Разработка «карты развития» детей дошкольного возраста для педагогов ДОО
статья на тему
Основная цель разработки «карты развития» как диагностического материала – возможность (и для педагогов, и для родителей) отслеживания и коррекции результативности развития детей дошкольного возраста по пяти основным сферам инициативы ребенка: творческой инициативы; инициативы как целеполагания; познавательной инициативы; коммуникационной и двигательной инициатив, проявляемых в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка «карты развития» детей дошкольного возраста для педагогов ДОО
Яловецкий В.И. к.т.н., Мамедова Ж.С. к.психол.н., Панченко С.С. к.пед.н.,
Богданова О.В., Нарушев Е.С. к.т.н., Бежанян М.В.
В рамках выполнения Государственного контракта от 20 октября 2017 г. № 08.022.11.0046 «Разработка методов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации», заключенного Министерством образования и науки Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-Технический Центр «Прогресс-Инфотех» была проведена разработка диагностического материала («карты развития»), позволяющего педагогам и родителям отслеживать и корректировать результативность развития детей дошкольного возраста.
Развитие детей оценивается в виде описания пяти основных сфер инициативы ребенка (творческой инициативы, инициативы как целеполагания; познавательной инициативы, коммуникативной и двигательной инициатив, проявляемых в различных видах деятельности).
В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса
Основная цель разработки «карты развития» как диагностического материала – возможность (и для педагогов, и для родителей) отслеживания и коррекции результативности развития детей дошкольного возраста по пяти основным сферам инициативы ребенка: творческой инициативы; инициативы как целеполагания; познавательной инициативы; коммуникационной и двигательной инициатив, проявляемых в различных видах деятельности.
Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям (законным представителям) ребенка правильно строить с ним педагогическое общение, взаимодействие. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.
Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Нельзя допустить, чтобы данные тестирования были основанием для навешивания на ребенка «ярлыка». Особенно тяжелые последствия могут иметь недостоверные результаты тестирования. Они могут оказать негативное влияние как на развитие личности, так и на дальнейшую образовательную траекторию ребенка.
Кроме того, обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в воспитательном и образовательном процессе по видам деятельности (социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) лишь условно. Диагностика в дошкольном возрасте не может в полной мере опираться на выявление знаний, умений и навыков. Для ребенка этого возраста в первую очередь важно не столько каким объемом предметных знаний определенной образовательной области (как в общеобразовательной организации) он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребенком освоены.
При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольной образовательной организации должен соблюдать следующие принципы:
– комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;
– педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;
– участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов);
Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать во внимание:
– физическое развитие и состояние ребенка;
– психофизиологические особенности его возраста;
– динамику физического развития (анамнез);
– состояние слуха, зрения;
– особенности развития двигательной сферы;
– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
Методы исследований можно рассматривать, исходя из четырех основных позиций:
a) неэкспериментальные психологические методы;
б) диагностические методы;
в) экспериментальные методы;
г) формирующие методы.
В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.
Предлагаемый диагностический материал обеспечивает диагностику:
деятельностных умений ребенка,
интересов, предпочтений, склонностей ребенка,
личностных особенностей ребенка,
поведенческих проявлений ребенка,
особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками,
особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
Технология выявления методов и инструментов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей представляет собой инструмент проникновения в реально сложившуюся социальную действительность дошкольной организации и обеспечивает прирост новых обоснованных знаний.
Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.
Так, зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, ошибкам в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.
Кроме того, проведение диагностики всегда связано с этапом интерпретации, т. е. объяснения полученных данных с точки зрения развития ребенка. Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения достоверной информации. Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится? как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.
В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика
Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
2. Углубленная психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.
4. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Принципы проведения диагностики
При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы:
– комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;
– педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;
– участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов);
Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать во внимание:
– физическое развитие и состояние ребенка;
– психофизиологические особенности его возраста;
– динамику физического развития (анамнез);
– состояние слуха, зрения;
– особенности развития двигательной сферы;
– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
Методы исследования
Методы исследований можно рассматривать, исходя из четырех основных позиций:
a) неэкспериментальные психологические методы;
б) диагностические методы;
в) экспериментальные методы;
г) формирующие методы.
В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос, некоторые виды тестов.
Этапы организации диагностической работы.
1. Определение целей и постановка задач, разработка методических рекомендаций для проведения педагогической диагностики.
2. Разработка критериев оценки уровней усвоения программного материала.
3. Разработка задач для обследования воспитанников.
4. Разработка плана проведения диагностического обследования.
5. Подготовка материала для диагностики.
6. Разработка таблицы – матрицы «Результаты педагогического обследования»
7. Заполнение схемы динамики индивидуального усвоения каждым воспитанником программного материала (в сравнении за два полугодия).
8. Составление на основе полученных данных аналитической справки усвоения программного материала по данному разделу.
9. В ОО издаётся приказ «О проведении педагогической диагностики», в котором указываются цели проведения, ответственные, сроки проведения.
10. По окончанию диагностического обследования и подведения итогов издаётся приказ «Об итогах педагогической диагностики», в котором отражаются результаты, выводы, рекомендации, ответственные лица, сроки устранения недостатков.
Наиболее эффективными в использовании (исходя из практики деятельности педагогов) можно признать следующие диагностические методики.
Параметры | Диагностические методики | Наименование | Возраст |
Деятельностные умения ребенка | Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад | Диагностика интеллекта и поведения | 3-4 года |
Тест «Перцептивное моделирование» Л.А. Венгер | Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями, исследование образного и схематического мышления | 5-7 лет | |
Тест Пьерона-Рузера | Диагностика концентрации и устойчивости внимания | 5-9 лет | |
Тест «Коробочка форм» «Доска Сегена» | Диагностика восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, наглядно-действенного мышления, способности детей к осмыслению новых способов действия, сформированности действий идентификации и моделирования | 2,5-6 лет | |
Карта проявления активности, инициативности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова) | Диагностика деятельностных умений ребенка на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях | 2,5-6 лет | |
Интересы, предпочтения, склонности ребенка | Методика «мотивационной готовности» (А.Л. Венгер) | Диагностика внутренней позиции | С 5 лет |
Методика ДУМ (Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, О.Б. Елагина) | Исследование структуры и устойчивости мотивации (мотивация игровая, познавательная, достижения, общения) | С 5 лет | |
Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан) | Выявление сформированности внутренней позиции, мотивации к обучению | 5-7 лет | |
Методика «Беседа» (Т.А. Нежнова, А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин) | Выявление сформированности внутренней позиции, его мотивации, выраженность внутренней и внешней мотивации | 5-7 лет | |
Определение преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу | Выявление ведущих мотивов, определяющих желание ребенка учиться в школе: мотив долга и ответственности, широкий социальный мотив, мотив достижения, мотив избегания неудач, позиционный мотив (стремление быть лучшим), познавательный мотив, учебный мотив | С 6 лет | |
Методика «Определение мотивов учения» | Определение мотивов учения старших дошкольников (внешний мотив, учебный мотив, позиционный мотив, социальный мотив, мотив «отметка», игровой мотив) | С 6 лет | |
Оценка степени психосоциальной зрелости по тестовой беседе (С.А. Банков) | Определение уровня психосоциальной зрелости и школьной мотивации дошкольника | С 6 лет | |
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) | Диагностика самооценки и уровня притязаний | 6-10 лет | |
Проективная методика «Дерево» (Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко) | Диагностика самооценки и уровня притязаний | 6-10 лет | |
Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова) | Выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я-концепции | С 6,5 лет | |
Личностные особенности ребенка | Методика оценки нервно-психического развития детей раннего возраста Г.И. Россолимо (модификация С.Н. Костороминой) | Исследование нервно-психического развития детей раннего возраста (восприятие, воля, внимание, запоминание, мышление) | От 0 до 2 лет |
Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа | Диагностика одаренности | 5-10 лет | |
Методика «Графический диактант» | Диагностика произвольности | 5-7 лет | |
«Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина) | Диагностика эмоциональной сферы | ||
Тест животных, Рене Заззо | Проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка, его позиции и эмоциональной реактивности | 5-12 лет | |
Поведенческие проявления ребенка | Шкала развития Д. Лешли | Диагностика нормативности психического развития по показателям: физическое развитие, общение и развитие речи, социальное развитие и игра, самостоятельность и независимость, поведение | От рождения до 3 лет |
Диагностика неконструктивного поведения детей (М.Э. Вайнер). Анкетирование родителей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы (конформность, протестность, импульсивность, агрессивность, демонстративность, недисциплинированность) | С 4 лет | |
Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД) | Оценивается реальное место и роль ребенка в коммуникативных отношениях в объединении. Место и роль в коммуникативных отношениях: лидер (Л), признаваемый (П), отвергаемый (О) | 4-7 лет | |
Методика Е.А. Бугрименко, А.Л. Вангер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушков | Диагностика по следующим показателям: выявление ориентировки в окружающем, запас знаний, уровень развития образных представлений, уровень развития мелких движений | 5-7 лет | |
Тест «Домик» Н.И. Гуткина | Диагностика умения ориентироваться ребенком в своей работе на образец, умение его копировать, выявление пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки | 5-10 лет | |
Методика «Комплексная оценка течения и тяжести адаптации детей к ДОО» (А.И. Баркана, Ю.А. Макаренко, М.Я. Студенкина) | Диагностика динамики социально-психологической адаптации детей к условиям в ДОО, дифференциация детей с легкой, средней и тяжелой степенью адаптированности | С 3 лет | |
Тест Бендера | Диагностика способности к пространственной организации визуального стимульного материала, зрительно-моторной координации | 3-12 лет | |
Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками | Проективная методика «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) | Исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, определение круга значимого общения ребенка | 3,5-6 лет |
Методика «Социометрия» (модификация Т.В. Сенько «Маски») | Исследование общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе | С 5 лет | |
Социометрическая игра «Секрет» (Подарок) (Т.А. Репина) | Выявление системы существующих между детьми избирательных предпочтений, положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему, степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия | С 4 лет | |
Методика «Рукавички» | Изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений | 6-7 лет | |
Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми | Методика изучения родительских установок и реакций (PARI) (Е.С. Шеффер, Р.К. Белла) | Диагностика общих особенностей родительского воспитания, измерение родительских установок по отношений к своему ребенку (оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция, излишняя концентрация на ребенке), отношение к разным сторонам семейной жизни, семейной роли | 4-11 лет |
Методика «Анализа семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкий) | Диагностика особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований | 4-11 лет | |
Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин) | Диагностика родительского отношения как системы разнообразных чувств, по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков по типу: принятие/отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциолизация, «маленький неудачник» | 4-11 лет | |
Опросник эмоциональных отношений в семье (методика ОДРЭВ) (Е.И. Захарова) | Выявление выраженности параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в блоки: чувствительности, эмоционального принятия, поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия | 4-11 лет | |
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) (И.М. Марковская) | Предназначен для параллельного опроса детей и родителей. Методика позволяет измерить одни и те же параметры детско-родительского взаимодействия: нетребовательность – требовательность; мягкость – строгость; автономность – контроль; эмоциональная дистанция – близость; отвержение – принятие; отсутствие сотрудничества – сотрудничество; тревожность за ребенка; непоследовательность – последовательность; воспитательная конфронтация в семье; удовлетворенность отношениями с ребенком | 4-11 лет | |
Методика «Рисунок семьи» (В. Вульф, В. Хьюела, Л. Корман, Р. Бернс); «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (авторы Р. Бернс, С. Кауфман) | Исследование межличностных внутрисемейных отношений | 5-10 лет |
Форма обработки данных зависит от применяемых методов и инструментария.
Предлагаем наиболее распространённые формы ведения протокола обследования.
Указывается дата обследования, период обследования.
Наименование методики | Выполнение |
Варианты, например, или в зависимости от интерпретации результатов по методике Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого Не выполняет С заданием не справляется |
Оценочные таблицы заполняются самостоятельно педагогом, проводящим диагностику, исходя из выбранной методики.
№ п/п | ФИО | Методика | Всегда, макс. балл | Часто, ср. балл | Иногда, мин. балл | Никогда, 0 баллов |
Выводы и рекомендации для корректировки результативности развития детей дошкольного возраста
Протокол обследования
Дата обследования____________
Групповое обследование____________
Индивидуальное обследование_____________
ФИО___________, возраст___________
Обоснование выбора методов, инструментов_________
Название методики | Выполнение |
Исследование мышления: Собери гербарий Доски Сегена (из 6 элементов) Складывание разрезных картинок | Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого |
Исследование конструктивного праксиса: конструирование по образцу из палочек | Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого Не выполняет |
Исследование памяти: Игра в прятки Выполнение по памяти инструкций | С заданием справляется Выполняет частично Выполняет только 3-4 действия (норма: 2 года – 3-4 действия; 3 года – 5 действий) |
Исследование действий (речи): Установить, названия каких действий знакомы ребенку | Ребенку знакомы названия…. Может установить Не может установить |
Исходя из анализируемых результатов, выполняемых в ходе задания ребенком, делается вывод об умении ребенка достигать цель в условиях проведения диагностики и характеризует уровень инициативы ребенка. Далее педагогом заполняется следующая форма.
Общая характеристика деятельности
Сформированность инициатив:
регулятивные__________
саморегуляция, поведенческие функции______
коммуникативные_______
социальная коммуникация_________
социальный статус со сверстниками__________
освоение норм поведения___________
деятельностная мотивация____________
интересы, склонности___________
уровень воспитанности, ценностные ориентации______________
общая оценка ребенка в ситуации обследования______________
латентный фенотип__________________
способности_______________________
Особенности развития психических функций
сформированность функций контроля____________
развитие моторных функций______________
сформированность пространственных представлений_____________
восприятие (зрительное, слуховое)_____________
внимание______________________
память (слухо-речевая, зрительная)_____________
мышление____________
речь___________
личностные характеристики__________
тип темперамента______________
тип акцентуации характера___________
доминирующие черты характера__________
тревожность____________
агрессивность_____________
Общее заключение_______________________________
Рекомендации____________________________
Направления работы педагогов и задачи воспитателя_______________
Дата, подпись
Рекомендации для корректировки результативности развития детей дошкольного возраста зависят от результата диагностики. Обычно рекомендации подбираются индивидуально, в зависимости от результатов диагностики, так как именно в таком варианте представляют собой действенную и эффективную систему увеличения результативности отдельного ребенка.
Для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и взаимодействия с родителями.
Бланк индивидуального образовательного маршрута имеет следующую структуру:
- Фамилия, имя ребенка.
- Возраст ребенка.
- Дата.
- Основные достижения за предыдущий период.
- Задачи развития
- Стратегии (в группе, дома).
- Подпись родителя.
Заполнение бланка требует слаженной работы педагогического коллектива, медицинского персонала. Первично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обращается далее к «узким» специалистам. Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта развития детей дошкольного возраста
Бланк (сводная таблица), в котором фиксируются результаты психологического обследования ребенка на всем протяжении дошкольного детствауровень развития познавательной сферы,уровень развития эмоциональн...
Карты развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО МБОУ "НШ-ДС№5"
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формиро...
Методическая разработка "Карты Проппа как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
Методическая разработка "Карты Проппа как средство речего развития детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов. Унифицированная “Карта развития” Н.А. Коротковой как доступный инструмент по проведению наблюдений за развитием детей дошкольного возраста.
Презентация опыта работы использования унифицированной «Карты развития» Н.А. Коротковой....
методическая разработка " Речевое развитие детей дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр"
использование пальчиковых игр для развития речи у детей дошкольного возраста...
Методическая разработка "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста".
Методическая разработка по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста». Иван Петрович Павлов, русский физиолог, определил сенсорную систему как часть нервной системы, состоящую и...
Консультация для педагогов «КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»...