"Зимушка - зима"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Макарчук Ксения Сергеевна

"Зимушка - зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka_zima.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимушка – Зима»

Задачи:

  1. Создать условия для закрепления знаний у детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
  2. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе.
  3. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
  4.  Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.

Ход занятия

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, отрывок стихотворения:

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

О каком времени года этот отрывок из стихотворения?

Воспитатель: Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите признаки зимы?

Воспитатель: Кому в зимние месяцы тяжело? Кому приходится добывать корм? Диким животным трудно выжить в эту пору.

Воспитатель: хотите узнать, как зимуют животные в лесу? (Да)

Давайте отгадаем первую загадку.

Из берлоги слышен храп

— Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

А что вы знаете о медведе? (ответы детей).

Какой он? (большой, мохнатый и т. д)

Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед, чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. Но прежде чем залечь на зиму, медведь запутывает свои следы, петляет, как заяц. Если лето было голодным и медведь досыта не наелся, он не засыпает в берлоге, а всю зиму бродит по лесу. Такой медведь называется шатун, голод делает его злым и очень опасным.

Воспитатель: Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»(ответы детей).

Воспитатель: На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает!

Воспитатель: Давайте послушаем загадку про другого зверька.

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост —

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

Воспитатель: А как вы думаете лиса делает запасы на зиму? Чем же она питается? (ответы детей).

Воспитатель: Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицам

Воспитатель: Ребята, а за кем еще охотится лиса, давайте отгадаем загадку и узнаем?

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

Воспитатель: Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?

Дети: Серого.

Д/И «Дикие животные»

Давайте немного поиграем. Я буду перечислять животных, а вы если услышите дикое животное хлопните в ладоши. (корова, белка, кошка, собака, медведь, заяц, лошадь, волк, баран.)

Воспитатель: А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)

А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.

Воспитатель: А как заяц себе домик устраивает?

Воспитатель: Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

Давайте отгадаем следующую загадку?

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну (Волк)

Волк не боится морозов, он одет в прекрасную шубу, которая на зиму становится более пушистой. Но его больше мучает голод. Поэтому и собираются хищники в стаи, чтобы легче охотиться, поймать лося, кабана или оленя. Зимой волки чаще обитают возле человеческого жилья, пытаются полакомиться домашними животными. Иногда перепадают им и собаки.

Воспитатель: Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я — старательная … (Белка)

Воспитатель: Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода - белка скорей к своему гнезду спешит. Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как-сделано-то ловко - будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка. Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева.

Воспитатель: Давайте отгадаем еще одно животное?

Лежала под елками Подушечка с иголками.

Лежала, лежала да побежала. (Еж)

Воспитатель: Как ёжик готовится к зиме? Он накапливает жир в организме и впадает в спячку, ёж не делает запасов на зиму, он крепко спит до самой весны. А летом он приносит большую пользу тем, что уничтожает насекомых и воюет с крысами, мышами, ядовитыми змеями.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, как человек может помочь животным пережить зиму? Пережить зиму животным поможет подкормка. Для подкормки используется сено, соль, веники. Для птиц делают кормушки и подкармливают их.

Воспитатель: Давайте поиграем и я вас послушаю. Игра называется «Закончи предложения». Прослушайте начало предложений и закончите их: Неуклюжий, как.

Быстроногий, как …

Хитрый, как …

Голодный, как …

Колючий, как …

Косолапый, как….

Трусливый, как….

Молодцы ребята.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу.  Что интересного вы сегодня узнали? Почему их называют дикими? А кто зимой впадает в спячку? Кому вы можете помочь зимой? Как?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...