Особенности экспериментирования в группе раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
Учитывая возрастные особенности детей, я строю свою работу по принципу - что вижу, то и познаю. Знакомство детей с окружающим миром и расширение представлений о нем осуществляется во время разных режимных моментов в течение дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности экспериментирования в группе раннего возраста | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности экспериментирования в группе раннего возраста
(из опыта работы)
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянно подталкивает его к поиску новых знаний. Для детей раннего возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками», не столько размышляют, сколько непосредственно действуют.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно - следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга и объединены в одно значение. Играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, у него развивается мышление, наблюдательность, освоение новых знаний и самостоятельность.
Дети третьего года жизни способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы, поэтому ведущую роль принимает на себя педагог.
Учитывая возрастные особенности детей, я строю свою работу по принципу - что вижу, то и познаю. Знакомство детей с окружающим миром и расширение представлений о нем осуществляется во время разных режимных моментов в течение дня, во время занятий и под постоянным контролем педагога:
- во время мытья рук, говорим о свойствах воды, прислушиваемся, как она журчит;
- во время кормления обращаем внимание на то, что чай и компот – теплые, кефир – прохладный;
- в играх знакомимся со свойствами и качествами предметов (легкий - тяжелый, гладкий - шершавый, материалами, из которых сделаны эти предметы или игрушки (пушистый, мягкий, жесткий, резиновый, деревянный) и другими.
Важным условием организации экспериментирования в группе раннего возраста, для усиления познавательного интереса детей является и соответствующая (развивающая предметно-пространственная среда).
Это могут быть:
мини - лаборатории,
уголки маленьких экспериментаторов,
центры экспериментирования.
Суть такова, что в этих уголках и центрах должно быть все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: это , лейки, камешки, песок, вода, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки, воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки. Так же необходимо продумать место в данном центре для свободного доступа и выбора предметов - контейнеры с безопасными стимулирующими к экспериментальной деятельности материалами.
Во время экспериментирования воспитатель не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка и т. д.
Дети раннего возраста очень любят такие игры-эксперименты, важно не ограничивать их во времени при проведении опыта, но и стараться не переутомлять.
При работе по экспериментированию с детьми раннего возраста особое внимание уделяю играм с водой и песком, которые открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.
При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста необходимо придерживаться определенных правил:
- учитывать возрастные особенности детей: все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, для того чтобы вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.
- содержание каждого эксперимента непосредственно связано с окружающей ребенка действительностью;
- материалы для экспериментирования доступны каждому ребёнку;
- предусматриваю вариативность действий со знакомыми предметами, материалами и веществами;
- предлагаю варианты действий с предметами и материалами, поддерживаю инициативу ребенка;
- создаю условия для проявления детьми речевой активности;
- во время проведения опытов соблюдаю технику безопасности;
Планирую экспериментальную деятельность 1 раз в неделю, но бывает и чаще, если возникают благоприятные ситуации в группе или на улице, во время прогулки. Тематика может исходить как от взрослого, так и от ребенка.
Опыты провожу в игровой форме, создаю проблемные ситуации, использую сюрпризные моменты, жизненные ситуации. Участвовать в них может как подгруппа детей, так и 1-2 ребенка. Длительность проведения опыта зависит от его организации и длится от 3 до 10 минут.
Любимая забава детей - это игры и эксперименты с водой и песком. Организуя эксперименты с водой, знакомлю детей с тем, что вода жидкая, может быть теплой или холодной, может литься, а может брызгать, в воде предметы могут плавать, а могут утонуть.
Переливание воды, пускание корабликов, вылавливание игрушек, бросание камушков в воду, собирание воды губкой, ловля рыбок магнитной удочкой – формируют способность к наблюдению, умению делать простые умозаключения, суждения, обобщения: камушек утонул, потому что тяжелый; лодочка плывет - потому что мы дуем на воду.
Зимой познакомила детей со свойствами снега. Для детей было открытием, что снег - это оказывается тоже вода, что он холодный, а если взять в руку, то он тает, а пальчик становится мокрым; также он тает в теплой комнате; если снег мокрый, из него можно лепить.
Зимой экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажаем огород на окне.
Для того чтобы познакомить детей со свойствами песка предлагаю им пересыпать песок из ладошки в ладошку, закапывать в него мелкие игрушки, просеивать через сито, поливать его водой, делать дорожки, рисовать на песке пальчиками, оставлять следы ладошками или делать отпечатки разными формами и предметами. Узнавая в процессе игр - экспериментов свойства песка, дети понимают, что песок бывает сухой или мокрый, приходят к простейшим открытиям: мокрый - можно слепить куличики, сделать дорожку; сухой - сыпется через сито.
Мои малыши очень любят слушать сказки, рассматривать иллюстрации в книгах и очень часто, вследствие несформированности движений рук, их рвут. Для того чтобы научить детей бережно обращаться с книгами, провела серию игр-экспериментов. Они помогли мне познакомить детей со свойствами бумаги: бумага легкая: ее можно сдуть с ладони; она не тонет в воде в отличие от камней; бумага может быть тонкой и толстой; салфеткой можно промокнуть воду; из бумаги можно сделать кораблик, он плавает в воде; бумагу можно смять или порвать. Теперь дети знают, что если сильно потянуть за страницу книги, она может порваться.
Для знакомства детей с воздухом провожу с детьми интересные опыты. Обнаруживали воздух с помощью воздушного шарика, пускали мыльные пузыри, которые тоже появляются с помощью струи воздуха. Цель данных опытов была подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас, что его можно почувствовать, но нельзя увидеть.
Для детей раннего возраста актуален принцип повтора. Ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся. За один раз предлагаем детям рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.
То что ребенок узнал в детском саду, должно закрепляться в домашних условиях. Для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их в качестве помощников всегда рассказываю о том, чем мы занимались в течение дня, об успехах их ребенка, оформила подборку игр-экспериментов, которые можно провести в домашних условиях.
Анализируя свою деятельность, на сегодняшний день могу отметить следующее:
- использование игр-экспериментов помогло сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной;
- дети приобрели определенный жизненный опыт, они знают, что если сильно открыть кран во время мытья умывания, можно облить одежду, пол и будет скользко, ее можно вытереть тряпкой; знают, что вода может обжечь, может быть грязной;
- снег может растаять, он грязный, его нельзя брать в рот, так как можно заболеть;
- знают, что если песок не лепится, то надо взять лейку и полить его;
- дети эмоционально включаются в действия с игрушками, интересуются окружающими предметами, самостоятельно обследуют их, используя те приемы, с которыми познакомились во время игр-экспериментов
- дети переносят в собственную игровую деятельность знания и умения, приобретенные в процессе игр-экспериментов (вола льется - наливают чай; бумагу можно смять – делают и бросают шарики (играют в «снежки» и т.д.).
Каждый маленький ребёнок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия-экспериментирования в группе раннего возраста «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: познав...
Конспект занятия-экспериментирования в группе раннего возраста: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Учить доводит...
Конспект дидактической игры по экспериментированию в группе раннего возраста "Кукла Маша замаралась"
Д/и «Кукла Маша замаралась»Задачи:Образовательная1. Познакомить детей со свойствами воды;2. Закрепить понятие: холодная, тёплая.Развивающая1....
консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....
Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.В этот период познавательная активность детей – это исследовательска...
Проект в первой младшей группе на тему: «Экспериментирование в группе раннего возраста»
laquo;Чем больше ребенок видел, слышал и переживал,чем больше он знает и усвоил,чем большим количеством элементов действительностион располагает в своем опыте, тем значительнее ипродуктивнее при друг...
Особенности экспериментирования в группе раннего возраста
Ребенок рождается исследователем. Неутолимое любопытство, постоянное стремление что-либо разбирать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательност...