«Народная тряпичная игрушка – эффективное средство духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников"
презентация к уроку (старшая группа)

Ирина Пигачева
ØДуховно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством использования народных тряпичных кукол и кукол-проводников , как эффективного средства для поддержания познавательного интереса, активизации деятельности детей и на занятиях  ДОУ, раскрытия личностного потенциала каждого ребенка, воспитания и комплексного развития личности в целом.
ØПоиск новых  форм, методов духовно- нравственного воспитания и развития, основанных на этнопедагогике с применением традиционных народных тряпичных кукол, кукол, сделанных с использованием природного материала, рукотворных кукол-проводников. (авторская работа) в качестве эффективного средства воспитания и познавательного развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_igrushka_2.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Народная тряпичная игрушка – эффективное средство духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников Подготовила: воспитатель Пигачева Ирина Владимировна Нижний Новгород 2022 г

Слайд 2

Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта. Однако, имеет место недостаточное внимание педагогов, родителей к использованию народной куклы в духовно- нравственном воспитании детей. Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким. Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность. Традиционная тряпичная кукла – тот « инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения. Актуальность проекта :

Слайд 3

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством использования народных тряпичных кукол и кукол-проводников , как эффективного средства для поддержания познавательного интереса, активизации деятельности детей и на занятиях ДОУ , раскрытия личностного потенциала каждого ребенка, воспитания и комплексного развития личности в целом. Поиск новых форм, методов духовно- нравственного воспитания и развития, основанных на этнопедагогике с применением традиционных народных тряпичных кукол, кукол, сделанных с использованием природного материала, рукотворных кукол-проводников. (авторская работа) в качестве эффективного средства воспитания и познавательного развития дошкольников . Цели

Слайд 4

1. Приобщать дошкольников к истокам национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол, материалов из которых они изготавливались (тряпичных и кукол с использованием природного материала), их смыслового значения для людей . Формировать у старших дошкольников системы знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме и положительное отношение к старинным традициям, к культурному историческому наследию. 2. Обобщать и систематизировать представления у детей о народной тряпичной кукле; развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле, творческого начала, воображения. 3. Повышать речевую активность, расширять объем словаря, развивать лексико- грамматический строй речи, развивать диалоговую , связную речь, развивать понимание речи. 4.Формировать выразительность, точность речи; учить пониманию переносного значения слов в процессе ознакомления с произведениями малых фольклорных форм на занятиях с использованием народных рукотворных кукол. Задачи

Слайд 5

5. Развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, природным материалом, из которого сотворены куклы (каштан, шишки, березовое полено, горох, семечки и т.д.) в коррекционной работе с детьми; на занятиях по художественному конструированию и аппликации. 6.Развивать детское творчество, эстетический вкус. 7. Повышать двигательную активность детей посредством знакомства с русскими народными играми в процессе занятий с использованием рукотворных кукол. 8. Воспитывать духовно- нравственных качества личности на основе познания истории создания и смыслового значения рукотворных кукол, такие, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта. Формировать трудолюбие, аккуратность. 9. Создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития игровой деятельности на основе познавательного интереса к тряпичной народной кукле, развивать творческие начала , воображение. 10. Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта.

Слайд 6

Участники проекта Дети подготовительной группы Родител и Педагоги

Слайд 7

Формы и методы работы с детьми по реализации проекта Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора Мини-музей «Русская народная тряпичная кукла» «Русская изба» Рассказы об истории самых древних кукол

Слайд 8

Художественное творчество «Новый кукольный наряд» из природного материала Аппликация из ткани «Лоскутная куколка » «Укрась кукле сарафан» «Придумай узор для одежды кукол» «Рисование «Они безлики, но прекрасны »

Слайд 9

Труд Здоровье Безопасность Изготовление кукол Пеленашки , Утешницы Рассматривание и обсуждение «Опасные ситуации в жизни детей» Цикл познавательных бесед «Береги здоровье с молоду »

Слайд 10

Социализация «Наши любимые куклы- артисты в наших руках». «Играем с куклами» «Кто они такие? Эти безликие красавицы ?»

Слайд 11

Взаимодействие с родителями по реализации проекта «Мастер – класс для родителей» «Народная тряпичная кукла» Рекомендации для родителей Материал для родительского уголка. История создания «самодельных кукол».

Слайд 12

Формы и методы работы с педагогами по реализации проекта Организация экскурсий для педагогов в Мини – музей нашей группы «Мастер-класс» для педагогов ДОУ Информативный материал для педагогов

Слайд 13

Вывод В ходе достижения цели и решении поставленных задач по реализации данного проекта выявлено, что в процессе приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры, использования народных кукол из природного материала, рукотворных тряпичных кукол и кукол-проводников как эффективного средства обучения и воспитания, дидактического материала значительно повысился уровень овладения детьми необходимыми умениями и навыками по всем образовательным областям. В результате совместной творческой деятельности педагогов, родителей по осуществлению намеченных мероприятий , в положительную сторону изменились представления детей о добре , милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме. , повысился интерес детей и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков. Использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно- патриотических позиций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Народная тряпичная кукла как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей"

Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передава...

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольнико

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ  как эффективное средство  духовно-нравственного воспитания дошкольнико...

Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...