«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»
материал
знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, сосуд, теннисные мячики, камешки Марблс, песок, гидрогель, мяч, шкаф с ящиками с заготовками ствола дерева рябины, березы и дуба, пластилин, листья дуба, рябины, березы из фетра, желуди, карандаши, фломастеры, клей.
«Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об использовании технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности у детей дошкольного возраста.
В священной книге Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: «Вдвоем лучше быть, чем одному. Ибо, если упадут, друг друга поднимут. Но горе, если один упадет, а чтоб поднять его - нет другого».
Этому изречению уже много-много лет, но оно особо актуально в настоящее время. В современном обществе в связи с развитием информационных технологий детям становится труднее общаться и взаимодействовать между собой. Многие из них увлечены электронными устройствами и не интересуются друг другом.
Эта ситуация имеет двойственный характер: с одной стороны информатизация общества – это большой технологический прорыв, с другой – это большой урон в сфере коммуникации. Именно поэтому наша задача – с дошкольного возраста обучить детей взаимодействовать друг с другом.
Что же это такое – ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА?
«Это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности» (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 №2765-р)).
Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены такими педагогами как: Лев Семенович Выготский, Шалва Александрович Амонашвили, Ирина Владимировна Маврина и др.
Актуальность проблемы развития навыков совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где указаны условия, необходимые для, создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
В дошкольный период под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, постигает мир человеческих отношений.
Заполнение этого сосуда поможет понять организацию технологии сотрудничества в дошкольном возрасте.
Перед нами стоит задача: способствовать приобретению у дошкольников навыков совместной деятельности.
Чтобы того, чтобы этого достигнуть, сначала мы объединяем детей в небольшие группы (соединяем мячики по 2 или 3 и кладем в сосуд). Это возможно, если установлен контакт с партнером.
Затем мы создаем проблемные ситуации, которые определят цель и мотивируют участников образовательного процесса к совместной деятельности, стремлению действовать сообща. (Засыпает в сосуд теннисные мячики).
Для достижения результата необходим совместный поиск решения проблемы, который еще больше объединит детей для достижения поставленной цели (Засыпаем в сосуд камешки марблс).
При непосредственном выполнении задания дети учатся слушать друг друга, взаимодействовать между собой, самостоятельно применять навыки сотрудничества. (Засыпает гидрогель)
И наконец, взаимная проверка и оценка результатов совместной деятельности, определение дальнейшей стратегии (Засыпаем песок).
Таким образом, очень важна последовательность развития этапов взаимодействия. Если первым в сосуд насыпать гидрогель или песок, то в нем не останется места для мячиков. Так и в сотрудничестве - нельзя требовать от детей взаимодействия не научив правилам общения со сверстниками.
Практическая часть мастер-класса
Одной из форм организации совместной деятельности детей может выступать создание мини-музея, которая позволяет систематизировать и обогащать имеющиеся представления детей дошкольного возраста []. Рассмотрим это на практике. Я приглашаю к участию 6 человек фокус-группы.
1.Упражнение «Приветствие»
Станем в круг и поприветствуем друг друга. Передавая мячик друг другу, улыбнитесь соседу, назовите свое имя и скажите, что вы любите. Меня зовут Наталия, я люблю дружить…..
А теперь я предлагаю вам выбрать камешек (желтый, голубой, зеленый) и занять место за тем столом, на котором стоят камешки такого же цвета. (На столе находится контейнер с камешками определенного цвета). – Участники делятся по парам.
Пояснения для аудитории: Таким образом, я показала вариант разделения участников на группы. Другим вариантом деления детей на подгруппы, например во время логопедического занятия, может стать определение первого звука в слове.
Я предлагаю вам создать мини-музей…в шкафу. Он представляет собой шкаф с ящиками, каждый из которых наполняется различными материалами в соответствии с заданной или выбранной детьми темой. Тема нашего мини-музея «Деревья». Каждая группа оформляет свой ящик. Предварительно я сделала заготовки, но в них не хватает важных деталей. Обсудите друг с другом чем вы дополните ящик, каким материалом будете пользоваться. При выполнении необходимо выполнять правила взаимодействия: советуйтесь друг с другом, слушайте друг друга и помогайте. Главное – делать все сообща (на каждом стоит ящик с заготовкой ствола дерева рябины, березы и дуба).
(Выполнение практической деятельности участников)
Пояснения для аудитории: в работе с детьми правила взаимодействия можно фиксировать при помощи схем. Изначально схемы я предлагаю детям сама (показ схем), в дальнейшем они могут придумывать их сами.
Совместное создание мини-музея позволяет создать доверительные отношения, формировать умение устанавливать последовательность действий, распределять обязанности между участниками, достигать совместно намеченного результата, ощутить чувство взаимной ответственности.
Вопросы для фокус-группы (направленные на решение логопедических задач: как называется лист с березы(рябины, дуба) – березовый…
- назовите плоды рябины (дуба)
- назовите ласково можно добавить другие, если останется время
Пояснения для аудитории: данные вопросы позволяют решить речевые задачи: образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обогащение словаря и другие.
Обращение к фокус-группе: Легко ли вам было справиться с этим заданием? Почему?
Уважаемые коллеги, я как учитель-логопед использую задания на развитие навыков совместной деятельности на логопедических занятиях. А вы, как воспитатели, где могли бы их использовать?
Я с вами согласна, технология совместной деятельности дошкольников универсальна и может использоваться педагогами при организации любого вида детской деятельности.
Благодарю фокус-группу за сотрудничество.
Сегодня на нашем мастер-классе мы познакомились с технологией сотрудничества для развития навыков совместной деятельности у дошкольников. Именно в этом возрасте закладываются основы взаимодействия друг с другом.
Возвращаясь к Священной книге Соломона о важности сотрудничества, хочу отметить следующее: «Двое победят того, с кем никто не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро».
Спасибо за сотрудничество!»
Литература:
- Морозова А.Н., Мельникова О.В. (ред.). Музейная педагогика: Из опыта методической работы. Пособие для воспитателей, методистов ДОУ и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 416 с.
- Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 383 с.
- Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: живая и неживая природа, рукотворный мир. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...
Индивидуальный план повышения квалификации "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
"Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"...
ПЛАН по самообразованию 2013 – 2014г. на тему: «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования...
«Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
План по самообразованию...
ПЛАН по самообразованию на тему: «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием карт-схем»
ПЛАН по самообразованию на тему...
«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов...
«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»
знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста....