе дошкольных групп мы широко используем следующие методические приемы обучения сотрудничеству. Это:
- Демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение;
- Переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;
- Создание ситуации недостатка материала;
- Создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;
- Выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.
В образовательный процесс мы включаем:
- творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей,
способность применять ранее полученные знания.
- нетрадиционные формы организации совместной деятельности (конкурсы,
викторины, интеллектуальные игры);
- организация детей в парах, тройках, малых группах;
Для организации совместной деятельности используем такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий.
Формирование у детей навыков сотрудничества происходит в различных видах совместной деятельности.
Утром, принимая детей, мы учим проявлять эмпатию, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях. Ребенку представляется возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или огорчениями. Приветствия, пожелания, комплименты и подарки, игры, обмен новостями - основа для того, чтоб наладить общение на весь день.
Утром проводятся игры для сплочения коллектива; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог;
Представленные вашему вниманию дидактические игры: «Охота на тигров», «Зеркала», «Зевака», «Дотронься ….», «Кого укусил комарик?», «Две игрушки – поменяемся местами», «Ласковое имя», «Эхо», «Кто к нам в гости пришел?», «Тропинка», «Ладонь в ладонь», «Пожелание», «Сделай подарок», «Рисунок на спине», «Дотронься до ……», «Коробка добрых поступков», которые
способствуют сплочению детского коллектива, созданию спокойной, доверительной обстановки, обеспечивают развитие социальной уверенности у дошкольников, повышают самооценку детей.
При организации дидактических игр существует определенная последовательность. В младшей группе проводили игры на развитие интереса к партнеру по общению;
В средней группе - игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог;
В старшей группе - игры на развитие навыков взаимодействия в группе;
В подготовительной группе - игры на сплочение детского коллектива.
Важной составляющей каждого упражнения является рефлексия, через которую идет осмысление своих действий, чувств, поведения, результата совместной работы.
Особенности проведения рефлексии:
• вопросы адресуем каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируюм
на внимательное выслушивание друг друга;
• вопросы, адресованные детям, фиксируем их актуальный опыт, полученный в
результате выполнения конкретного задания.
Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества.
• «Копилка добрых дел».
Каждая семья изготовила коробочку для своего ребенка, украшает ее. В эту коробочку складываются «добрые дела». Например, на осеннем листочке написано «Саша помог собрать игрушки Маше». Это и есть доброе дело. Листочек убирать в коробочку ребенка. Дети очень стараются, кто-то поднимет игрушку, другой подаст стул и т.д. Зимой можно складывать в коробочки – снежинки, летом – цветочки. В конце недели подводятся итоги. Фотография ребенка, у которого больше листочков, попадает на «Дерево добра».
Данные формы работы повышают уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывают нравственные качества: взаимовыручку, доброту, отзывчивость.
Пособия интерактивны и предполагают высокую степень активности самих детей, позволяют осуществить решение задач, напрямую влияющих на развитие коммуникативного компонента личности.
Таким образом, формирование навыков сотрудничества становится возможным благодаря взрослому, т.е. нам с вами, при правильной организации совместной деятельности и игр.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста"
Этот материал поможет воспитателям сформировать у детей старшего дошкольного возраста доброжелательные отношения между сверстниками и в развитии навыков общения посредством народных подвиж...
Мастер – класс для педагогов «Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Организуя сотрудничество, педагоги должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе. Обучениние в игре - самый эффективный способ достижения результата....
Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста
В консультации для педагогов ДОУ раскрываются принципы формирования у детей дошкольного возраста совместной деятельности, сотрудничества....
"Роль педагога в развитии навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста"
В статье говорится о том, как научить дошкольников активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми....
«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»
знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста...
Мастер - класс Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности, детей дошкольного возраста....
«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов...