"Зимушка - зима"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Зимушка – Зима»
Задачи:
- Создать условия для закрепления знаний у детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
- Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе.
- Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Ход занятия
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, отрывок стихотворения:
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
О каком времени года этот отрывок из стихотворения?
Воспитатель: Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите признаки зимы?
Воспитатель: Кому в зимние месяцы тяжело? Кому приходится добывать корм? Диким животным трудно выжить в эту пору.
Воспитатель: хотите узнать, как зимуют животные в лесу? (Да)
Давайте отгадаем первую загадку.
Из берлоги слышен храп
— Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь)
А что вы знаете о медведе? (ответы детей).
Какой он? (большой, мохнатый и т. д)
Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед, чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. Но прежде чем залечь на зиму, медведь запутывает свои следы, петляет, как заяц. Если лето было голодным и медведь досыта не наелся, он не засыпает в берлоге, а всю зиму бродит по лесу. Такой медведь называется шатун, голод делает его злым и очень опасным.
Воспитатель: Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»? (ответы детей).
Воспитатель: На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает!
Воспитатель: Давайте послушаем загадку про другого зверька.
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
Воспитатель: А как вы думаете лиса делает запасы на зиму? Чем же она питается? (ответы детей).
Воспитатель: Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицам
Воспитатель: Ребята, а за кем еще охотится лиса, давайте отгадаем загадку и узнаем?
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
Воспитатель: Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?
Дети: Серого.
Д/И «Дикие животные»
Давайте немного поиграем. Я буду перечислять животных, а вы если услышите дикое животное хлопните в ладоши. (корова, белка, кошка, собака, медведь, заяц, лошадь, волк, баран.)
Воспитатель: А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Давайте отгадаем следующую загадку?
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)
Волк не боится морозов, он одет в прекрасную шубу, которая на зиму становится более пушистой. Но его больше мучает голод. Поэтому и собираются хищники в стаи, чтобы легче охотиться, поймать лося, кабана или оленя. Зимой волки чаще обитают возле человеческого жилья, пытаются полакомиться домашними животными. Иногда перепадают им и собаки.
Воспитатель: Я оранжевый зверек,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я — старательная … (Белка)
Воспитатель: Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода - белка скорей к своему гнезду спешит. Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как-сделано-то ловко - будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка. Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева.
Воспитатель: Давайте отгадаем еще одно животное?
Лежала под елками Подушечка с иголками.
Лежала, лежала да побежала. (Еж)
Воспитатель: Как ёжик готовится к зиме? Он накапливает жир в организме и впадает в спячку, ёж не делает запасов на зиму, он крепко спит до самой весны. А летом он приносит большую пользу тем, что уничтожает насекомых и воюет с крысами, мышами, ядовитыми змеями.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, как человек может помочь животным пережить зиму? Пережить зиму животным поможет подкормка. Для подкормки используется сено, соль, веники. Для птиц делают кормушки и подкармливают их.
Воспитатель: Давайте поиграем и я вас послушаю. Игра называется «Закончи предложения». Прослушайте начало предложений и закончите их: Неуклюжий, как.
Быстроногий, как …
Хитрый, как …
Голодный, как …
Колючий, как …
Косолапый, как….
Трусливый, как….
Молодцы ребята.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Что интересного вы сегодня узнали? Почему их называют дикими? А кто зимой впадает в спячку? Кому вы можете помочь зимой? Как?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...