Опыт работы воспитателя «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки»
учебно-методический материал (младшая группа)
Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютер), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 27.34 КБ |
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey_posredstvam_skazki.pptx | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 36»
Опыт работы воспитателя Красновой Т.В.
«Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки»
Г. Чебоксары
2022 г.
Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки.
В группе раннего возраста очень широко используется устное народное творчество. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютер), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.
Поэтому, каждый день в вечернее время мы уделяем чтению сказок.
При проведении работы со сказкой используются следующие педагогические технологии, реализуемые через различные формы работы:
- игровая реализуется через введение дидактических, подвижных, музыкальных, хороводных, строительно-конструктивных игр, дидактических игр с элементами движения и др.);
-здоровьесберегающая: реализуется через введение утренней гимнастики, физкультминуток, игр и упражнений с речевым сопровождением, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, подвижных игр и др.);
- обучение в сотрудничестве: реализуется в подгрупповой работе с детьми (конструирование, лепка, рисование, элементы аппликации, коммуникативные игры, совместная трудовая деятельность и др.)
- опытно- исследовательская включает в себя рассматривание с обсуждением, элементарное поручения и др.;
- личностно – ориентированная, раскрывается через элементарные поручения, ситуативный разговор, рассказывание…
- полисенсорная раскрывается в процессе организации дидактических, подвижных игр, игры с правилами,
строительно – конструктивные игры, рисование, лепка, элементарные поручения и др.)
- театрализованные игры (подвижные игры, элементы театрализации, инсценировки, музыкальные игры с введением элементов драматизации). (Таблица 1)
В работе с детьми сказка прослеживается также и через все виды детской деятельности:
Таблица 1 «Использование сказки в видах деятельности детей»
Вид деятельности | задачи | Решение задач: | Формы и методы работы |
игровая | Развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношени я между людьми | - развитие умения играть вместе; - знакомство с героями сказок, через разнообразные задания (с разрезными картинками, силуэтами, игрушками персонажей); - развитие интереса к игровым действиям героев; - побуждение к театрализованной игре, дидактической, подвижной | Игры с правилами (дидактические, подвижные, музыкальные) конструктивно- строительные, игры с природным материалом, игровая ситуация, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры, использование разного вида театров (силуэтный на панно, пальчиковый, би-ба-бо, маски, настольный театр…) |
коммуникативная | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. | - рассказывание, прочтение сказки; - рассматривание иллюстраций (состояние персонажей – грустят, радуются, переживают…). Рассказы о персонажах (их повадках, хитростях). Находить персонажей по словесному указанию взрослого, выполнение различных поручений - дающих возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Звукоподражание персонажам, ответы на поставленные вопросы словом и предложением, развитие речи детей в процессе диалога со взрослыми и сверстниками | Словесная игра (сюжетная, с правилами, настольно – печатная), речевая проблемная ситуация, ситуативный разговор, дидактическая игра, диалог, разучивание, проговаривание стихов, потешек, пальчиковые игры, описательное рассказывание по картине, элементарные поручения. |
познавательно – исследовательская | Развитие познавательных интересов и конструктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, сенсорное развитие, расширение кругозора детей | Чтение сказки, обсуждение (растолковать непонятных слова – амбар, норушка, избушка, сусеки, лубяная и т.п.), узнавать в игрушках и на картинках животных и их детёнышей (узнавать), обыгрывать действия (на фланилеографе, пальчиковыми персонажами, кукольными персонажами, игрушками из различных материалов), сооружение различных построек с использованием сюжетных игрушек | Игра ( сюжетная, с правилами, дидактическая), элементарное экспериментирование, конструирование, решение проблемной ситуации, наблюдение, работа в сенсорном уголке, пальчиковые игры. |
продуктивная (изобразительная деятельность, конструирование | Развитие у детей способов рисования, лепки, аппликации; развитие детского творчества, приобщение к изобразительном у искусству. | Закрепление сказки. Вызвать у детей желание помочь персонажам (покормить курочку, нарисовать колобку дорожку, слепить теремок и т.п.), развитие детского творчества, приобщение к искусству (рассматривание иллюстраций), развитие умения отвечать на вопросы по содержанию рисунков | Рисование, лепка, элементы аппликации, творческие задания, рассматривание и обсуждение, игровая ситуация, элементарное экспериментирование, портфолио детских работ. |
двигательная активность | Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) формирование потребности в двигательной активности | Закрепление движений персонажей (зайка прыгает, медведь шагает, лягушка скачет и т.п.), умение передавать простейшие действия персонажей (курочка пьет, клюёт зёрнышки, петушок шагает, лисичка крадётся …). Формирование умений действовать сообща, придерживаться определённого направления передвижения, опираясь на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения в соответствии с указаниями педагога. Развивать стремление играть в игры с простым содержанием, с правилами. | Игровые упражнения с речевым сопровождением, подвижные игры ( с правилами, дидактические), физкультминутки, гимнастика, танцевальные упражнения. |
восприятие художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора) | Приобщение к словесному искусству, формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений, развитие литературной речи | Приучение детей к слушанью сказок; сопровождение чтения показом персонажей, иллюстраций; слушание сказок без наглядного сопровождения. Предоставление детям возможности договаривать слова и фразы; побуждать ребят отвечать на вопросы по содержанию изученного произведения | Чтение(слушание), чтение с обсуждением, разучивание стихов, потешек, присказок, ситуативный разговор, элементы инсценирования и драматизации, театрализованная игра с использованием разного вида теара, чтение с последующими отобразительными и имитационными играми, рассматривание иллюстраций. |
продуктивная (изобразительная деятельность, конструирование | Развитие у детей способов рисования, лепки, аппликации; развитие детского творчества, приобщение к изобразительном у искусству. | Закрепление сказки. Вызвать у детей желание помочь персонажам (покормить курочку, нарисовать колобку дорожку, слепить теремок и т.п.), развитие детского творчества, приобщение к искусству (рассматривание иллюстраций), развитие умения отвечать на вопросы по содержанию рисунков | Рисование, лепка, элементы аппликации, творческие задания, рассматривание и обсуждение, игровая ситуация. |
трудовая | Формирование первичных представлений о труде и его роли в жизни каждого человека. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам | Привлечение к выполнению простейших трудовых действий ( из песка – строим Теремок, собираем (сгребаем) листья – сооружаем зимовье для зверей), привлечение внимания к тому, что и как делает тот или иной персонаж (топит печь, носит воду, сажает репку …) Поощрение желания помочь взрослым и сверстникам (расставить стулья, поставить посуду для персонажей сказки «Три медведя….) | Элементарные поручения, задания, совместная трудовая деятельность, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры. |
музыкально – художественная (музыкальная) | Развитие музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству | Развитие потребности слушать спокойные и бодрые песни, пьесы разного характера, понимать о ком (чем) поётся эмоционально реагировать. Формирование умения начинать движения с началом музыки и заканчивать с окончанием. Передавать образы (птичка летает, мишка шагает, лягушка прыгает) | Музыкально – ритмические упражнения, подвижные игры с музыкальным сопровождением, музыкально – дидактические игры, музыкальная игра – драматизация, экспериментирование со звучащими предметами, элементы инсценировки, игровая ситуация. |
Таблица 1
Этапы введения сказки в работу с детьми раннего возраста
Решаемые задачи - формирование целостной картины
мира; - развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; - приобщение к словесному искусству.
Знакомство со сказкой и ее героями происходит постепенно - через усложнение от простого к сложному. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком ставятся следующие, более сложные. Усложняя задачу ребенок ставится в условия необходимости использования предмета – заместителя. С усложнением задач их решение также на последующих этапах усложняется:
а) один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов;
б) использование заместителей сопровождается словом, пояснением;
в) используется несколько заместителей;
В работе с детьми раннего возраста введение предметов – заместителей возможно одновременно с введением персонажей кукольного театра.
Например: чтение художественной литературы мы используем книги, персонажи сказок, методы и приемы: чтение с рассматриванием иллюстраций и без наглядного сопровождения.
Предполагаемые игры и ситуации с использованием сказок -«Продолжи
предложение (доскажи слово, фразу)» -«Кто как разговаривает» (звукоподражание «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», интонационное
изменение голоса («Маша и три медведя», «Волк и козлята», «Колобок»)
- «Кто где живёт»,
Оснащение уголков в группах раннего возраста. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной
Таким образом, дети, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должны накопить необходимый опыт деятельности и общения. Ребенок раннего возраста обогащает свой чувственный опыт в первую очередь через предметные действия, ситуативно-деловое общение со взрослым, т.о. совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Приложение
Детям раннего возраста доступны пониманию сказки:
Народные:
-«Курочка Ряба» (обр. К.Ушинского);
-«Репка» (обр. К.Ушинского);
-«Как коза избушку построила» (обр. М.Булатова);
-«Колобок» (обр. К.Ушинского);
-«Теремок» (обр. М.Булатова);
-«Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого).
Авторские:
-«Курочка» Е.Чарушина;
-«Петушок с семьей » К.Ушинского.
«Красочный конкурс»
Каждой команде педагогов (из 5-6 чел.) предлагается плакат, на котором иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор. (народные и авторские сказки).
Русские народные сказки - Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Курочка-Ряба, Три медведя, Репка, Лисичка Сестричка и серый волк.
Авторские сказки- Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкин, Кот в сапогах, Красная Шапочка Ш. Перро, Дюймовочка Х. К. Андерсен,Айболит,Муха-Цокотуха (сказка в стихах) К. Чуковский, пьеса-сказка С. Я. Маршака 12 месяцев.
«Сказочная математика»
Назовите пять сказок, где героями выступают дед и баба. (Курочка Ряба, Репка, Колобок,
Баба решила связать варежку всем лесным героям сказки “Колобок”.
Сколько получится пар (ЧЕТЫРЕ ПАРЫ)
Полночь- это который час? (“Золушка” 12 ЧАСОВ)
Петушок испек всей семье по два пирожка. Сколько получилось пирожков? (Сказка “Колосок”- 6 пирожков)
Герои сказки “Репка” встретились с героями сказки “Колобок”. Они захотели попить чаю. Сколько чашек им понадобилось? (5+4=9)
На авторалли встретились все герои сказок “Три поросенка” и “Три медведя”. Сколько героев было на встрече? (4+4=8)
Крошечка Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: Одноглазкой, Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании? (8)
Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Курочка Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед и баба, если бы они не разбаловали свою мышку(1+3+5=9)
Назовите три сказки, героями которых были братья.
(Три поросёнка, Сивка-Бурка, Лягушка Царевна)
Сколько лепестков у Цветика-семицветика? (7)
Какой по счёту стояла кошка в сказке Репка? (5)
Назовите пять сказок, героям которых была лиса. (Лисичка со скалочкой, Заюшкина избушка, Лисичка-сестричка и серый волк, Снегурушка и лиса, Колобок)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки. Цель :
При проведении работы со сказкой используются следующие педагогические технологии: игровая здоровьесберегающая обучение в сотрудничестве опытно- исследовательская личностно – ориентированная полисенсорная строительно – конструктивные игры театрализованные игры. Сказка - одна из важных воспитательных средств
Знакомство со сказкой и ее героями происходит постепенно - через усложнение от простого к сложному. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком ставятся следующие, более сложные. Усложняя задачу ребенок ставится в условия необходимости использования предмета – заместителя. С усложнением задач их решение также на последующих этапах усложняется: а) один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов; б) использование заместителей сопровождается словом, пояснением; в) используется несколько заместителей; В работе с детьми раннего возраста введение предметов – заместителей возможно одновременно с введением персонажей кукольного театра. Этапы введения сказки в работу с детьми раннего возраста
Например: чтение художественной литературы мы используем книги, персонажи сказок, методы и приемы: чтение с рассматриванием иллюстраций и без наглядного сопровождения. Предполагаемые игры и ситуации с использованием сказок «Кто как разговаривает» (звукоподражание «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», интонационное изменение голоса («Маша и три медведя», «Волк и козлята», «Колобок») - «Кто где живёт» и др.
формирование целостной картины мира; развитие художественного восприятия Решаемые задачи
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: Содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной Оснащение уголков в группах раннего возраста
Таким образом, дети, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должны накопить необходимый опыт деятельности и общения. Ребенок раннего возраста обогащает свой чувственный опыт в первую очередь через предметные действия, ситуативно-деловое общение со взрослым, т.о. совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы воспитателя ДОУ "Экологическое воспитание детей дошкольного (школьного) возраста". «Райский сад»
Райский сад.Обычное здание в селе Карабаново, Тепло и заботу для деток хранит.Здесь всегда царит смех и уют. Здесь жизни обучат, в мир взрослый введут.И главное в нём – нежность, ласка, тепло –В...
Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».
Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию воспитателей средней группы «Боровички»
Иоанн Златоуст в свое время заметил,что если бы в обществе было хорошеевоспитание, то «людям бы не потребовалисьни суды, ни судьи, ни тюрьмы»....
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию воспитателей средней группы «Боровички»
Иоанн Златоуст в свое время заметил,что если бы в обществе было хорошеевоспитание, то «людям бы не потребовалисьни суды, ни судьи, ни тюрьмы»....
Опыт работы воспитателя ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"
Опыт работы воспитателя ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"...