Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Кретова Ольга Анатольевна

ТЕКСТ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ

1 слайд. «Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций"

2. Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников

3. Задачи:

§  использовать в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками гендерный подход;

§  пересмотреть формы изложения образовательного материала по образовательным областям с учетом гендерного подхода;

§  пополнить предметно-развивающую среду группы играми по гендерному воспитанию дошкольников на основе народных традиций;

§  спососбствовать расширению знаний родителей по вопросу гендерного воспитания детей в семье и привлечь их к участию в развлечениях, совместных досугах, направленных на гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций.

 

4. Актуальность выбранной темы:

«Наш век – век женственных мужчин и мужественных женщин»

                   Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми раннего возраста, так как в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где  – слабый).

5. На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что нельзя ориентироваться только на биологический пол, и предложили ввести междисциплинарный термин «гендер» (от англ. -gender-род), который обозначает социальный пол.

6. Анализируя литературу по вопросу формирования гендерной устойчивости дошкольников, можно выделить три основных аспекта:

1. Когнитивный, в котором ребёнок рано относит себя к определённому полу и показывает типичное ролевое поведение;

2. Эмоциональный аспект, в котором ребёнок проявляет полоролевые предпочтения, интересы, эмоции. В данном направлении проводил свои исследования учёный Т. П. Хризман;

3. Поведенческий аспект, когда происходит усвоение типичной для пола модели поведения. Исследованиями в данной области занимались такие учёные как И. С. Кон, Д. В. Колесов, Т. А.

 

 

7. Когда –то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.

Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста.

8. Так как половая идентификация ребенка  происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам  поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (курение, брань и т.п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике , но уже начинает вносить их  в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ педагоги ставят следующую цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

9. Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.

Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх  оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.

С самого рождения в русской семье  учитывались гендерные особенности ребенка.

Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по- разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.

 Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька  уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко , голубочек». 

При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

10. Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим –красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий.  Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.

11. Величание для мальчика:

Мой сыночек, мой дружочек,

Мой сиреневый цветочек,

Молодец да удалец,

В волосах твоих венец.

Храбрый , смелый богатырь,

Ты добро приносишь в мир.

12. Величание для девочки:

Моя девочка – прелестница,

Мастерица и кудесница!

Зорькой алой умывалась

И с рассветом просыпалась.

Маме с солнцем улыбнулась-

Лучики лица коснулись.

13.Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).

В решении этой задачи  может помочь народный фольклор, где   большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.

14. Например:

Чешу ,чешу волосинки,                                                     

Расчесываю косыньку,                                                

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!                                                   

Расти, коса, не путайся.                                                  

Дочка, маму слушайся!  

Как у доченьки моей

Ворох золотых кудрей!

Как у ласточки моей

Речи плавные как ручей!

А в очах – озера синь,

А стан будто у осин!

Она прытка словно лань,

А душа – цветущий май!

Радость –доченька моя.

 

«Еду-еду к бабе ,к деду     

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке,

В старом лапоточке ,..»

 

«Новый сарафанчик из цветного ситца.

В новом сарафане дома не сидится.

Побегу вприпрыжку, буду петь, кружиться

в новом сарафане из цветного ситца.

Приутихнет ветер, приумолкнут птицы,

увидав мой новый сарафан из ситца».

15. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.

Например :

16. Для мальчиков:

 

 « … Будем рано разбужать, на работку посылать,

На работу на таку, да на веселую страду,

Будем сено косить, да будем в кучки носить.»

Будешь большой                                                

Будешь рыбку ловить,

Тетерьку ловить,                                                 

Будешь лес рубить,                                            

Тятьку, мамку кормить»

 

 

«.. Спи, посыпай, боронить поспевай.

Мы те шапочку купим, зипун сошьем,

Зипун сошьем, боронить сошлем

В чистые поля, в зелены луга».

           «..Пастушок, пастушок

Заиграй в рожок.

Рано утром на заре  - гони стадо к реке.

 

 

Идет Кузьма из кузнецы,                                                         

Несет Кузьма два молота.                                                  

Тук ,тук, тук!                               

Вот ударим разом вдруг:                                                          

Для всех людей,                                                                   

Накуем гвоздей!                                                                         

Для девочек:

 

17. Для девочек:

Аленка- малёнка

Шустра, быстра:                                                       Наша –то хозяюшка

Грибов насобирала,                                                Сметлива была,

Носок довязала,                                                       Всем в избе работушку

Сарафан дошила,                                                     К праздничку дала:

Воды наносила.                                                        Чашечку собачка моет языком,

Везде поспела                                                           Мышка собирает крошки под окном,

В охотку ей дело.                                                       По столу котище лапою скребёт,

                                                                                        Половичку курочка веничком метёт.

В огороде ,во саду

Берет Маша лебеду.                                                Во поле рябинушка,

Она рвет и берет,                                                      Во поле кудрявая стояла.

Во передничек кладет,                                            Как под той ли рябинушкой

Приговаривает :                                                         Сидят четыре девушки.

"У дударя, гусли, самогуды,                                   Первая –Катюшенька- шьёт.

На них шелковые струны.                                       Вторая-Марфушенька –прядет.

Его гусли ,заиграли :                                                   Третья – Акулинушка –вышивает.

Мои ноги заплясали,                                                   Четвертая –Аринушка – зевает…

Той так и вот так,

И вот будет это так .                                                 Сеяла Алёнушка ленок,

                                                                                       Тонок, долог  и высок.

Посылали молодицу                                               Лён ленистый, волокнистый,

Под горушку по водицу.                                         К шитью ниткой шелковистой.

А водица далеко,                                                      Стал леночек поспевать,

А ведерко велико.                                                    Его стали в дело брать,

Наша Катя подрастет,                                               Его стали в дело брать,

Катя силы наберет,                                                    Во снопочки собирать.

Станет по воду ходить,                                             Стлали, мяли, пряли, ткали

Вёдра красные носить.                                              И платочки вышивали.

 

19. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания , в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы  быта ,  обычаями и трудом  мужчин и женщин.

20. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина»

По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

21.Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.

22. Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.)  Вначале прочитанную сказку вносим в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесим «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки.  Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»

23 Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных такие, как «», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.

24. Загадки – форма словесного народного творчества. Детям мы предлагаем  такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками используем фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю».  Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

25. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи  всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами  развития дошкольника мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

26. Потешки мы  обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем  пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используем игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают «разговорить» детей. Им нравилось, когда мы берем куклу Катю на руки и ласковым голосом начинаем припевать, покачивая ее: 

Баю, баю, баю, бай! 

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись. 

27. Во время умывания, причесывания детей знакомим их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняем значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.

 

28. Таким образом, как видно из вышесказанного. Роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной: чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа , накопленный веками.

 

29. Условия гендерного развития

 

30. Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций в условиях ДОУ осуществляется поэтапно и по нескольким направлениям:

§  Работа с усыновителями

§  Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода

§  Работа с детьми

 

 

РАБОТА С УСЫНОВИТЕЛЯМИ (31-37 слайды)

Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода (38- 48 слайды)

Работа с детьми (49 – 52 слайды)

53. Различия в интересах проявляются не только в тематике игр, рисунков, но и в выборе книг, музыкальных произведений, в отношении к окружающей действительности и даже в мечтах детей, обращенных в будущее.

Педагоги относятся лояльно к девочкам, играющим в машинки, и к мальчикам, играющим в куклы (по их мнению, такой ребёнок в будущем станет хорошим отцом), однако они убеждены, что детей необходимо заинтересовывать играми и игрушками, соответствующими их полу.

54.Предварительные результаты работы:

•         созданы условия для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий;

•         проводятся дифференцированные виды деятельности для разнополых детей;

•         учитываются гендерные составляющие игр и игрушек разнополых детей;

•         пополняется предметно-развивающая среда с учетом гендерного подхода в воспитании детей;

•         обеспечивается оптимальный выбор форм, методов, средств для обучения и воспитания разнополых детей;

•         во взаимоотношениях между педагогом и ребёнком учитывается гендерная составляющая

55. Заключение

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

В дальнейшей своей работе будем  активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к  изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

56. Спасибо за внимание!ТЕКСТ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ

1 слайд. «Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций"

2. Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников

3. Задачи:

§  использовать в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками гендерный подход;

§  пересмотреть формы изложения образовательного материала по образовательным областям с учетом гендерного подхода;

§  пополнить предметно-развивающую среду группы играми по гендерному воспитанию дошкольников на основе народных традиций;

§  спососбствовать расширению знаний родителей по вопросу гендерного воспитания детей в семье и привлечь их к участию в развлечениях, совместных досугах, направленных на гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций.

 

4. Актуальность выбранной темы:

«Наш век – век женственных мужчин и мужественных женщин»

                   Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми раннего возраста, так как в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где  – слабый).

5. На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что нельзя ориентироваться только на биологический пол, и предложили ввести междисциплинарный термин «гендер» (от англ. -gender-род), который обозначает социальный пол.

6. Анализируя литературу по вопросу формирования гендерной устойчивости дошкольников, можно выделить три основных аспекта:

1. Когнитивный, в котором ребёнок рано относит себя к определённому полу и показывает типичное ролевое поведение;

2. Эмоциональный аспект, в котором ребёнок проявляет полоролевые предпочтения, интересы, эмоции. В данном направлении проводил свои исследования учёный Т. П. Хризман;

3. Поведенческий аспект, когда происходит усвоение типичной для пола модели поведения. Исследованиями в данной области занимались такие учёные как И. С. Кон, Д. В. Колесов, Т. А.

 

 

7. Когда –то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.

Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста.

8. Так как половая идентификация ребенка  происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам  поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (курение, брань и т.п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике , но уже начинает вносить их  в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ педагоги ставят следующую цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

9. Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.

Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх  оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.

С самого рождения в русской семье  учитывались гендерные особенности ребенка.

Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по- разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.

 Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька  уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко , голубочек». 

При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

10. Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим –красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий.  Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.

11. Величание для мальчика:

Мой сыночек, мой дружочек,

Мой сиреневый цветочек,

Молодец да удалец,

В волосах твоих венец.

Храбрый , смелый богатырь,

Ты добро приносишь в мир.

12. Величание для девочки:

Моя девочка – прелестница,

Мастерица и кудесница!

Зорькой алой умывалась

И с рассветом просыпалась.

Маме с солнцем улыбнулась-

Лучики лица коснулись.

13.Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).

В решении этой задачи  может помочь народный фольклор, где   большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.

14. Например:

Чешу ,чешу волосинки,                                                     

Расчесываю косыньку,                                                

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!                                                   

Расти, коса, не путайся.                                                  

Дочка, маму слушайся!  

Как у доченьки моей

Ворох золотых кудрей!

Как у ласточки моей

Речи плавные как ручей!

А в очах – озера синь,

А стан будто у осин!

Она прытка словно лань,

А душа – цветущий май!

Радость –доченька моя.

 

«Еду-еду к бабе ,к деду     

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке,

В старом лапоточке ,..»

 

«Новый сарафанчик из цветного ситца.

В новом сарафане дома не сидится.

Побегу вприпрыжку, буду петь, кружиться

в новом сарафане из цветного ситца.

Приутихнет ветер, приумолкнут птицы,

увидав мой новый сарафан из ситца».

15. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.

Например :

16. Для мальчиков:

 

 « … Будем рано разбужать, на работку посылать,

На работу на таку, да на веселую страду,

Будем сено косить, да будем в кучки носить.»

Будешь большой                                                

Будешь рыбку ловить,

Тетерьку ловить,                                                 

Будешь лес рубить,                                            

Тятьку, мамку кормить»

 

 

«.. Спи, посыпай, боронить поспевай.

Мы те шапочку купим, зипун сошьем,

Зипун сошьем, боронить сошлем

В чистые поля, в зелены луга».

           «..Пастушок, пастушок

Заиграй в рожок.

Рано утром на заре  - гони стадо к реке.

 

 

Идет Кузьма из кузнецы,                                                         

Несет Кузьма два молота.                                                  

Тук ,тук, тук!                               

Вот ударим разом вдруг:                                                          

Для всех людей,                                                                   

Накуем гвоздей!                                                                         

Для девочек:

 

17. Для девочек:

Аленка- малёнка

Шустра, быстра:                                                       Наша –то хозяюшка

Грибов насобирала,                                                Сметлива была,

Носок довязала,                                                       Всем в избе работушку

Сарафан дошила,                                                     К праздничку дала:

Воды наносила.                                                        Чашечку собачка моет языком,

Везде поспела                                                           Мышка собирает крошки под окном,

В охотку ей дело.                                                       По столу котище лапою скребёт,

                                                                                        Половичку курочка веничком метёт.

В огороде ,во саду

Берет Маша лебеду.                                                Во поле рябинушка,

Она рвет и берет,                                                      Во поле кудрявая стояла.

Во передничек кладет,                                            Как под той ли рябинушкой

Приговаривает :                                                         Сидят четыре девушки.

"У дударя, гусли, самогуды,                                   Первая –Катюшенька- шьёт.

На них шелковые струны.                                       Вторая-Марфушенька –прядет.

Его гусли ,заиграли :                                                   Третья – Акулинушка –вышивает.

Мои ноги заплясали,                                                   Четвертая –Аринушка – зевает…

Той так и вот так,

И вот будет это так .                                                 Сеяла Алёнушка ленок,

                                                                                       Тонок, долог  и высок.

Посылали молодицу                                               Лён ленистый, волокнистый,

Под горушку по водицу.                                         К шитью ниткой шелковистой.

А водица далеко,                                                      Стал леночек поспевать,

А ведерко велико.                                                    Его стали в дело брать,

Наша Катя подрастет,                                               Его стали в дело брать,

Катя силы наберет,                                                    Во снопочки собирать.

Станет по воду ходить,                                             Стлали, мяли, пряли, ткали

Вёдра красные носить.                                              И платочки вышивали.

 

19. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания , в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы  быта ,  обычаями и трудом  мужчин и женщин.

20. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина»

По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

21.Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.

22. Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.)  Вначале прочитанную сказку вносим в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесим «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки.  Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»

23 Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных такие, как «», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.

24. Загадки – форма словесного народного творчества. Детям мы предлагаем  такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками используем фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю».  Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

25. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи  всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами  развития дошкольника мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

26. Потешки мы  обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем  пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используем игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают «разговорить» детей. Им нравилось, когда мы берем куклу Катю на руки и ласковым голосом начинаем припевать, покачивая ее: 

Баю, баю, баю, бай! 

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись. 

27. Во время умывания, причесывания детей знакомим их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняем значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.

 

28. Таким образом, как видно из вышесказанного. Роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной: чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа , накопленный веками.

 

29. Условия гендерного развития

 

30. Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций в условиях ДОУ осуществляется поэтапно и по нескольким направлениям:

§  Работа с усыновителями

§  Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода

§  Работа с детьми

 

 

РАБОТА С УСЫНОВИТЕЛЯМИ (31-37 слайды)

Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода (38- 48 слайды)

Работа с детьми (49 – 52 слайды)

53. Различия в интересах проявляются не только в тематике игр, рисунков, но и в выборе книг, музыкальных произведений, в отношении к окружающей действительности и даже в мечтах детей, обращенных в будущее.

Педагоги относятся лояльно к девочкам, играющим в машинки, и к мальчикам, играющим в куклы (по их мнению, такой ребёнок в будущем станет хорошим отцом), однако они убеждены, что детей необходимо заинтересовывать играми и игрушками, соответствующими их полу.

54.Предварительные результаты работы:

•         созданы условия для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий;

•         проводятся дифференцированные виды деятельности для разнополых детей;

•         учитываются гендерные составляющие игр и игрушек разнополых детей;

•         пополняется предметно-развивающая среда с учетом гендерного подхода в воспитании детей;

•         обеспечивается оптимальный выбор форм, методов, средств для обучения и воспитания разнополых детей;

•         во взаимоотношениях между педагогом и ребёнком учитывается гендерная составляющая

55. Заключение

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

В дальнейшей своей работе будем  активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к  изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

56. Спасибо за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕКСТ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ

1 слайд. «Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций"

2. Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников

3. Задачи:

  • использовать в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками гендерный подход;
  • пересмотреть формы изложения образовательного материала по образовательным областям с учетом гендерного подхода;
  • пополнить предметно-развивающую среду группы играми по гендерному воспитанию дошкольников на основе народных традиций;
  • спососбствовать расширению знаний родителей по вопросу гендерного воспитания детей в семье и привлечь их к участию в развлечениях, совместных досугах, направленных на гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций.

4. Актуальность выбранной темы:

«Наш век – век женственных мужчин и мужественных женщин»

                Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми раннего возраста, так как в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где  – слабый).

5. На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что нельзя ориентироваться только на биологический пол, и предложили ввести междисциплинарный термин «гендер» (от англ. -gender-род), который обозначает социальный пол.

6. Анализируя литературу по вопросу формирования гендерной устойчивости дошкольников, можно выделить три основных аспекта:

1. Когнитивный, в котором ребёнок рано относит себя к определённому полу и показывает типичное ролевое поведение;

2. Эмоциональный аспект, в котором ребёнок проявляет полоролевые предпочтения, интересы, эмоции. В данном направлении проводил свои исследования учёный Т. П. Хризман;

3. Поведенческий аспект, когда происходит усвоение типичной для пола модели поведения. Исследованиями в данной области занимались такие учёные как И. С. Кон, Д. В. Колесов, Т. А.

7. Когда –то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.

Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста.

8. Так как половая идентификация ребенка  происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам  поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (курение, брань и т.п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике , но уже начинает вносить их  в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ педагоги ставят следующую цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

9. Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.

Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх  оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.

С самого рождения в русской семье  учитывались гендерные особенности ребенка.

Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по- разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.

 Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька  уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко , голубочек».  

При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

10. Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим –красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий.  Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.

11. Величание для мальчика:

Мой сыночек, мой дружочек,

Мой сиреневый цветочек,

Молодец да удалец,

В волосах твоих венец.

Храбрый , смелый богатырь,

Ты добро приносишь в мир.

12. Величание для девочки:

Моя девочка – прелестница,

Мастерица и кудесница!

Зорькой алой умывалась

И с рассветом просыпалась.

Маме с солнцем улыбнулась-

Лучики лица коснулись.

13.Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).

В решении этой задачи  может помочь народный фольклор, где   большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.

14. Например:

Чешу ,чешу волосинки,                                                    

Расчесываю косыньку,                                                

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!                                                    

Расти, коса, не путайся.                                                  

Дочка, маму слушайся!  

Как у доченьки моей

Ворох золотых кудрей!

Как у ласточки моей

Речи плавные как ручей!

А в очах – озера синь,

А стан будто у осин!

Она прытка словно лань,

А душа – цветущий май!

Радость –доченька моя.

 

«Еду-еду к бабе ,к деду      

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке,

В старом лапоточке ,..»

«Новый сарафанчик из цветного ситца.

В новом сарафане дома не сидится.

Побегу вприпрыжку, буду петь, кружиться

в новом сарафане из цветного ситца.

Приутихнет ветер, приумолкнут птицы,

увидав мой новый сарафан из ситца».

15. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.

Например :

16. Для мальчиков:

 « … Будем рано разбужать, на работку посылать,

На работу на таку, да на веселую страду,

Будем сено косить, да будем в кучки носить.»

Будешь большой                                                

Будешь рыбку ловить,

Тетерьку ловить,                                                  

Будешь лес рубить,                                            

Тятьку, мамку кормить»

«.. Спи, посыпай, боронить поспевай.

Мы те шапочку купим, зипун сошьем,

Зипун сошьем, боронить сошлем

В чистые поля, в зелены луга».

           «..Пастушок, пастушок

Заиграй в рожок.

Рано утром на заре  - гони стадо к реке.

Идет Кузьма из кузнецы,                                                          

Несет Кузьма два молота.                                                  

Тук ,тук, тук!                                

Вот ударим разом вдруг:                                                          

Для всех людей,                                                                    

Накуем гвоздей!                                                                          

Для девочек:

17. Для девочек:

Аленка- малёнка

Шустра, быстра:                                                       Наша –то хозяюшка

Грибов насобирала,                                                Сметлива была,

Носок довязала,                                                       Всем в избе работушку

Сарафан дошила,                                                     К праздничку дала:

Воды наносила.                                                        Чашечку собачка моет языком,

Везде поспела                                                           Мышка собирает крошки под окном,

В охотку ей дело.                                                       По столу котище лапою скребёт,

                                                                                        Половичку курочка веничком метёт.

В огороде ,во саду

Берет Маша лебеду.                                                Во поле рябинушка,

Она рвет и берет,                                                      Во поле кудрявая стояла.

Во передничек кладет,                                            Как под той ли рябинушкой

Приговаривает :                                                         Сидят четыре девушки.

"У дударя, гусли, самогуды,                                   Первая –Катюшенька- шьёт.

На них шелковые струны.                                       Вторая-Марфушенька –прядет.

Его гусли ,заиграли :                                                   Третья – Акулинушка –вышивает.

Мои ноги заплясали,                                                   Четвертая –Аринушка – зевает…

Той так и вот так,

И вот будет это так .                                                 Сеяла Алёнушка ленок,

                                                                                       Тонок, долог  и высок.

Посылали молодицу                                               Лён ленистый, волокнистый,

Под горушку по водицу.                                         К шитью ниткой шелковистой.

А водица далеко,                                                      Стал леночек поспевать,

А ведерко велико.                                                    Его стали в дело брать,

Наша Катя подрастет,                                               Его стали в дело брать,

Катя силы наберет,                                                    Во снопочки собирать.

Станет по воду ходить,                                             Стлали, мяли, пряли, ткали

Вёдра красные носить.                                              И платочки вышивали.

19. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания , в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы  быта ,  обычаями и трудом  мужчин и женщин.

20. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина»

По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

21.Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.

22. Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.)  Вначале прочитанную сказку вносим в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесим «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки.  Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»

23 Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных такие, как «», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.

24. Загадки – форма словесного народного творчества. Детям мы предлагаем  такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками используем фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю».  Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

25. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи  всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами  развития дошкольника мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

26. Потешки мы  обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем  пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используем игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают «разговорить» детей. Им нравилось, когда мы берем куклу Катю на руки и ласковым голосом начинаем припевать, покачивая ее: 

Баю, баю, баю, бай! 

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись. 

27. Во время умывания, причесывания детей знакомим их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняем значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.

28. Таким образом, как видно из вышесказанного. Роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной: чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа , накопленный веками.

29. Условия гендерного развития

30. Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций в условиях ДОУ осуществляется поэтапно и по нескольким направлениям:

  • Работа с усыновителями
  • Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода
  • Работа с детьми

РАБОТА С УСЫНОВИТЕЛЯМИ (31-37 слайды)

Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода (38- 48 слайды)

Работа с детьми (49 – 52 слайды)

53. Различия в интересах проявляются не только в тематике игр, рисунков, но и в выборе книг, музыкальных произведений, в отношении к окружающей действительности и даже в мечтах детей, обращенных в будущее.

Педагоги относятся лояльно к девочкам, играющим в машинки, и к мальчикам, играющим в куклы (по их мнению, такой ребёнок в будущем станет хорошим отцом), однако они убеждены, что детей необходимо заинтересовывать играми и игрушками, соответствующими их полу.

54.Предварительные результаты работы:

  • созданы условия для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий;
  • проводятся дифференцированные виды деятельности для разнополых детей;
  • учитываются гендерные составляющие игр и игрушек разнополых детей;
  • пополняется предметно-развивающая среда с учетом гендерного подхода в воспитании детей;
  • обеспечивается оптимальный выбор форм, методов, средств для обучения и воспитания разнополых детей;
  • во взаимоотношениях между педагогом и ребёнком учитывается гендерная составляющая

55. Заключение

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

В дальнейшей своей работе будем  активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к  изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

56. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Кретова Ольга Анатольевна Prezentacii.com «Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций"

Слайд 2

Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников

Слайд 3

Задачи: использовать в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками гендерный подход; пересмотреть формы изложения образовательного материала по образовательным областям с учетом гендерного подхода; пополнить предметно-развивающую среду группы играми по гендерному воспитанию дошкольников на основе народных традиций; спососбствовать расширению знаний родителей по вопросу гендерного воспитания детей в семье и привлечь их к участию в развлечениях, совместных досугах, направленных на гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций.

Слайд 4

Актуальность выбранной темы: «Наш век – век женственных мужчин и мужественных женщин» Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми раннего возраста, так как в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый). Prezentacii.com

Слайд 5

На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что нельзя ориентироваться только на биологический пол, и предложили ввести междисциплинарный термин « гендер » (от англ. - gender -род), который обозначает социальный пол.

Слайд 6

Анализируя литературу по вопросу формирования гендерной устойчивости дошкольников, можно выделить три основных аспекта: 1 . Когнитивный , в котором ребёнок рано относит себя к определённому полу и показывает типичное ролевое поведение; 2. Эмоциональный аспект, в котором ребёнок проявляет полоролевые предпочтения, интересы, эмоции. В данном направлении проводил свои исследования учёный Т. П. Хризман ; 3. Поведенческий аспект, когда происходит усвоение типичной для пола модели поведения. Исследованиями в данной области занимались такие учёные как И. С. Кон, Д. В. Колесов, Т. А.

Слайд 7

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.

Слайд 8

П оловая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».

Слайд 9

Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор . Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек , дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.

Слайд 10

Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим –красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек .

Слайд 11

Величание для мальчика: Мой сыночек, мой дружочек, Мой сиреневый цветочек, Молодец да удалец, В волосах твоих венец. Храбрый , смелый богатырь, Ты добро приносишь в мир.

Слайд 12

Величание для девочки: Моя девочка – прелестница, Мастерица и кудесница! Зорькой алой умывалась И с рассветом просыпалась. Маме с солнцем улыбнулась- Лучики лица коснулись.

Слайд 13

Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа). В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.

Слайд 14

Примеры: «Новый сарафанчик из цветного ситца. В новом сарафане дома не сидится. Побегу вприпрыжку, буду петь, кружиться в новом сарафане из цветного ситца. Приутихнет ветер, приумолкнут птицы, увидав мой новый сарафан из ситца ». «Еду-еду к бабе ,к деду На лошадке в красной шапке . По ровной дорожке , В старом лапоточке ,..»

Слайд 15

Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков.

Слайд 16

Для мальчиков: « … Будем рано разбужать , на работку посылать, На работу на таку , да на веселую страду, Будем сено косить, да будем в кучки носить.» Будешь большой Будешь рыбку ловить, Тетерьку ловить, Будешь лес рубить, Тятьку, мамку кормить»

Слайд 17

Идет Кузьма из кузнецы, Несет Кузьма два молота. Тук ,тук, тук! Вот ударим разом вдруг: Для всех людей, Накуем гвоздей!

Слайд 18

Для девочек: Во поле рябинушка , Во поле кудрявая стояла. Как под той рябинушкой Сидят четыре девушки. Первая – Катюшенька – шьет. Вторая – Марфушенька – прядет. Третья – Акулинушка – вышивает. Четвертая – Аринушка – зевает..

Слайд 19

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания , в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта , обычаями и трудом мужчин и женщин.

Слайд 20

Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина» По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Слайд 21

Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.

Слайд 22

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку вносим в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесим «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»

Слайд 23

Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.

Слайд 24

Загадки – форма словесного народного творчества. Детям мы предлагаем такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками используем фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Слайд 25

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника мы используем этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки , считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Слайд 26

П отешки мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используем игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки , загадки и сказки.

Слайд 27

Во время умывания, причесывания детей знакомим их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняем значение новых слов, которые ребята услышат в потешке .

Слайд 28

Итак, как видно из вышесказанного, роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Мы можем и должны использовать богатейший опыт народа , накопленный веками: ч тобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников .

Слайд 29

Условия гендерного развития Формирование гендерной идентичности Усыновители Воспитатели Ребёнок Предметно развивающая среда

Слайд 30

Осуществление гендерного подхода в развитии детей раннего возраста на основе народных традиций в условиях ДОУ осуществляется поэтапно и по нескольким направлениям:

Слайд 31

Работа с родителями (усыновителями)

Слайд 32

В «Уголке для родителей» постоянно обновляется наглядная информация:

Слайд 33

Проводятся родительские собрания

Слайд 34

Оформляются

Слайд 35

«День Матери»

Слайд 36

Семейная гостиная «Особенности воспитания мальчиков и девочек»

Слайд 37

Спортивный досуг «Всей семьей на старт»

Слайд 38

Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода «Какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут… Тот кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени» Е. Тихеева

Слайд 39

Игровые центры для девочек «Салон красоты» «Ателье мод»

Слайд 40

«Игровая будущей мамы» «Маленькая помощница»

Слайд 41

«Цветовод» «Семейная гостиная»

Слайд 42

Игровые центры для мальчиков «Автосервис» «МЧС спешит на помощь»

Слайд 43

«Юный рыболов» «Лесничий»

Слайд 44

«Инспектор ГИБДД» «Мы построим дом большой…»

Слайд 45

Игровые центры для совместных игр мальчиков и девочек «Медицинский центр» «Супермаркет»

Слайд 46

Центр ряженья для развития театрально-игровой деятельности Для девочек Для мальчиков

Слайд 48

Оформление помещений групповой ячейки с учетом гендерного подхода

Слайд 49

Работа с детьми

Слайд 50

Осуществление гендерного подхода в режимных моментах

Слайд 51

В проведении непосредственно-образовательной деятельности:

Слайд 52

В совместной деятельности

Слайд 53

Различия в интересах проявляются не только в тематике игр, рисунков, но и в вы­боре книг, музыкальных произведений, в от­ношении к окружающей действительности и даже в мечтах детей, обращенных в будущее . Педагоги относятся лояльно к девочкам, играющим в машинки, и к мальчикам, играю­щим в куклы (по их мнению, такой ребёнок в будущем станет хорошим отцом), однако они убеждены, что детей необходимо заинтересовывать играми и игрушками, соответствующими их полу.

Слайд 54

Предварительные результаты работы: созданы условия для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий; проводятся дифференцированные виды деятельности для разнополых детей; учитываются гендерные составляющие игр и игрушек разнополых детей; пополняется предметно-развивающая среда с учетом гендерного подхода в воспитании детей; обеспечивается оптимальный выбор форм, методов, средств для обучения и воспитания разнополых детей; во взаимоотношениях между педагогом и ребёнком учитывается гендерная составляющая

Слайд 55

Заключение Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами. В дальнейшей своей работе будем активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Слайд 56

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Период раннего детства считается ключевым в освоении ребенком родного языка, а его успешное протекание во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных ...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»  Я работаю с детьми раннего возраста. Малыши, которые приходят к нам в группу, практически не умеют говор...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»...

Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосыл...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори» статья

статья рассказывает родителям о значимости данной игры в развитии дошкольника с раннего возраста...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Знакомясь с окружающим миром, малыши познают свойства различных предметов и материалов, расширяется активный словарь детей. Поэтому я решила, в своей работе, делать упор на развитие сенсорики и мелкой...

Статья .Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры .Я работаю с детьми раннего возраста. Малыши, которые приходят к нам в группу, практически не умеют говорить. Исходя из этого, главные задачи, ...


 

Комментарии

Сальникова Екатерина Александровна

Очень интересная и необычная тема, особенно актуальная в данной социокультурной среде. Спасибо за познавательный материал.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Действительно, сегодня это актуально. Своеобразный заслон потоку грязи льющийся из СМИ на детей. Я как-то даже и не задумывался прежде об этом, а ведь действительно, кроме того, что фольклор позволяет прикоснуться к истокам нашей культуры, он четко проводит эту грань, незаметно воспитывая в девочках и мальчиках соответствующие качества - мужественность у парней и женственность у девушек. Вот уж где унисекс точно не рулит. :)

Корнеева Светлана Владимировна

Очень актуальная и востребованная тема. спасибо за интересный материал.