методические рекомендации по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
методическая разработка (подготовительная группа)

Луценко Наталья Николаевна

материал будет очень полезен музыкальным руководителям ДОУ, а также всем педагогам , которые занимаются образовательной деятельностью  с детьми дошкольного возраста 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа воспитания в детском саду наряду с такими видами музыкальной деятельности, как пение, музыкально-ритмические движения и слушание музыки, ставит задачу: «Учить детей играть на различных музыкальных инструментах».

Для того чтобы заинтересовать и научить детей играть на музыкальных инструментах, я  решила постепенно усложнять задачи и упражнения, использовала систему упражнений, предложенную Н. А. Ветлугиной в «Музыкальном букваре».

Первое знакомство со звучанием металлофона было еще в младшей группе. На занятии играла знакомые всем песни. Дети угадывали их и исполняли под аккомпанемент. На барабане играли, чтобы разбудить мишку, который крепко спал (вечер развлечения «Игрушки в гостях у детей»), А погремушки, бубны знакомы детям с первых дней рождения и посещения детского сада.

На занятиях, вечерах развлечения использовала дидактические игры. Так, однажды в группу принесли инструменты. Дети угадывали инструмент по звучанию, как они делали еще в младшей группе.

В средней и старшей группах познакомили детей с металлофоном, техникой игры на нем, научили игре на одном звуке.

На первых занятиях дети знакомились с выразительностью звучания инструментов. Сравнивали металлофон с барабаном, бубном, погремушкой: находили разницу в звучании. На одном из занятий обратили внимание детей на домики, в которых жили зверюшки-музыканты: зайка играл на барабане, мишка — на бубне, петушок —на погремушке, кукла — на металлофоне. Дети угадывали инструмент, кто играл на нем, а после этого пели для зверюшек любимые русские народные песни: «Петушок», «Зайка». Проводили музыкальные игры с погремушками, с бубном. Дети быстро научились определять разницу в звучании инструментов, находить их по внешнему виду. Для закрепления этого навыка проводились и такие музыкальные дидактические игры: «Отгадай, на чем играю» (использовали металлофон, барабан, бубен, стук карандаша о стол, три вида погремушек), «Чудесный мешочек» (в мешочке находились инструменты, ребенок доставал один из них, играл на нем, дети угадывали, угадавший подходил к мешочку, и игра повторялась снова).

На следующих занятиях придумывали различные простейшие ритмы, обыгрывая игрушки: идет медведь, скачет зайка, идет лошадка, усталая или веселая, птички летают, много или одна, дождик идет, сильный или мелкий, кукла ходит или бегает, часы идут большие или маленькие и т. д.).

Для того чтобы дети усвоили навыки совместных или поочередных действий, проводились такие игры, как «Поезд» (раздавала детям кубики), «Эхо» (дети хлопали ладонями и кулачками),

Игра с петрушкой (хлопали по коленям кончиками пальцев, кулачками), «Лошадки» (раздавала детям катушки, коробочки). Проводилась игра с ежиком. Дети получали письмо от ежика, который приглашал к себе в гости.

Пойдем по дорожке прямой,

Вы, дети, идите со мной, («идут» — ударяют ножками)

 Слышите, дятел стучит о сучок:

Тук-тук, тук-тук, (играю на пианино)

И мы повторим этот звук! (Хлопают в ладоши)

Сейчас по тропинке свернули направо.

Увидели зайца, он прыгнул в канаву,

А ножки стучали: туки-туки-туки-тук, (играют катушки)

Повторим, дети, этот звук! (Играют палочками)

Ежик встречает детей, играет с ними. Вместе поют песни. Но пора уже в детский сад. Идут обратно, ударяя носками ног.

Вот и вышли из леса — кругом тишина.

Только стучат два веселых бобра:

Тук-тук да тук, тук-тук, да тук. (Повторяют, ударяя кулачками)

После таких занятий перешла к ритмизации слов, предложив детям угадать, кого я позвала: Ок-са-ну или Сла-ву, Се-ре-жу или Га-лю. Определив по ритмическому рисунку свое имя, ребенок подходил к инструменту и повторял его. Так на одном из занятий звали куклу Катю. Если дети правильно пели и играли, из-за ширмы воспитательница показывала куклу, пела за нее, хвалила детей.

В дальнейшем задание усложнила, предложив детям позвать друг друга ласково и сердито, также используя различные инструменты. Так, Сережа выбрал металлофон и сыграл: Сла-вик, Дима играл на погремушке: Са-шень-ка, Игорь решил позвать свою маму и играл на бубне: ма-моч-ка, Таня выложила на фланелеграфе имя сестрички: Лю-ся и сыграла на погремушке. На следующем занятии заинтересовала детей сказкой «Случай в лесу». В ней рассказывается о девочке Оле, которая пошла в лес с подружками и заблудилась. Она ласково стала звать своих подружек: «А-у! A-у!» (играли на металлофоне). Вдруг Оля услышала, как кто-то грубым, сердитым голосом прокричал: «У-у. Я иду и тебя заберу!» (играли на барабане). Испугалась Оленька и спряталась за кустик. Видит, как вышел из леса медведь, идет, сучья ломает, но не заметил он Оленьку и прошел мимо. Тогда Оля снова стала звать своих подружек: «A-у!» (играли дети на металлофоне). Постепенно появлялись другие персонажи: волк, лиса, заяц, шаги которых передавались на различных инструментах. В конце сказки Оля встретилась со своими подружками.

Когда дети усвоили ритм слов и научились их воспроизводить на различных инструментах (барабане,погремушках, металлофоне и т. д.), мы перешли к четверостишиям, потешкам, таким например:

Научились мы считать: раз, два, три, четыре, пять.

Или:Еду, еду я домой На машине грузовой;

Шапка и шубка,

Вот и весь Мишутка.

Не все дети справлялись с заданием. Наташа, Лена, Света пели правильно, а ударов по инструменту делали больше, чем нужно. С этими детьми работала индивидуально. Предлагала им внимательно прослушать произнесенное имя. Пропевали его, прохлопывали, отбивали на палочках ритм. Давала и простые ритмы, ударяя карандашом по столу или топая носком ноги, а детей просила повторить. Дети средней группы знают, что бывают звуки высокие и низкие. На музыкальных занятиях учились различать звуки по высоте, сравнивали звучание с пением маленькой и большой птицы обратила внимание детей и на расположение пластинок металлофона, их величину, звучание, знакомила с расположением низких и высоких звуков. Дети поняли и безошибочно играли на металлофоне. Когда показывала большую утку  Слава играл на большой пластинке два раза «Кря-кря», если маленькую, дети играли на маленькой высокой пластинке 2 раза. Учила правильно держать молоточек. Для закрепления правильного навыка проводились игры: «Чьи детки», в домике живет», «Кто как поет». Знакомлю с разнообразными песенками,Если детям песня понравилась, они быстро усвоили мелодию, научились воспроизводить (хлопками, притопами и т. д.), проигрываю  мелодию на металлофоне. После этого я раздаю детям металлофоны, заранее наклеив перед ними пластинкой цветной кружочек (дети быстро  находили нужную пластинку). Напомнила детям  как нужно сидеть, держать инструмент, молоточек. Поиграли молоточком в воздухе, поработая над мягким движением кисти показала, как играть, чтобы звучание было правильное, Спев попевку, попробовали сыграть. С целью усвоить ритмический рисунок  давались попевки с разными заданиями:

Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар, кар, кар», (хлопают)

Целый день они кричали
Спать ребятам не давали
«Кар, кар, кар».

(дети играют на металлофоне)

(играют на палочках, (играют на металлофонне

Давались попевки и на продолжение ритма:

Наши уточки с утра: «кря,кря,кря» (играет муз.рук)

Наши гуси у пруда: «Га,га, га» (играют дети)

Наши курочки в окно «Ко,ко,ко» играет муз.рук, играют дети

После таких упражнений дети научились играть слаженно, дружно.

Таким образом дети в средней группе освоили навыки игры на металлофоне, научились передавать ритм простых попевок и играть на одном звуке. Играли знакомые попевки на концерте для малышей, для родителей. Самостоятельно играли в группe и уже пытались подбирать по слуху знакомые мелодии. Большую помощь оказывали родители и воспитатели.

В старшей группе учили детей играть на 2—3 звуках, близлежащих с ходами звукоряда, с интервалом терция, кварта, различать правильное и неправильное звучание, играть в ансамбле, своевременно начинать и заканчивать игру.

В этой группе занятия начали с сентября и проводили 2 раза в неделю. На первых занятиях мы повторили попевки, выученные в средней группе. Показала детям матрешку.

У меня на окошке Кукла матрешка Стоит улыбается.

Посредине открывается.

Дети  увидели, что в большой матрешке есть еще одна, откроешь, а там еще и еще, и так до самой маленькой. Рассказала детям, что у матрешек платья и лица одинаковые, а отличаются они друг от друга только ростом, так и пластинки отличаются только величиной и звучанием. У одних — низкое, у других — высокое. Нашли одинаковые пластинки, послушали их звучание (в интервале октавы).

Проводила с детьми дидактические игры «Догадайся, кто поет», «Кто в домике живет» и другие . Вот мы сегодня их и отгадаем, но отгадки будем играть на металлофоне, на низких и высоких пластинках:

На сучке висит грибок.

Кто его повесить мог?

Без шеста, без лесенки Высоко повесили. (белка –высокие звуки)

Он большой и косолапый.

Мед он ест из улей лапой

Он веселый шалунишка. Ну, конечно, это... (мишка)

Дети играли на низких пластинках.

На следующих занятиях задание усложнила: теперь ребенок должен играть не на одном звуке, а на двух близлежащих.

У Ванюши петушок Петь умеет хорошо,

Ну а как? (дети играют «Ва-ню-ша»)

И у Оли петушок Петь умеет хорошо,

Ну а как? (дети играют «О-ля»)

Не все сразу поняли, как играть. Для того чтобы дети лучше усвоили материал, давала им попевки с различными заданиями;

Раз-два-три-четыре-пять,   (все хлопают)
Гусь, ты просишь есть опять,
Га-га-га-га, да-да-да.  Играют на металлофоне
Большие ноги шли по дороге: дети топают

Топ-топ-топ-топ,      играют на металлофоне

Маленькие ножки        играют на палочках
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ.  Играют на металлофоне

Также предлагала детям попевки на продолжение ритма:

На заводе слышен стук,(играет музыкальный        рук.) -молоточки

Тук-тук-тук.        (продолжают дети)

На следующих занятиях объяснила детям, что наш разговор состоит из вопросов и ответов. Но разговор может быть и музыкальным. Вот сегодня, мол, я вам буду задавать музыкальные вопросы, а вы мне придумывать музыку на ответы.

Чижик, чижик, где ты был?  Играла на металлофоне
Утром в школу я ходил!        Дети играют на металлофоне

Или:

Зайка, зайка, где бывал?   Муз. рук играет на металлофоне
На лужайке танцевал!     Дети играют на металлофоне

Вначале дети стеснялись отвечать или отвечали, но ответ оставался незаконченным. Стали ответы пропевать, проигрывать на других инструментах, затем на металлофоне. Впоследствии дети сами задавали друг другу вопросы и придумывали ответы.

Что ты хочешь, кошечка? Играет один ребенок
Молочка немножечко. Играет второй ребенок
Отчего ты грустная?     Играет третий ребенок
Молочко не вкусное. Играет четвертый ребенок

После таких заданий дети уже свободно владели инструментом, меньше было скованности, часто они играли ответы в нисходящем и восходящем движении. Поэтому на следующих занятиях я познакомила детей с движением мелодии, используя при этом музыкальную лесенку, фланелеграф, движение руки вверх и вниз, дидактические игры. На одном из занятий использовала игрушку. Посмотрите: куколка может ходить вверх по лестнице (до-ре-ми-фа-соль) и спускаться вниз (соль-фа-ми-ре-до). Пойдет ко мне Миша: «Возьми куколку, посмотри на нее, пусть она пойдет вверх (ведет, а я играю). Теперь вниз, послушай, как звучат ступеньки (играю). А теперь веди снова куколку и пойте вместе с ней: топ-топ-топ, а сейчас все вместе споем и покажем, куда пошла куколка. После этого предлагаю выложить полоски на фланелеграф так, как услышит движение мелодии.Получив отчетливое представление о восходящем и нисходящем движении мелодии, перешли к попевкам из музыкального букваря «Лесенка», «Цирковые собачки». Познакомились и с такими попевками:

Светит солнышко К нам в окошечко!

Козочку свою на лужок гоню.

 «Косой»:

Косой, косой,

Не ходи босой!

«Ежик», «Серый кот», «Баю-баю» и др.

Когда вся группа усвоила игру на металлофоне, перешли к знакомству с новым инструментом — цитрой. На первом занятии послушали в исполнении воспитателей знакомые попевки, песенки. Обратила внимание детей, что играют на цитре медиатором, задевая струны, играть можно все песенки, попевки, которые мы играли на металлофоне. Сравнили звучание цитры с другими инструментами. Так, Сережа сравнил звучание цитры с пением птиц, Дима — с писком мышонка, Света отметила, что звук у цитры нежный и ласковый и походит на писк нежного и пушистого цыпленка. Сравнили с металлофоном и нашли разницу в звучании с барабаном и другими инструментами. Знакомились с техникой игры, учились передавать простые ритмы и интонации. Проводилась игра «Угадай инструмент» (двое детей садились спиной друг к другу, боком к остальным. Один из играющих придумывал различные ритмические рисунки, а другой повторял на соответствующем инструменте. Правильный ответ награждался аплодисментами. Причем, если ребенок отвечал правильно, он получал право загадывать загадку, если же нет, слушал снова, какой инструмент звучит). Опять давались упражнения на продолжение ритма, попевки с различными заданиями:

Загудел паровоз,

Он вагончики повез
Чох-чох, чу-чу,
Далеко я укачу.

Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики
Все тук-тук да тук.

(хлопает группа детей) (играет на металлофоне другая группа детей)

(играет на палочках) (играет на цитрах)

Так дети подошли к подготовительной группе умея играть на металлофонах, цитрах. В этой группе я познакомила детей с другими инструментами: триолами, саксофонами, ксилофонами, арфами.

На первом занятии слушали звучание инструментов, находили разницу, узнавали их по слуху — игры «Угадай, на чем я играю», «Сыграй т же» (перед детьми были разложены инструменты). За ширмой ребенок играл любой ритм или попевку, песенку на любом инструменте, второй ребенок подходил к столу, выбирал инструмент, какой услышал, и повторял попевку, сравнивали по звучанию металлофон треугольником, цитру с арфой, бубен с барабаном, находили не только разницу, но и сходство звучании.

В этой группе задавали также вопросы и о ты друг другу, но теперь дети играли уже на разных инструментах. На следующих занятиях задачу немного усложнила. Дети должны были придумать колыбельную или плясовую мелодию. На занятии я сказала: «Часто играя в куклы, мы напеваем то спокойную, то веселую песенку. Угадайте, какую мелодию я напою сейчас. Что под нее можно сделать? Правильно. Спать. А теперь попробуйте и вы придумать свою песенку». Так в подготовительной группе дети совершенствовали свои музыкальные навыки и развивали свой музыкально-творческий потенциал. Эти знания в дальнейшем всегда найдут свое применение, т.к много ребят сразу после сада идут в музыкальную школу, и развивают там свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по обучению детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах

В помощь музыкальным руководителям для обучения детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах....

"Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий"

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкальн...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»

В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....

Методические рекомендации по обучению детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах

На начальном этапе необходимо познакомить детей с музыкальными и шумовыми инструментами: металлофоном, ксилофоном, бубнами, трещотками, маракасами, рубелем, свистульками, погремушками, колокольчиками...

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"

Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....