ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Материал будет полезен педагогам и родителям при подготовке детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровые технологии | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Одной из задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, к переходу на следующий уровень основного образования. За последнее время требования, предъявляемые к будущим первоклассникам, непомерно выросли. На собеседованиях, которые обычно проводят перед зачислением ребенка в первый класс, обращают внимание на уровень восприятия, памяти, внимания, мышления, развития речи первоклассника.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Они представлены как социально-нормативные и психологические характеристики детей. Среди которых обращают на себя внимание такие как «инициативность, самостоятельность, любознательность, уверенность в своих силах, развитое воображение, способность к волевым усилиям».
Следовательно, будущий первоклассник должен иметь следующие навыки: Желание учиться, развитую мелкую моторику, произвольное внимание, навык запоминания, понимание причинно-следственных связей, умение выражать свои мысли и задавать вопросы, умение следовать инструкциям, общительность, самостоятельность
Как сформировать качества и способности необходимые для обучения в школе? Это можно осуществить, используя современные образовательные технологии, целью которых является – личностное развитие.
Уже давно известно, что одним из мощных средств развития ребенка является игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности. Изучив передовой педагогический опыт, я выбрала наиболее эффективные технологии и в первую очередь конечно же игровую технологию, которая позволяет сделать обучение интересным и увлекательным.
Игровая технология строиться как целостное, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно:
1.Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (например "Найди отличие".)
2. Игр на обобщение предметов по определенным признакам (например «Обобщение, классификация»)
3.Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных. (например игра «Что перепутал художник»)
4.Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку по разным образовательным областям.
Приведу примеры игр которые я использую в своей работе:
Игры на развитие внимания
Сосчитай глазами.
Инструкция:
Посмотри внимательно на этот рисунок. Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков в каждой строчек. Рядом со строкой напишите ответ. Вначале — сколько кружков, затем — количество крестиков.
Запрещенная цифра.
Цель: развитие внимательности, умения слушать.
Играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа (от 1 до 10). Выбирается одно какое – то число, которое нельзя произносить вслух, вместо него играющий хлопает в ладоши. (Затем количество запретных чисел увеличивается)
Что изменилось.
На стол ставятся 6-7 предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок повернется, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один предмет, а поменять 2 из них местами)
Горячо – холодно.
Спрячьте небольшой предмет (игрушку, конфету) в пределах комнаты. Ребенок должен отыскать спрятанный предмет, руководствуясь вашими подсказками: если он ищет в верном направлении, говорите «Горячо», если удаляется от места – «Холодно». Эти слова можно заменить хлопками, жестами и т.д. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.
Игры на развитие памяти
Что исчезло?
Количество игроков: любое
Дополнительно: картинки или мелкие предметы
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Цепочка действий
Количество игроков: любое
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола". Если он запутался, кладет фант.
Чемодан
Количество игроков: 3-12
Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него...огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.
Игры по формированию пространственных представлений.
Что справа
Описание игры: Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.
Вариант 1. Воспитатель просит вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом детей каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.
Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.
Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.
На плоту
Описание игры: Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Женя, кто стоит у тебя слева; Соня, кто стоит сзади тебя; Даня, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Ваня, кто стоит слева от тебя, и т.д.
Колокольчик
Описание игры: Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
Игры на развитие мышления
Разложи предметы
Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.
Ход игры:
Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».
Летает – не летает
Ход игры:
Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».
Нарисуй и зачеркни
Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .
На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:
• Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;
• Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;
• Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру
Придумай загадку
Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.
На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.
Игровые занятия проходят очень живо в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства.
Использование игровых технологий позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Дети не видят, что их чему- то обучают, они думают, что они только играют. Но не заметно для себя, в процессе игры дошкольники считают, складывают, вычитают, более того решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно, потому что они любят играть.
Вывод:
В условиях детского сада, возможно и целесообразно использовать игровые технологии при подготовке детей к обучению в школе. Несомненно, использование игровых технологий, способствуют всестороннему развитию ребенка и подготовке детей к обучению в школе, в условиях ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"
Материал рассчитан на оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте через игровую деятельность....
Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте
quot;Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"(мастер-класс для педагогов)...
Выступление на РМО «Цифровые технологии в ДОУ: использование интерактивных средств для подготовки детей к обучению в школе» 18.02.2021 г.
Одной из основных стратегических установок в современной системе образования, является обеспечение его качества.Важным условием достижения такого качества является непрерывность образования, в н...
Мастер- класс «Использование игровых технологий в подготовке детей к школе»
Представить педагогам методические приёмы работы по обучению игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные познавательные процессы (внимание, память, ...
Использование игровых технологий при подготовке детей к школе
Готовность к обучению в школе — это целый комплекс физических, духовных, социально-коммуникативных и эмоционально-волевых показателей развития ребёнка, который он усваивает в дошкольном возрасте...
Мастер-класс "Использование игровых технологий в подготовке детей к школе"
все об игровых технологиях...
Мастер- класс «Использование игровых технологий в подготовке детей к школе»
Как сформировать качества и способности необходимые для обучения в школе? Это можно осуществить, используя современные образовательные технологии, целью которых является &ndash...