ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА (для педагогов)
методическая разработка

Жданова Наталья Ивановна

На современном этапе развития образования разновозрастная группа в практике дошкольного образования незаслуженно «отодвинута» в сторону, рассматривается только как вынужденная необходимость (малокомпетентный сад).

Вместе с тем, нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших. Понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель 1к.к: Жданова Н.И.

На современном этапе развития образования разновозрастная группа в практике дошкольного образования незаслуженно «отодвинута» в сторону, рассматривается только как вынужденная необходимость (малокомпетентный сад).

Вместе с тем, нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших. Понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.

Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деления на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника.

Научно-методической основой организации педагогического процесса в малокомпетентном детском саду является сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен в составе конкретной группы выделить2-3подгруппы, и в соответствии с ними дифференцировать образовательную деятельность. Наиболее целесообразно является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

Отличительной особенностью разновозрастной группы является качественно новый социальный опыт межличностных взаимоотношений. В такой группе ребёнок на протяжении всего дошкольного возраста имеет естественную возможность не только наблюдать способы межличностных взаимоотношений, но и быть активным их участником:

  • группа «Я – ровесники - старшие дети - взрослый» (возраст 2-3г.);
  • группа «Младшие-Я-ровесники-старшие-взрослые» (возраст 3-5л.);
  • группа «Я – ровесники – младшие – взрослый» (возраст 5-7л.).

По нашим наблюдениям, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательный форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает отношение старших детей к младшим.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игру и образовательную деятельность. Основной целью использования этих форм является всестороннее воспитание и развитие каждого ребёнка, формирования учебных умений.

В смешанной группе, при хорошо организованной пространственно-обучающей среде, игра даёт больший положительный эффект, чем в одновозрастной. В значительной степени присутствует взаимообучающий и самостоятельный компоненты. Воспитатель организовывает и играет с детьми: воспитанники, участвуя в игре, получают новые знания или закрепляют уже изученное. В возрастной группе игра позволяет достичь значительных результатов, поскольку создаёт благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используется самообучении и взаимное обучение. Воспитатель одновременно обучает детей и участвует в их игре, а дети-играя, обучаются.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Тем не менее, организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, правильно направлять внимание детей, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. В целях рационального построения педагогического процесса в данной группе необходимо вести работу по двум возрастным подгруппам. Дифференцированная работа с двумя подгруппами посильна каждому воспитателю, и в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.

Большое значение при организации работы в разновозрастной группе имеет согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. Младший воспитатель разновозрастной группы должен владеть основными приемами организации режимных моментов, понимать, чем может помочь малышам, а что они должны делать самостоятельно. Помощь младшего воспитателя детям необходима постоянно, но больше всего в процессе заверения одних процессов и переходе к другим (подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей спать, проведение закаливающий процедур).

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на организационно-методические моменты (программы, методические указания и пр.), а главным образом, на ребёнка, удовлетворение его потребностей, интересов.

Педагог, организовывая образовательный процесс в разновозрастной группе, должен привлечь каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Правильный режим дня для малышей способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. В условиях смешанной группы невозможно абсолютно точно выполнить санитарные нормы временного режима для каждого возраста. При включении в группу нескольких возрастов график распорядка дня ориентируется на средний возраст. Для смешанной группы с детьми от трёх до семи лет средний возраст – это пятилетние дети. Всегда выполняется правило: работу с младшими и медлительными детьми начинают первыми, их первыми одевают на прогулку, первыми готовят ко сну, первыми начинают кормить. Исключение составляет только пробуждение после обеденного сна – первыми поднимают старших детей. Такая последовательность действий оптимальна.

При организации функционирования возрастной группы возрастает роль младшего воспитателя. И дело не только в важности выполнения его основных обязанностей: уборка помещения, помощь в одевании и раздевании детей, раздача пищи, контроль работы дежурных. При проведении занятий младший воспитатель контролирует выполнение заданий одной из подгрупп. Соответственно, организация слаженной работы младшего и старшего воспитателей – залог успеха.

Необходимо также уделять серьёзное внимание планированию предметно-развивающей среды ДОО, учитывая сочетание предметов обстановки для разных возрастов. Безусловно, окружающая среда является развивающей, если помогает ребёнку осваивать задачи позитивной социализации.

Так, при размещении дидактических игр, пособий и другого материала в уголках различной направленности, можно руководствоваться следующим: нижние полки предназначены для самых младших, верхние – для старших. Желательно сразу приучать малышей возвращать игрушку на своё место, а старшие дети могут контролировать выполнение этого требования. При такой организации можно для каждого возраста обеспечить соответствующее наполнение. Для правильного физического развития ребёнок должен принимать правильного позу, а это невозможно при неверно подобранной мебели. В смешанной группе размещается мебель разного размера (три-четыре размера), с соответствующей маркировкой, чтобы детям было проще ориентироваться.

Особый подход при организации деятельности разновозрастной группы играет прогулка. Прогулка занимает важное место в режиме дня и является действенным средством всестороннего развития детей. В целях наиболее эффективного использования прогулки необходимо создавать благоприятные условия для содержательной и разнообразной деятельности детей на воздухе для всех возрастных групп (игры, наблюдения, труд). На прогулке воспитатель заботится о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками и со старшими детьми, трудились, наблюдали за явлениями окружающей жизни. Прогулка также создаёт условия для разнообразной двигательной активности всех детей возрастных групп. При этом важно:

- следить за физическими нагрузками, чередовать игры и занятия разной степени подвижности, не допускать, чтобы малыши, подражая старшим выполняли вредные и трудные для них движения (висели на руках, забирались на высокие лестницы);

-подвижные игры с младшими детьми целесообразно проводить в середине прогулки, а со старшими сразу после выхода на участок или в конце прогулки, перед возвращением в группу. В зависимости от цели и физических нагрузок подвижные игры могут проводится со всеми детьми (3-7 лет), с двумя смежными подгруппами (3-5 лет), и отдельно с одной группой. Во время прогулки необходимо наблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались. Нужно помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей в русло более спокойной деятельности. Здесь можно провести наблюдения, словесные игры, беседы с детьми.

По завершению прогулки дети должны убирать игрушки на место. Обязательно нужно напомнить детям, что при входе в помещение детского сада, надо хорошо вытереть ноги, не шуметь в коридоре. В раздевальной комнате воспитатель должен проследить за тем, чтобы дети раздевались быстро, самостоятельно, аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Так у детей формируется навык бережного обращения с вещами личного пользования. Когда все дети разденутся необходимо проверить, как дети выполнили указание, дать оценку детям, если нужно, то предложить навести порядок в шкафу.

Воспитатель поэтапно работает с двумя разновозрастными подгруппами, следовательно, при организации работы необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Воспитатель, организовывая образовательный процесс разновозрастной группе, должен чётко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения НОД с детьми в разновозрастной группе.
  2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счёт разных способов выполнения определённого задания.
  3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие образовательные задачи, а более конкретные - на занятиях с одной подгруппой детей
  4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы.

Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнение определенных заданий.

  1. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактических игр и дидактических материалов (самостоятельная работа детей).
  2. При организации образовательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Таким образом, опыт показывает, что в условиях смешанной группы младшие дети развиваются лучше и быстрее, иногда обгоняют требования программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Период раннего детства считается ключевым в освоении ребенком родного языка, а его успешное протекание во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных ...

Консультация: «Особый подход в оздоровлении детей раннего возраста» для педагогов СДС, ГКП, коррекционные группы.

Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Для успешного проведения всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе создана предметно - развиваю...

Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций

ТЕКСТ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ 1 слайд. «Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций"2. Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой со...

Разработка «карты развития» детей дошкольного возраста для педагогов ДОО

Основная цель разработки  «карты развития» как диагностического материала – возможность (и для педагогов,  и для родителей) отслеживания  и коррекции результативности ...

Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста. Самообразование педагога

пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоциональных переживаний, что наилучшим образом способствует развитию речи....