Опыт работы воспитателя «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки»
учебно-методический материал (младшая группа)

Краснова Татьяна Владимировна

Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютер), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.  Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx27.34 КБ
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey_posredstvam_skazki.pptx2.51 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 36»

Опыт работы воспитателя Красновой Т.В.

«Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки»

Г. Чебоксары

2022 г.

Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки.

 В группе раннего возраста очень широко используется  устное народное творчество. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютер), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.  Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.

Поэтому, каждый день в вечернее время мы уделяем чтению сказок.  

При проведении работы со сказкой используются следующие педагогические технологии, реализуемые через различные формы работы:

- игровая реализуется через введение дидактических, подвижных, музыкальных, хороводных, строительно-конструктивных игр, дидактических игр с элементами движения и др.);

-здоровьесберегающая: реализуется через введение утренней гимнастики, физкультминуток, игр и упражнений с речевым сопровождением, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, подвижных игр и др.);

- обучение в сотрудничестве:  реализуется в подгрупповой работе с детьми (конструирование, лепка, рисование, элементы аппликации, коммуникативные игры, совместная трудовая деятельность и др.)

- опытно- исследовательская включает в себя рассматривание с обсуждением, элементарное поручения и др.;

- личностно – ориентированная, раскрывается через элементарные поручения, ситуативный разговор, рассказывание…

- полисенсорная раскрывается в процессе организации дидактических, подвижных игр, игры с правилами,

строительно – конструктивные игры, рисование, лепка, элементарные поручения и др.)

- театрализованные игры (подвижные игры, элементы театрализации, инсценировки, музыкальные игры с введением элементов драматизации). (Таблица 1)

В работе с детьми сказка прослеживается также и через все виды детской деятельности:

Таблица 1 «Использование сказки в видах деятельности детей»

Вид деятельности

задачи

Решение задач:

Формы и методы работы

игровая

Развитие

игровой

деятельности,

приобщение к

элементарным

нормам и

правилам

взаимоотношени

я между людьми

- развитие умения играть вместе;

- знакомство с героями сказок, через

разнообразные задания (с разрезными

картинками, силуэтами, игрушками

персонажей);

- развитие интереса к игровым действиям

героев;

- побуждение к театрализованной игре,

дидактической, подвижной

Игры с правилами

(дидактические, подвижные,

музыкальные) конструктивно-

строительные, игры с природным

материалом, игровая ситуация,

сюжетно – ролевые игры,

режиссерские игры,

использование разного вида

театров (силуэтный на панно, пальчиковый, би-ба-бо, маски,

настольный театр…)

коммуникативная

Развитие

свободного

общения с

взрослыми и

детьми. Развитие

компонентов

устной речи,

практическое

овладение

нормами речи.

- рассказывание, прочтение сказки;

- рассматривание иллюстраций (состояние

персонажей – грустят, радуются,

переживают…). Рассказы о персонажах (их

повадках, хитростях). Находить персонажей

по словесному указанию взрослого,

выполнение различных поручений -

дающих возможность общаться со

сверстниками и взрослыми.

Звукоподражание персонажам, ответы на

поставленные вопросы словом и

предложением, развитие речи детей в

процессе диалога со взрослыми и

сверстниками

Словесная игра (сюжетная, с

правилами, настольно –

печатная), речевая проблемная

ситуация, ситуативный разговор,

дидактическая игра, диалог,

разучивание, проговаривание

стихов, потешек, пальчиковые

игры, описательное

рассказывание по картине,

элементарные поручения.

познавательно –

исследовательская

Развитие

познавательных

интересов и

конструктивной

деятельности,

формирование

элементарных

математических

представлений,

сенсорное

развитие,

расширение

кругозора детей

Чтение сказки, обсуждение (растолковать

непонятных слова – амбар, норушка,

избушка, сусеки, лубяная и т.п.), узнавать в

игрушках и на картинках животных и их

детёнышей (узнавать), обыгрывать

действия (на фланилеографе,

пальчиковыми персонажами, кукольными

персонажами, игрушками из различных

материалов), сооружение различных

построек с использованием сюжетных

игрушек

Игра ( сюжетная, с правилами,

дидактическая), элементарное

экспериментирование,

конструирование, решение

проблемной ситуации,

наблюдение, работа в сенсорном

уголке, пальчиковые игры.

продуктивная

(изобразительная

деятельность,

конструирование

Развитие у детей

способов

рисования,

лепки,

аппликации;

развитие

детского

творчества,

приобщение к

изобразительном

у искусству.

Закрепление сказки. Вызвать у детей

желание помочь персонажам (покормить

курочку, нарисовать колобку дорожку,

слепить теремок и т.п.), развитие детского

творчества, приобщение к искусству

(рассматривание иллюстраций), развитие

умения отвечать на вопросы по

содержанию рисунков

Рисование, лепка, элементы

аппликации, творческие задания,

рассматривание и обсуждение,

игровая ситуация, элементарное

экспериментирование,

портфолио детских работ.

двигательная

активность

Накопление и

обогащение

двигательного

опыта детей (овладение

основными

движениями)

формирование

потребности в

двигательной

активности

Закрепление движений персонажей (зайка

прыгает, медведь шагает, лягушка скачет и

т.п.), умение передавать простейшие

действия персонажей (курочка пьет, клюёт зёрнышки, петушок шагает, лисичка

крадётся …). Формирование умений

действовать сообща, придерживаться

определённого направления передвижения,

опираясь на зрительные ориентиры, менять

направление и характер движения в

соответствии с указаниями педагога.

Развивать стремление играть в игры с

простым содержанием, с правилами.

Игровые упражнения с речевым

сопровождением, подвижные

игры ( с правилами,

дидактические), физкультминутки, гимнастика,

танцевальные упражнения.

восприятие

художественной

литературы

(восприятие

художественной

литературы и

фольклора)

Приобщение к

словесному

искусству,

формирование

целостной

картины мира,

первичных

ценностных

представлений,

развитие

литературной

речи

Приучение детей к слушанью сказок;

сопровождение чтения показом

персонажей, иллюстраций; слушание

сказок без наглядного сопровождения.

Предоставление детям возможности

договаривать слова и фразы; побуждать

ребят отвечать на вопросы по содержанию

изученного произведения

Чтение(слушание), чтение с

обсуждением, разучивание

стихов, потешек, присказок,

ситуативный разговор, элементы

инсценирования и драматизации,

театрализованная игра с

использованием разного вида

теара, чтение с последующими

отобразительными и

имитационными играми,

рассматривание иллюстраций.

продуктивная

(изобразительная

деятельность,

конструирование

Развитие у детей

способов

рисования,

лепки,

аппликации;

развитие

детского

творчества,

приобщение к

изобразительном

у искусству.

Закрепление сказки. Вызвать у детей

желание помочь персонажам (покормить

курочку, нарисовать колобку дорожку,

слепить теремок и т.п.), развитие детского

творчества, приобщение к искусству

(рассматривание иллюстраций), развитие

умения отвечать на вопросы по

содержанию рисунков

Рисование, лепка, элементы

аппликации, творческие задания,

рассматривание и обсуждение,

игровая ситуация.

трудовая

Формирование

первичных

представлений о

труде и его роли

в жизни каждого

человека.

Воспитание

ценностного

отношения к

собственному

труду, труду

других людей и

его результатам

Привлечение к выполнению простейших

трудовых действий ( из песка – строим

Теремок, собираем (сгребаем) листья –

сооружаем зимовье для зверей),

привлечение внимания к тому, что и как

делает тот или иной персонаж (топит печь,

носит воду, сажает репку …) Поощрение

желания помочь взрослым и сверстникам

(расставить стулья, поставить посуду для

персонажей сказки «Три медведя….)

Элементарные поручения,

задания, совместная трудовая

деятельность, дидактические

игры, рассматривание

иллюстраций, сюжетно-ролевые

игры.

музыкально –

художественная

(музыкальная)

Развитие

музыкально –

художественной

деятельности, приобщение к

музыкальному

искусству

Развитие потребности слушать спокойные и

бодрые песни, пьесы разного характера,

понимать о ком (чем) поётся эмоционально

реагировать. Формирование умения начинать движения с началом музыки и

заканчивать с окончанием. Передавать

образы (птичка летает, мишка шагает,

лягушка прыгает)

Музыкально – ритмические

упражнения, подвижные игры с

музыкальным сопровождением,

музыкально – дидактические игры, музыкальная игра –

драматизация,

экспериментирование со

звучащими предметами,

элементы инсценировки, игровая

ситуация.

Таблица 1

Этапы введения сказки в работу с детьми раннего возраста

Решаемые задачи  - формирование целостной картины

мира; - развитие художественного  восприятия и эстетического вкуса; - приобщение к словесному искусству.

Знакомство со сказкой и ее героями происходит постепенно - через усложнение от простого к сложному. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком ставятся следующие, более сложные. Усложняя задачу ребенок ставится в условия необходимости использования предмета – заместителя. С усложнением задач их решение также на последующих этапах усложняется:

а) один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов;

б) использование заместителей сопровождается словом, пояснением;

в) используется несколько заместителей;

В работе с детьми раннего возраста введение предметов – заместителей возможно одновременно с введением персонажей кукольного театра.

Например: чтение художественной литературы мы используем книги, персонажи сказок, методы и приемы: чтение с рассматриванием иллюстраций и без наглядного сопровождения.

 Предполагаемые игры и ситуации с использованием сказок -«Продолжи

предложение (доскажи слово, фразу)» -«Кто как разговаривает» (звукоподражание «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», интонационное

изменение голоса («Маша и три медведя», «Волк и козлята», «Колобок»)

- «Кто где живёт»,

Оснащение уголков в группах раннего возраста. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

 • трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

 • безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной

Таким образом,  дети, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должны накопить необходимый опыт деятельности и общения. Ребенок раннего возраста обогащает свой чувственный опыт в первую очередь через предметные действия, ситуативно-деловое общение со взрослым, т.о. совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Приложение

Детям раннего возраста доступны пониманию сказки:                      

 Народные:

-«Курочка Ряба» (обр. К.Ушинского);

-«Репка» (обр. К.Ушинского);

-«Как коза избушку построила» (обр. М.Булатова);

-«Колобок» (обр. К.Ушинского);

-«Теремок» (обр. М.Булатова);

-«Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого).        

 Авторские:

-«Курочка» Е.Чарушина;

-«Петушок с семьей » К.Ушинского.

«Красочный конкурс»

Каждой команде педагогов (из 5-6 чел.) предлагается плакат, на котором иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор. (народные и авторские сказки).

Русские народные сказки - Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Курочка-Ряба, Три медведя, Репка, Лисичка Сестричка и серый волк.

Авторские сказки- Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкин, Кот в сапогах, Красная Шапочка Ш. Перро, Дюймовочка Х. К. Андерсен,Айболит,Муха-Цокотуха (сказка в стихах) К. Чуковский, пьеса-сказка С. Я. Маршака 12 месяцев.

«Сказочная математика»

Назовите пять сказок, где героями выступают дед и баба. (Курочка Ряба, Репка, Колобок,

Баба решила связать варежку всем лесным героям сказки “Колобок”.

Сколько получится пар (ЧЕТЫРЕ ПАРЫ)

Полночь- это который час? (“Золушка” 12 ЧАСОВ)

Петушок испек всей семье по два пирожка. Сколько получилось пирожков? (Сказка “Колосок”- 6 пирожков)

Герои сказки “Репка” встретились с героями сказки “Колобок”. Они захотели попить чаю. Сколько чашек им понадобилось? (5+4=9)

На авторалли встретились все герои сказок “Три поросенка” и “Три медведя”. Сколько героев было на встрече? (4+4=8)

Крошечка Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: Одноглазкой, Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании? (8)

Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Курочка Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед и баба, если бы они не разбаловали свою мышку(1+3+5=9)

Назовите три сказки, героями которых были братья. 

(Три поросёнка, Сивка-Бурка, Лягушка Царевна)

Сколько лепестков у Цветика-семицветика? (7)

Какой по счёту стояла кошка в сказке Репка? (5)

Назовите пять сказок, героям которых была лиса. (Лисичка со скалочкой, Заюшкина избушка, Лисичка-сестричка и серый волк, Снегурушка и лиса, Колобок)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №36» г. Чебоксары « Духовно- нравственное воспитание детей посредствам сказки » Опыт работы воспитателя Красновой Т.В. 2022 г

Слайд 2

Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки. Цель :

Слайд 3

При проведении работы со сказкой используются следующие педагогические технологии: игровая здоровьесберегающая обучение в сотрудничестве опытно- исследовательская личностно – ориентированная полисенсорная строительно – конструктивные игры театрализованные игры. Сказка - одна из важных воспитательных средств

Слайд 4

Знакомство со сказкой и ее героями происходит постепенно - через усложнение от простого к сложному. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком ставятся следующие, более сложные. Усложняя задачу ребенок ставится в условия необходимости использования предмета – заместителя. С усложнением задач их решение также на последующих этапах усложняется: а) один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов; б) использование заместителей сопровождается словом, пояснением; в) используется несколько заместителей; В работе с детьми раннего возраста введение предметов – заместителей возможно одновременно с введением персонажей кукольного театра. Этапы введения сказки в работу с детьми раннего возраста

Слайд 5

Например: чтение художественной литературы мы используем книги, персонажи сказок, методы и приемы: чтение с рассматриванием иллюстраций и без наглядного сопровождения. Предполагаемые игры и ситуации с использованием сказок «Кто как разговаривает» (звукоподражание «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», интонационное изменение голоса («Маша и три медведя», «Волк и козлята», «Колобок») - «Кто где живёт» и др.

Слайд 6

формирование целостной картины мира; развитие художественного восприятия Решаемые задачи

Слайд 7

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: Содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной Оснащение уголков в группах раннего возраста

Слайд 8

Таким образом, дети, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должны накопить необходимый опыт деятельности и общения. Ребенок раннего возраста обогащает свой чувственный опыт в первую очередь через предметные действия, ситуативно-деловое общение со взрослым, т.о. совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя ДОУ "Экологическое воспитание детей дошкольного (школьного) возраста". «Райский сад»

Райский сад.Обычное здание в  селе Карабаново, Тепло и заботу для деток хранит.Здесь всегда царит смех и уют. Здесь жизни обучат, в мир взрослый введут.И главное в нём – нежность, ласка, тепло –В...

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию воспитателей средней группы «Боровички»

Иоанн Златоуст в свое время заметил,что если бы в обществе было хорошеевоспитание, то «людям бы не потребовалисьни суды, ни судьи, ни тюрьмы»....

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию воспитателей средней группы «Боровички»

Иоанн Златоуст в свое время заметил,что если бы в обществе было хорошеевоспитание, то «людям бы не потребовалисьни суды, ни судьи, ни тюрьмы»....

Опыт работы воспитателя ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"

Опыт работы воспитателя ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"...